Статья "Каким я вижу урок биологии"
статья на тему

Чекоданова Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekodanova_statya_v_ostrogozhsk.docx365.89 КБ

Предварительный просмотр:

Каким я вижу урок биологии

Автор: преподаватель Чекоданова Елена Александровна

Малоархангельский филиал

БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

Биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Главная цель биологического образовании в нынешних радикально изменившихся условиях – развитие у обучающихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и  анализа новых сведений, умения строить гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки.

Качество урока - одна из главных задач современного образования. Многие преподаватели твердо убеждены, что сами обучающиеся к качеству учебного занятия не имеют никакого отношения: «Побольше заданий, побольше строгости и дисциплины, и мы - педагоги – обеспечим высокое качество». Нет, так не получится. Характер знаний сегодня изменился. Те быстротечные процессы, которые происходят в мире и в обществе, огромные потоки информации, переоценка ценностей сделали невозможным получение знаний на всю жизнь. А это значит, что изменений требует и сам учебный процесс.

Все вроде бы понятно, логично. Но что требуется о преподавателя? Преподаватель повседневно ищет ответы на вопросы: как повысить интеллектуальный потенциал обучающихся, приобщить их к миру современной культуры? Каким образом на уроках биологии организовать поиск знаний, сделать их системными, целостными? Как построить в сознании подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования  картину организации и эволюции жизни, связать знания с процессом обретения истины, добра, красоты?  Искать пути совершенствования биологического образования - задача современного педагога. Без методологической основы невозможно ставить и решать проблемы самостоятельности биологии как учебного предмета, возможности и  целесообразности ее интеграции с другими отраслями знаний.

Урок по – прежнему,  остается основной и главной формой организации учебного процесса. И,  конечно же, от того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен, динамичен, зависит результат нашего педагогического труда. Если урок сводится к безликой констатации многообразия растительного и животного мира, эволюционных процессов его развития, перечислению отдельных фактов, характеристик живых организмов, если он строится по одному и тому же трафарету, то такой урок будет носить сугубо формальный характер, он не несет воспитательной значимости. Важно найти контакт с обучающимися, обратиться к каждому присутствующему в кабинете, учитывая возрастные особенности, интересы обучающихся.  Развитие глубокого интереса и уважения к биологической науке, ее истории, к самому человеку с его способностью творчески мыслить и созидать – вот цель преподавателя и урока.

О том, что урок не только учит, но и воспитывает, известно каждому. Но что и как воспитывать, чему учить, чего педагог может добиться именно через урок и при каких условиях? Каждый по-своему ответит на эти вопросы, но бесспорно одно: главное на уроке – это воспитание стремления познать непознанное, узнать новое об известном, получать удовлетворение от умения двигаться вперед. Речь идет об усилении мотивационной стороны урока. Эта непростая задача решается самыми различными способами. Выбрать тот или иной – право педагога. Трансформировать, перестроить сообразно уровню подготовки обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей, технической оснащенности кабинета- тоже позволено преподавателю. И только опробовав на своих уроках тот или иной метод и прием обучения, преподаватель убеждается в целесообразности и необходимости  его применения. Рождение нового - процесс не простой. Оно утверждается не сразу, порой проходят долгие стадии поиска и сомнений: кажущееся поначалу удачным, нередко исключается как неоправдавшее себя, но что-то остается, совершенствуется, утверждается.

Важно научить обучающихся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, координировать их деятельность. Преподаватель при этом перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

Современная ориентация биологического образования предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Процесс обучения должен создавать условия, способствующие возникновению «изобретений» или «открытий». Для развития элементов творческой деятельности в своей работе использую различные формы уроков (викторина, игра, состязание, конференция), применяю активные методы обучения.

Метод конкретных ситуаций развивает способность анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи. Задача может иметь несколько вариантов решения, их обсуждение – завершающий этап применения данного метода. В ходе анализа ситуации, обучающиеся должны иметь возможность обратиться к дополнительным источникам информации (книги, статьи, интернет-ресурсы).

«Мозговая атака (штурм)» способствует решению творческих проблем, позволяет преодолевать мыслительные стереотипы. Участники «атаки» должны предложить как можно больше вариантов решения проблемы, при этом не допускается критика идей. В ходе дискуссии обучающиеся совместно приходят  к решению проблемы, учатся отстаивать собственную точку зрения, аргументировать свои предложения, уважать мнение других.

Учебные игры стимулируют практические навыки, развивают воображение. В ходе игры меняются мотивы обучения: знания обеспечивают успех в реальном для обучающихся процессе.

На своих уроках применяю коллективную форму учебной работы (при формировании групп учитываю уровень подготовки обучающихся), в качестве самостоятельной работы предлагаю обучающимся написать сообщения, рефераты, находя увлекательные темы, побуждающие интерес к поиску информации в дополнительной литературе и других источниках. На мой взгляд, умение обучающихся самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в потоке научной  информации способствует успеху.

Большую роль в активизации познавательной деятельности обучающихся  имеет использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (презентации, показ видеороликов, слайдов), организация учебно-исследовательской деятельности.

Сегодня творческий поиск преподавателя биологии не только возможен, но и необходим: нельзя ждать от  методистов, чтобы они разработали все возможные варианты каждого урока. Их надо искать, изобретать, отшлифовывать самостоятельно. Главное, чтобы у преподавателя было желание и стремление к творческому поиску, к решению возникающих проблем обучения, воспитанию и развитию обучающихся в современных изменившихся условиях. Однако нельзя упускать главного: каждый обучающийся должен получить обязательный минимум знаний, определенный программой в полном объеме. Образование — это крылья, позволяющие человеку подняться на высокую интеллектуальную орбиту (Н.И. Мирон).

C:\Users\ПУ5\Desktop\2015-11-10\Scan10003.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.

Из опыта работы по проектной деятельности школьников во внеурочное время....

Использование ИКТ на уроках биологии

Использование ИКТ на уроках биологии...

Презентации для уроков биологии

Презентации, применяемые для проведения уроков биологии....

Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии

Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалис...

Интернет-ресурсы на уроках биологии.

На сегодня актуальной проблемой остается использование новых информационных технологий (новейших методик и приемов, основанных на использовании компьютерных, аудио- и видео технических средств) в учеб...

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"...

Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы

Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...