МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
рабочая программа на тему

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литературы и искусства, истории своей семьи, истории родного края  в контексте истории Тамбовского края и России, знакомство с принципами историко-краеведческой работы,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mp_istoriya_formirov.d-n.ts_.docx64.33 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Мичуринский аграрный техникум»

(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)

        

                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

___________ С.Ю. Гусельникова

«___» _____________ 2016г.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

для обучающихся 1-2 курсов

 Срок реализации программы – 2 года.

Преподаватель истории:

Александрова Елена Николаевна

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета

Протокол №___ от ________________ 2016г.

Председатель_____________ А.В. Свиридов

Модифицированная образовательная программа «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» разработана для специальностей  среднего профессионального образования (далее – СПО)

43.02.02   Парикмахерское искусство укрупненной группы специальностей

43.00.00    Сервис и туризм

Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мичуринский аграрный техникум» (ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)

Разработчик:

Александрова Елена Николаевна, преподаватель ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум», 1 квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка

2.

Учебный план

3.

Учебно-тематический план 1 года обучения

4.

Учебно-тематический план 2 года обучения

5

Содержание программы

6

Методическое обеспечение программы 1 года обучения

7

Методическое обеспечение программы 2 года обучения

8

Список использованной  литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения  русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной православием (уважение к старшим , терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т. д.). Основной целью программы является формирование у учащихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, что является одной из главных задач современной школы.

Программа «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» отражает межпредметную интеграцию, что позволяет расширять тематику изучаемого материала, осуществлять актуализацию знаний учащихся.

Направленность программы

Данная программа имеет культурологическую  направленность: ориентирована на изучение детьми истории  и культуры, православных традиций и обрядов родного края, привития им любви и уважения к истории своей малой родины, обучению учащихся первоначальным навыкам исследовательской работы, работы с архивными и другими материалами.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литературы и искусства, истории своей семьи, истории родного края  в контексте истории Тамбовского края и России, знакомство с принципами историко-краеведческой работы, правилами ведения краеведческого поиска, сбор документов и экспонатов для краеведческого музея школы, приобщение к общекультурным и историческим ценностям (посещение музеев, театров,выставочных залов, православных храмов). Изучаемый материал актуален: проходя этапы освоения программы, обучающиеся получают глубокие знания по истории русской государственности, православной культуры, литературы и искусства, родного села,  Тамбовского края и России, приобретают навыки краеведческого поиска и научных исследований, учатся анализировать и систематизировать источники исторического краеведения (материальные, письменные и устные), расширяют свой кругозор, ощущая себя полноправными гражданами своей страны и истинными патриотами.

Осваивая тематический материал программы, обучающиеся приобретают коммуникативные навыки, навыки публичных выступлений, имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, быть способным к социальному взаимодействию.

         Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что знакомство с историко-культурным наследием  своего Отечества, родного края наиболее близка и доступна обучающимся детям.

Процесс реализации программы сопровождается созданием методических разработок отдельных занятий, краеведческих игр и викторин, наглядных пособий.

Цели и задачи программы:

Цель программы: знакомство учащихся с историко-культурным наследием; формирование гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры; обеспечение духовно-нравственного и психологического благополучия школьников.

Задачи программы:

Изучать историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру русского народа.

Знакомить с основами  культуры и искусства наших предков.

Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

Формировать умения и навыки историко-краеведческой и поисково-исследовательской работы.

Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, уважительное отношение к семейным  традициям.

Реализация задач возможна при условии проведения  систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса, использования  разнообразных форм занятий, выполнения творческих работ.

Курс дополнительной образовательной программы «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» реализуется полностью  за 2 года (два этапа).

Формы проведения занятий:

комбинированный урок

мини-конференция

ролевая игра, урок-игра (краеведческая викторина, историческая игра «Путешествие за три моря»)

интегрированный урок

литературно-музыкальная, поэтическая гостиная

инсценированное представление

экскурсия

экспедиция

Режим занятий:

    Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Это позволяет изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий (после изучения отдельных блоков), которые представляют собой инсценированные представления: праздники народного календаря, ярмарки, сценки, деревенские посиделки. Обязательным условием и залогом успеха является присутствие на итоговых занятиях гостей – зрителей. Образовательная и воспитательная работа должна носить деятельный характер. Недостаточно изучить теоретический материал, рассказать детям о дружбе, взаимопонимании, милосердии и т.д., необходимы реальные дела по сплочению детского коллектива, вовлечению в совместную творческую деятельность.

Итогом каждого года обучения является участие актива обучающихся в фольклорно-этнографической экспедиции, где они встречаются со старожилами села, узнать о народных праздниках, обычаях  и традициях из первоисточников. Приобретенные знания  по истории родного края, традициям  народа обучающие могут применить, отдыхая в летнем оздоровительном лагере, участвуя в районных и областных конкурсах и фестивалях.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через занятия по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы:

  1. Организация праздников народного календаря, тематических недель.
  2. Участие в фестивале народных игр.
  3. Участие в районных краеведческих конференциях и олимпиадах.

Учебный план:

Разделы программы:

1 год обучения

2 год обучения

Введение. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

2

2

Истоки русской государственности.

16

18

Истоки русской духовности

16

14

Истоки русской литературы и искусства.

18

16

История Тамбовского края.

6

8

Мой дом, моя семья.

8

10

Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.

4

2

9.

ИТОГО ЗА ГОД

70 час

70час

УЧЕБНО– ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

1 год обучения

ТЕМА               ЗАНЯТИЯ

Всего часов

В том числе

Дата проведения

теория

практика

I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине.

2

1

1

II

I. Истоки русской государственности

14

8

6

1

Кто были наши предки? Происхождение славянских народов.

Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян.

2

2

2

Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов.

2

1

1

3

Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской.

Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве.

2

1

1

4

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы.

Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван.

2

1

1

5

Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар.

2

2

6

Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная. Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле.

2

1

1

7

Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода.

2

2

III

II. Истоки русской духовности

14

6

8

1

Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения.

2

1

1

2

Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом.

Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах.

2

1

1

3

Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский.

Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий.

Творческое задание: разучивание духовных песен.

2

1

1

4

Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский.

2

2

5

Святые места земли Тамбовской, храмы, монастыри.

Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии.

2

1

1

6

Экскурсия в храмы г.Мичуринска

2

2

7

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему.

2

2

IV

III. Истоки русской литературы и искусства

16

11

5

1

Древние летописи. Летописцы.

2

2

2

Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую

2

2

3

 Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси.

Весенний цикл народных праздников. Масленица.

2

2

4

Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе.

Творческое задание: инсценировка русской народной сказки.

2

1

1

5

Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа.

Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр.

2

1

1

6

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в музее.

Экскурсия в краеведческий музей г.Мичуринска.

Итоговое занятие: инсценированное представление обряда народного праздника

2

1

1

V

IV. История Тамбовского края

6

3

3

VI

V. Мой дом, моя семья

8

3

5

1

Генеалогическое дерево. Значение знания истории своей семьи.

2

2

2

Источники памяти предков. Значение распространенных на Руси имен и фамилий.

2

2

3

Семейные традиции, реликвии, фотографии.

2

2

4

Судьба семьи в истории родного края, всей страны.

2

2

5

Обычай поминовения умерших у христиан, родительские дни.

2

2

6

Родословная.

Творческое задание: составление родословной; рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье.

2

1

1

7

Итоговое занятие: встреча с родственниками учащихся, помнящих Великую Отечественную войну, концерт для гостей.

2

2

VII

Заключение.

Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм.

Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов.

4

2

2

Всего часов:

70 часов

36 часов

34 часа

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения

ТЕМА               ЗАНЯТИЯ

Всего часов

В том числе

Дата проведения

теория

практика

I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

Введение. Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.

2

1

1

II

I. Истоки русской государственности

16

9

7

1

Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.

2

2

2

Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель.

2

2

3

Император Александр III Миротворец.

2

2

4

Судьба последнего Российского императора Николая II.

2

2

5

Благотворительность на Руси. Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям.

2

2

6

Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского сада.

2

2

7

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).

2

1

1

8

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.

2

2

III

II. Истоки русской духовности

8

3

5

1

Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).

2

1

1

2

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.

2

1

1

3

Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.

2

1

1

4

Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам

2

2

IV

III. Истоки русской литературы и искусства

12

4

8

1

Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

2

1

1

2

Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.

Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

2

1

1

3

Экскурсия в краеведческий музея г.Мичуринска

2

2

4

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

2

2

VI

Мой дом, моя семья

12

9

3

1

Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле.

2

2

2

Народная школа. Православная гимназия.

2

2

3

Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы

2

2

4

Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи.

2

2

5

Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

2

1

1

6

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

2

2

VIII

Заключительное занятие.

Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. 

Подведение итогов работы за год.

Итоговое тестирование

2

1

1

Всего часов:

70 часов

33часа

37 часов

Методическое обеспечение изучаемого курса дополнительной  образовательной программы первый год обучения:

ТЕМА               ЗАНЯТИЯ

Формы занятий

Формы подведения итогов

Приёмы и методы в организации работы

Техническое оснащение занятия, дидактический материал

I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине.

Беседа, инструктаж по Т\Б

Анкетирование

словесный, наглядный, беседа.

Журнал инструктажей

Анкеты

II

I. Истоки русской государственности

1

2

Кто были наши предки? Происхождение славянских народов.

Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян.

Рассказ, объяснение

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов.

Игра

Творческое задание инд.

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

4

Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской.

Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве.

Рассказ, объяснение

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

5

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы.

Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван.

Рассказ, объяснение

Творческое задание, диспут

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

6

Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар.

практикум

тест

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

7

Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная.

 Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле.

практическая работа в музее

Творческое задание, выставка рисунков

Инд. работа

Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея

8

Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода.

Инсценированное представление

Творч. отчёт

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

III

II. Истоки русской духовности

1

Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения.

объяснение

Выставка творч. работ

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

2

Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом.

Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах.

Круглый стол

Творческое задание

работа малыми группами

Дидактический материал, ТСО

3

4

Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский

. Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий.

Творческое задание: разучивание духовных песен.

практическая работа в библиотеке;

Творческое задание

Раб. по группам

Дидактический материал, ТСО, литература

5

Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский.

лекция

Круглый стол

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

6

Святые места земли тамбовской храмы, монастыри.

Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии.

практикум

Творческое задание

Инд.работа

Дидактический материал, ТСО

7

Экскурсия в храмы города Мичуринска

экскурсия

Тврч. отчёт

Коллективная работа

Фотоаппарат, блокноты

8

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему.

музыкально-поэтическая композиция

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

IV

III. Истоки русской литературы и искусства

1

Древние летописи. Летописцы.

Рассказ, беседа

Практическая работа в библиотеке

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО фонды школьной  библиотеки

2

Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую

инсценирование

концерт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

3

4

 Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси.

Весенний цикл народных праздников. Масленица.

конкурс

опрос

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, костюмы

5

Летние праздники русского народа: Зеленые святки, Троица, Ивана Купала. Обрядовые песни Белгородского края.

Творческое задание: разучивание обрядовых песен, рисунок народного гуляния.

Ролевая игра

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО, Литература, костюмы, фотоматериал

6

Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе.

Творческое задание: инсценировка русской народной сказки.

Практикум в библиотеке ;инсценирование

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература,  народные костюмы

7

Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа.

Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр.

Практическая работа

Выставка декоративно-приклад. Тв-ва

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, пластилин, картон, клей

8

Изготовление одежды крестьянами. Орнамент на предметах крестьянского быта. Резьба по дереву. Гончарство.

Творческое задание: рисунок народного орнамента.

Объяснение, рассказ

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея

9

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в музее.

Экскурсия в краеведческий музей г.Мичуринска

Итоговое занятие:инсценирование народного праздника

Ролевая игра-представление, экскурсия

инсценированное представление

Коллективная работа

экспонаты музея

V

Заключение

Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм.

Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов.

Устный журнал

Творческий отчёт, анкетирование

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

Методическое обеспечение изучаемого курса дополнительной  образовательной программы второй год обучения :

ТЕМА               ЗАНЯТИЯ

Формы занятий

Формы подведения итогов

Приёмы и методы в организации работы

Техническое оснащение занятия, дидактический материал

I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

 Введение. Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.

Беседа, инструктаж по Т\Б

Анкетирование

словесный, наглядный, беседа.

Журнал инструктажей

Анкеты

II

I. Истоки русской государственности

1

Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.

Рассказ, объяснение

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

2

Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный.

Император Александр II Освободитель.

Игра

Творческое задание инд.

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Император Александр III Миротворец.

Рассказ, объяснение

Творческое задание, диспут

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

4

Судьба последнего Российского императора Николая II.

практикум

тест

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

5

Благотворительность на Руси. Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям.

практическая работа в музее

Творческое задание, выставка рисунков

Инд. работа

Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея

6

Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского сада.

Просмотр фильма

диспут

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО,

7

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).

Беседа,практикум

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО, плакаты «Символика РФ»

8

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.

Инсценированное представление

Творч. отчёт

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

III

II. Истоки русской духовности

1

Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).

объяснение

Выставка творч. работ

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

2

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.

Круглый стол

Творческое задание

работа малыми группами

Дидактический материал, ТСО

3

4

Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.

практическая работа в библиотеке;

Творческое задание

Раб. по группам

Дидактический материал, ТСО, литература

5

Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам

лекция

Круглый стол

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

IV

III. Истоки русской литературы и искусства

1

Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

Рассказ, беседа

Практическая работа в библиотеке

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО фонды школьной  библиотеки

2

Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.

Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

инсценирование

концерт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

3

4

Природа родного края в поэтических произведениях поэтов -белгородцев. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях И. Чернухина, В. Михалёва, П. Рощупкина. Страницы биографии.

Творчество художников  Белгородчины. Экскурсия в художественный музей г. Белгорода

конкурс

опрос

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, костюмы

5

Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX- начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов

Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.

Ролевая игра

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО, Литература, костюмы, фотоматериал

6

Экскурсия в краеведческий музей г.Мичуринска

экскурсия

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература,  народные костюмы

7

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

Ролевая игра-представление,

Выставка декоративно-приклад. Тв-ва

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, пластилин, картон, клей

V

IV. История Тамбовского края

Дидактический материал, ТСО

1

Культурные традиции и обычаи Тамбовщины.  

практическая работа в библиотеке

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

2

Знаменитые земляки-мичуринцы.

. Объяснение, беседа

практическая работа в музее

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

 карта

4

Итоговое занятие: литературно-краеведческая гостиная «Малая Родина, ты частица России Великой».

. Объяснение, беседа поэтическая композиция

Творческое задание

Работа в группах.

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,толковый словарь

VI

V. Мой дом, моя семья

Дидактический материал, ТСО

1

Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле.

практикум

Творч. отчёт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

2

Народная школа. Православная гимназия.

Практикум в музее

Выст. Творч. работ

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы

практикум

Мини-конференция

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

4

Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи.

эспедиция

выставка

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

5

Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

беседа

опрос

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

6

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

Объяснение, практикум

Творческое задание

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

7

Заключительное занятие.

Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Подведение итогов работы за год.

Итоговое тестирование

Мини-конференция

тест

Работа в парах

фотоаппарат

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"

Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО

В рамках реализации ФГОС СПО внеурочная  деятельность  является неотъемлемой частью образовательного процесса. Во внеурочной деятельности на занятиях  по спецдисциплинам широко использу...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....