Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии
методическая разработка на тему

Конасова Мария Григорьевна

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствовать новому времени, применять многообразные инновации, подстраивать их под специфику предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая работа 41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии

дисциплины

ОДБ.06. Химия

ОДБ.02. Биология

Разработчик:

Конасова М.Г. преподаватель первой  квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

2014-2015

Обсуждено на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МК ________________________ /______________/

Раздел 1. Теоретическая часть.

  1. Проблема применения инновационных технологий в ОУ

В настоящее время основной задачей стало развитие творческого потенциала учащегося, приобщение его к жизни в эпоху информационного общества. Информационная среда накладывает отпечаток на образ современного ученика. Это, в первую очередь, коммуникативная личность, способная критично относится к невероятному объему информации, работать с ней, отбирать и структурировать. Эти качества позволяют личности в новую эпоху информационного общества стать конкурентоспособными на рынке труда, получить возможность выбора и личностной реализации.

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствовать новому времени, применять многообразные инновации, подстраивать их под специфику предмета.

Инновационным технологиям посвящено множество работ современных дидактиков. Проблемой рационального использования технологий в ОУ является:

  1.  Низкое качество информационной обеспеченности (старая комплектация кабинетов, информационно-коммуникативная безграмотность и т.п.);
  2. Отсутствие работы в системе (периодичность применения таких технологий, как метод проблемного обучения, метод-проектов, конференция и др.);
  3. Перегрузка обучающихся современными технологиями, что ведет к дезориентации и потере интереса;
  4.  Разобщенность целей педагогических работников (стремление «перетянуть одеяло на себя», дискредитируя ряд дисциплин).

Каждый преподаватель, используя такие технологии, в реализации которых формируется компетентная личность, имеет к ним непосредственное отношение к ним, то есть применяет инновационные технологии на практике. Но применять технологии необходимо в системе, не забывая про фундаментальность науки. Таким образом необходимо прийти к компромиссу изобилия технологий и конечной цели – формированию компетентной личности.

В ходе изучения дисциплины химия и биология, так же открывается большой простор для реализации ИТ на практике. Кроме того, спецификой предметов естественнонаучного цикла является их фундаментальность, поэтому все технологии реализуемые на этих дисциплинах имеют особенность: их главная цель – интегрировать процесс обучения, показать целостность наук и облегчить процесс обучения, как для преподавателя, так и для ученика.

  1. Интеграция дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, профессионального циклов в аспекте инновационных технологий

Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Актуальность интегрированных уроков продиктована новыми запросами социума, предъявляемыми к выпускнику, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Однако, предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности знаний и умений выпускника образовательного учреждения, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры и формированию компетенций.

Кроме вышеперечисленного, интеграция может восприниматься как фактор формирования и укрепления психологического здоровья обучающихся. Обобщенность учебных дисциплин, использование общих терминов и подходов или ссылки на то, что на том или ином уроке эту же тему ученики рассмотрят более подробно или с введением новых терминов, помогает сформировать общую конечную цель образования – формирование здоровой и гармонично развитой личности. Нередко на уроках химии или физики обучающийся не может совершить элементарные математические расчеты, совершая грубые ошибки в округлении или выводе формул, хотя данные науки являются дисциплинами естественного цикла. Этот факт можно объяснить слабостью интегрированных связей между дисциплинами, что в итоге является упущением педагога.

С другой стороны направленная в одну сторону деятельность педагогов (например, введение общей терминологии или общих правил решения) приведет к быстрой и глубокой актуализации знаний, ускорит процесс решения задач по известному алгоритму и  тп. Таким образом, интегрировано ориентированная работа педагогов облегчит работу педагогов и понимание темы учениками, сэкономит время и переведет процесс на качественно новый уровень.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах [1,4].

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

  1. Инновационные технологии в рамках здоровьесберегающих технологий.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах ОУ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Методика интегрированного обучения имеет цели- помочь учащимся:

  • научиться познавать
  • научиться делать
  • научиться жить вместе
  • научиться жить в ладу с самим собой

Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления , не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни , критическое мышление помогает как никакое другое [5,9].

Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.

Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы.

Большая возможность использовать на интегрированных уроках различных технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях ОУ  - это здоровьесберегающий подход в обучении.

Раздел 2. Практическая часть

Методы инновационных технологий в аспекте интеграции дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, профессионального циклов

Основные методы, на который ставится упор в процессе изучения курса химии и биологии в колледже – проблемное обучение, составление алгоритмов, наглядных схем, обучающих презентаций, метод проектов. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии и биологии, немаловажную роль здесь играет связь насущной проблемы (которая относится к темам программ по химии или биологии) с другими дисциплинами и своей будущей профессией и жизнью.

Как показывает практика, с вопросами химии легче найти общие точки соприкосновения следующим дисциплинам: физика, математика, материаловедение у слесарей, профессиональные модули у продавцов, теории сварочных работ у сварщиков. Гораздо сложнее найти общие моменты с гуманитарными дисциплинами. С русским языком, с литературой, историей, обществознанием.

В таблице приведены примеры взаимосвязи некоторых тем дисциплин биологии и химии с дисциплинами гуманитарного цикла.

Так же в таблице отражены используемые методы, форму, задания и результаты, ожидаемые от работы с заданиями.

Таблица 1. Реализация метода проблемного обучения и др. в аспекте интегрированного обучения в ходе изучения дисциплины ОДБ.06.Химия и ОДБ.08. Биология и гуманитарного цикла

Дисциплина

Понятия ОДБ.06. Химии, ОДБ. 08. Биологии

Формы и методы реализации

Результат обучения

Русский язык и литература

Синонимы, иностранные приставки

Этимология новых понятий: атом, гомологический ряд, изомерия и др.

В ходе ознакомления с понятием, классу представляется возможность разобрать слово по составу, подобрать синоним, перевести греческие приставки.

Урок – дискуссия: с помощью наводящих вопросов преподавателя выясняется где и на каких уроках встречались с приставкой-отрицанием «а» (аритмия), приставкой «изо» (изотермический процесс) и т.п.

Формирование активной позиции, ощущение успешности и эрудированности, логики.

История

1. Тема:

Правление Николая 2, «распутинщина», Великая октябрьская революция

1. Тема: Генетика пола. Признаки, сцепленные с полом.

 

Задание: Привести пример известной исторической личности, императора России, у которого в семье родился ребенок с заболеванием гемофилия. Объяснить каким образом в генотип царской семьи попали мутантные гены. Почему для многих династий характерно большое изобилие генетических отягощений.

Формирует способность связывать отдаленные события в логические цепочки: средневековая традиция заключать близкородственные браки приводит к переходу накопленных мутаций в гомозиготное состояние, например появлению гемофилии. Больной ребенок в царской семье становится брешью в системе управления страной и рычагом воздействия на царя, что приводит к накаленной революционной ситуации.

2. Тема: Характеристика Древней Греции, эпохи средневековья, просвещения, нового времени

2. Развитие эволюционный идей

Задание:

  1. Охарактеризовать отношение к науке в Д.Греции, привести примеры известных ученых.
  2. Охарактеризовать отношение к науке в эпоху средневековья. Почему эту эпоху называют «темное время»?
  3. Охарактеризовать открытия, произошедшие в эпоху просвещения, почему эту эру называют эпохой «Возрождения»?

Входе изучения темы ученики приобщаются анализировать события их причины и последствия.

Например, эра средневековья характеризуются огромным влиянием на все сферы жизни религии, в том числе и на науку. Так как хр. религия  не предполагает развития жизни, идеи эволюционизма отметаются и приравниваются к запрету. Отсюда, преследование передовых ученых, инквизиция.

Обществознание, включая экономику и право

Тема: способ производства

Тема: этапы освоения окружающей среды (экология)

Задание:

  1. Охарактеризовать доаграрное общество и перечислить виды взаимодействия человека и природы.
  2. Охарактеризовать аграрное общество и перечислить виды взаимодействия человека и природы.
  3. Охарактеризовать индустриальное общество и перечислить виды взаимодействия человека и природы.
  4. Охарактеризовать постиндустриальное общество и перечислить виды взаимодействия человека и природы.

Способность анализировать, строить умозаключения, моделировать события, например, моделирование ситуации экологической проблемы в современное время.

2. Тема: модели развития общества

Тема: Направления эволюции

  1. Охарактеризовать линейную модель развития общества: регресс – прогресс и регресс – прогресс. Привести примеры организмов, находящихся на стадии прогресса и стадии регресса.

Активизация процессов мышления, приобщение отождествлять человека разумного как биологический вид, находящегося в тесной связи и зависимости от других живых существ.

  1. Глобальные проблемы современности

Темы: Химия и жизнь;

Влияние человека на биосферу;

Круговорот веществ в природе;

Биотехнологии и методы современной селекции

Задание: Выявить признаки, характеризующие глобальные проблемы человечества.

Предложить классификацию глобальных экологических проблем (список проблем предложен).

Владение информацией, способность расставлять приоритеты, классифицировать, и устанавливать взаимосвязи.

 

Таблица 2. Реализация проблемного и др. методов в аспекте интегрированного обучения в ходе изучения дисциплины ОДБ.06.Химия и ОДБ.08. Биология с естественным и профессиональным циклами

Название раздела, темы

Междисциплинарные связи (название дисциплины, суть связи)

Реализация междисциплинарных связей (форма, время на уроке)

Реализация практикоориентированного подхода (связь с другими дисциплинами, бытом и будущей профессией)

Раздел 1. Органическая химия

Введение в органическую химию. Углеводороды – 26 часов

Изомерия. Виды изомерии. Составление структурных формул изомеров

3

Физика: двигатели внутреннего сгорания, КПД двигателя, вещества, снижающие показатели КПД

Решение практикоориентированной задачи – на составление изомеров октана и формирование их названия по систематической номенклатуре.

Присутствие этого задания в экзаменационном вопросе № 3 (Задание повышенного уровня)

Составление изомеров октана, пояснение понятия октановое число бензина, уяснение факта снижения КПД двигателя внутреннего сгорания при использовании бензина 98, 95 и т.п.

Важнейшие классы органических веществ

4

Биология: разнообразие органических веществ. Применение органических веществ в промышленном производстве

В ходе беседы в начале урока – актуализация знаний

Актуализация знаний: самый известный растворитель – ацетон – простейший представитель кетонов; одна из наиболее простых аминокислот – известные таблетки с названием глицин; самый известный спирт – этанол и т.п. известные обучающимся факты.

Пространственно – электронное строение молекул метана и этана.

7

Геометрия: тетраэдр

Демонстрация структурной формулы метана.

Показать строение молекулы метана (шаростержневая модель или таблица), назвать геометрическую фигуру – тетраэдр.

Реакционная способность алканов. Взаимосвязь строения и свойств.

8

Физика: выделение теплоты, буквенное обозначение тепловой энергии и единицы измерения (Q), удельная теплота сгорания веществ (q).

В ходе беседы или решения задачи на горение вещества.

Объяснить, что в родственных дисциплинах – физике и химии, теплота обозначается буквой Q, имеет единицы измерения ккал или Дж.

Решение задачи по ТХУ вынесено на экзамен.

Применение реакции горения метана в быту (бытовой газ), уяснить (вспомнить) правила ТБ при работе с газовой плитой.

Нахождение в природе, физические и химические свойства алканов

9

География: полезные ископаемые – природный газ и нефть, расположение месторождений, место, занимаемое РФ по обеспеченности этими ресурсами;

Экология: загрязнение окружающей среды; экологически чистое топливо

Политика: сырьевая проблема

 Актуализация знаний и ссылка на то, что данная тема будет рассмотрена подробно в курсе экономической географии;

Выяснить в ходе дискуссии + и –  современного топлива.

Разъяснить косвенные причины многих локальных конфликтов

Объяснить понятие ресурсообеспеченность

Пояснить на примере горения пропана, почему газ – экологически чистое топливо и с чем связана опасность его использования

Решение задач на составление формул органических веществ по массовым долям элементов (Практическая работа)

12

Математика: расстановка коэффициентов в  уравнении, вывод формул, составление пропорции

Физика: молярный объем

Решение задач

Актуализация знаний: тема: идеальный газ, законы термодинамики; физические константы

Расстановка коэффициентов;

Вывод формул V=V*n; m=M*n

Составление пропорции, расчеты относительно 100%

Алкены. Изомерия, гомология и номенклатура алкенов

13

Материаловедение

Применение полиэтилена и полипропилена на производстве.

В ходе беседы при изучении  химических свойств веществ

Использование этих материалов для производства пластмасс, применение пластмасс на производстве как изоляционных материалов

Алкадиены. Строение, свойства. Каучуки.

16

Материаловедение

Применение каучуков на производстве, значение каучуков

В ходе актуализации знаний

Обобщение по теме

Пояснение в ходе дискуссии, что каучуки и искусственные и природный близки по свойствам, в нашей стране не используются натуральный каучук.

Строение молекулы ацетилена. Реакционная способность алкинов

17

Теория сварки: газовая сварка на основе ацетилена

Актуализация знаний (профессия сварщики);

В ходе беседы при изучении  химических свойств ацетилена (др. профессии)

Пояснить свойство ацетилена гореть с выделением большого количества энергии (Q), что позволяет производить сварку и резку металлов.

Физические и химические свойства бензола.

23

Биология: токсичные вещества, ядохимикаты и их классификация

В ходе изучения темы, беседа

пояснить токсичность многих органических веществ, возможность проникновения их в организм.

Возможность встречи в быту таких веществ как нафталин, ксилол и правила осторожного обращения с ними

Раздел 2. Кислородсодержащие органические вещества

Спирты. Классификация и номенклатура спиртов. Спирты в природе.

Химические свойства спиртов.

27

29

Биология: токсичность спиртов для организма, превращение спиртов в организме. Воздействие спиртов на половую, нервную и другие системы.

География: вымирание малых коренных народов севера нашей страны, причины развития алкогольной зависимости

Материаловедение:

Физические свойства спиртов

В ходе изучения химических превращений спиртов (формирование уксусного альдегида, разрушающего клетки печени, мозга, формирующего состояние «похмелья») – вынесено на 3-вопрос Экзамена

В ходе дискуссии

В ходе дискуссии

Разъяснение понятия «медицинский спирт», массовые доли алкогольной продукции – раствор спирта в воде.

Прямая связь судьбы ребенка с образом жизни родителей, формирование образа матери, влияние спирта на онтогенез.

Разъяснение основной причины снижения демографических показателей в РФ, объяснение высоких показателей смертности среди мужчин трудоспособного возраста, рождение каждого второго ребенка с пороками

Использование спиртов как широко известных растворителей, обезжиривающих реагентов для деталей

Экзамен и инновации в аспекте интеграции дисциплин различных циклов (см. приложение 1)

                                              Содержание

Раздел 1. Теоретическая часть

1.1.  Проблема применения инновационных технологий в ОУ

1.2. Интеграция дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, профессионального циклов в аспекте инновационных технологий

1.3. Инновационные технологии в рамках здоровьесбережения

 Раздел 2. Практическая часть

2.1.  Таблица 1. Реализация метода проблемного обучения и др. в аспекте интегрированного обучения в ходе изучения дисциплины ОДБ.06.Химия и ОДБ.08. Биология и гуманитарного цикла

2.2. Таблица 1. Реализация метода проблемного обучения и др. в аспекте интегрированного обучения в ходе изучения дисциплины ОДБ.06.Химия и ОДБ.08. Биология и гуманитарного цикла

2.3. Экзамен по ОДБ.06.Химия с учетом специфики технологии интеграционного обучения

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Заключение

Интегрированный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью запоминающихся опытов, задач, примеров из жизни, разбора ситуаций, презентаций и другого вместе с преподавателем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

  Необходимо помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы обучающимся, не все темы пройдены, поэтому так важна работа совместная коллектива. Поэтому стоит предварительно рассмотреть не только профессиональную составляющую профессий, которым обучают в колледже, но и глубоко изучить перечень тем близких предметов.

 

Литература

1.    Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 – 324c.

2.    Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. – c. 143 - 215.

Электронные и интернет ресурсы:

3.    Захаров Д.А. «Нетрадиционные формы обучения» [Эл. ресурс] http://www.referat.ru/referats/view/27952

4.    Ковтун Е.Д, Сазанова Е.И. «Интегрированный урок биологии и технологии» [Эл. ресурс] http://www.openclass.ru/ режим доступа свободный

5.    Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82

6.    Нечаева М.А. «Нестандартные уроки» [Эл. ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-98949.html

7.    Репкина В.Н. «Нестандартные уроки - путь к успеху» [Эл. ресурс] http://tana.ucoz.ru/load/411-1-0-220 Режим доступа свободный

8.    http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml

9.    Эверестова М.К. «Нестандартные игровые методы преподавания уроков биологии» [Эл. ресурс] http://festival.1september.ru/articles/100583/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование инновационных технологий на уроках учебной практики"

Виды инновационных технологий используемых на уроках учебной практики...

Использование инновационных технологий на уроках английского языка

    В настоящее время все преподаватели учебных заведений работают по новым образовательным стандартам. Для повышения мотивации студентов,  их общих и профессиональных компетенци...

Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках кулинарии для формирования профессиональных компетенций"

Работа содержит различные методики при проведении уроков по кулинарии, в том числе: игровые технологии, уроки конференции, проектная технология, проблемное и интерактивное обучение...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...