Использование компьютерных технологий на уроках географии при изучении регионального компонента
статья на тему

Бапинова Анар Таниновна

Статья содержит основные направления работы по внедрению регионального компонента в усовиях преподавания естественного цикла, рассмотрена актуальность использования компьютерных технологий при изучении регионального компонента на уроках географии, приведены примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternykh_tekhnologiy.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Бапинова А.Т., ГУ сш №31

Статья содержит основные направления работы по внедрению регионального компонента в условиях преподавания предметов естественного цикла, рассмотрена актуальность использования компьютерных технологий при изучении регионального компонента на уроках географии, приведены примеры.

Вопросам изучения школьных предметов с использованием регионального компонента в нашей школе уделяется большое внимание. И это закономерно. Рост национального сознания, обретение республикой суверенитета, воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения делают необходимым разработку и внедрение регионального компонента содержания образования. На основании новой образовательной политики Республики Казахстан региональный компонент становится составляющей частью содержания образования для более полного удовлетворения культурно-образовательным потребностей общества. Одним из главных приоритетов регионального аспекта содержания является формирование личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, призванной реализовать себя в специфической для государстве и региона экономической и социокультурной среде. Воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу, казахстанскому патриотизму.

Слово «Регион» - означает часть территории, отличающейся от других областей совокупностью географических, культурно-исторических, национальных и других черт, следовательно, региональный компонент в содержании образования не ограничивается только областью научных знаний. Это прежде всего, история, культура, литература, промыслы, обычаи, традиции. В современных условиях формируется новая отрасль знаний «регионоведение».

В связи с вышеизложенным,  большое внимание в своей работе учителя уделяют     изучению  и  внедрению  регионального   компонента  в  учебно-

воспитательный процесс. В реализации данных задач каждый учитель, каждая школа находит свои пути решения.

Практика внедрения регионального компонента в учебно-воспитательном процессе в условиях преподавания предметов естественного цикла позволяет выделить три направления работы по внедрению регионального компонента в географического образования в школе. Это можно проследить схеме 1.

Первое направление - это учебная деятельность школьников. Здесь региональный компонент может быть представлен на разных этапах уроков географии, химии, биологии, истории, а также на уроках экологии. Это рефераты, доклады, сочинения, сообщения, практические работы.

Вторая часть - внеучебная деятельность учащихся. Это поисковая исследовательская работа, которая в конечном счете, может быть стать научным проектом учащихся, тематические классные часы, конференции и т.д.

Третье направление — внешкольная деятельность учащихся. Работа в кружках, посещение музеев. Выставок, участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах и т.д.

          Вся система работы по региональному компоненту отражается в календарном планировании уроков географии, дополняя и обновляя базовое содержание предметов через образовательные технологии.

Однако проблема формирования у школьников глубоких и прочных краеведческих знаний не решена, так как не хватает времени на уроках для более глубокого рассмотрения вопросов по региональному компоненту. Это объясняется тем, что в последние годы идет сокращение часов по географии (6, 7,9 класс), но объем изучаемого материла остается прежним, поэтому идет перегрузка учащихся на уроках географии.

Вопросам изучения географии с использование регионального компонента я уделяю большое внимание. В настоящее время при сокращении часов географии проблема формирования глубоких и прочных краеведческих знаний стала актуальна.   Учителю   приходится  выполнять  рутинную  работу  по  поиску

материала по региональному компоненту. Учащихся также необходимо приучать к творческой, научно-организованной работе с источниками.

Однако использование регионального компонента на уроках географии я уделяю большое внимание. Проблема нехватки времени решается путем использования интерактивных форм работы и использования компьютерных технологий. Использование информационных технологий при изучении регионального компонента позволяет привлекать очень большие объемы информации, вовлекать в учебный процесс новые источники и повышать их информационную технологию.

Известно, что активное использование информационных и коммутативных технологий в учебно-воспитательном процессе актуализируют потребности учащихся быть членом социальной общности. Отличаются улучшением грамотности и развития речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и , как следствие, общий рост успеваемости.

По мнению экспертов, новые информационные технологии обучения (НИТО) в образовательных учреждениях позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественным дисциплинам не менее чем на 30%. Объективность контроля знаний учащихся повышается на 25-20%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использование НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при пятибалльной системе обучения) Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранного языка повышается в 2-3 раза.

При изучении информации, используя компьютерные технологии можно организовать работу так, чтобы это было полезно при изучении региональных вопросов.

Использование компьютерной технологии на уроках географии при изучении регионального компонента:

1.        Изготовление наглядных пособий с привлечением учащихся,

которым трудно дается предмет, но благодаря им у нас есть дидактический материал, который можно использовать на уроке.

Пример. При изучении курса «Экономическая и социальная география Республики Казахстан», 9 класс в теме «Население и трудовые ресурсы РК» учащиеся строят графики, диаграммы.

2.        Подготовка заданий для обеспечения контроля ЗУН на уроке
(тесты, схемы, таблицы, рисунки и т.д.)

Пример. Для обеспечения контроля ЗУН в курсе «Экономическая и социальная география Республики Казахстан» составлены тесты на каждую тему с использованием тестов по региональному компоненту.

3.        Подготовка   рефератов,   сообщений   при   изучении   тем   по региональному компоненту. При этом учащиеся используют сеть Интернет,
учебные, электронные учебники.

Пример. При изучении темы «Охрана окружающей среды в Республике Казахстан» дети подготавливают сообщение на тему «Экология Восточного Казахстана»

4.        Использование     фотографического     материала     в     памяти
компьютера.

Пример. Фотографии природы Восточного Казахстана.

5.        Подготовка презентаций по различным темам (средство обучения
выступает как предмет освоения)

Пример. Презентация «Восточный Казахстан»

6.        Подготовка творческих работ (ребусы,  загадки,  кроссворды,
викторины по природе, экономике Восточного Казахстана, г.Усть-Каменогорска).
При составлении таких форм работ учащиеся много узнают нового в своем крае.
Большую    часть    учебного    материала    подбирают    самостоятельно    из
дополнительных источников.

Пример. Кроссворд «Восточный Казахстан»

7.        Метод проектов на уроке и внеурочной деятельности.

Метод проектов - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной  системы.  Внедрение  метода  проекта  позволяет  учителю

организовать освоение современных технологий, сформулировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными справочно-информационными системами, мультимедиа технологиями.

Метод проектов является методической основой интегрированного изучения разделов курса информатики и географии.

Проект. Тема нашего проекта «ВКО» изучается в региональном курсе географии (8-9 класс). Недостаток информации, постоянное обновление содержания заставляет обновлять материал. Изучение материала по родному краю делают его актуальным и интересным по ряду причин.

Во-первых, знакомство с районами, природой родного края в интересной доступной форме дает возможность познакомиться с объектами в их реальном изображении.

Во-вторых. Работа над географическим проектом ориентирует учащихся на более углубленное изучение курса по родному краю.

В-третьих. Созданные фильмы становятся визуальным демонстрационным материалом не только на уроках географии.

В-четвертых, наши учащиеся овладевают методикой презентации, которую смогут применить в своей будущей деятельности.

Пример. Проект «ВКО»

В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий при изучении регионального компонента имеет большое общеобразовательно-воспитательное значение. Как показывает жизнь, не устарела, а еще более обострилась проблема патриотического воспитания. Воспитание любви к своей Родине начинается, начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой родине» - своему родному краю. Краеведческие знании являются основой учебного предмета - географии своего региона, изучение которого является велением времени.

Уроки географии

Учебная деятельность учащихся

Схема 1

Уроки биологии

Уроки химии

Внедрение регионального ко содержание предметов естеств<

Уроки экологии

Тематические классные часы

Внеучебная деятельность учащихся

Поисково-исследовательские

работы

мпонента в гнного цикла

Посещение музеев,

        1

Внешкольная деятельность учащихся

выставок, экскурсий

Кружковая деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МУЛЬТИМЕДИА

Возможные интернет ресурсы для уроков английского языка...

Урок литературы с использованием компьютерной технологии и проблемного обучения Поэма А.Ахматовой "Реквием"

Урок литературы с использованием компьютерной технологиии проблемного обучения "Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"Конспект учебного заняти...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.

Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения  является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....

Использование информационно-компьютерной технологии на уроках биологии

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным ли...

Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"

В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, созд...

«Использование образовательных квест-технологий на уроках географии» (из опыта работы)

Квест – это совершенно новая форма, которая позволяет ребятам полностью погрузиться впроисходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен накоммуникационном взаимод...