Профилактика вредных привычек на уроках химии
статья на тему

Бибик Ольга Владимировна

Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.

Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

На сегодняшний день настоящая профилактика вредных привычек в нашей стране если и ведется, то большей частью энтузиастами, которые сами осознали какой эффект имеют вредные привычки и их влияние, после чего стараются донести их до своих близких. Увы, на промышленный поток, который действительно смог бы принести заметный эффект, такая пропаганда не поставлена. А ведь это очень важно. Именно вредные привычки подростков искоренить легче, чем привычки взрослых – дети легче воспринимают подобную информацию и быстрее усваивают её. Но, конечно, лучше работать на опережение – пояснять о вреде подобных привычек заранее. К сожалению, сегодня вся профилактика сводится к немногочисленным плакатам с маловразумительными надписями. На своих уроках стараюсь дать подробное описание с химической точки зрения всем процессам, которые запускают в организме потребление спиртного и курение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика вредных привычек на уроках химии

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Прослеживается тенденция неуклонного омоложения потребителей психоактивных веществ: возраст первого знакомства с наркотиками по статистике  – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление психоактивных веществ приходится на подростковый период. Стало быть студенты, которые приходят к нам в техникум после 9 класса  уже знакомы с данными опасными  веществами и имеют вредные привычки.

“Болезнь легче предупредить, чем лечить”,  — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивными веществами  среди подростков.

Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать возникающие проблемы, реализовывать потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами обучения и воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу».

Хочу поделится опытом своей профилактической работы.

На уроках обучающиеся получают знания о составе, строении, свойствах и применении химических соединений, в том числе и тех, которые оказывают вредное действие на организм человека. Используя некоторые темы учебной программы по химии, можно помочь обучающимся овладеть определенными навыками поведения, которые могут привести их к здоровому образу жизни. При этом информация о психоактивных веществах не должна выходить на передний план, она лишь может быть подчинена формированию жизненных установок. 

На уроке «Кислоты» можно обратить внимание обучающихся на свойства сильнейшего яда - синильную кислоту – вещества, входящего в состав табачного дыма.

В теме «Металлы» рассказываю обучающимся о твердой фазе табачного дыма. В состав ее входят металлы: натрий, калий, цинк, свинец, алюминий, медь, кадмий, никель, марганец, железо, висмут, ртуть, лантан, кадмий, хром, серебро, кобальт, цезий, золото, полоний. Здесь необходимо отметить, что полоний, некоторые изотопы свинца и висмута являются  радиоактивными металлами. Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения за год.

В теме «Неметаллы», раскрывая свойства оксидов, летучих водородных соединений серы, азота, фосфора и углерода отмечаю вредное действие на организм человека некоторых из перечисленных веществ и обращаю внимание подростков на то, что многие из них присутствуют в табачном дыме. Таким образом, продолжается формирование у обучающихся отрицательного отношения к курению.

В теме «Углеводороды и их природные источники» при изучении свойств некоторых соединений следует отметить их так называемый «канцерогенный эффект». Особое внимание  уделяю бензопиренам – веществам, вызывающим злокачественный рост эпителия легких, что способствует формированию негативного отношения юношей и девушек к активному и пассивному курению.

В теме «Применение этанола на основе свойств», в программе появился раздел «Алкоголизм, его последствия и предупреждение», изучаемый студентами технического профиля по профессиям «Сварщик» и «Автомеханик». Здесь мы говорим о том, что этанол (другое название – этиловый спирт, медицинский – С2Н5ОН),  широко применяют в разных отраслях народного хозяйства. В больших количествах его используют при производстве синтетических каучуков, в медицине применяют как дезинфецирующее средство. Из него получают также алкогольные напитки. 

«Алкоголь — ведущий наркотик в современном мире», - так начинаю урок по данной теме.

А затем продолжаю: «Он быстро всасывается в кровь и возбуждающе действует на организм. Спиртные напитки вызывают тяжёлые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов. Употребление спиртных напитков сокращает продолжительность жизни человека». Далее заостряю внимание на том, что наиболее губительное воздействие на организм алкогольные напитки оказывают в детском и юношеском возрасте. Многие студенты считают, что небольшие количества алкоголя не вредят, но это не так, возражаю в ответ. Начинаю студентам объяснять с химической точки зрения, что происходит в организме человека, когда в него попадает этиловый спирт …Поскольку этанол легко растворяется в воде, он сразу же поглощается пищеварительными органами и разносится кровью по всему телу (в том числе и в ткани мозга). Около 90 % этанола временно задерживается в печени, где с помощью ферментов он окисляется в ядовитый для организма уксусный альдегид. Воздействие которого на организм очень неблагоприятно и сопровождается рвотой, головокружением, помутнением сознания. Такое состояние  в народе называют синдромом похмелья, а на самом деле это реакция организма на отравление уксусным альдегидом.

Также довожу до сведения обучающихся, что этанол, используемый для технических нужд, подвергают денатурации, т.е. делают его непригодным для питья (добавляют к нему вещества с неприятным вкусом и красители).

 При изучении спиртов необходимо продолжить формирование отрицательного отношения обучающихся к употреблению алкоголя.

На уроке «Ферменты»,  проводимом в рамках программы курса  Химии  естественнонаучного профиля, для  обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в теме «Биологически активные соединения»    рассматриваем  участие ферментов при разложении целого ряда веществ, в том числе и алкоголя в печени - основной биохимической лаборатории человеческого организма.

В том же  разделе на уроке по теме «Лекарства» продолжаю знакомить обучающихся с использованием  лекарственных, в том числе и наркотических веществ в медицине. Рассказываю о пагубном влиянии наркотиков на организм человека, о наркомании как болезни, о борьбе с ней и профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Затрагиваю проблемы распространения ВИЧ-инфекции, как одного из последствий употребления наркотиков.

            Цель разработанных уроков - способствовать формированию у подростков устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.

     Использование на уроках компьютерных презентаций, видеороликов позволяет сделать их информационно насыщенными, наглядными и эмоциональными.

Бибик О.В., преподаватель химии ГАПОУ БТОТиС

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Профилактика вредных привычек среди подростков "

В работе представлена статистика употребления наркотических, алкогольных и д.р. средств среди подростков. Интерьвью с врачем наркологического отделения. Анализ опроса студентов колледжа....

Классный час по теме "ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди молодёжи" (методическая разработка)

Методическая разработка классного часа для студентов 3 курса ГБПОУ г. Москвы "МИПК имени Ивана Фёдорова" по теме "Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек среди молодёжи&quo...

Профилактика вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ

Выступление на МО воспитателей и классных руководителей ГБПОУ "МССУОР №1" Москомспорта  от 15.12.16г...

Сценарий мероприятия по профилактике вредных привычек. В формате программы "Пусть говорят"

Методическая разработка мероприятия по профилактике вредных  привычек среди воспитанников « Вредные привычки или здоровье? Выбор за вами!»Данное мероприятие проходит в формате програм...

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Профилактика вредных привычек - это реальный способ помочь подросткам осознать всю опасность употребления наркотиков и других вредных веществ. В основу профилактики входят беседы с подростками, которы...

лекция "Профилактика вредных привычек"

лекция расчитана на широкую аудиторию...

Тема 1.5. "Вредные привычки , их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек".

Каждый человек имеет, либо сталкивался с наличием вредных привычек. Одни пытаются от них избавиться, другие сумели приучить себя к полноценной жизни и без вредных привычек, третьи ...