Главные вкладки

    НПК «Вклад Д.И. Менделеева в естественные науки»
    план-конспект занятия на тему

    Дисциплина: химия, физика.

    Тема: Вклад И.Д. Менделеева в естественные науки.

    Тип урока: конференция.

    Задача урока:  - актуализировать знания по некоторым вопросам химии и физики;

    - подбор информационных источников и оформление материалов;

    - презентация материалов.

    Цели урока  расширить представления студентов о жизни и научной деятельности Д.И. Менделеева, актуализировать знания по некоторым вопросам химии и физики;

    развивать навыки самостоятельной работы с информационными источниками; формировать навыки публичного выступления;

    воспитывать чувство патриотизма. 

    Этапы урока:

    1.       Организационный момент (5 мин).

    2.       Интеллектуальная разминка (15 мин).

    3.       Выступление докладчиков (15 мин).

    4.       Физкультминутка (5 мин).

    5.       Выступление докладчиков (20 мин).      

    6.       «Пин-понг»  Я знаю о Менделееве (15 мин).

    7.       Разгадывание кроссворда.

    8.       Итог (5 мин).

    9.       Постановка домашнего задания (5 мин).

    10.   Рефлексия (5 мин).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon npk_vklad_d.i._mendeleeva_v_estestvennye_nauki.zip61.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  ТЮМЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛБНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

    «Вклад  Д.И. Менделеева в естественные науки»

    Дата проведения урока: 3 марта 2015г.

    Начало – 12:05

    38 кабинет

    meeen

    Голышманово, 2015

    Цель:  расширить представления студентов о жизни и научной деятельности Д.И.Менделеева, актуализировать знания по некоторым вопросам химии и физики;

    развивать навыки самостоятельной работы с информационными источниками; формировать навыки публичного выступления;

    воспитывать чувство патриотизма.

    Программа

    Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

    Ольга Геннадьевна Князева

    Сообщения студентов:

    1. Периодическая система Д.И. Менделеева

    2.Учение о растворах

    3. Химия силикатов и стеклообразного состояния

    4.Д. И. Менделеев и нефтяная промышленность

    5. Д.И. Менделеев и аэродинамика

    6.Работа Д.И. Менделеева по созданию бездымного пороха в России

    Оценка выступления

    Критерии оценки

    Показатели

    4.1. Качество доклада

    Системность, композиционная целостность

     Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

    Краткость, четкость, ясность формулировок

    4.2. Ответы на вопросы

    Понимание сущности вопроса и адекватность ответов

     Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

     Аргументированность, убедительность

    4.3. Личностные проявления докладчика

    Уверенность, владение собой

    Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

    Культура речи, поведения

    Удержание внимания аудитории

    Импровизационность, находчивость

    Эмоциональная окрашенность речи

     Оценочный лист  выступающего

    № п/п

    Критерии оценки ПДУ

    Показатели

    Экс

    перт1

    Экс

    перт

    2

    Экс

    перт

    3

    Экс

    перт

    4

    Экс

    перт5

    2.

    Актуальность

    Современность тематики

    3.

    Проблемность

    Наличие и характер проблемы

    4.

    Содержатель

    ность

    Информативность, смысловая емкость  

    выступления

     

    5.

    Разработанность

    Глубина проработки темы

    6.

    Завершенность

    Законченность работы

    7

    Самостоятельность

    Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику,

    8

    Лаконичность

    Простота и ясность изложения

    9

    Аналитич

    ность

    Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

    10

    Дизайн

    Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно е качество  презентации

    11

    Наглядность

    Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей

    12

    Качество

    доклада

    Системность, композиционная целостность; полнота представления процесса, подходов к решению проблемы; краткость, четкость,ясность формулировок

    13

    Ответы

    на вопросы

    Адекватность ответов поставленным вопросам;

    аргументированность;полнота, убедительность;

    содержательность, краткость

    14

    Личностные проявления

    докладчика

    Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения;

    культура речи, поведения.Удержание внимания аудитории; импровизационность, находчивость;

    эмоциональная окрашенность речи

    15

    Ответы

    на вопросы учащегося- докладчика

    Итого:

    Методика работы с оценочным листом

    Напротив каждого из критериев в графах ставится оценочный балл.

    Он исчисляется так:

    если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;

    при частичном присутствии — 0.5 балла;

    если отсутствуют — 0 баллов.

    Далее суммируются все баллы в колонках и эти величины проставляются в строках «Итого».

    Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах: «5» - 14 – 15 баллов; «4» - 9 – 13 баллов; «3» - 6 – 8 баллов

    Ход занятия

    1. страница.

    "Я предчувствую, что Россияне когда-нибудь, а может быть и при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомлённостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы"

    Пётр Великий

    Ведущий:

    Мир сложен, он полон событий, сомнений,
    И тайн бесконечных, и смелых загадок.
    Как чудо природы, является гений
    И в хаосе этом наводит порядок”

    О.Н. Смолякова

    Сам Д.И. Менделеев всегда сердился, когда его называли  гением. Так кто же он  - гений естественных наук?

    Сообщение студента:  Жизнь и творчество Д.И. Менделеева

    2 страница

    Ведущий:

    Пусть зимний день с метелями

    Не навевает грусть -

    Таблицу Менделеева

    Я знаю наизусть.

    Зачем её я выучил?

    В ней пробужденье дерева

    И вешних льдинок хруст.

    Таблицу Менделеева

    Я знаю наизусть.

    Сообщение студента: Периодическая система Д.И. Менделеева

    Ваше слово, Дмитрий Менделеев!
    Великий ум на почве благодатной
    Закономерности увидел нить,
    Расположив согласно массам атома,
    Вдохнул в свою систему жизнь.

    В настоящее время мысль человека не стоит на месте, и интерес к таблице Д.И.Менделеева не иссекаем. В 2006 году учёные штата Депау (США) разработали интерактивную таблицу химических элементов.

    3 страница

    Ведущий:

    Соединениям некоторым характерно

    Ну, например, солям,

    Такое свойство: реагировать с водой,

    Порой без внешних признаков,

    Но непременно в ней разлагаться -

    Здесь секрет простой.

    Пословица в народе век бытует:

    "Где тонко, там и рвётся",

    Так и здесь: гидролиз там идёт,

    Где компонент лишь слабый существует,

    Ему с водой взаимодействовать -

    Большая честь!

    Компанию из букв "К" запомни:

    Коль слабый катион -

    Идет гидролиз по нему,

    И катионы водорода образуясь,

    Дают в растворе кислую среду.

    А если слабый анион появится в растворе,

    Водой он вмиг же будет атакован,

    И в результате их труда

    От гидроксид-ионов

    Щелочная явится среда.

    Сообщение  студента: Учение о растворах

    Ведущий:        

    Электролитическая диссоциация
    Истина всегда проста:
    Щелочь, соль и кислота
    Пропускают ток всегда,
    Если их раствор – вода.
    Почему же кислород,
    Спирт, глюкоза и азот,
    Растворенные в воде,
    Не пропустят ток нигде?
    Потому что вещества –
    Неживые существа,
    И зависят свойства их,
    Сложных и совсем простых,
    От строения частиц,
    Микромира без границ.
    А раствор, где ток бурлит,
    Назван был электролит.

    Связь химическую тут
    В честь ионов назовут,
    Как положено, ионной.
    Ток не любит жизни сонной.
    Любит он, хитрец коварный,
    Где силен союз полярный.
    Например, хлор–водород.
    Связь полярна, ковалентна,
    Но приходит свой черед
    Для удачного момента,
    И разрушена вся связь.
    Это водные ионы,
    Презирая все законы,
    Как бы в шутку и резвясь,
    Разорвали все на части,
    И пошел, пошел распад
    На ионы разной масти,
    Разных знаков, говорят.

    Ни к чему овации
    Для диссоциации.
    Так процесс был назван тот,
    Где распад произойдет.

    4 страница

    Ведущий:

    Керамика – Царица Хрупкой Глины –
    Со всей своей родней пришла на бал.
    У них у всех, от Шпата до Рубина,
    Ионной связью Кислород связал
    С такой судьбой смирившийся Металл.
    По этой удивительной причине
    В Керамике, и в Кварце, и в Рубине
    Свободных Электронов нет в помине,
    И им не страшен никакой накал.

    А принц Стекло, Керамикой рожденный,
    Кристально чист, хоть вовсе не Кристалл,
    Его зеркальной гладью отраженный
    Мгновенно бы Нарцисс себя узнал,
    Но Физик его Хаосом назвал.
    Да, Хаос есть и в Связях Ковалентных,
    И в бесконечных Полимерных лентах,
    В их вычурно сплетенных компонентах,
    Построенных в торжественный Хорал.

    Сообщение  студента: Химия силикатов и стеклообразного состояния

    5 страница

    Ведущий:

    Под землёй и под водой 
    И под вечной мерзлотой, 
    В золотых песках пустыни - 
    Спрятан ценный клад земной! 

    Этот углеводород 
    Добывают круглый год, 
    И потом трубопроводом 
    Отправляют на завод. 

    Отделяют керосин, 
    Битум, газ, мазут, бензин 
    Из мазута, между прочим, 
    Получают парафин 

    Знают все и стар и млад, 
    Чем так ценен этот клад, 
    Кто сокровищем владеет - 
    Просто сказочно богат!

    Сообщение  студента: Д. И. Менделеев и нефтяная промышленность

    6 страница

    Ведущий:

    Радостный ёжик по лесу бежал, 
    Шарик воздушный за нитку держал. 
    Птички щебечут! Светло и тепло… 
    Только вдруг солнце за тучу зашло… 

    Стало темно… Ветерок налетел… 
    Филин заухал… и лес опустел… 
    Ёжик сказал: «Это что за дела? 
    Солнце, ау! Ночь на землю пришла… 

    Птичек не слышно, закрылись цветы… 
    Кто мне поможет тропинку найти?» 
    Ёжик свой шарик помочь попросил — 
    Лапку разжал он, и нить отпустил… 

    Шарик над лесом взлетел и поплыл… 
    Он, словно солнышко, жёлтеньким был! 
    Снова светло. И раскрылись цветы, 
    Между деревьями тропки видны! 

    Кончилась тьма! Улыбнулся наш ёж: 
    «Как же мой шарик на солнце похож!» 

    Сообщение  студента: Д.И. Менделеев и аэродинамика

    7 страница

    Работа Д.И. Менделеева по созданию бездымного пороха в России


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук».

    Роль деятельностного подхода в обучении естественным наукам и его использование на практике....

    «Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук».

    Роль деятельностного подхода в обучении естественным наукам и его использование на практике....

    «Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук»

    Теоретические основы деятельностного подхода в обучении естественным науками  его использование на практике....

    Педагогика в системе наук о человеке

    Педагогика в системе наук о человеке...

    Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки

    Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки...

    Статья на тему: Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

    В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную дея...

    Защита проектов «Функциональные зависимости в реальных процессах и явлениях и в других науках»

    Защита проектов «Функциональные зависимости в реальных процессах и явлениях и в других науках»...