Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»
учебно-методическое пособие на тему

Бунина Татьяна Сергеевна

Адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или

лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_mikrobiologiya.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение 

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы микробиологии»

(название)

« Экономика и ветеринария цикл»

_____________________ профиль

основной профессиональной образовательной программы

по специальности (ей) 36.02.01

                                                      (код)

«Ветеринария»

(название специальности)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КИРСАНОВ, 2014

Составитель:

Бунина Татьяна Сергеевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»

– является частью основной профессиональной образовательной программы ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» по специальности СПО «Ветеринария»

Разработанной в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»

Адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или

лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

стр.

1

Введение……………………………………………………………………

2

Образовательный маршрут……………………………………………….

3

Содержание дисциплины…………………………………………………

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……….        

5

Глоссарий…………………………………………………………………..

6

Информационное обеспечение дисциплины…………………………….

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине  «Основы микробиологии»

предназначен для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению новой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. УМКД облегчит Вам работу как на учебных занятиях (теоретических и практических), так и при выполнении самостоятельных работ (выполнение домашнего задания, подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине).

В УМКД все содержание дисциплины «Основы микробиологии»

разбита на смысловые блоки (разделы), которые , в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у Вас целостное изучение предмета. Структура каждой темы построена следующим образом:

  • Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) – Их нужно знать!
  • План изучения темы (вопросы необходимые для изучения)
  • Краткое изучение теоретического вопроса Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты рассматриваемые преподавателем на занятии. Данный материал также будет Вам полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и практическим работам.
  • Практическая работа (если предусмотрена в теме). Оформляется в виде отчетов в тетрадях. Выполнение практических работ обязательно!
  • Задания для самостоятельного выполнения Во внеурочное время (оформляется в виде рефератов, докладов, схем, заполнение таблиц, расчетных данных.

            (Перечисляются предусмотренные виды самостоятельных работ)

  • Вопросы для самоконтроля по теме (ориентированы на вопросы точек рубежного и итогового контроля по дисциплине)

После каждого тематического раздела дается перечень умений, которыми должен овладеть студент после изучения тем данного информационного блока. Прочитав перечень умений, Вы должны объективно оценить степень вашей практической подготовки по данному разделу. Если какое-либо из требуемых умений Вами не освоено, необходимо обратиться за помощью к преподавателю или попытаться еще раз самостоятельно с помощью данного УМКД пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную (см. Информационное обеспечение дисциплины),  завести тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы,

необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по

каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме

позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на за-

нятии.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на

основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится зачет

Зачет  сдается по билетам, вопросы к которому приведены в конце УМКД.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

- обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;

- проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

- пользоваться микроскопической оптической техникой.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

- основные группы микроорганизмов, их классификацию;

- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;

- основные группы микроорганизмов, их классификацию;

- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;

- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

- правила отбора, доставки и хранения биоматериалов;

- методы стерилизации и дезинфекции;

- понятия патогенности и вирулентности;

- чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

- формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.

- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

- правила отбора, доставки и хранения биоматериалов;

- методы стерилизации и дезинфекции;

- понятия патогенности и вирулентности;

- чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

- формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Общие компетенции ОК

ОК №1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК№2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК №3 принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК №4Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК №5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК №6Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями.

ОК №7Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК №8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК №9Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК №10Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

                                                        

В ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум» на дисциплину «Основы микробиологии» по специальности «Ветеринария»  профиля отводится 60 часов, в том числе 40 часов аудиторной нагрузки и 20 часов самостоятельной работы студентов. Освоение дисциплины требует обязательного выполнения студентами ___-ти точек рубежного контроля, ___-ти практических работ. Зачет по «Основам микробиологии» выставляется на основании теоритических и практических знаний  

                                        

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вывсегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном надвери кабинета преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи

количество

лабораторные занятия *

6

практические занятия *

4

Точки рубежного контроля *

Итоговая аттестация

зачет

Желаем Вам удачи!

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1 Основы общей микробиологии

Тема 1.1 Основы классификации и морфологии

Основные понятия и термины по теме:бактерии, вирусы, патогенные грибы, риккетсии, микоплазмы, хламидии

План изучения темы

1.Значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных, микробиологии в ветеринарии. Классификация и морфология микроорганизмов, бактерий.  

2.Основные группы микроорганизмов, морфология бактерий.  

3.Морфология актиномицетов, спирохет, микоплазм. Морфология риккетсий, грибов.

Краткое изложение теоретических вопросов:Микробиология изучает строение, жизнедеятельность, условия жизни и развития мельчайших организмов, называемых микробами, или микроорганизмами.

Микробы есть везде: в воздухе, в воде и в почве, в организме человека и животных. Они могут быть полезны, и их используют в производстве многих пищевых продуктов. Они могут быть вредны, вызывать заболевания людей, животных, порчу продуктов и др.

Микробы были открыты голландцем А. Левенгуком (1632-1723) в конце XVII в., когда он изготовил первые линзы, дававшие увеличение в 200 и более раз. Он положил начало описательному характеру новой науки. Открытия Луи Пастера (1822-1895) доказали, что микроорганизмы отличаются не только формой и строением, но и особенностями жизнедеятельности. Пастер установил, что дрожжи вызывают спиртовое брожение, а некоторые микробы способны вызывать заразные болезни людей и животных. Пастер вошел в историю как изобретатель метода вакцинации против бешенства и сибирской язвы. Всемирно известен вклад в микробиологию Р. Коха (1843-1910) — открыл возбудителей туберкулеза и холеры, И. И. Мечникова (1845-1916) — разработал фагоцитарную теорию иммунитета, основоположника вирусологии Д. И. Ивановского (1864-1920), Н. Ф. Гамалея (1859-1940) и многих других ученых.

Классификация и морфология микроорганизмов

Микробы характеризуются огромным разнообразием видов, отличающихся строением, свойствами, способностью существовать в различных условиях среды. Они могут быть одноклеточными, многоклеточными и неклеточными.

Микробы подразделяют на бактерии, вирусы и фаги, грибы, дрожжи. Отдельно выделяют разновидности бактерий — риккетсии, микоплазмы, особую группу составляют простейшие (протозои).

Различают три основные формы бактерий — шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы и др.), извитые (вибрионы, спирохеты, спириллы).

Шаровидные бактерии (кокки) имеют обычно форму шара, но могут быть немного овальной или бобовидной формы. Кокки могут располагаться поодиночке (микрококки); попарно (диплококки); в виде цепочек (стрептококки) или виноградных гроздьев (стафилококки), пакетом (сарцины). Стрептококки могут вызывать ангину и рожистое воспаление, стафилококки — различные воспалительные и гнойные процессы.

 Формы бактерий: 1 — микрококки; 2 — стрептококки; 3 — сардины; 4 — палочки без спор; 5 — палочки со спорами (бациллы); 6 — вибрионы; 7- спирохеты; 8 — спириллы (с жгутиками); стафилококки

Палочковидные бактерии самые распространенные. Палочки могут быть одиночными, соединяться попарно (диплобактерии) или в цепочки (стрептобактерии). К палочковидным относятся кишечная палочка, возбудители сальмонеллеза, дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза и др. Некоторые палочковидные бактерии обладают способностью при неблагоприятных условиях образовывать споры. Спорообразующие палочки называют бациллами. Бациллы, напоминающие по форме веретено, называют клостридиями.

Спорообразование представляет собой сложный процесс. Споры существенно отличаются от обычной бактериальной клетки. Они имеют плотную оболочку и очень малое количество воды, им не требуются питательные вещества, а размножение полностью прекращается. Споры способны длительно выдерживать высушивание, высокие и низкие температуры и могут находиться в жизнеспособном состоянии десятки и сотни лет (споры сибирской язвы, ботулизма, столбняка и др.). Попав в благоприятную среду, споры прорастают, т. е. превращаются в обычную вегетативную размножающуюся форму.

Извитые бактерии могут быть в виде запятой — вибрионы, с несколькими завитками — спириллы, в виде тонкой извитой палочки — спирохеты. К вибрионам относится возбудитель холеры, а возбудитель сифилиса — спирохета.

Бактериальная клетка имеет клеточную стенку (оболочку), часто покрытую слизью. Нередко слизь образует капсулу. Содержимое клетки (цитоплазму) отделяет от оболочки клеточная мембрана. Цитоплазма представляет собой прозрачную белковую массу, находящуюся в коллоидном состоянии. В цитоплазме находятся рибосомы, ядерный аппарат с молекулами ДНК, различные включения запасных питательных веществ (гликогена, жира и др.).

Микоплазмы - бактерии, лишенные клеточной стенки, нуждающиеся для своего развития в ростовых факторах, содержащихся в дрожжах.

Некоторые бактерии могут двигаться. Движение осуществляется с помощью жгутиков — тонких нитей разной длины, совершающих вращательные движения. Жгутики могут быть в виде одиночной длинной нити или в виде пучка, могут располагаться по всей поверхности бактерии. Жгутики есть у многих палочковидных бактерий и почти у всех изогнутых бактерий. Шаровидные бактерии, как правило, не имеют жгутиков, они неподвижны.

Размножаются бактерии делением на две части. Скорость деления может быть очень высокой (каждые 15-20 мин), при этом количество бактерий быстро возрастает. Такое быстрое деление наблюдается на пищевых продуктах и других субстратах, богатых питательными веществами.

Вирусы — особая группа микроорганизмов, не имеющих клеточного строения. Размеры вирусов измеряются нанометрами (8-150 нм), поэтому их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа. Некоторые вирусы состоят только из белка и одной из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК).

Вирусы вызывают такие распространенные болезни человека, как грипп, вирусный гепатит, корь, а также болезни животных — ящур, чуму животных и многие другие.

Вирусы бактерий называют бактериофагами, вирусы грибов - микофагами и т. п. Бактериофаги встречаются повсюду, где есть микроорганизмы. Фаги вызывают гибель микробной клетки и могут использоваться для лечения и профилактики некоторых инфекционных заболеваний.

Риккетсии — микроорганизмы, занимающие промежуточное положение между бактериями и вирусами. Как и вирусы, они являются внутриклеточными паразитами.

Грибы являются особыми растительными организмами, которые не имеют хлорофилла и не синтезируют органические вещества, а нуждаются в готовых органических веществах. Поэтому грибы развиваются на различных субстратах, содержащих питательные вещества. Некоторые грибы способны вызывать болезни растений (рак и фитофтора картофеля и др.), насекомых, животных и человека.

Клетки грибов отличаются от бактериальных наличием ядер и вакуолей и похожи на растительные клетки. Чаще всего они имеют форму длинных и ветвящихся или переплетающихся нитей - гифов. Из гифов образуется мицелий, или грибница. Мицелий может состоять из клеток с одним или несколькими ядрами или быть неклеточным, представляя собой одну гигантскую многоядерную клетку. На мицелии развиваются плодовые тела. Тело некоторых грибов может состоять из одиночных клеток, без образования мицелия (дрожжи и др.).

Грибы могут размножаться разными путями, в том числе вегетативным путем в результате деления гиф. Большинство грибов размножаются бесполым и половым путями при помощи образования специальных клеток размножения - спор. Споры, как правило, способны длительно сохраняться во внешней среде. Созревшие споры могут переноситься на значительные расстояния. Попадая в питательную среду, споры быстро развиваются в гифы.

Обширную группу грибов представляют плесневые грибы (рис. 2). Широко распространенные в природе, они могут расти на пищевых продуктах, образуя хорошо видные налеты разной окраски. Причиной порчи продуктов часто являются мукоровые грибы, образующие пушистую белую или серую массу. Мукоровый гриб ризопус вызывает «мягкую гниль» овощей и ягод, а гриб ботритис покрывает налетом и размягчает яблоки, груши и ягоды. Возбудителями плесневения продуктов могут быть грибы из рода пениииллиум.

Отдельные виды грибов способны не только приводить к порче продуктов, но и вырабатывать токсические для человека вещества — микотоксины. К ним относятся некоторые виды грибов рода аспергиллус, рода фузариум и др.

Полезные свойства отдельных видов грибов используют в пищевой и фармацевтической промышленности и других производствах. Например, грибы рода пениииллиум применяются для получения антибиотика пенициллина и в производстве сыров (рокфора и камамбера), грибы рода аспергиллус — в производстве лимонной кислоты и многих ферментных препаратов.

Актиномицеты — микроорганизмы, имеющие признаки и бактерий, и грибов. По строению и биохимическим свойствам актиномицеты аналогичны бактериям, а по характеру размножения, способности образовывать гифы и мицелий похожи на грибы.

 Виды плесневых грибов: 1 — пенициллиум; 2- аспергиллус; 3 — мукор.

Дрожжи — одноклеточные неподвижные микроорганизмы размером не более 10-15 мкм. Форма клетки дрожжей бывает чаще круглой или овальной, реже палочковидной, серповидной или похожей на лимон. Клетки дрожжей своим строением похожи на грибы, они также имеют ядро и вакуоли. Размножение дрожжей происходит почкованием, делением или спорами.

Дрожжи широко распространены в природе, их можно обнаружить в почве и на растениях, на пищевых продуктах и различных отходах производства, содержащих сахара. Развитие дрожжей в пищевых продуктах может приводить к их порче, вызывая брожение или закисание. Некоторые виды дрожжей обладают способностью превращать сахар в этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называется спиртовым брожением и широко используется в пищевой промышленности и виноделии.

Некоторые виды дрожжей кандида вызывают заболевание у животных и человека — кандидоз.

Задания для самостоятельного выполнения:

Доклад: «Значение микроорганизмов в  природе».

Составление схемы строения клетки.

Зарисовка основных форм бактерий, плесневых грибов.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Каковы основные группы микроорганизмов ?
  2.  На каких принципах основана классификация микроорганизмов ?
  3. На какие группы по  форме делятся бактерии?
  4. Какую форму имеют кокки ?
  5. Какую форму имеют стафилококки ?
  6. Какую форму имеют стрептококки ?
  7. Как располагаются диплококки ?

8.Как располагаются тетрококки ?

9. Как располагатсясарцины ?

10. Чем отличаются бактерии от бацилл ?

11. Какие виды бактерий подвижны ?

12. На какие формы делятся извитые формы бактерий ?

13. Какие микроорганизмы имеют форму запятой ?

Выполнение лабораторной работы:

Приготовление и исследование мазков из культур бактерий и органов. Микробиологические исследования и оценка полученных результатов.

Тема1.2. Физиология микроорганизмов

Основные понятия и термины по теме: белки, жиры, углеводы, обмен веществ (питание), аутотрофы, гетеротрофы, анаэробы, аэробы, факультативные аэробы и анаэробы. Питательные среды.

План изучения темы

1.Химический состав микроорганизмов, обмен веществ, дыхание, выделение токсинов. Размножение и рост бактерий.

2.Микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования.

Краткое изложение теоретических вопросов:

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ БАКТЕРИЙ

 По химическому составу микроорганизмы мало отличаются от других живых клеток.

Вода составляет 75-85% , в ней растворены химические вещества.

Сухое вещество 15-25%, в состав входят органические и минеральные соединения

ПИТАНИЕ, ДЫХАНИЕ, РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ

Питание бактерий

 Поступление в бактериальную клетку питательных веществ осуществляется  несколькими способами и зависит от концентрации веществ, величины молекул, рН среды, проницаемости мембран и др.      

 По типу питания микроорганизмы делятся на:

автотрофы – синтезируют все углеродсодержащие вещества из СО2;

гетеротрофы – в качестве источника углерода используют органические вещества;

сапрофиты – питаются органическими веществами отмерших организмов;

паразиты – живу за счет органических веществ живой клетки.

Дыхание бактерий

 Дыхание, или биологическое окисление основано на окислительно-восстановительных реакциях, идущих с образованием молекулы АТФ.

 По отношению к молекулярному кислороду бактерии можно разделить на три основные группы:

облигатные аэробы – могут расти только при наличии кислорода;

облигатные анаэробы – растут на среде без кислорода, который для них токсичен;

факультативные анаэробы – могут расти как при кислороде, так и без него.

Рост и размножение бактерий

 Большинство прокариот размножаются бинарным делением пополам, реже почкованием и фрагментацией.

 Бактерии, как правило, характеризуются высокой скоростью размножения. Время деления клетки  у различных бактерий колеблется довольно в широких пределах: от 20 минут у кишечной палочки до 14 часов у микобактерий туберкулеза.

 На плотных питательных средах бактерии образуют скопления клеток, называемые колониями.

 На жидких средах рост бактерий характеризуется образованием пленки на поверхности, равномерного помутнения либо осадка.

ФЕРМЕНТЫ БАКТЕРИЙ

 Важную роль в обмене веществ микроорганизмов играют ферменты.

 Различают:

эндоферменты – локализуются в цитоплазме клеток;

экзоферменты – выделяются в окружающую среду.

Ферменты агрессии разрушают ткань и клетки, обусловливая широкое распространение микробов и их токсинов в инфицированной ткани.

Биохимические свойства бактерий определяются составом ферментов:

сахаролитические–расщепление углеводов;

протеолитические – расщепление белков,

липолитические – расщепление жиров, и являются важным диагностиче6ским признаком при идентификации микроорганизов.

 Для многих патогенных микроорганизмов оптимальными являются температура 37°С и рН 7,2-7,4.

Пигменты бактерий.

Многие микроорганизмы в процессе своей жизнедеятельности синтезируют пигменты, различающиеся по цвету, химическому составу и растворимости.

Если пигменты нерастворимы в воде, окрашивается только колонии микроба, растущая на питательной среде, а если растворимы - окрашивается и питательная среда.

 Цвет пигмента используется в качестве теста для идентификации пигментообразующих бактерий.

 Пигменты обеспечивают:

защиту от УФ радиации

участвуют в реакциях синтеза

обладают антибиотическим действием.

ПРИНЦИПЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

 Большинство бактерий и грибов культивируются на естественных и искусственных, плотных и жидких питательных средах, в оптимальных для них условиях. На питательных средах микроорганизмы при размножении образуют определенной морфологии колонии, что определяет их культуральные свойства.

Идентификацию бактерий в исследуемом материале проводят на основании определения морфологических, биохимических, культуральных и других свойств микроскопическими, микробиологическими и другими методами исследования.

Задания для самостоятельного выполнения:

Доклад: «Химический состав клетки»

Реферат:«Деление клетки».

Схема- конспект: «Питание, дыхание, размножение, рост бактерий».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие вещества входят в состав микробной клетки ?
  2. Чем отличаются микробы- сапрофиты от паразитов по характеру обмена веществ ?
  3. Принципы культивирования микроорганизмов ?
  4. Каковы различия между аэробами и анаэробами ?
  5. Ферменты микробов и их свойства ?
  6. Как размножаются микроорганизмы ?
  7. Какую роль в обмене веществ микроорганизмов играют ферменты?
  8. Какие группы микробов называют гетеротрофами ?
  9. Каких микробов называют паразитами ?
  10.  Что характерно для анаэробов ?

Выполнение лабораторной работы:

Приготовление простых питательных сред.

Тема 1.3.  Экология микроорганизмов.

Основные понятия и термины по теме:коли- титр, коли- индекс, микробное число, интерференция, фактериофагия, антибиотики, стерилизация, пастеризация, тиндализация, дезинфекция, антисептика, асептика.  

План изучения темы:

1.Распространение микробов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха, организма животного, растений и кормов.

2.Влияние на микроорганизмы химических, физических и биологических факторов, их использование для уничтожения микрофлоры.

3.Методы стерилизации и дезинфекции. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам

Краткое изложение теоретических вопросов:

Коли-индекс – количество кишечных палочек в 1 л. Воды, коли-титр – наименьшее количество воды в которой находится хотя ба одна кишечная палочка.

Микробное число – общее число бактерий в одном мл.воды (путем высева на Агар в чашках Петри и последующего подсчета выросших колоний).

Интерференция-это подавление жизнедеятельности одного вида микроба другим, фактериофагия- бактериофаги переводятся с греческого языка как "пожиратель бактерий". Они относятся к особым представителям царства вирусов, однако в отличие от других видов, бактериофаги умеют использовать бактериальные клетки для размножения.

Эти микроскопические создания очень разнообразны и представляют собой крупнейшую из известных групп вирусов.

На сегодняшний день бактериофаги включают в себя тринадцать семейств, которые делятся на сто сорок родов, а те в свою очередь содержат 5300 видов. Благодаря стараниям ученых и изобретению электронного микроскопа, мы можем в мельчайших деталях изучить их строение. Выяснилось, что большинство фагов имеют строение, более сложное, чем вирусы животных, растений и даже человека.

Бактериофаги очень мелкие, неклеточные организмы. Средняя величина одного экземпляра 0,1-0,2 миллимикрона, а проще говоря, миллионные доли миллиметра, что составляет 1/100 часть от клетки обычной бактерии размером около пяти микрон.

Внешний вид бактериофагов тоже непривычный. Среди них есть роскошные кристаллы, с четкими гранями, расположенные на ножках, словно космические корабли. Их стенки состоят из белковых молекул, а внутри расположена бесценная генная информация - дезоксирибонуклеиновая кислота и рибонуклеиновая кислота, или же ДНК и РНК.

Где обитают бактериофаги?

Среда обитания, как и морфология, бактериофагов очень разнообразна. Их можно встретить везде, где обитают бактерии - в земле, воздухе, воде, в атмосферных осадках, на предметах, одежде и еде, на шерсти животных и коже, а также внутри нашего организма.

Словом, там, где много микроорганизмов, можно встретить много бактериофагов. Самым излюбленным местом обитания фагов является вода и почва с органическими удобрениями и чернозем.

Пастеризация- обеззараживание объекта при 65-95 градусах в течении нескольких минут с последующим быстрым охлаждением до 10-12 градусов.

Тиндализация-дробная стерилизация при которой материал прогревают в течении 2-7 дней на водяной бане при 56-75 градусах по 30-60 минут.

Дезинфекция-комплекс мероприятий направленных на обеззараживание объектов внешней среды, обсемененных патогенной микрофлоры.

Антисептика- уничтожение микробов с помощью химических дезинфицирующих веществ.

Асептика- система мер по предотвращению попадания микробов в раны, ткани, органы, полости тела при лечебных, профилактических и диагностических манипуляциях.  

Задания для самостоятельного выполнения:

Доклад: «Методы стерилизации и дезинфекции».

Конспект: «Микрофлора почвы».

Реферат: «Влияние на микроорганизмы химических, физических и биологических факторов».

Презентация: «Экология микроорганизмов»

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Какие  факторы влияют на состав микрофлоры почвы?

2.Какие факторы влияют на состав микрофлоры воды?

3.Какие факторы влияют на состав микрофлоры воздуха ?

4.Какие факторы влияют на состав микрофлоры животного организма ?

5. Как действуют на микроорганизмы физические и  химические факторы и вещества ?

6. Чем отличается   коли- титр от коли- индекса ?

7. Что такое  коли- индекс ?

8. Объясните явление фактериофагии.

9. Для чего проводится стерилизация?

10. Чем отличается  пастеризация от  тиндализации ?

11. Что такое  антисептика и  асептика?

Выполнение лабораторной работы:

Техника посева бактерий на питательных средах и их исследование.

Тема 1.4.Взятие патологического материала.

Основные понятия и термины по теме:патологический материал, гнойные истечения из органов и тканей, соскобы с пораженных участков тканей, мазок крови, паренхиматозные органы.

План изучения темы:

1.Правила взятия патологического материала. Взятие крови для изготовления мазков при жизни животных и у трупов.

2.Взятие кала, трубчатых костей, кишечника. Правила отбора, доставки и хранения биоматериалов.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Инструкция  по забору материала для  бактериологического исследования.

Для получения достоверного результата анализ должен проводиться не менее чем  через 2 недели после последнего приема антибиотиков и (или) антибактериальных препаратов. Заморозка материала не допускается.

Материал доставляется в лабораторию в течение первых 3-4 часов после забора.

Моча

Утром после тщательного туалета наружных половых органов в стерильную посуду собирают порцию свободно выпущенной  мочи в количестве 3-10 мл.

Фекалии

Материал собирается после естественной  дефекации в подкладное судно (латок). Перед  сбором материала лоток предварительно  промывается проточной водой несколько раз, ополаскивается кипятком. Испражнения в количестве 5 грамм (из разных мест средней части) из судна (лотка) забирается в стерильный флакон.

Истечения из глаз

Гнойные истечения предварительно удаляют ватным тампоном, смоченным в стерильном физиологическом растворе. Забор материала производят вращательным движением  стерильного аппликатора с ватным наконечником и помещают  в стерильную пробирку с транспортной средой или в стерильную пробирку, взятую в лаборатории.

Истечения из уха

Гнойные истечения из ушной раковины и слухового прохода предварительно удаляют ватным тампоном, смоченным в стерильном физиологическом растворе, по направлению изнутри наружу. Забор материала производят из слухового прохода вращательным движением  стерильного аппликатора с ватным наконечником и помещают  в стерильную пробирку с транспортной средой или в стерильную пробирку, взятую в лаборатории.

Истечения из раны

Гнойные истечения и корочки следует удалить ватным тампоном, смоченным в стерильном физиологическом растворе, по направлению  от центра к периферии. Забор материала производят вращательным движением  стерильного аппликатора с ватным наконечником и помещают  в стерильную пробирку с транспортной средой или в стерильную пробирку, взятую в лаборатории.

Истечения из влагалища (у сук) и препуция (у кобелей)

Утром после тщательного туалета наружных  половых органов, тампоном, смоченным стерильным физиологическим раствором, производят забор материала вращательным движением  стерильного аппликатора с ватным наконечником и помещают  в стерильную пробирку с транспортной средой или в стерильную пробирку, взятую в лаборатории.

Истечения из носа

Гнойные истечения и (или) корочки предварительно удаляют ватным тампоном, смоченным в стерильном физиологическом растворе по направлению изнутри наружу. Забор материала производят вращательным движением  стерильного аппликатора с ватным наконечником и помещают  в стерильную пробирку с транспортной средой или в стерильную пробирку, взятую в лаборатории.

Соскобы с пораженных участков кожи

В лабораторию необходимо отправлять соскобы эпидермиса из очага поражения и корки с периферии очага, а также отделяемое содержимое при его наличии.  При множественности очагов отбор следует проводить отдельно из очагов расположенных  на разных участках тела. Материал отбирают в стерильные пробирки, взятые в лаборатории.

Патологический материал  необходимо брать  специальными инструментами в стерильную посуду. Патматериал должен быть взят как можно раньше после смерти животного, особенно  в теплое время года. Начавшееся разложение трупа может сделать его непригодным для исследования. Консервированный (30%-ный  водный раствор химически чистого глицерина или стерильное вазелиновое масло) или замороженный патматериал отправляют в том случае, если невозможно доставить его в лабораторию  в течение ближайших 24-30 часов.

Материал от животных, подозрительных по заболеванию инфекционной болезнью, должен быть тщательно упакован, опломбирован или опечатан. На каждый отправляемый материал  заполняют сопроводительный документ по соответствующей форме, где указывают вид, пол и возраст животного, его инвентарный номер или кличку, кому принадлежит, перечисляют наименование направляемых  органов, указывают вид исследования, краткое описание клинических признаков и патологоанатомических изменений. Указывают дату заболевания животного,  дату падежа или вынужденного убоя, предположительный диагноз, какие болезни исключить, дату отправки материала, подпись врача с расшифровкой и печать.

Сибирская язва.

Направляют ухо, перевязанное у основания, или мазок крови, полученной из надреза уха; от трупов свиней – участки отечной соединительной ткани и заглоточные, подчелюстные, а также другие лимфатические узлы, в которых имеются характерные  патологоанатомические изменения.

Ухо отрезают с той стороны, на которой лежит труп. Предварительно его туго перевязывают шпагатом  у основания в двух местах и отрезают между перевязками. Место отреза уха на трупе прижигают.

Если подозрение на сибирскую язву возникло при вскрытии трупа животного (кроме трупов свиней), вскрытие прекращают и на исследование направляют часть селезенки.

Шерсть - не менее 10  образцов  массой около 2 г каждый из разных мест упаковки. Образцы объединяют и упаковывают вместе.

Почва - обследуемую площадь разбивают на квадратные участки (сторона каждого не более 4 м). Почвенным буром отбирают пробу массой 20-30 г по углам и в  центре каждого участка.

Вода - с поверхности и дна. Объем каждой пробы не менее 0,5л общий объем  не менее 1л.

Бруцеллез.

Абортированный плод  с плодовыми  оболочками (от свиноматок берут не менее 3-х плодов) или селезенку, печень, желудок плода с содержимым, перевязанный со стороны пищевода и 12-ти перстной кишки, и околоплодную жидкость. Жидкий материал берут в стерильную посуду.

Туберкулез.

От млекопитающих - лимфатические узлы: заглоточные, подчелюстные, бронхиальные,  средостенные, брыжеечные; лимфатические узлы, взятые в области илеоцекального соединения и подвздошной кишки упаковывают отдельно от остальных лимфатических узлов. Портальные, предлопаточные,   надвыменные,  поверхностные паховые лимфатические узлы и внутренние органы (легкие, печень, почки) направляют только при наличии  туберкулезных изменений. Парные лимфатические узлы отбирают оба. Трупы птиц направляют целиком.

Колибактериоз (отечная болезнь).

Для посмертной  диагностики  от телят, ягнят и поросят - долю печени с желчным пузырем; сердце, перевязанное лигатурой, селезенку, пораженный участок  тонкого отдела кишечника, перевязанный с двух концов лигатурой, с 2-3 пакетами регионарных  лимфатических узлов, трубчатую кость. Кишечник  вместе с регионарными  лимфатическими узлами упаковывают отдельно  в полиэтиленовый пакет.

Для прижизненной диагностики - фекалии больных диареей животных (не менее чем от 5  животных с одной фермы). Пробы массой 1-2 г от каждого больного животного берут во время  дефекации или из прямой кишки в стерильные пробирки.

Для диагностики колибактериоза птиц направляют  из неблагополучных  птичников по 3-5 свежих трупа.

Листериоз.

Трупы мелких животных, от крупных паренхиматозные органы (часть печени, селезенку, почку, пораженные участки легких), абортированный плод.

Пастереллез.

Трупы мелких животных, птиц, от крупных паренхиматозные органы  (часть селезенки, печени, почек), сердце с перевязанными сосудами,  трубчатую кость. При поражении легких -  кусочки на границе нормального и измененного участков, миндалины, бронхиальные, средостенные и заглоточные лимфатические  узлы.

Сальмонеллез.

Фекалии, мочу, трупы мелких животных, эмбрионы птиц и павшую птицу, абортированные плоды с плодовыми оболочками и околоплодной жидкостью, от крупных паренхиматозные органы  (печень с желчным пузырем и лимфатическими узлами, селезенку, почку), мезентериальные лимфатические узлы, трубчатую кость, сердце, перевязанное лигатурой. Для установления сальмонеллоносительства - печень, селезенку, фолликулы.

Стафилококкоз, стрептококкоз.

Трупы мелких животных, птиц, от крупных паренхиматозные органы  (часть селезенки, печени, почек), легкое, сердце с перевязанными сосудами,  трубчатую кость, пораженные суставы, абортированные плоды, истечения из шейки матки, содержимое абсцессов, синовиальную  жидкость из воспаленных суставов.

Рожа (эризипелоид) свиней.

Для исследования направляют трубчатую кость, селезенку, печень, почку, легкое, сердце от 2-3 трупов синей.

Дизентерия.

Стекла с мазками для микроскопического исследования. Стекла заворачивают  в пергаментную бумагу. Для посмертной  - слизистая оболочка большой ободочной кишки павших или убитых с диагностической целью свиней.

Пищевые токсикоинфекции.

Часть мышцы сгибателя или разгибателя передней и задней конечностей  длиной не менее 8см или кусок другой мышцы размером не  менее 8х6х6см; лимфатические узлы – поверхностный шейный или собственно подкрыльцовый и наружный подвздошный вместе с окружающей их соединительной и жировой тканью, а от свиней -  поверхностный шейный или подкрыльцовый первого ребра и надколенный; долю печени и желчным пузырем, почку и селезенку.

Кампилобактериоз.

От коров, нетелей и овцематок - слизь из шейки матки, стерильно взятую  в первые 3-4 дня после аборта (при отсутствии гнойных выделений из матки) или в период охоты. Слизь берут также  от животных, у которых наблюдается расстройство  полового цикла, также в период охоты.

От быков - препуциальную слизь, сперму, секрет  придаточных половых желез, взятые с соблюдением стерильности.

Сперму от быков берут при помощи искусственной вагины.  Секрет придаточных половых желез получают путем массажа через прямую  кишку. Пробы слизи берут стерильным марлевым тампоном при помощи специальных инструментов. Тампоны со слизью помещают  в пробирки с 3-5 мл  стерильного физ. раствора  и доставляют не позднее чем через 6 ч после взятия.

Сап.

Подчелюстные, заглоточные, бронхиальные, средостенные лимфатические узлы, носовую перегородку, гортань, глотку, трахею а также  измененные участки легкого, печени, селезенки, кожи с подкожной клетчаткой.

Эмкар.

Кусочки пораженных мышц, экссудат из крепитирующего отека. Пораженный участок разрезают в глубину и из средней части мышцы отбирают  кусочки пораженной ткани. В случае вскрытия трупа берут также кусочки печени, селезенки и кровь сердца.

Контагиозный метрит лошадей.

От нежеребых кобыл  - слизь из шейки матки, взятая в период половой охоты, от жеребых кобыл – слизь из клиторной ямки; от жеребцов – слизь из уретрального канала.

Для получения проб цервикальной слизи стерильную полистироловуюосеменительную пипетку соединяют со шприцем при помощи резиновой трубки длиной 2-3 см и набирают 2 мл  стерильного физ. раствора. Пипетку вводят через зеркало в канал шейки матки на глубину 2-3 см, впрыскивают раствор и насасывают его обратно вместе с маточно-цервикальной  слизью. Пробу сливают в пробирку с 3 мл стерильного физ. раствора. Можно пользоваться  приборами Павловского, Жабоедова или шприцем-катетером  для искусственного осеменения коров.  От жеребых кобыл во избежание аборта  пробы  отбирают из клиторной ямки с помощью стерильного марлевого тампона без помощи зеркала. Тампон помещают в пробирку с 3 мл  стерильного физ. раствора. От жеребцов  пробы берут стерильным  марлевым тампоном  из уретрального канала с помощью пинцета. Тампон помещают в пробирку с 3 мл  стерильного физ. раствора.

Некробактериоз.

Пораженные копыта  вынужденной убитых и павших животных, не подвергавшихся лечению, соскобы или кусочки пораженных тканей копыт,  внутренних органов  с участками на границе пораженных  и здоровых  тканей.

Злокачественный отек.

Для исследования направляют  кусочки пораженных мышц, тканевой экссудат и паренхиматозные органы, а от трупов овец, кроме того, направляют часть  сычуга  и тонкого отдела кишечника  с содержимым.

Мастит коров.

Молоко отбирают  из четвертей вымени реагирующих на тест – мастидин или димастин и дающих  положительную пробу отстаивания с соблюдением правил асептики. Отбирают 5-10 мл альвеолярного молока в конце дойки. Доставка должна осуществляться  в течение 3-4 часов с момента взятия проб в специальных емкостях, обеспечивающих  температуру не выше 80-100С, или в термосе со льдом.

Бактериальные болезни пчел.

(Американский и европейский  гнилец, парагнилец, септицемия, сальмонеллез, порошковидный расплод)

Образцы сотов размером 10х15 см  с больными и погибшими личинками. Образцы помещают в деревянный ящик, отделяя их друг от друга и от стенок деревянными планками. Соты нельзя обертывать бумагой.  Заплесневевший материал для исследования не пригоден. Цитробактериоз пчел - по 50 живых  пчел или трупов свежего подмора от каждой больной  пчелиной семьи. При гибели пчелиных семей не менее 50  трупов пчел из верхнего слоя подмора. Пчел помещают в стеклянные банки, закрытые тремя слоями марли.

Бактериальные болезни рыб.

(Аэромоноз или краснуха  карпов, аэромоноз или фурункулез лососевых, вибриоз рыб, флексибактериоз рыб, псевдомоноз рыб.)

Не менее 5 живых рыб с признаками  болезни. Рыба с признаками хронического течения заболевания для исследования  на аэромоноз или краснуху  карпов не пригодна.

Вода.

Пробу отбирают из пробоотборного крана. Не допускается  использовать  водораспределительные  сетки, шланги, насадки и т.п.

Кран стерилизуется путем обжига.  Перед отбором  воду сливают не менее 10 минут  при полностью открытом кране.  Перед отбором напор воды может быть уменьшен.  Используют стеклянные емкости (500 см3) с плотно закрывающимися пробками (стеклянными, силиконовыми или из других материалов, не оказывающих влияния на жизнеспособность микроорганизмов) с защитным колпачком. Допускается использовать для отбора проб одноразовые стерильные емкости. Пробу отбирают с соблюдением стерильности. Во время отбора пробка и края емкости не должны чего-либо касаться.  Ополаскивать емкости не допускается.  Если через пробоотборный кран происходит постоянный слив воды, отбор производят без предварительной  стерилизации крана, не изменяя напор воды и существующей конструкции крана.  Пробу маркируют и сопровождают документом отбора проб воды с указанием места, даты, времени забора, фамилии специалиста, отбиравшего пробу, и другой информации. Доставку проб питьевой воды осуществляют в контейнерах-холодильниках при температуре (4 - 10) °С. В холодный период года контейнеры должны быть снабжены термоизолирующими прокладками, обеспечивающими предохранение проб от промерзания. При соблюдении указанных условий срок начала исследований от момента отбора проб не должен превышать 6 ч. Если не может быть соблюдено время доставки пробы и температура хранения, анализ пробы проводить не следует.

Смывов.

Смывы берут стерильными ватными или марлевыми тампонами, закрепленными на проволоке в пробке пробирок. Перед взятием смыва тампон погружают  в жидкость. После взятия смыва  пробку с тампоном вновь вставляют в пробирку, так чтобы тампон погрузился в  раствор.

Отобранные пробы маркируют и сопровождают документом отбора проб. Сопроводительный документ должен быть  составлен в 2-х экземплярах и в нем должна присутствовать опись проб. Транспортировка пробирок осуществляется в строго вертикальном положении в пенале.

Трупы

Для бактериологического исследования принимаются трупы мелких домашних животных и трупы мелких птиц массой не  более 3-х кг (котята, щенки, мелкие грызуны, попугай, голуби, кролики). Павшее животное необходимо предоставить в лабораторию в течение 2-3 часов после смерти. При невозможности быстрой доставки труп замораживают при -200С. Последующая транспортировка осуществляется в замороженном состоянии.

Труп животного  предоставляется в лабораторию в непроницаемой таре (толстый целлофановый пакет) для того чтобы исключить распространение возможной инфекции. Также необходимо предоставить сопроводительное письмо со следующими данными:

- возраст животного

- вид животного

- время смерти

- клинические признаки (если животное болело)

- если проводилось лечение, то указать какое и какими лекарственными средствами.

Задания для самостоятельного выполнения:

  1. Составление сопроводительной в ветеринарную лабораторию на отправляемый патологический материал  для исследования.
  2. Конспект: «Инструкция  по забору материала для  бактериологического исследования».

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Рассказать технику отбора мочи и фекалий ?
  2. В чем заключается особенность  взятия крови у различных видов животных ?
  3. В чем состоят меры личной профилактики при работе с патологическим материалом ?
  4. В чем состоят меры личной профилактики при работе с трупным материалом, культурами микроорганизмов и животными, больными инфекционными болезнями ?
  5. Как приготовить и окрасить мазки из культур микробов, из патологического материала. ?

Выполнение практического задания:

1.Упаковка и пересылка патологического материала.

2.Оформление сопроводительной документации.

Раздел 2 Общая эпизоотология

Тема 2.1 Учение об инфекции.

Основные понятия и термины по теме: комменсализм, паразитизм, патогенность, эндотоксины, экзотоксины, ворота инфекции, формы инфекции, инфекция, инфекционная болезнь, вирулентность

План изучения темы:

1.Инфекция и инфекционный процесс. Сущность действия возбудителей инфекции.

2.Патогенность и вирулентность, факторы патогенности, распространение патогенных микробов в организме.

3.Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Определение понятия инфекции

Инфекция (позднелатинское infektio - заражение, от латинского inficio - вношу что-либо вредное, заражаю) - состояние зараженности организма; эволюционно сложившийся комплекс биологических реакций, возникающих при взаимодействии организма животного и возбудителя инфекции. Динамика этого взаимодействия называется инфекционным процессом.

Инфекционный процесс - это комплекс взаимных приспособительных реакций на внедрение и размножение патогенного микроорганизма в макроорганизме, направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой.

Современное определение инфекционного процесса включает взаимодействие трех основных факторов – возбудителя, макроорганизма и окружающей среды, каждый из которых может оказывать существенное влияние на его результат.

Различают несколько форм инфекции. Выраженной формой инфекции является инфекционная болезнь с определенной клинической картиной (явная инфекция). При отсутствии клинических проявлений инфекции ее называют скрытой (безсимптомной, латентной, инапарантной).

Своеобразная форма инфекции - несвязанное с предшествующим переболеваниеммикробоносительство. Возникновение и развитие инфекции зависит от наличия специфического возбудителя (патогенного организма), возможности его проникновения в организм восприимчивого животного, условий внутренней и внешней среды, определяющих характер взаимодействия микро - и макроорганизма.

Каждый вид патогенных микробов вызывает определенную инфекцию (специфичность действия). Проявление инфекции зависит от степени патогенности конкретного штамма возбудителя инфекции, т.е. от его вирулентности, которая выражается токсигенностью и инвазивностью. В зависимости от характера возбудителя различают бактериальную, вирусную, грибковую и другие инфекции. Путь внедрения патогенного микроба в организм животного называют воротами инфекции. Ими могут быть кожа, конъюнктива, слизистые оболочки пищеварительного тракта, дыхательных путей, мочеполового аппарата. Некоторые микробы проявляют патогенное действие лишь при проникновении через строго определенные ворота инфекции. Например, вирус бешенства вызывает болезнь лишь при внедрении через повреждения кожи и слизистых оболочек. Многие микробы приспособились к разнообразным путям внедрения в организм. В зависимости от механизма передачи возбудителя различают алиментарные (кормовые), респираторные (аэрогенные, в т.ч. пылевые и воздушно-капельные), раневые, трансмиссивные и контактные инфекции.

При распространении микробов в организме развивается генерализованная инфекция. Состояние, при котором микробы из первичного очага проникают в кровяное русло, но не размножаются в крови, а лишь транспортируются в различные органы, называется бактериемией. При ряде болезней (сибирская язва, пастереллезы и др.) развивается септицемия: микробы размножаются в крови и проникают во все органы и ткани, вызывая там воспалительные и дистрофические процессы. Инфекция может быть спонтанной (естественной) и экспериментальной (искусственной). Спонтанная инфекция возникает в естественных условиях при реализации механизма передачи, свойственного данному патогенному микробу, или при активизации условно патогенных микроорганизмов, обитавших в организме животного (эндогенная инфекция или аутоинфекция). Если специфический возбудитель проникает в организм из окружающей среды, говорят об экзогенной инфекции. Инфекция, вызванная одним видом возбудителя, называется простой (моно инфекцией), а обусловленная ассоциацией микробов, внедрившихся в организм, - ассоциативной инфекцией. При одновременном течении двух разных болезней (например, туберкулеза и бруцеллеза) инфекция называется смешанной. Бели после перенесения инфекции и освобождения организма животного от ее возбудителя происходит повторное заболевание вследствие заражения тем же патогенным микробом, говорят о реинфекции. Отмечают и суперинфекцию-следствие нового (повторного) заражения, наступившего на фоне уже развивавшейся болезни, вызванной тем же патогенным микробом. Возврат болезни, повторное появление ее симптомов после наступившего клинического выздоровления называется рецидивом. Он наступает при ослаблении сопротивляемости животного и активизации сохранившихся в организме возбудителей перенесенной болезни. Рецидивы свойственны болезням, при которых формируется недостаточно прочный иммунитет (например, инфекционная анемия лошадей).

Полноценное кормление животных, оптимальные условия их содержания и эксплуатации являются факторами, препятствующими возникновению инфекции. Факторы, ослабляющие организм, действуют прямо противоположно.

2. Патогенность микроорганизмов

Патогенность (от греч. pathos, болезнь + genos, рождение) - это потенциальная способность микроорганизмов вызывать заболевания, которая является видовым генетически детерминированным признаком.

Факторы патогенности

Патогенность как биологический признак бактерий реализуется через их три свойства: инфекциозность, инвазивность и токсигенность.

Под инфекциозностью (или инфективностью) понимают способность возбудителей проникать в организм и вызывать заболевание, а также способность микробов передаваться с помощью одного из механизмов передачи, сохраняя в этой фазе свои патогенные свойства и преодолевая поверхностные барьеры (кожу и слизистые). Она обусловлена наличием у возбудителей факторов, способствующих его прикреплению к клеткам организма и их колонизации.

Под инвазивностью понимают способность возбудителей преодолевать защитные механизмы организма, размножаться, проникать в его клетки и распространяться в нем.

Токсигенность бактерий обусловлена выработкой ими экзотоксинов. Токсичность обусловлена наличием эндотоксинов. Экзотоксины и эндотоксины обладают своеобразным действием и вызывают глубокие нарушения жизнедеятельности организма.

Инфекциозные, инвазивные (агрессивные) и токсигенные (токсические) свойства относительно не связаны друг с другом, они по-разному проявляются у разных микроорганизмов.

Экзотоксины - это вещества белковой природы, выделяемые во внешнюю среду живыми патогенными бактериями. Оказывают избирательное повреждающее действие на клетки хозяина.

Экзотоксины высокотоксичны, обладают выраженной специфичностью действия и иммуногенностью (в ответ на их введение образуются специфические нейтрализующие антитела).

Анатоксины - белковые токсины, утратившие свою ядовитость под действием формалина, но сохранившие при этом иммуногенные свойства. Их используют для активной иммунопрофилактики токсинемических инфекций.

Эндотоксины - токсические субстанции, входящие в структуру бактерий (обычно в клеточную стенку) и высвобождающиеся из них после лизиса бактерий.

Все эндотоксины, кроме пептидогликана, оказывают опосредованное действие через изменение активности клеток организма. Пептидогликан оказывает прямое токсическое действие. При очень большом количестве эндотоксина может возникнуть синдром септического шока. Он выражается в потере капиллярами крови, нарушении работы центров кровообращения и, как правило, приводит к коллапсу и смерти.

Эндотоксины в отличие от экзотоксинов более устойчивы к повышенной температуре, менее ядовиты и малоспецифичны.

Экзоферменты

Важным фактором патогенности следует считать экзоферменты (например, лецитиназа, гиалуронидаза, коллагеназа и др.), нарушающие гомеостаз клеток и тканей, что приводит к их повреждению. Способность к образованию экзоферментов во многом определяет инвазивность бактерий - возможность проникать через слизистые оболочки, соединительнотканные и другие барьеры. К этой же группе следует отнести и бактериальные ферменты, разлагающие антибиотики.

Задания для самостоятельного выполнения:

Реферат: «Инфекция и инфекционный процесс».

Конспект: «Патогенность микроорганизмов».

Доклад: «Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных».

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Что такое инфекция ?
  2. В чем разница понятий «инфекция» и «инфекционная болезнь» ?
  3. Каких микробов называют патогенными ?
  4. Дайте определение понятию «вирулентность» ?
  5. Каким может быть течение инфекционной болезни ?
  6. Что такое скрытая инфекция ?

Тема2.2 Основы учения о вирусах.

Основные понятия и термины по теме: вирусология, вирусы, вирионы, нуклеокапсиды.

План изучения темы:

1.Понятие о вирусах и их отличие от других микроорганизмов. Устойчивость вирусов.

2.Культивирование вирусов. Патогенное действие. Вирусологическое исследование.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Вирусы, их строение и отличие от других живых систем

Вирусология — учение о вирусах. Этим микроорганизмам присущ строгий внутриклеточный паразитизм, осуществляемый на молекулярно-генетическом уровне. Вирусы обладают свойствами, отличающими их от других микроорганизмов — они очень малы, способны проходить через бактериальные фильтры, не культивируются на искусственных питательных средах. Для вирусов характерны две формы существования: внеклеточная (вирион), или покоящаяся, и внутриклеточная (вегетативная), или размножающаяся (комплекс вирус — клетка). Вирусы, как и все живое на Земле содержат нуклеиновую кислоту, белок; обладают способностью воспроизводить себе подобных, подвержены изменчивости, но по строению, химическому составу и способу размножаться отличаются от других форм.

Вирусы – это внеклеточная форма жизни, обладающая собственным геномом и способностью воспроизводиться только в живых клетках. По содержанию нуклеиновых кислот вирусы отличаются от живых систем, тем, что у них одна кислота (РНК или ДНК), а у других организмов их две. Число белковых молекул в вирусных белках самое разнообразное, но оно всегда больше, чем у белков высших организмов. Вирусы воспроизводят себе подобных в огромном количестве и своеобразным способом – репродукцией – так как здесь копируются молекулы нуклеиновой кислоты и по их генетической информации синтезируются вирусные белки.

Культивирование вирусов, их патогенность и вирусологические исследования

Культивирование вирусов. Для размножения вирусов необходимо наличие живых, чувствительных к нему клеток. Поэтому культивирование вирусов осуществляют в организме восприимчивых животных, в клетках куриных эмбрионов и клетках культур тканей.

Патогенное действие вирусов на организм животного связано с поражением чувствительных клеток. Это сопровождается местными и общими реакциями. На месте размножения вируса наблюдают распад клеток (например, слущивание эпителия), что зачастую сопровождается внедрением бактериальной флоры и накоплением различных токсических веществ, всасывание которых приводит к повышению температуры тела, нарушению обмена веществ. Специфичность действия вирусов связана с избирательным поражением определенных органов и тканей — тропизмом.

Вирус ящура, например, поражает в основном эпителиальные ткани, а бешенство — нервную ткань.

Установлена возможность длительноговирусоносительства. Примером может служить вирус герпеса, патогенное действие которого проявляется лишь на фоне ослабления резистентности организма.

Некоторые вирусы (вирус классической чумы свиней) могут также длительно находиться в организме переболевшего животного.

Вирусологическое исследование — комплекс лабораторных исследований (биологических, морфологических, серологических), направленных на распознавание этиологии вирусной болезни, выделение и изучение ее возбудителя, а также на обнаружение в крови больных и переболевших животных специфических антител.

Задания для самостоятельного выполнения:

Реферат : «Устойчивость вирусов».

Конспект: «Культивирование вирусов».

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Чем отличаются вирусы от бактерий ?
  2. Как культивируют вирусы ?
  3. Каковы методы выделения и идентификации вирусов ?
  4. Что вы знаете о технике заражения куриных эмбрионов вируссодержащим материалом ?

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля:

 ….

 …

 …

Итоговый контроль по дисциплине

Вопросы к зачету

1. …

2. …

3. …

Примечание:

В содержание итогового контроля входят как теоретические вопросы,так и практические задания. Теоретические вопросы должны носить обобщающий характер. Задания должны состоять из задач, упражнений, расчетно-графических заданий и т.д. Контрольные задания должны отвечать уровню типовых задач, рассмотренных в ходе учебных занятий.

Итоговый контроль по дисциплине может проводиться по билетам илив тестовом варианте.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники (для студентов)

1. Н.А. Радука “Ветеринарная микробиология и иммунология” М.:

Агропромиздат, 1991.

2. ”. Козловский Е.В., Емельяненко П.А. “Ветеринарная микробиология» -

М.: Колос, 1982.

3. Костенко Т.С., Скаршевская Е.И., Пительсон С.С. “Практикум по

ветеринарной микробиологии”. - М.: Колос, 1989.

4. Петров Р.В. “Иммунология”. - М.: Медицина 1987.

5. Караулова А.В., “Клиническая иммунология”. М.: МИА, 1999.

Дополнительные источники (для студентов)

1. Антонов Б.И., Борисова В.В., Волкова П.М. «Лабораторные исследования в

ветеринарии» - Справочник М.: Агропромиздат, 1986.

2. Осидзе Д.Ф. “Ветеринарные биопрепараты”. - М.: Колос,1981.

3. Ройт А., Бростофф Дж., Мейл Д . “Иммунология (перевод с англ.)”. - М.:

Мир, 2000, 581с.

4. Руководство для врачей Соколова Е.И. “Клиническая иммунология”. - М.:

Медицина, 1998

5. Журнал “Ветеринария”. – М.: Колос.

6. Сидоров М.А., Скородумов Д.И., Федотов В.Б. “Определитель

зоопатогенных микроорганизмов”. - М.: Колос, 1995.

7. Барисова Л.Б., Смирнова А.М. “Медицинская микробиология,

вирусология, иммунология”. - М.: Медицина, 1994.

В дополнительных источниках необходимо указать учебные пособия, выпущенные в колледже.

ГЛОССАРИЙ

Антитела – глобулины, синтезируемые в лимфоидной ткани

плазматическими клетками после введения антигена в организм.

Антигены – вещества, вызывающие при введении в организм развитие

специфических иммунологических реакций.

Вирулентность – степень патогенности и индивидуальных особенностей

каждого штамма патогенного микроорганизма преодолевать естественные

защитные силы макроорганизма определенного вида, проникать в него,

размножаться в нем и образовывать токсины.

Генотип – совокупность всех наследственных факторов организма как

ядерных (геном), так и неядерных, внехромосомных.

Гены – фрагменты молекулы ДНК, у некоторых вирусов РНК,

контролирующие синтез одного белка или пептида.

Иммунная система – совокупность всех лимфоидных органов и скоплений

лимфоидных клеток организма.

Микрофлора – микробный пейзаж, совокупность различных видов

микроорганизмов, характерных для данного вида животного или растения

при определенных экологических факторах; совокупность видов

микроорганизмов, обнаруженных на поверхности или в глубине некоторого

объекта окружающей среды, в полостях тела, ране и др.

Нуклеоид-ядро прокариотов, состоящее из единственной гигантской

хромосомы, не изолированной от цитоплазмы мембраной.

Популяция – совокупность особей одного вида макро- и микроорганизмов,

длительно населяющих среду при определенных условиях.

Споры – зародышевые клетки, служащие для неполного размножения

некоторых растений и некоторых одноклеточных организмов.

Среды питательные - различные искусственные среды для

культивирования микробов с целью выделения возбудителя болезни из

исследуемого материала и определения его вида, для накопления микробноймассы при изготовлении биологических препаратов.

Токсины – вещества бактериального, растительного или животного

происхождения, вызывающие при попадании в организм человека или

животного болезнь или смерть.

Фенотип - совокупность признаков, структур и свойств организма,

сформировавшихся в процессе его индивидуального развития и

определяющих сущность данной особи.

Штамм – культура микроорганизма одного вида с одинаковыми

морфологическими и биологическими признаками.

Экология микроорганизмов – наука, изучающая взаимоотношение

микроорганизмов с окружающей средой.

Этиология - раздел патологии о причинах и условиях возникновения

болезней.

Эукариоты – организмы, обладающие, в отличии от прокариот,

оформленным клеточным ядром, ограниченным от цитоплазмы ядерной

оболочкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМ по дисциплине "основы микробиологии, санитарии и гигиены на пищевом производстве"

Примерный образец оформления контрольно-измерительных материалов по дисциплин.Разработан для проведения заключительного этапа дифференцированного зачета по дисциплине....

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы зоотехнии" для специальности 111801 "Ветеринария"

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по дисциплине "Основы зоотехнии", курс лекций, методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентами....

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Комплект учебно -методических материалов по учебной дисциплине "Основы редактирования документов" профессия СПО 46.01.03 Делопроизводитель

Учебная дисциплина "Основы редактирования документов" профессия СПО 46.01.03 Делопроизводитель: рабочая программа, фонд оценочных средств, практические работы, внеаудиторная самостояте...

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ МО «Чеховский техникум» по с...