«Использование математических методов для решения практических задач по физике и электротехнике»
статья на тему

Математика для Ньютона была главным орудием в физических изысканиях; он подчеркивал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по существу математика является частью естествознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование математических методов для решения практических задач по физике и электротехнике»

Природе присуща та фундаментальная особенность,  что самые основные физические законы описываются  математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой.

 Поль Дирак

Математика для Ньютона была главным орудием в физических изысканиях; он подчеркивал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по существу математика является частью естествознания.

Цель:

  1. Определить сущность и функции межпредметных связей физики, электротехники и математики.
  2. Показать использование математических методов для решения практических задач по физике и электротехнике; какие понятия математики и каким образом используются в физике и электротехнике.

Введение.

Происходящие изменения в образовании ориентируют студентов на решение проблем различной степени сложности на основе приобретенных знаний, умений и навыков.

С учетом главных целей в образовании выделяют несколько групп ключевых компетенций: информационные, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные и др.

Подготовка компетентного студента является одной из целей компетентностно-ориентированного обучения.

В рамках учебно-познавательных компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания. На мой взгляд, именно к рамкам учебно-познавательных компетенций относится владение математическими методами при решении практических задач по физике и электротехнике, а также при выполнении лабораторных работ по данным предметам.

Основная часть.

Математика, физика считаются наиболее трудными предметами общеобразовательного цикла. Интеграция физики и электротехники с математикой может сделать изложение физики и электротехники более ясным и доступным на всех уровнях ее изучения. Непонимание студентами какого-либо вопроса из курса физики или неумение решить задачу по электротехнике часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составлением и решением математических уравнений, неумением проводить алгебраические и геометрические построения. Современное преподавание требует органического сочетания экспериментального и теоретического методов изучения физики и электротехники, выявление сути физических законов на основе доступных студенту понятий элементарной математики. Такой подход одновременно обеспечивает повышение уровня математических знаний, формирует логическое мышление, осознание единства материального мира.

Связи между математикой и физикой многообразны и постоянны. Современный курс математики построен на идеях множества, функции геометрических преобразований. Обучающиеся изучают производные элементарных функций, интегралы и дифференциальные уравнения. Математика не только дает физике вычислительный аппарат, но и обогащает ее в идейном плане. На уроках математики студенты учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики и электротехники состоит в том, чтобы ознакомить обучающихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.

Однако из центральных математических понятий в курсе физики – понятие функции. Понятие функции играет в физике и электротехнике исключительно важную роль. По существу любой физический закон считается четко сформулированным, когда ему дана математическая форма, т.е. он записан в виде функциональной зависимости между физическими величинами. Так, в цепях переменного тока зависимость силы тока от времени изменяется по закону гармонического колебания (косинуса или синуса). Графически эта зависимость является синусоидой или косинусоидой, т.е.функцией.

В курсе математики рассматривают координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции; строят их графики, исследуют и применяют их основные свойства. Все это позволяет осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы.

Так, при изучении темы «Уравнение состояния идеального газа.  Изопроцессы», рассматривается функциональная зависимость между двумя термодинамическими параметрами при постоянном третьем параметре: Р(V) при Т=const, Р(Т) при V=const? V(T) при P=const.   Выполняется построение графиков. На закрепление материала даю задания: по графику исследовать с помощью каких процессов газ переведен из одного состояния в другое? Как при этом изменяются термодинамические параметры газа? Как меняется состояние газа? По графику обучающиеся определяют, что происходит с газом, как меняется его состояние при изменении параметров.

При выполнении лабораторных работ также используется построение графиков для изучения функциональной зависимости между физическими величинами. Так, в лабораторной работе по теме «Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на ее зажимах» студенты по результатам эксперимента строят график зависимости Р(U) . В лабораторной         работе по теме «Снятие вольт-амперной характеристики полупроводникового диода» по результатам опыта выполняется построение графика I(U), в лабораторной работе по электротехнике «Последовательное и параллельное соединение катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах» также выполняется построение графиков.

Усвоение координатного метода помогает также пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности движения при изучении всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.

Для курса физики и электротехники знание производной и интеграла открывает перспективы в плане возможности более строгого определения некоторых физических величин; точной записи второго закона Ньютона и закона электромагнитной индукции; получения формулы ЭДС индукции, возникающей в рамке при ее вращении в магнитном поле; упрощения работы с графиками; и, наконец, рассмотрения видов равновесия тел не только с позиций действия сил, но и с энергетической точки зрения.  Знание обучающимися производной и интеграла позволяет выработать у них общий подход к определению физических величин и решению графических задач физического содержания. Так, понятие производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во  времени и пространстве, например, скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др. Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы. Пользуясь идеями симметрии, с которыми обучающиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, изучить построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей. В электротехнике, например, поток электрического поля математически записывается через интеграл по поверхности; работа электрического поля по перемещению зарядов, разность потенциалов (напряжение)  рассчитываются тоже через  интеграл.

Понятия дифференциала и логарифма натурального используется в электротехнике при изучении цилиндрического конденсатора и двухпроводной линии. В теме «Нелинейные цепи» рассматриваются понятия дифференцированное сопротивление и дифференцированная форма закона Ома, причем в этом виде закон Ома выполняется точно и всегда.

Заключение.

Изучение математики и естественных дисциплин происходит параллельно и, таким образом, математика часто используется в физике и в определенной мере даже определяет ход физического образования. Развитие физической теории опирается на имеющийся определенный математический аппарат, но последний совершенствуется и развивается по мере его использования в физике. Математический аппарат, используемый на уроках физики, необходимо определять в соответствии с фундаментальными фактами, понятиями и теориями, содержащимися в учебной информации курса физики. Преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении алгебры и начала анализа. Интеграция в изучении общеобразовательных дисциплин помогает студентам усвоить информацию с наименьшими затратами времени и ресурсами памяти, а также сформировать целостную картину мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.

При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

Организация работы группы при использовании активных методов обучения на практических занятиях

Суть темы исследования связана с целесообразностью использования активных методов обучения на лабороторно - практических занятияхв учебном процессе учреждений профессионального образования....

Решение практических задач на определение вероятности события

Практическая работа "Решение практических задач на определение вероятности события"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

Статья рассматривает инновационные технологии обучения студентов, которые дают наиболее выраженный эффект и коэффициент усвоения нового материала студентами, а также формирует профессиональные навыки....

Презентация по теме "Заключение и прекращение брака (решение практических задач)"

Презентация по дисципилине ОП.07 Семейное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения по теме "Заключение и прекращение брака (решение практических задач)"...