Программа учебной дисциплины Административно-территориальное устройство России
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с  Федеральным  государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовой подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов

является вариативной  дисциплиной, входит в профессиональный цикл.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-                       давать краткую экономико-географическую и транспортно-географическую характеристику регионов России;

-                       использовать в своей профессиональной деятельности карты России, регионов России и отдельных стран мира;

-                       анализировать и оценивать географическое положение регионов России и его влияние на транспортную ситуацию этих регионов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-                       административно-территориальное устройство и экономическое положение регионов России, а также экономические и транспортные взаимосвязи регионов мира и России.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов,  в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uchebnoy_distsipliny_asadulina_l.g.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Асадулина Лилия Галиевна,

                                                                    зав. заочным отделением,

                                                                    преподаватель географии

                                                                    ГБОУ СПО «Технический колледж

                                                                    им. В.Д. Поташова»

                                                                    г. Набережные Челны,

                                                                   Республика Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с  Федеральным  государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовой подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж имени В.Д. Поташова» г. Набережные Челны

Разработчик: Асадулина Лилия Галиевна, преподаватель второй квалификационной категории, зав. заочным отделением  ГБОУ СПО «Технический колледж им. В.Д. Поташова»

Рассмотрена на заседании кафедры «Технические дисциплины»

протокол №______ от «____»__________2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

     УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

    3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

     ДИСЦИПЛИНЫ

    4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

   10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

   12


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

1.1 Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190701  Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовой подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке по профессии рабочих 21635 Диспетчер автомобильного транспорта.

1.2  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является вариативной  дисциплиной, входит в профессиональный цикл.

  1.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения    учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • давать краткую экономико-географическую и транспортно-географическую характеристику регионов России;
  • использовать в своей профессиональной деятельности карты России, регионов России и отдельных стран мира;
  • анализировать и оценивать географическое положение регионов России и его влияние на транспортную ситуацию этих регионов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • административно-территориальное устройство и экономическое положение регионов России, а также экономические и транспортные взаимосвязи регионов мира и России.

1.4  Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов,  в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

10

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

    самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

    подготовка докладов (сообщений) в виде компьютерной презентации

10

    составление конспекта в виде тезисов для систематизации учебного материала

8

    разбор контрольных вопросов по обучающей программе учебной дисциплины

4

    Выполнение практических заданий на  контурных картах

5

составление кроссвордов и разработка заданий

6

    выполнение компьютерного теста в обучающем режиме

2

Итоговая аттестация в форме экзамена  


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Административно-территориальное устройство России

Наименование

 разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная

работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Административно-территориальное устройство России.

Тема 1 Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

Содержание учебного материала

2

2(2)

1

Экономико-географическое, геополитическое и транспортное положение России: преимущества и недостатки большой территории. Крайние точки России. Государственная территория России. Типы российских границ.

2

Тема 2 Административно-территориальное устройство России

Содержание учебного материала

2

2 (4)

1

Субъекты Российской Федерации. Делание территории на экономические районы. Федеративные округа РФ

2

Практические занятия

2

2 (2)

2

1

Нанести на контурную карту субъекты РФ и их столицы, границы экономических районов и федеральных округов

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

2(2)

2 (4)

1

Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации по темам (по выбору):

  1. Изменение геополитического положения России в ХХ веке.
  2. Причины объединения субъектов России.
  3. Что означают названия рек, городов, сел Республики Татарстан.

2

Разбор контрольных вопросов по теме учебной дисциплины: Административно территориальное устройство России

Раздел 2 Экономическое районирование России. Экономико-географическая характеристика районов.

Тема 1 Северный экономический район

Содержание учебного материала

2

2 (6)

1

Характеристика хозяйства Северного экономического района и транспортная инфраструктура. Состав района. Экономико-географическое положение, население, отрасли народного хозяйства района. Отрасли специализации района.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(6)

Составление кроссворда по теме  «Северный экономический район».

Тема 2 Северо-Западный экономический район

Содержание учебного материала

4

2 (8)

1

Экономическая и геополитическая роль района. Определить особенности ЭГП района и роль Санкт-Петербурга в хозяйстве района. Проблемы Санкт-Петербурга и Северо-Западного района. Специализация района.

2

2

Сравнительная характеристика транспортной сети Северного и Северо-Западного экономических районов. Основные транспортные узлы и магистрали района. Направления грузо- и пассажироперевозок.

2(10)

Самостоятельная работа обучающихся:

2

2(8)

1

Подготовка конспекта в виде тезисов «Достопримечательности и памятники культуры края»

Тема3 Центральный экономический район

Содержание учебного материала

4

2 (12)

2 (14)

1

Экономическая характеристика района как центра инновационного промышленного развития России. ЭГП, состав, население и хозяйство Центрального экономического района.

2

2

Оценка современного состояния транспортной сети района. Преимущество железнодорожного транспорта в междугородных перевозках грузов и пассажиров. Взаимодействие железнодорожного транспорта с автомобильным,  водным и воздушным транспортом Специфические количественные и качественные показатели работы железных дорог.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнить контурную карту «Транспортная система Центрального экономического района»

Выучить состав Центрального экономического района.

2

2(10)

Тема 4 Центрально-Черноземный экономический район

Содержание учебного материала

2

2 (16)

1

Характеристика хозяйства и населения ЦЧР: преимущества и недостатки близости к Центральному экономическому району. Факторы размещения хозяйства района. Отрасли специализации

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(12)

1

Подготовка конспекта в виде тезисов «Роль и основная сфера применения трубопроводного транспорта на транспортном рынке района».

Тема5 Волго-Вятский экономический район

Содержание учебного материала

4

2 (18)

2 (20)

1

Волго-Вятский экономический район. Особенности транспортного хозяйства . Общая характеристика ЭГП, населения и хозяйства района. Преимущества и недостатки  экономико-географического положения района. Географический рисунок размещения хозяйства.

2

2

Современное состояние транспортной сети ЦЭР и ВВЭР:  новые виды транспорта, густота транспортной сети.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (14)

1

Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации по теме: «Перспективы развития транспорта района».

Тема 6 Северо-Кавказский экономический район.

Содержание учебного материала

4

2 (22)

2 (24)

1

Структура и состав района. Особенности формирования границ. Изменения состава района. Проблемы района.

3

2

Характеристика хозяйства района: роль района в развитии сельского хозяйства страны, рекреационные ресурсы района, транспорт

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(16)

1

Доклад в виде компьютерной презентации «Курорты Северного Кавказа и Черного моря»

Тема 7 Поволжский экономический район

Содержание учебного материала

4

2 (26)

1

Географическое положение, природные условия и ресурсы, население Поволжья: история развития региона, изменения в административно-территориальном устройстве в Советский период, этапы освоения Поволжья.

2

2

Хозяйство  и транспорт Поволжья: отрасли специализации района, факторы размещения производств, проблемы района, решение проблем, транспорт района.

2 (28)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (18)

Выполнить контурную карту района, отметить на ней крупные города, транспортные магистрали и узлы, выделить отрасли специализации

Тема 8 Уральский экономический район

Содержание учебного материала

4

2 (30)

1 (31)

1

Уральский экономический район: ЭГП, оценка природных ресурсов для развития экономики Урала, население, возрастной состав населения, демографические проблемы района.

2

2

Хозяйство и проблемы Урала: состояние экономики Урала, главная металлургическая база страны, проблемы Урала и пути  их решения.

2

Контрольная работа

Западный макрорегион.

1 (32)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(20)

1

Составить тезисы на тему: «Проблемы Урала и пути их решения»

Тема 9 Западно-Сибирский экономический район

1

Западная Сибирь: ЭГП, природные условия и ресурсы, население (коренные народы Севера), отрасли специализации.

2

2 (34)

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

1 (21)

1

Выполнить контурную карту района: состав, транспортная сеть района.

Тема 10 Восточно-Сибирский экономический район

Содержание учебного материала

4

2 (36)

2 (38)

1

Восточная Сибирь:  экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, особенности хозяйства, особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства района, производственный потенциал.

2

2

Особенности транспорта Западной и Восточной Сибири, проблемы и перспективы развития

Самостоятельная работа обучающихся 

2

2(23)

1

Составить кроссворд по теме: «Природа, население и хозяйство Восточной Сибири»

Тема 11 Дальневосточная экономический район

Содержание учебного материала

4

2 (40)

1 (41)

1

Дальний Восток: географическое положение, основные этапы освоение территории, этапы заселения, характеристика внутренних различий района.

2

2

Зависимость развития хозяйства от расположения транспортных магистралей

Контрольная работа:

Экономические районы России

1 (42)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (25)

1

Подготовить доклад в виде компьютерной презентации на тему: «Природа  Дальнего Востока»

Тема 12 Транспортная система  России

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (44)

1

Транспортная система России: виды транспорта, особенности расположения на территории России, густота транспортной сети различных регионов России.

2

Практическое занятие:

Нанесение на карту основных транспортных магистралей России, речных и морских портов, аэропортов.

2

2 (4)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(27)

1

Выполнение компьютерного теста в обучающем режиме

Раздел 3 Россия в современном мире

Тема 1 Россия и страны СНГ

Содержание учебного материала

4

2 (46)

2 (48)

1

Страны СНГ: состав содружества, особенности географического положения, населения, хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям

2

2

Экономические отношения России со странами СНГ:  внешняя торговля со странами СНГ, другие виды услуг, транспортная сеть, связывающая Россию со странами СНГ

Практическое занятие:

Составление картосхем географии торговли со странами СНГ

2

2 (6)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (29)

1

Составление тезисов по теме «История формирования и развития Содружества Независимых Государств»

Тема 2 Россия и страны Зарубежной Европы

Содержание учебного материала

4

2 (50)

2 (52)

1

Зарубежная Европа: ЭГП, состав, деление на субрегионы, административно-территориальное устройство стран Европы, население, промышленность, территориальные объединения, транспортная сеть.

2

2

Внешнеторговые отношения России со странами Европы: проблемы поставок минерального сырья из России и готовой продукции из стран Европы, обострение политической ситуации со станами Евросоюза, как это отразится на экономике России.

2

Практическое занятие:

Составление картосхем географии торговли со странами Зарубежной Европы

2

2 (8)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(31)

1

Разработка заданий для определения субрегионов Европы  по краткой характеристике

Тема 3 Россия и страны Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

4

2 (54)

2 (56)

1

Зарубежная Азия: ЭГП, состав, деление на субрегионы, административно-территориальное устройство стран Азии, население, промышленность, территориальные объединения, транспортная сеть. Различия стран в уровне социально-экономического развития, особенности промышленности и с/х стран Азии.

2

2

Внешнеторговые отношения России со странами Европы: перспективы развития торговли со странами Азии, транспортные проблемы.

2

Практическое занятие:

Составление картосхем географии торговли со странами Зарубежной Азии

2

2(10)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (33)

1

Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации по темам (по выбору):

  1. Народы стран Азии.
  2. Промышленность и транспортная система стран Азии.
  3. Перспектива развития внешнеторговых отношений со странами Азии.

Тема 4 Место России в современном мире

Содержание учебного материала

4

2 (58)

2 (60)

1

Россия и страны мира: отношения России со странами Северной и Латинской Америки, история развития внешнеэкономических отношений, проблемы и перспективы развития торговли.

2

2

Перспективы развития внешнеторговых отношений  России и стран Африки.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(35)

1

Разбор контрольных вопросов по теме учебной дисциплины: Место России в современном мире

Всего:

70

Для характеристики уровня  освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета Социально-экономической географии России.

    Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий (планшеты, плакаты, учебно - методическая документация);
  • доска классная.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или электронная доска;
  •  мультимедийные презентации лекционного материала;
  •  компьютеры с локальной сетью и выходом в интернет.
  •  мультимедийные установки.

        3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. 9 кл. / А.И. Алексеев. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. – М.: Просвещение, 2011, 400 стр.
  4. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система.- М.: Академия,2010.- 240с.

Дополнительные источники:

  1. Учебники и учебные пособия:
  1. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учеб, для вузов. - М.: Высшая школа, 2009.- 383с.
  2. Бенсон Д., Уайтхед Дх. Транспорт и доставка грузов. Пер с агнл. - М.: Транспорт, 2008.- 277с.
  3. Петрова Н.Н. География: современный мир: Учеб. – М.:Форум, Инфра-М, 2009, 224 с.
  4. Плесецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х томах / Е.Л. Плесецкий. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
  5. Шафиркин Б. И. Единая транспортная система и взаимодействие различных видов транспорта. Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 2008. 238 с.

  1. Отечественные журналы:
  1. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
  2. Вокруг света
  3. GEO
  4. Транспортная стратегия XXI век
  5. Транспорт

Интернет-ресурсы:

  1. www.national-geographic.ru
  2. www.globalgeo.flybb.ru
  3. www.bing.com
  4. wikipedia. ru
  5. dic.academic.ru


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

давать краткую экономико-географическую характеристику районов России и регионов мира, составлять картосхему

  • оценка выполнения практических работ и оформления отчета к теме № 2 раздела 1, к темам № 12 раздела 2, к теме 1,2,3 раздел 3,

Знания:

Административно-территориальное устройство России и основные транспортные магистрали

  • оценка компьютерного тестирования по темам дисциплины
  • оценка выполнения контрольных работ по темам дисциплины
  • оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы к теме № 2  раздела 1,к теме 5,6,10,12раздела 2, к теме 1,2,3 раздела 3 ,

Разработчики:         

место работы: ГБОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова»

занимаемая должность: преподаватель второй квалификационной категории, зав. заочным отделением ГБОУ СПО «Технический колледж им. В.Д. Поташова»

инициалы, фамилия: Л.Г. Асадулина

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ САНТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА»

Рабочая программа учебной дисциплины «Материалы и изделия сантехнических устройств и систем обеспечения микроклимата» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Устройство и функционирования информационных систем"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...

Рабочая программа учебной дисциплины «Нормирование труда и сметы» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирован

Нормирование труда и сметы1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио

Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициони

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России (ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ)

Учебная дисциплина СГ.01 История Россииявляется обязательной частью  социально - гуманитарного циклаОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по обслуживанию и ремонту инженер...