План урока Цилиндр
план-конспект урока на тему

Урок - объяснение нового материала по теме "Цилиндр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока Цилиндр711.76 КБ
Файл Цилиндр404.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное   профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Конспект открытого урока

 по математике

" Цилиндр"

                                                                               Разработка

преподавателя математики

                                                                             Приходько

                                                                                         Эльвиры Александровны

        г. Курганинск, х. Красное поле, 2015

Урок по теме

«Цилиндр»

Цели: 

Образовательные: 

  1.  ввести определение цилиндра и его элементов;
  2. формирование навыков самостоятельного применения знаний для решения задач на нахождение элементов цилиндра.

Воспитательные: 

  1. формировать умение оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
  2. воспитывать у учащихся интерес к  математике.

Развивающие: развивать умение анализировать и систематизировать

                             имеющуюся информацию.

Оборудование:

  1. раздаточный материал;
  2. модели цилиндров;
  3. справочный материал с основными формулами;
  4.  компьютер и проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока,  его цель,   структуру урока, необходимость его проведения.

II.  Историческая справка:

Обучающиеся сообщают исторические сведения, подготовленные  к уроку .

  1. Описание: http://www.larisa-kirilenko.ru/bobr.files/image756.jpgЦицерон утверждал, что эту могилу он смог найти по данному знаку. Это предположительно гробница Архимеда. Предание гласит, что Архимед завещал вырезать на своем надгробном памятнике рисунок, сделанный его собственной рукой. По завещанию мыслителя, математика, физика на могильном камне был вырезали символ его геометрического открытия, которым он очень гордился: Цилиндр, описанный вокруг шара.

  1. Другой великий ученый математик, механик, физик, философ; по происхождению швейцар, но прожил половину жизни в России, захоронен в Петербурге, полное собрание сочинений которого не умещается в 60 больших томах. Уже будучи слепым  он написал  математические работы, связанные с исследованиями    поверхностей, которые можно развернуть на плоскости и о их кривизне.  Одна из поверхностей – цилиндр.

-Вот и мы сегодня попытаемся понять красоту тела вращения Цилиндра, предлагаю построить изучение по следующим вопросам:

  1. Цилиндр, его основания, образующие и их свойства
  2. Виды цилиндра и его поверхность
  3. Радиус и высота, ось цилиндра
  4. Сечения цилиндра плоскостями
  5. Решение базовых задач

III.  Изучение нового материала.

Ставиться проблема и обучающиеся, с помощью моделей и презентации отвечают на вопросы.

Слово "цилиндр" произошло от греческого слова "кюлиндрос", означающего "валик", "каток". На рубеже XVIII – XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндром.

- Рассмотрим варианты получения цилиндра.

  Преподаватель  предлагает ввести понятие цилиндрической поверхности,

рассмотрев различные предметы окружающей обстановки, дающие представление о цилиндре: круговой карандаш, стакан, монетку, кастрюлю, кусок трубы, мензурку и т.д. (Представленные цилиндры должны иметь разные соотношения между высотой и диаметром). После этого даётся

изображение цилиндра, показывается его ось, высота, радиус, образующие, основания.

Описание: DFA59B9E

Цилиндр – геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью (боковой) и основаниями.

— Что из себя представляют основания цилиндра? (круги)

— Что вы можете сказать о размерах этих кругов? (одинаковые, т.е. радиусы этих кругов равны)

— Что из себя представляет боковая поверхность? Если затрудняются ответь, то подводим к ответу: Возьмём бумажный цилиндр, разрежем его следующим образом (показываю) и развернём.

— Так что же представляет собой боковая поверхность? (прямоугольник)

Что ещё нужно знать о цилиндре?

Вводятся понятия прямого и наклонного цилиндров. Демонстрируются  слайды.              Описание: 5D69603BОписание: E3272101

Высота цилиндра - это расстояние между основаниями,

радиус цилиндра - радиус круга, являющегося основанием цилиндра.

Выясняется совместно с обучающимися, что цилиндр получается  путем вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон. На данном примере – прямоугольника АВСД  вокруг стороны АВ.

Описание: 2ED0BD09

Развертка цилиндра:

Развертка цилиндра выглядит следующим образом (показать на модели):

- Понятие осевого сечения цилиндра. Свойства осевого сечения. Равносторонний цилиндр. Сечения равностороннего цилиндра.

   Даётся понятие осевого сечения, как сечения цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра. Осевое сечение представляет собой прямоугольник, две стороны которого – образующие, а две другие – диаметры цилиндра. Предлагается рассмотреть два любых осевых сечения и сравнить их. Обучающиеся приходят к выводу, что любые осевые сечения равны между собой.   Вводится понятие равностороннего цилиндра, осевым сечением которого является квадрат. Рассматривается сечение цилиндра плоскостью, параллельной оси цилиндра и плоскостью, перпендикулярной оси цилиндра.

Описание: 9C9A342B

 Составить опорный конспект по теме «Цилиндр», отобразив в нем знания, приобретенные на уроке.

Описание: http://images.km.ru/education/referats/img/7773_1.gif

Цилиндр-это фигура, состоящая из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.

Свойства:

1. Основания равны и параллельны (из опр.).

2. Образующие равны и параллельны (из свойств параллельного переноса, по свойству параллельных плоскостей).

Описание: http://images.km.ru/education/referats/img/7773_2.gif

Цилиндр называется прямым, если образующие перпендикулярны основанию.

В прямом цилиндре: ось=высота=образующая.

Прямой цилиндр наглядно можно представить как тело, которое описывает прямоугольник при вращении его около стороны как оси.

Сечения

Описание: http://images.km.ru/education/referats/img/7773_4.gif

прямоугольник

Описание: http://images.km.ru/education/referats/img/7773_3.gif

       осевое

Описание: http://images.km.ru/education/referats/img/7773_5.gif

VI . Закрепление изученного материала.

  Преподаватель предлагает обучающимся устно ответить на вопросы:

   1. Укажите в природе, технике, архитектуре, среди окружающих вас предметов объекты, имеющие цилиндрическую форму.

   2. Объясните, что называют цилиндром, круговым цилиндром. Назовите основные элементы цилиндра и дайте им определение.

   3. Дайте определение прямого цилиндра.

   4. Что такое осевое сечение цилиндра?

   5. Сколько осевых сечений цилиндра проходит через каждую его образующую?

   6. Определите вид осевого сечения. Ответ обоснуйте.

   7. Может ли осевое сечение цилиндра быть прямоугольником, квадратом, трапецией? Ответ подтвердите чертежами.

   8. Имеет ли цилиндр центр симметрии? Ось симметрии? Плоскость симметрии? Укажите их  в каждом случае, объясните, сколько их.

   9. Какое из следующих утверждений является верным. Ответ обоснуйте.

        а). Любое сечение цилиндра плоскостью, перпендикулярной оси, есть окружность, равная окружности основания.

        б). Любое сечение цилиндра плоскостью есть окружность, равная окружности основания.

        в). Плоскость, перпендикулярная оси цилиндра, пересекает его по кругу, равному основанию цилиндра.

        г). Сечением цилиндра плоскостью могут быть круг, прямоугольник и эллипс.

    После подробного разбора ответов на вопросы обучающиеся приступают к решению задач из учебника.

Решение задач.

№ 1. Найти высоту цилиндра, если радиус основания равен 4. (по рисунку)

                                 

№ 2. (№ 529. Л.С.Атанасян)

                                      Ответ: 64 см².

№ 3. (№ 523. Л.С.Атанасян)

  

Ответ: 10 см, 50π см².

 Итог  урока.

Преподаватель предлагает вспомнить основные моменты урока, основные понятия и свойства, оценивает работу учащихся на уроке, комментируя оценки, обращает  внимание на ошибки, допущенные при решении задач, благодарит за работу.

Домашнее задание.  

Учебник:  Башмаков М.И.  Математика  

Стр. 149, занятие 4,  

изобразить развертку равностороннего цилиндра.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цилиндр Подготовила преподаватель математики: Приходько Эльвира Александровна ГБПОУ КК «КАТТ»

Слайд 2

Цилиндр – геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью (боковой) и основаниями.

Слайд 3

Тело, образованное путём вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон, как оси называется цилиндром .

Слайд 4

Прямой и наклонный цилиндр.

Слайд 5

Опорный конспект . Цилиндр -это фигура, состоящая из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов. Свойства: 1. Основания равны и параллельны (из опр.). 2. Образующие равны и параллельны (из свойств параллельного переноса, по свойству параллельных плоскостей.

Слайд 6

Опорный конспект . Цилиндр называется прямым , если образующие перпендикулярны основанию. В прямом цилиндре: ось=высота=образующая .

Слайд 7

Сечения цилиндра Если секущая плоскость проходит через ось цилиндра, то сечение представляет собой прямоугольник и называется осевым Если секущая плоскость перпендикулярна к оси цилиндра то сечение является кругом. Если секущая плоскость не перпендикулярна к оси цилиндра и имеет не более одной общей точки с каждым из оснований, то сечение является эллипсом

Слайд 8

Решение задач. № 1. Найти высоту цилиндра, если радиус основания равен 4. Решение: 1) радиус равен 4, значит диаметр равен 8 . 2) Треугольник АВС равнобедренный, значит АС=ВС= 8. Высота Н=ВС= 8. Ответ: 8.

Слайд 9

№2. Дано: цилиндр, Н= 8 см . R = 5 см, ОК= 3 см. Сечение АВСД параллельно оси цилиндра. Найти: площадь сечения АВСД. . Ответ: 64 см² .

Слайд 10

№ 3. Осевое сечение - квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) площадь основания цилиндра. Ответ: 10 см, 50π см².

Слайд 11

Домашнее задание Учебник: Башмаков М.И. Математика Стр. 149, занятие 4, изобразить развертку равностороннего цилиндра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока 1. Вождение трактора - Т-150 К. (Урок 1).

Материал предназначен для подготовки трактористов машинистов широкого профиля. Рекомендую примерный план урока для проведения занятий по вождению трактора Т-150-К. Данный материал полезно для  ма...

План урока. Тема урока: "Назначение и устройство токарно-винторезного станка"

Тема урока: Назначение и устройство токарно-винторезного станка....

План урока по дисциплине «Электропривод» Тема урока: Регулирование скорости электропривода с помощью системы УВ-Д «Управляемый выпрямитель-двигатель»

Урок  по дисциплине «Электропривод»,  тема:  Регулирование  скорости  электропривода   с  помощью  системы УВ-Д  «Управляемый  выпрямитель...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

План урока по теме 5.4 Разработка бизнес-плана дисциплина Основы экономики

Приводится технологическая карта к практическому занятию....