Классный час по теме "ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди молодёжи" (методическая разработка)
методическая разработка на тему

Пурто Елена Евгеньевна

Методическая разработка классного часа для студентов 3 курса ГБПОУ г. Москвы "МИПК имени Ивана Фёдорова" по теме "Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек среди молодёжи" предназначен для ведения воспитательно-кураторской работы с целью приобщения студентов к здоровому образу жизни и преодолению склонности к вредным для здоровья и учебы привычкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ИВАНА ФЁДОРОВА

Методическая разработка классного часа на тему «ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди современной молодёжи» в рамках реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию.

Реализовано со студентами группы 3Д2

Автор разработки

Преподаватель МИПК им. Ивана Фёдорова                                      Е. Е. Пурто

Москва

2017

1. Вид и название работы.

Методическая разработка классного часа на тему «ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди современной молодёжи»

2. Описание объекта разработки.

Учебно-программная документация, определяющая объём, структуру и содержание мероприятий (образовательного, научно-методического и культурно-просветительского характера) для активизации условий приобщения учащихся и студентов к здоровому образу жизни и профилактики вредных привычек

3. Цели и задачи работы.

- Содействие распространению в среде студентов колледжа знаний о здоровом образе жизни.

- Передача информации молодежной аудитории колледжа о формах поведения, поощряемых обществом, и возможностях развития молодого человека

- С помощью теоретических и практических мероприятий способствовать приобщению наибольшего числа студентов к отказу от вредных привычек, правильному питанию и другим составляющим здорового образа жизни.

- Укрепление в сознании студентов посредством рассказа о пагубности вредных привычек начала патриотизма и ответственности за самих себя и судьбы Родины

4. Область применения результатов разработки.

Данная разработка может быть использована в образовательных учреждениях профессионального образования всех видов и типов.

 

Пояснительная записка

      Методическая разработка классного часа на тему «ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди современной молодёжи» создается и осуществляется на практике в рамках реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию, принятой в МИПК имени Ивана Фёдорова на 2017 – 2018 учебный годы. Она направлена в том числе на продвижение в среде студентов МИПК ценностей здорового образа жизни.

    Актуальность данной методической разработки по теме «ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди современной молодёжи» обусловлена перспективами развития России как ведущей региональной и мировой державы, которое должно быть подкреплено высоким качеством физического и нравственного облика подрастающих граждан России, несовместимого с распространением вредных привычек и пренебрежением здоровым образом жизни.

      Профилактика негативных явлений в молодежной среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Это осознает сегодня большинство населения: от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Наркомания, игромания и другие виды аддикций – явления, характерные не только для каких-то замкнутых общностей, члены которых деградированы в социально-нравственном отношении. Это зло распространилось среди различных общественных слоев, поразило представителей наиболее дееспособной части населения. Особой остротой проблема стоит среди подрастающего поколения. Молодежь, подростки сегодня как никогда нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Давно известно, что только единицам из миллионов страдающих алкоголизмом, наркоманией и игроманией удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик и азартные игры - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. Другие виды социально обусловленных заболеваний, таких как курение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, не менее опасны. Содействовать преодолению склонности молодёжи к вредным привычкам и нездоровому образу жизни – одна из главных задач, которые должны решать преподаватели колледжа.

Наиболее продуктивным в борьбе с негативными явлениями является в первую очередь профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). Профилактика должна охватить практически все стороны общественной жизни. Она способствует изменению сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений в студенческой среде, оздоровлению обстановки в семье и обществе в целом.

Профилактика, представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, проводимых государством, общественными организациями, отдельными гражданами с целью предотвращения распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост сопутствующих заболеваний и т. д.).

    Профилактика направлена на предупреждение приобщения к вредным привычкам, вызывающих в том числе и болезненную зависимость.

    Целями первичной профилактики являются:

изменение ценностного отношения детей и молодежи к алкоголю, наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на потребление психоактивных веществ.

пропаганда здорового образа жизни, прежде всего показом успеха жизненного пути людей, не подверженных вредным привычкам.

формирование антиалкогольных и антинаркотических установок.

Ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность, безнадзорность и беспризорность, бродяжничество. Особое внимание стоит обратить и на пристрастие молодежи к азартным играм, т. к. темпы роста данной зависимости подчас опережают темпы роста алкоголизма и наркомании.

    В рамках образовательного и воспитательного процесса, проводимого в структурах учреждений общего профессионального образования, чрезвычайно важным представляется усвоение учащимися представлений о необходимости ликвидации вредных тенденций среди молодёжи, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом. Вносить свой вклад в формирование правильной установки студентов колледжа по этим вопросам должны не только преподаватели физкультуры, но по возможности все остальные педагоги. В частности, необходимо обратить пристальное внимание на развитие мировоззренческих гуманитарных основ приверженности подрастающего поколения здоровому образу жизни и отвращению от вредных привычек. Воспитание молодёжи в подобном духе – одна из задач правильно поставленного педагогического процесса. Необходимо аргументированно представить перед учащимися все преимущества ведения здорового образа жизни, показав богатые культурные традиции приверженности ему в истории человечества, указав на нравственную и патриотическую составляющую отказа от вредных привычек, поддержания здоровья и занятия спортом. Формирование у подростков и молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни – одна из главных задач современной педагогики в учебных заведениях уровня нашего колледжа в Москве и России.  

Крайне желательно, чтобы студенты колледжа были не только пассивными слушателями лекции преподавателя по данной тематике, но и оказались вовлечёнными в качестве активных участников-исследователей в этот процесс. Общеизвестно, что ценность усвоенного именно таким путём материала существенно повышается, поскольку учащиеся предварительно уделяют время подготовительной исследовательской работе, разыскивают с большой долей самостоятельности материалы и пр.

С целью формирования у студентов колледжа установок на отказ от вредных привычек, соблюдение здорового образа жизни, занятие спортом, а также для расширения круга знаний в сфере гуманитарных наук намечено проведение классного часа по заявленной выше тематике. Мероприятие включает в себя разноплановую работу со студентами теоретического и практического характера, в которую должны быть вовлечены все студенты группы, в которой проводится классный час

На мероприятии студенты колледжа выступают с докладами и сообщениями по заранее оговоренным темам, проведя предварительную исследовательскую работу.

План проведения классного часа с курируемой группой 3Д2.

Общая продолжительность мероприятия – 90 минут.

Участники: преподаватель МИПК им. И. Фёдорова Е. Е. Пурто

                     Студенты группы 3Д2 в количестве    человек (список прилагается).

Средства: меловая доска, компьютер-ноутбук для показа подготовленных студентами презентаций.

Предварительный этап подготовки: студентам объявляется о времени и теме классного часа. Студенты обязуются присутствовать на мероприятии. Ряд студентов должны подготовить краткие сообщения по согласованным с преподавателям темам.

I. Вступительная часть классного часа (5 мин.)

Осуществляется проверка присутствия студентов на мероприятии, староста группы докладывает о причинах отсутствия не пришедших на классный час студентов.

II. Основная часть классного часа. (75 мин.)

1. Важность проблемы предупреждения негативных тенденций среди молодёжи (20 мин.)

Ведущий преподаватель классного часа подчёркивает актуальность выбранной для проведения мероприятия темы. Будущее нашей страны зависит от того, насколько молодые люди будут вести здоровый образ жизни и воздерживаться от вредных привычек.

Подчёркивается, что к подверженности внешним привычкам приводит ряд внешних и внутренних факторов. Перечислим важнейшие из них.

Внутренние факторы

  • Низкая самооценка человека
  • Пассивная жизненная позиция
  • Агрессивность
  • Неспособность к самостоятельному принятию решений
  • Неумение сказать «Нет»
  • Отсутствие интересов к познанию мира.

  Внешние факторы (связаны с социокультурным воздействием)

давление, оказываемое группой сверстников

отсутствие удовлетворенности от учебы, работы,

проблемы в семейных отношениях,

одиночество,

стресс,

постоянные конфликты вокруг,

наличие в семье проблем, связанных с алкоголем или наркотиками,

жестокость в семье или сексуальное насилие,

отсутствие личной свободы.

Преподаватель после ряда вопросов, связанных с выяснением причастности присутствующих студентов к перечисленным факторам, делает вывод, что для преодоления негативных тенденций среди молодёжи, необходима полномасштабная профилактическая работа по воспитанию у каждого чувства ответственности за свои поступки.

Основная цель профилактики - помочь подростку и молодому человеку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позиция, способную противостоять факторам риска. Ведущий классного часа доводит до студентов мысль о том, что в настоящее время молодые люди имеют большой спектр возможностей в устройстве своего будущего и больше ориентируются на трудовую активность и успешность. А культура «успешности и эффективности» во многом базируется на хорошем здоровье человека, его способности противостоять негативному влиянию окружающей среды, умению управлять собственной жизнью.

2. Проблемы алкоголизма и наркомании в молодёжной среде (30 мин.).

Студенты, участвующие в классном часе, зачитывают специально подготовленные доклады по проблемам алкоголизма и наркомании в молодёжной среде. Доклады сопровождаются показом заранее составленных мультимедиа-презентаций и видеофрагментов.

Преподаватель, ведущий классный час, при необходимости приводит статистику, показывающую распространение и опасность распространения этих социальных болезней среди молодёжи.

Преподаватель пытается вызвать студентов на дискуссию и выяснить, что побуждает студентов, употребляющих алкоголь, не бросать эту вредную привычку. Преподаватель на примерах даже выдающихся личностей показывает пагубность алкогольной и наркотической зависимости (В. ван Гог, А. Саврасов и др.). Затрагивается вопрос о правовых мерах, принятых властями РФ, в целях борьбы с алкоголизмом и наркоманией.

3. Проблема игромании как неконтролируемой страсти к азартным играм среди молодёжи. (25 мин.)

Обсуждение должно идти по следующей схеме:

  1. Определение игры. Роль игры в жизни человека (возможно использование книги культуролога Й. Хейзинги «Человек играющий»)
  2. Пагубность увлечения азартными и компьютерными играми. Сужение кругозора и «зацикленность» только на игре. Отрыв от реальности и замкнутость в мире виртуальной реальности, и как итог этого ослабление социализации индивида.
  3. Асоциальные последствия игровой зависимости для общества и близких страдающей игроманией личности (можно использовать образы литературной классики: «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Игрок» Ф. М. Достоевского и пр.). Сделать акцент на потенциальную склонность страдающих игроманией людей к свершению преступлений, а также стиранию граней между игровым пространством и реальностью.

III. Заключительная часть классного часа (10 мин.).

Преподаватель, ведущий классный час, подводит к мысли о том, что необходим в первую очередь внутренний самоконтроль, воспитание ответственности за своё поведение со стороны студентов. Подчёркивается, что студенты как уже совершеннолетние люди должны понимать, что «взрослость» заключается не в подражании распространенным среди взрослых вредным привычкам, а в ответственном поведении и в осознанной готовности устраивать свою судьбу и работать на благо страны.    

Преподаватель благодарит студентов за хорошую работу и делает необходимые замечания.