Методическая разработка занятия по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" по теме "Корневые системы. Видоизменения корня"
методическая разработка на тему

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Корневые системы. Видоизменения корня" и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строительство" 2 курсов СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

Тема:      ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ.

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЯ

Цели:

  • Образовательные: повторить и систематизировать материал, изученный на предыдущих занятиях; продолжить изучение строения растительного организма, сформировать понятие о типах корневых систем, особенностях их строения и развития; раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства; рассмотреть видоизменения корня и их функции, подчеркнуть взаимосвязь условий обитания, строения и выполняемых функций; усвоить понятия «корневая система», «пикировка», «микориза».
  • Развивающие: продолжить формирование основных логических умений (умений сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы), формировать умения самостоятельной работы; развивать умения и навыки устной речи; формировать целостную картину мира.
  • Воспитательная: осуществлять эстетическое воспитание, демонстрируя красоту и совершенство окружающего мира, продолжить экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, учебники, рисунки, таблицы, гербарии.

Тип: комбинированный урок.

Методы проведения:

  • Словесные: доклад, опрос, рассказ с элементами беседы, лекция.
  • Наглядные: демонстрации таблиц, рисунков, гербариев.

Межпредметные связи: химия, общая биология, экология.

                                                       

План занятия:

Этап и его содержание

Продолжительность

I.   Организационный момент

3 – 5 минут

II.   Повторение и проверка изученного.

  • Работа по карточкам

10 – 15 минут

III.  Изучение нового материала.

1.  Корневая система. Типы корневых систем.

2.  Видоизменения (метаморфозы) корня

50 – 55 минут

IY.  Закрепление и обобщение.

  • Перекрестный опрос

7 – 10 минут

Y.  Заключительная часть.

  • Сообщение домашнего задания.
  • Выставление оценок за урок

2 – 3 минуты

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  • Приветствие.
  • Наличие учащихся.
  • Сообщение темы, целей и плана занятия.

II.      Повторение и проверка изученного

Работа в парах по карточкам

Карточка  № 5

Найти и исправить биологические ошибки в тексте:

Высшие растения, к которым относятся мхи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые, имеют дифференцированные органы. Орган – часть организма, выполняющая определенные функции. Вегетативные органы поддерживают жизненность конкретной особи, репродуктивные – воспроизводят ее в ряду последующих поколений. Вегетативные органы образуют вегетативное тело высшего растения, или таллом. Таллом состоит из системы побегов и корневой системы. Элементом корневой системы является корень. Корень – это осевой орган, имеющий цилиндрическую форму. Способен к открытому росту в течение всей жизни. Основные функции корней: укрепление растения в почве и обеспечение его водой, минеральными солями и углекислым газом. Растения дышат углекислым газом, содержащимся в воздухе, находящемся между частицами почвы. Для этого у растения формируются дыхательные корни. На корне выделяют зоны – участки, выполняющие различные функции и имеющие определенные морфологические и анатомические особенности. Выделяют зону деления, зону роста, зону растяжения и зону всасывания. Кончик корня покрыт корневым чехликом, который состоит из мертвых паренхимных клеток. Клетки корневого чехлика продуцируют фитогормоны, необходимые для роста и развития надземных частей растения.

9 ошибок

  1. Изучение нового материала

  1.  Типы корневых систем

Актуализация опорных знаний

? Какими двумя системами представлено вегетативное тело растения?

? Что является основным элементом корневой системы?

? Какие функции выполняет корень?

Рассказ с элементами беседы

Итак, корень – это осевой орган, имеющий цилиндрическую форму и способный к открытому росту до тех пор, пока сохраняется апикальная меристема. Подобно побегу, корень способен к ветвлению. В результате ветвления корня образуется корневая система – совокупность корней всего растения.

 

Типы корней

Главный

Придаточные

Боковые

формируется из зародышевого

корешка

образуются у основания побега вместо главного, они более или менее сходны между собой по размерам

отходят от главного или придаточных корней, формируются из перицикла

В зависимости от наличия и отсутствия тех или иных корней, различают несколько типов корневых систем:

Корневые системы

(по морфологическим особенностям)

Стержневая

Мочковатая

главный корень + боковые корни

 

придаточные корни + боковые корни

формируется у двудольных и голосеменных

(фасоль, горох, тыква, одуванчик)

формируется у

однодольных

(пшеница,

              рожь, овес, пырей, лук)

Эти корневые системы характерны, прежде всего, для однолетников, у многолетников часто формируется корневище, от которого отходят придаточные корни, т.о., сам характер корневой системы меняется.

Стержневая корневая система обычно проникает глубже в почву, чем мочковатая, однако поверхностное заложение последней и «цепкость», с которой она оплетает прилегающие частицы грунта, делает такое растение особенно ценным для создания дернового покрова, предупреждающего эрозию почвы.

Степень развития корневой системы зависит от среды обитания. В лесной зоне на подзолистых, плохо аэрируемых почвах корневая система на 90% сосредоточена в поверхностном слое (10 – 15 см). В зоне пустынь и полупустынь у одних растений (полынь) корневые системы поверхностные (используют ранневесенние осадки или конденсационную влагу), у других – достигают грунтовых вод на глубине 18 – 20 м (верблюжья колючка), у третьих – универсальные, использующие в разное время влагу разных горизонтов (саксаул). Корневая система кукурузы заходит на глубину 1,5 м и расходится на 1 м во все стороны от растения; у кустарника мескито (США) корни достигают 53 м глубины. Рекордная глубина погружения – 120 метров.

Корневая система одного и того же растения, обитающего в различных условиях, тоже будет различаться. У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, проникая глубоко в почву. У болотных форм сосны корневая система напоминает мочковатую, ее корни занимают большую площадь, но не проникают глубоко. Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.

Стержневую корневую систему можно изменить, превратив в мочковатую. Корень растет верхушкой. Если удалить верхушку главного корня, то его рост прекратится, но боковые корни начнут отрастать быстрее.  Это свойство используют в растениеводстве. При пересадке рассады в открытый грунт, прищипывают кончик главного корня – пикировка (прищипывание). В результате развивается сильно разветвленная корневая система, которая располагается в верхних, самых плодородных слоях почвы, и растение дает больший урожай.

         2.    Видоизменения (метаморфозы) корня

     

Основные функции корня – это водно-солевое питание и укрепление в почве. Кроме этих, корни могут выполнять и другие функции, в связи с чем происходят их видоизменения, или метаморфозы.

Один из учащихся делает доклад по данной теме, остальные – заполняют таблицу:

Специализация и метаморфозы корней

Видоизменение

Характеристика

Примеры растений

Микориза («грибокорень»)

Это симбиоз растения с почвенными грибками. Гифы грибов поглощают из почвы растворенные в воде минеральные соли, а сами питаются органическими веществами корня

Сосна, береза, бук, ива, дуб, злаки, ятрышник

Воздушные

корни

Покрыты многослойной эпиблемой – веламеном, поглощают атмосферную влагу и осуществляют фотосинтез

Тропические эпифиты (орхидные), монстера

Клубеньки

Это особые образования на корнях, в которых поселяются бактерии из рода Ризобиум или цианеи, которые фиксируют атмосферный N2, питая азотом не только растение, но и обогащая им почву. Сидерация – высадка бобовых растений с последующим их закапыванием в почву

Бобовые

Втягивающие,

или контрактильные, корни

Укорачиваясь у основания, корни втягивают в почву луковицу или корневище на глубину, оптимальную для их сохранения в период засухи или мороза

Корневищные и луковичные растения: гусиный лук, крокусы, гладиолусы

Дыхательные корни, или пневматофоры

Встречаются у растений, живущих на бедных кислородом почвах, поднимаются над поверхностью почвы

Растения болот (болотный кипарис), мангровых зарослей

Досковидные,

или  ходульные, корни

Это придаточные корни, растущие от ствола вдоль поверхности земли и вниз и укрепляющие растение на субстрате

Растения мангровых зарослей (филодендрон)

Столбовидные корни

Развиваются на крупных ветвях, растут вертикально вниз, достигают почвы и укореняются в ней

Фикус бенгальский, или баньян (в Индии растет баньяновая роща из 1 дерева, занимающая площадь около 5 тыс. км2)

Запасающие корни

-- Корнеплод

-- Корневые клубни

В образовании участвуют разрастающийся главный корень и нижние участки стебля

Образуются при утолщении боковых и придаточных корней

Морковь, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, репа, брюква

Георгин, чистяк, батат, орхидные

Корни – прицепки

Придаточные корни, которыми растение прикрепляется к опоре

Плющ

Корни растений – паразитов

С помощью корней растение – паразит проникает в тело хозяина и питается за его счет

Повилика, омела

       IY.     Закрепление и обобщение

Перекрестный опрос по плану:

  1. В чем различия между вегетативными и генеративными органами? К каким органам относится корень?
  2. Каковы основные функции корня?
  3. Какие еще функции могут выполнять корни?
  4. Какие видоизменения происходят с корнями в связи с выполнением дополнительных функций?
  5. Для каких растений характерна микориза? Каково ее значение?
  6. Могут ли корни расти вверх?
  7. Что такое сидерация? Какое хозяйственное значение она имеет?
  8. Могут ли придаточные корни развиваться на главном?
  9. Что такое пикировка? Для чего она применяется?
  10.  Можно ли мочковатую корневую систему превратить в стержневую?
  11.  Могут ли растения жить без корней?

  1.     Заключительная часть

  • Сообщение домашнего задания:

-- Подготовить доклад: «Виды удобрений».

  • Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"...

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"...

Методическая разработка занятия по теме «Поиск информации в сети Интернет. Информационно-поисковые системы».

Методическая разработка занятия по дисциплине "Информатика" по теме «Поиск информации в сети Интернет. Информационно-поисковые системы»....

Учебно-методическая разработка занятия по английскому языку на тему "Пищеварительная система. Настоящее длительное время"

Конспект занятия по английскому языку на тему: "Пищеварительная система. Настоящее длительное время" (The Digestive system. The Present Continuous tense"...

Методическая разработка занятия по ОУДБ.07 Основы безопасности жизнедеятельности

Методическая разработка занятия по ОУДБ.07 Основы  безопасности жизнедеятельности для студентов 1 курса курса специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело...