Презентация на тему "Происхождение человека" (11 класс)
презентация урока для интерактивной доски на тему

Ситниченко Елена Евгеньевна
цели и задачи урока: 
1.Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.
2. Научить школьников сравнивать предков человека и объяснять причины их сходства и различия , выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них.
3. Убедить старшеклассников в том что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx679.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение человека Презентацию выполнила Учитель 1-ой квалификационной категории Ситниченко Елена Евгеньевна

Слайд 2

Цель урока : 1. Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа. 2. Научить школьников сравнивать предков человека и объяснять причины их сходства и различия , выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них. 3. Убедить старшеклассников в том что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации.

Слайд 3

Откуда я ? Каждый человек в течение своей жизни ищет ответы на вечные вопросы: Кто я? Откуда? Зачем я? И куда уйду? Поэтому учитывая, что ответ на вопрос, результат некого инстинктивного чутья, внутренней уверенности, нежели научного или еще какого подхода, то просто попробуем выяснить это.

Слайд 4

Теории происхождения

Слайд 5

Теория Чарльза Дарвина: Сейчас в нашем мире преобладает точка зрения, высказанная в прошлом веке британским ученым Чарльзом Дар-вином , - человек произошел от обезьяны.

Слайд 6

Основные доказательства теории Дарвина: 1. Люди и обезьяны имеют очень сходное внешнее и внутреннее строение. Возможно, в далеком прошлом они имели общего предка.

Слайд 7

Доказательства теории Ч.Дарвина: 2. Периодически на Земле рождаются люди с такими особенностями, которые встречаются только у животных, - например, хвостик на месте копчика; несколько сосков на груди в ряд, как у свиньи; лицо, полностью покрытое волосами; клыки, как у хищников. Возможно, наши далекие предки имели хвосты, клыки, множество сосков, обильную шерсть. И сейчас, спустя тысячелетия, это странным образом проявляется у некоторых представителей человеческого племени.

Слайд 8

Доказательства теории Ч.Дарвина: 3. Антропологам удалось найти несколько останков древних людей, получивших названия неандертальцев, кроманьонцев, питекантропов. Судя по этим останкам, первобытные люди имели более примитивное строение тела, чем современные, - меньший объем черепа, низкий рост...

Слайд 9

Этапы становления человека : питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек неандертальцы Кроманьонцы и современные люди

Слайд 10

Эволюция приматов Насекомоядные Приматы Широконосые Узконосые Человекообразные обезьяны (антропоиды) (понгиды) Люди орангутанг, гориллы , ( Гоминиды ) Рамапитеки Дриопитеки Древесные обезьяны Австралопитеки(5 млн. лет назад) Человек умелый ( Homo Habelis ) Древнейшие люди (архантропы) ( Homo erectus) Питекантропы Синантропы Древнейшие люди( Homo sapiens) Первые современные люди (неоантропы) Кроманьонцы

Слайд 11

Факторы антропогенеза Биологические Биосоциальные Социальные Борьба за существование Труд; м ышление; сознание; речь Естественный отбор Возникновение прямохождения Вертикальное положение тела Совершенствование руки Увеличение объёма мозга

Слайд 12

Положение человека в животном мире Царство: животные Подцарство : многоклеточные Тип: хордовые Подтип: позвоночные Класс: млекопитающие Подкласс: плацентарные Отряд: приматы Подотряд: обезьяны Семейство: гоминиды(люди) Род: человек

Слайд 13

Доказательство эволюционного происхождения человека Эмбриологические доказатетельства Эмбриология – наука о зародышевом развитии Сравнительно-анатомические доказательства Сравнительная анатомия – наука о сравнении внешнего и внутреннего строения различных групп организмов Рудименты – органы, утратившие свое значение у человека, в процессе его исторического развития Атавизмы – случаи возвращения человека к предкам

Слайд 14

Происхождение и эволюция человека Учение о происхождение человека от животных впервые сформулировано на 1000 лет до н. э. в древнеиндийском трактате Аюрведе , а затем и в библии. В 17 веке в литературных источниках впервые появились описания человекообразных обезьян. В своей системе природы Карл Линней поместил человека и обезьян в отряд Приматы. А. Ламарк утверждал, что человек произошел от обезьяноподобного предка, который перешел от лазания по деревьям к хождению по земной поверхности, что привело к изменению стопы и руки. Ламарк считал так же, что проживание обезьяноподных предков человека стадами привело к развитию знаковой коммуникации – предпосылке речи. Ч. Дарвин указывал на важность социальных факторов эволюции, а Ф. Энгельс в 1896 году издал книгу «Роль труда в превращении обезьяны в человека», в названии которой отражен характер его взглядов на движущие факторы происхождения человека

Слайд 15

Доказательства происхождения человека от животных Человек наряду с видеоспецифичными особенностями имеет ряд общих черт, роднящих его с животными: 1 ) по признаку внутриутробного развития , кожи со множеством желез, молочным железам, дифференциации зубов, особенностями диафрагмы, наличию трех слуховых косточек в среднем ухе, наружных ушных раковин, а также сходству строения и функций внутренних органов; 2) по сходству скелетов; 3 ) по наличию органов рудиментов (подкожные мышцы, мышцы управляющие ухом, волоски на коже, аппендикса, рудимента хвоста – копчика, зубов мудрости и т. д. – всего у человека более 100 органов рудиментов) 4) по наличию органов атавизмов (волосяной покров тела, многососковость , хвостатость ) 5) по сходству развития зародышей (жаберные щели, как у рыб, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, наличие хвоста, пять отделов мозга (мозговых пузырей) и т. д.) 6) по сходству с человекообразными обезьянами (шимпанзе, гориллами, орангутангами, гиббонами): одинаковое выражение эмоций, развитая центральная система и способность к запоминанию, забота о потомстве, отсутствие хвоста, наличие ногтей на пальцах, вертикальное расположение тела при ходьбе, опора на руки, сходное строение кожи, органов чувств, общие группы крови, болезни и паразиты, сходный хромосомный набор, генотип (99 %) и т. д. Черты отличия человекообразных обезьян от человека: неспособность создавать орудия труда, оперировать понятиями, У человека появляются естественные изгибы позвоночного столба в связи с прямохождением , плоская форма грудной клетки, широкий таз, укрупнение костей нижних конечностей, уменьшение лицевого черепа по сравнению с черепной коробкой, увеличение у человека в 2,5 раза объёма мозга и 3,5 раза его поверхности.

Слайд 16

Движущие силы эволюции человека Процесс происхождения человека носит название антропогенеза. На начальных стадиях в эволюции человека преобладали биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование. Однако несколько тысяч лет тому назад, наряду с биологическими факторами, мощно проявляют себя социальные факторы антропогенеза: общественный характер труда, сознание и речь, трудовая деятельность. Труд начинается с изготовления орудий труда. Характерно, что создание орудий труда – это творческий процесс, отличающий животных от человека. С появлением орудий труда человек приобретает способность более существенно влиять на преобразование природы. С началом трудовой деятельности интенсивно протекает процесс антропоморфоза – морфологической эволюции человека. Органом труда при этом и его продуктом является рука, а биологические законы постепенно уступают по силе, интенсивности и важности законам социальным. Одновременно (с развитием руки) у предков человека стадность преобразуется в общественный образ жизни, а общий труд приводит к развитию членораздельной речи. С появлением речи формируется вторая сигнальная система, позволяющая воспринимать и оценивать действительность и историческое развитие общества с помощью слова. Развитие речи обусловило развитие мышления и, одновременно, ослабило действие биологических факторов развития человеческого общества. Преимущественное проживание на земле привело к замене вегетарианства всеядностью. Использование огня привело к уменьшению массы челюстного аппарата и укорочению кишечника.

Слайд 17

Религиозное учение.

Слайд 18

Теологизм и креационизм Это учение, согласно которому эволюция является способом, избранным Богом для сотворения мира и человека. Это учение имеет разные самоназвания: “православный”, “творческий”, “теистический” эволюционизм, “теологизм”, “конкордизм” и т.п. Это исконно православное учение о происхождении живого и неживого мира посредством сверхъестественного акта творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационистов был Жорж Кювье

Слайд 19

Теологизм. В Православном Предании мысль об эволюции не отторгается, а, напротив, получает новое звучание“До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному”, “Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животного стал человек”

Слайд 20

Креационизм. Человек с самого начала был создан в нынешнем виде. Никакой эволюции, никакого постепенного изменения внешности не было. Адам и Ева выглядели почти точно так же, как и мы, современные люди. Неандертальцы, питекантропы и кроманьонцы - это не промежуточные звенья на пути от обезьяны к современному человеку, а обычные малоразвитые люди, отклонения от нормы.

Слайд 21

«Инопланетная» теория. Примерно три миллиона лет назад где-то вблизи экватора спустился космический десант, доставивший на Землю первых посланцев.

Слайд 22

Посланцы из космоса. Благодаря работам археологов мы знаем, что эти поселенцы имели небольшой - около полутора метров - рост и своеобразное строение черепа. Большие глазницы, как у многих животных, ведущих ночной образ жизни, и челюсти, приспособленные к пережевыванию как растительной, так и мясной пищи, широкое носовое отверстие, свидетельствующее о хорошо развитом периферическом отделе обонятельного центра,- вот главные антропологические особенности скелетных останков австралопитеков - наших истинных прародителей.

Слайд 23

Как быть ? Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов, например, продолжает верить в то, что человек сотворён Богом, как сказано в Библии. Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка; «Десять тысяч лет спустя существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации к уроку "Человек советский..."

Приложения в виде презентаций к уроку по истории "Человек советский..."...

Презентация "Тема маленького человека в рассказе А.П. Чехова "Смерть чиновника"

Презентация помогает учащимся сконцентрироваться на идее и композиции рассказа.1слайд         Тема «маленького человека"                ...

Презентация по теме "Человек как главная философская проблема"

В презентации рассматриваются источники к формированию интереса к человеку, раскрываются содержание понятий индивид, индивидуальность, личность, свобода, ответственность, поиск смысла жизни....

Мультимедийная презентация "Этапы умирания человека. Методика проведения базовой сердечно-легочной реанимации у взрослых. Особенности реанимации в педиатрии".МДК 03.01 "Основы реаниматологии".Специальность 34.02.01 Сестринское дело.

Презентация открывается в программе Microsoft Office Power Point в форме электронного учебника.При открытие презентации откроется диалоговое окно в котором необходимо выбрать режим "только чтение...

Презентация на тему: "Человек как духовное существо"

В презентации "Человек как духовное существо" расскрываются такие философские понятия как: духовность, мораль, идеал, ценность, мировоззрение и его роль, виды мировоззрения....

Презентация на тему "Человек умелый"

Презентация на тему "Человек умелый"...

презентация части тела человека

Презентации по теме на урок...