Решение клинических задач математическими методами
методическая разработка на тему

Ястребова Виктория Евгеньевна

Разработка урока-практикума по дисциплине " Математика" предназначена для преподавателей дисциплины ЕН.02 " Математика" раздел №5 " Основные численные математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского работника", тема №9 "Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ессентукский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

« Ставропольский государственный медицинский университет»

министерства здравоохранения Российской Федерации

РАЗРАБОТКА  УРОКА – ПРАКТИКУМА

дисциплина « Математика»

тема: « РЕШЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ»

Описание: 46183.jpg

Ессентуки, 2015г.

Разработчик:

   Ястребова В.Е. – преподаватель математики и информатики

   Ессентукского филиала СтГМУ

   Рецензент:

   Полякова Е.В. - заведующая отделением « Лечебное дело»,

   преподаватель первой   категории дисциплины

   « Информационные технологии в профессиональной деятельности»

    Ессентукского филиала СтГМУ

Разработка урока-практикума предназначена для

преподавателей   дисциплины  ЕН.02 «Математика»

РАЗДЕЛ №5 « Основные численные математические методы в

 профессиональной деятельности среднего медицинского работника»

ТЕМА № 9 « Решение прикладных задач в области профессиональной

 деятельности»  

Разработка выполнена  в соответствии с рабочими

 программами ЕН.02 по математике и требованиями

ФГОС    СПО.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК гуманитарных,

социально- экономических и математических дисциплин

протокол № ____________

от «______» ____________20____ года

Председатель ЦМК: ___________________  Е.В. Полякова

Разработка урока - практикума по дисциплине « Математика»

по  теме: « Решение клинических задач математическими методами»

Тип: урок по усвоению новых знаний

Время: 90 минут

Цель урока: формирование предметных компетенций по теме « Решение клинических задач математическими методами»

По окончании занятия студент:

имеет представление: об алгоритме решения задачи; о форме применяемой математической модели задачи или отдельного действия;

знает: основные виды математических моделей; алгоритмы ввода формул на базе справочного клинического материала; основные ошибки в применении алгоритма и расчётах;

умеет: представлять схему решения задачи ; работать с информацией; различать ошибки; использовать формулы для проведения вычислений.

Задачи урока

Образовательные:

  • изучить основные понятия: процент, пропорция, процентная концентрация раствора, степень гипотрофии;
  • формировать у студентов знаний, связанных с порядком выполнения манипуляций ( алгоритмом);
  • формировать у студентов знаний, связанных с построением математических моделей;
  • формировать у студентов знаний, связанных с применением правил ( правило « креста»);
  • формировать умение применять полученные теоретические знания на практике.

Развивающие:

  • содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля;
  • развивать познавательные интересы студентов;

1

  • содействовать развитию умений ориентироваться в учебном материале, обобщать, делать выводы;
  • развивать навыки коллективной и  самостоятельной работы;
  • развивать познавательный интерес к математическим методам в медицине.

Воспитательные:

  • воспитывать у студентов навыки коммуникативного общения;
  • развивать творческую активность студентов;
  • формировать у студентов целостное восприятие общей картины мира.

Ожидаемые результаты:

В результате освоенных знаний и умений студенты смогут

  • строить элементарные математические модели при решении клинических задач;
  •  искать и грамотно и умело применять справочную информацию.

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на занятиях современных развивающих методик.

Методы и приёмы:

- методы словесной передачи информации и слухового восприятия

 ( приём: информационный рассказ, беседа);

- методы передачи информации посредством практической деятельности студентов ( самостоятельная работа студентов);

- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие

( метод: показ компьютерной презентации);

- методика концентрации внимания( игра- ребусы);

- методы контроля( приём: самопроверка).

Формы организации работы на занятии:

групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: математика, русский язык, педиатрия, акушерство и гинекология, основы сестринского дела

Учебно- методическое обеспечение.

Дидактический материал: тест на проверку домашнего задания, текст лекции, задания для практической работы, опорные конспекты.

Технические средства обучения: АРМ учащихся и преподавателя, проектор, экран, доска, мел, справочные таблицы ( прибавки роста, веса детей)

2

Структура и методический инструментарий урока.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Методические приёмы

Деятельность студентов

1

Организационный этап

  1. Дисциплинарный момент: приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности студентов к занятию; проверка подготовленности кабинета к занятию
  2. Организация внимания

Техническая пятиминутка

Упражнение: разгадай ребус

Приветствуют преподавателя. Староста докладывает об отсутствующих

2

Этап закрепления знаний

  1. Преподаватель проводит опрос студентов по теме « Процентная концентрация растворов »

а) устно и

б) в форме теста.

       2.    Проверяет знания студентов, используя ключ к тесту.

     3.Демонстрирует электронную презентацию «Искусственный интеллект в медицине»

Метод контроля

фронтальный опрос

Приём самоконтроля

компьютерная форма тестирования;

Приём самоконтроля

студенты проверяют работы, используя ключ к тесту

АРМ-ы студентов

Студенты комментируют слайды

3

этап актуализации знаний, мотивации целеполагания

Преподаватель готовит студентов к мотивации и целеполаганию.

  1. Сообщает тему урока.
  2. Формулирует цели урока.
  3. Знакомит студентов с планом занятия

Приём стартовой актуализации знаний

Демонстрация слайдов

Воспринимают информацию на слух

Записывают тему и план занятия в рабочих тетрадях

4

этап усвоения новых знаний

Представляет содержание нового материала:

  1. формулы;
  2. алгоритмы;
  3. математические модели;
  4. справочные таблицы.

Преподаватель проводит разбор задач.

Преподаватель акцентирует внимание студентов на возможных ошибках рассуждений, построения ММ, применения формул, вычисления

Объяснение.

Сообщение алгоритма решения конкретных клинических задач.

Метод наглядной передачи информации

Методы передачи информации с помощью практической деятельности студентов.

Преподаватель задаёт промежуточные вопросы

По ходу объяснения делают записи в рабочих тетрадях.

Воспринимают информацию, выполняют примеры.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Задают вопросы

Проверяют правильность ведения записей в тетрадях

5

этап практической работы.

  1. Предлагает студентам разбиться на пары.
  2.  Даёт инструкции по выполнению практической работы.

Метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов.

Применение методики консультирования и взаимопомощи

Выполняют практическую работу

6

этап подведения итогов

Кратко напоминает цель урока, оценивает, насколько она достигнута; Оценивает подготовленность и активность студентов на уроке. Подчёркивает связь математических методов с медицинской практикой

Метод оценки знаний

Высказывают своё мнение 1) о достижении поставленной цели, 2) актуальности темы, 3) задают вопросы

7

Этап « домашнее задание»

  1. Решить задачи из задания № 34
  2. Составить кроссворд по теме « Математические методы в медицине»

Демонстрация слайдов

Записывают домашнее задание в рабочих тетрадях

8

Рефлексия

  1. Задаёт вопрос: « Комфортно и интересно ли было на занятии?»
  2.  Благодарит учащихся за работу

Самооценка

Прикрепляют карточку соответствующего цвета (  « Да»- оранжевая, « Нет»- чёрная) на доску.

Литература:

Омельченко В.П., Демидова А.А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» , 2-е издание. СПО. Ростов- на Дону, « Феникс», 2010 г. Глава №7, стр. 170 – 188

Дополнительная литература:

  1. Щипачёв В.С. Высшая математика: учебник для вузов. – 4-е изд., стер.- М.: Высшая школа. 2010.- 479 с.
  2. Судаков К.В. Нормальная физиология. – М.: 2011.- 718 с.
  3. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие для практических занятий / под ред. Кучеренко В.З.. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012. – 192 с.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ №1

  1. Рассчитать долженствующую массу тела ребёнка в 5 месяцев, если масса тела при рождении составляла 3000 грамм.

  1. Дана пропорция   10  =   5   , найти x.

                                  X       4  

  1. Четверо пациентов получают в сутки 6 гр. Бициллина-5. Сколько требуется препарата в сутки, если поступают ещё 2 больных с аналогичным диагнозом?      

ВАРИАНТ №2

1.26 человек поступили в травмпункт с переломом конечностей, что составило 13% от всех обратившихся. Сколько человек обратилось в травмпункт?

2.Сколько граммов NaCl и какой объём воды надо взять для приготовления 200гр 0,9% раствора NaCl?

3.Рассчитайте долженствующую длину тела ребёнка в 5 лет, если длина тела при рождении составила 49 см.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Решение текстовых задач алгебраическим методом"

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образовательного образованияРостовской области«Шахтинский педагогический колледж» Допущена к защите...

«Использование математических методов для решения практических задач по физике и электротехнике»

Математика для Ньютона была главным орудием в физических изысканиях; он подчеркивал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по с...

Геометрические методы решения алгебраических задач.

В статье рассказывается о методах решения алгебраических задач геометрическими методами....

Дополнительная образовательная программа по физике «Методы решения физических задач»

Решение же задач позволит учащемуся включиться в познавательную деятельность, найти для решения задачу по силам.  Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 8-9 классах в рамках пре...

Координатно-векторный метод решения геометрических задач

Решение стереометрических задач координатно-векторным методом....

Координатно-векторный метод решения геометрических задач

Решение стереометрических задач координатно-векторным методом....