Самостоятельная работа как путь развития ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии
статья на тему

Харитонова Ирина Павловна

Характеристика ключевых компетенций обучающихся, их формирование через различные формы самостоятельной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 

КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

     Цели современного образования могут быть представлены в виде «жизненных ролей», к выполнению которых необходимо подготовить учащихся в процессе обучения.(2) Рассмотрим основные из них.

  • Реализовавшаяся личность. Это человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающие основу самореализации.
  • Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей, деловых взаимодействий, без чего трудно представить жизнь каждого человека.
  • Личность, настроенная на постоянное учение. Это роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира, умеющего самостоятельно и критически мыслить, обнаруживать пробелы и разрешать их, грамотно работать с информацией.
  • Деятельностный участник культурного развития. В этой роли человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры.
  • Высококвалифицированный работник. Это человек, который берёт на себя ответственность за высококачественное производство продукции и соответствующих сервисных услуг.
  • Активный, информированный гражданин. Это личность, хорошо осведомлённая в вопросах истории, политической ситуации, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы.
  • Защитник окружающей среды. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения её ресурсов.

    Современное общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Становится всё более востребованным само жизнетворчество личности, которое характеризуется фундаментальными целями образования: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться.

    В соответствии с принятым в настоящее время подходом ЮНЕСКО понятие образование включает в себя понятие компетентности: образование представляет собой процесс, в ходе которого происходит становление способности личности к саморазвитию. В принятой «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании. В документе приводится состав ключевых суперкомпетентностей:

- математическая – умение работать с числовой информацией;

- коммуникативная – умение общаться;

- информационная – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная – способность к саморазвитию, самообразованию, конкутентноспособность;

- социальная – умение жить и работать с людьми;

- продуктивная – умение работать и зарабатывать, способность создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.

     Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством содержания образования, применения педагогических технологий, методов обучения.

    Ключевые образовательные компетенции базируются на уровне образовательных областей и учебных предметов.(3)

  • Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные представления, выбор поступков, программа жизнедеятельности в целом).
  • Общекультурная компетенция (круг вопросов, в которых учащийся д.б. хорошо осведомлён, общечеловеческая и национальная культура).
  • Учебно-познавательная компетенция (самостоятельная познавательная деятельность: целеполагание, планирование, анализ, добывание знаний, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях).
  • Информационная компетенция (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её).
  • Коммуникативная компетенция (знание необходимых языков, способов взаимодействиями с людьми, навыки работы в группе).
  • Социально-трудовая компетенция (знания и опыт в областях гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении).
  • Компетенция личного самосовершенствования (способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития).

    Достижение образования, в т.ч. и химического, призвано обеспечить успех современного выпускника, вступающего во взрослую жизнь. Это возможно при условии, что цели образования станут личностно значимыми и будут представлены следующим образом: (1)

  1. Я должен уметь сам видеть проблемы в окружающей действительности и научиться находить способы их решения.
  2. Важны не только знания, но и умение самостоятельно учиться, поскольку мне придётся постоянно повышать квалификацию, а возможно, и быть готовым сменить профессию.
  3. Я должен уметь сам разбираться в ситуации, проблемах, иметь собственную точку зрения.
  4. Я должен знать, зачем мне нужны знания, где и как я смогу применять их.
  5. Я понимаю, что мой успех в жизни во многом зависит от моего умения общаться с людьми – быть коммуникабельным со сверстниками и коллегами, убеждать других и уважать чужое мнение.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Габриелян О. С. Компетентностный подход в обучении химии.// Химия в школе – 2007 - № 2.

2. Герушинский Б. С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия – М.: Флинта, 1999.

3. Хуторской А. Ключевые компетентности // Народное образование – 2003 - № 2, 5.

    Главная цель учебного процесса – воспитание личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, и самостоятельной деятельности. Воспитывающий эффект учебного процесса зависит от того, чем является данный процесс для учащегося, ради чего он учится, что побуждает его принимать участие в этом процессе.

     В недалёком прошлом главными побуждениями учащихся в учебном процессе были сознание долга и обязанности учиться, необходимость подчиняться взрослым, желание получить хорошие оценки, быть отмеченным и поощрённым, успешно сдать экзамены в вузы, быть уважаемыми в коллективе.

     В современном обществе изменился взгляд учащихся на процесс приобретения знаний. Прежние побуждения к учению для современного учащегося утратили всякое значение, так как в основе своей они имели элемент прямого или косвенного принуждения. Возможность выделиться в среде сверстников приобрела несколько иную направленность: знания перестали быть главным фактором. Возможность поступить в любой вуз также имеет альтернативу – некоторые образовательные учреждения предоставляют услуги на коммерческой основе. Желание получать хорошие оценки у большинства обучающихся не так сильно, как у представителей предшествующих поколений. В жизни часто оказывается, что люди с далеко не лучшими оценками преуспели больше, чем бывшие «хорошисты» и «отличники». Следовательно, глубокие и прочные знания, хорошие оценки, прилежная учёба – далеко не самое главное. У современных учащихся наблюдается тенденция отторжения учебного процесса, несмотря на усилия учителей, воспитателей, родителей. Большинство учащихся на вопрос: «Зачем ты ходишь в учебное заведение?» отвечают: «Чтобы пообщаться с друзьями».

     Поэтому перед образовательным учреждением ставится первостепенная задача: научить учащихся приобретать, систематизировать, накапливать необходимые знания. Именно поэтому в настоящее время  особую актуальность приобретают вопросы мотивации учебно-познавательной деятельности. Немаловажную роль при этом играют формирование и развитие самостоятельности учащихся, т.е. такого вида деятельности, который изначально не несёт в себе элементов принуждения. Это свободная творческая деятельность, которая даёт возможность каждому проявить свои личностные качества и получить желаемый результат своим, самостоятельно избранным способом.

    Самостоятельная деятельность учащихся не может начаться внезапно и вдруг: их необходимо подготовить, настроить, научить. Обучение самостоятельности в учебной деятельности, конечно, лучше начинать с начальной школы. Однако, начиная изучение какого-либо предмета, который непременно несёт элементы новизны, можно организовать учебный процесс так, чтобы постепенно, от урока к уроку, от темы к теме вводить элементы самостоятельной деятельности и получить в перспективе желаемый результат.

 

   Одним из принципов организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность учащихся.

     Важная составная часть деятельности учителя – организация самостоятельной работы учащихся на уроке. Её можно организовать на разных этапах процесса обучения:

                               - усвоение нового материала;

                               - повторение пройденного материала;

                               - совершенствование знаний;

                               - углубление знаний;

                               - закрепление пройденного материала;

                               - систематизация знаний;

                               - коррекция и учёт знаний;

                               - домашнее задание.                                            

     Самостоятельная работа учащихся предназначена для формирования и развития основополагающих знаний курса органической и общей химии в процессе обучения, а так же для развития учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.

     Наибольшие возможности для формирования и развития самостоятельной деятельности при изучении естествознания даёт лабораторный эксперимент на уроках. Этот вид эксперимента имеет особое значение в обучении химии. Никакие, даже самые яркие и эффектные демонстрации, не заменят в познавательном отношении опытов, проводимых самими учащимися. Проделывая предложенные опыты самостоятельно, учащиеся имеют возможность более тщательно наблюдать за происходящими явлениями. Чтобы наблюдения носили более продуктивный характер, можно предложить заносить результаты наблюдений в таблицы, схемы, изобразить наблюдаемое явление в виде рисунка.

                                                 

     Ниже приведены задания по разным темам, которые можно использовать при изучении нового материала, совершенствовании знаний и умений учащихся. Предлагаемые самостоятельные работы содержат вопросы и упражнения различного характера познавательной деятельности. Задания подобраны как традиционные, так и с использованием различных источников информации: учебника, таблиц, справочной литературы, коллекций, раздаточного материала, химического эксперимента.

     Предлагаемые самостоятельные работы способствуют активизации учебного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, развивают познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, ликвидируют дефицит общения (парные и групповые формы работы) особенно среди слабоуспевающих учащихся.

    Задания отличаются разной степенью сложности, объёмом, временем их выполнения, что позволяет использовать их с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Несмотря на разные виды заданий, самостоятельные работы сочетаются друг с другом. Все самостоятельные работы содержат конкретный материал, в соответствии со стандартом, целями и задачами урока, постепенно и целенаправленно развивают познавательные потребности, установки на самостоятельное приобретение знаний.

       

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Батина Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при выполнении лабораторных опытов // Химия в школе - 2006 - № 2.
  2. Радецкий А. М. Задания для организации самостоятельной работы учащихся // Химия в школе – 2006 - № 1.

СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ. УГЛЕВОДЫ.

ТЕМА УРОКА:   Моносахариды. Гексозы. Глюкоза.                   

ЗАДАНИЕ: Читая соответствующий параграф, выполняйте задания по соответствующим  разделам темы. Название каждого раздела записывайте в тетрадь.

  • Почему глюкозу относят к моносахаридам, гексозам?

1. НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ

  • В каком растении содержится много глюкозы? Как называют глюкозу за это?
  • Где ещё содержится глюкоза?

2. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

  • Рассмотрите образец глюкозы, исследуйте её свойства и опишите:
  • агрегатное состояние;
  • цвет;
  • запах;
  • растворимость в воде.

3. СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ

  • Запишите молекулярную формулу глюкозы.
  • Составьте структурную (развёрнутую) формулу глюкозы линейной формы. Рассмотрите формулу глюкозы внимательно. Какие функциональные группы атомов есть в молекуле глюкозы? К каким классам органических веществ можно отнести глюкозу, исходя из её строения?
  • Запишите формулу глюкозы в циклической форме. Какая функциональная группа исчезает при замыкании в цикл?

4. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

  • Окисление альдегидной группы. Качественная реакция на глюкозу (со свежеполученным Cu (OH)2):

                                                                        t

             СН2ОН-(СНОН)4-СОН + 2Сu(ОН)2   ==

  • Реакция спиртового брожения глюкозы: В чём её значение для человека?

                             дрожжи

              С6Н12О6   ==

      В чём значение этой реакции для человека?

  • Реакция молочнокислого брожения глюкозы:

                            молочнокислые

                                     бактерии

                    С6Н12О6  ==

            Каково её практическое значение?

5. ПРИМЕНЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ

  • Прочитайте соответствующий раздел параграфа и составьте схему основных применений глюкозы.
  • Какие ещё применения глюкозы вам известны, кроме приведённых в тексте параграфа?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. В чём заключается значение спиртового брожения глюкозы в кондитерской промышленности?

  1. Осуществите одно из превращений на выбор:

а) углекислый газ ----- глюкоза ----- этанол ----- этаналь ----- этановая кислота ----- ацетат натрия;

б) углекислый газ ----- глюкоза ----- глюконовая кислота ----- глюконат кальция;

в) глюкоза ----- этанол ----- ? ----- глюкоза ----- крахмал;

г) метан ----- ? ----- глюкоза ----- этанол ----- этилен ----- этаналь ----- уксусная   кислота ----- пентаацетат глюкозы;

  1. Решите одну из задач на выбор:

       

           а) При брожении глюкозы получили этанол массой 276 г. Определите массу  

           глюкозы, вступившей в реакцию брожения, если выход этанола составил 80 %  от

           теоретически возможного.

           б) Какую массу молочной кислоты можно получить из 1 кг. виноградного сока,

            содержащего 54 % глюкозы?

     

в) При брожении глюкозы получен углекислый газ объёмом 30,24 л. Какая масса глюкозы подверглась брожению, если глюкоза содержала 5 % примесей.

г) Какая масса глюкозы может быть получена из 129,6 г. крахмала, если выход реакции составляет 60 % от теоретически возможного?

д) Какая масса технического этанола может быть получена из 1 кг. опилок, содержащих 64,8 % целлюлозы. Выход реакции гидролиза составляет 60 %. Выход реакции брожения глюкозы – 80 %.

               

СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ. УГЛЕВОДЫ.

ТЕМА УРОКА: Систематизация знаний по теме «Сложные эфиры, жиры. Углеводы»

1.Разминка. Вопрос – ответ.

  • Какими органическими веществами образованы сложные эфиры?
  • Гидролиз – это …
  • Где в природе находятся сложные эфиры?
  • Из каких органических веществ состоят жиры?
  • Назовите два вида жиров.
  • Агрегатное состояние жиров.
  • Растворимы ли жиры в горячей воде?
  • Как называют растительные жиры?
  • Перечислите названия нескольких растительных жиров.
  • Назовите жидкий животный жир.
  • Жир коровьего молока.
  • Из каких жиров получают маргарин?
  • Что такое мыла (с химической точки зрения)?
  • Какую реакцию называют реакцией омыления?
  • Какой трёхатомный спирт получают в результате гидролиза жиров?
  • Перевод слова «углеводы».
  • Что такое моносахариды?
  • Что такое полисахариды?
  • Химическое название обычного пищевого сахара.
  • Назовите несколько полисахаридов.
  • Назовите углевод – строительный материал растительных клеток.
  • При помощи какого реактива можно обнаружить крахмал?
  • С каким запахом сгорают растительные волокна?
  • Для чего в кондитерской промышленности применяют углевод морских водорослей агар-агар?
  • Процесс образования углеводов в зелёных листьях на свету?
  • Превышение содержания глюкозы в крови свидетельствует о развитии опасного заболевания –  …
  • Где применяется реакция спиртового брожения глюкозы?
  • При каких процессах происходит молочнокислое брожение глюкозы?
  • В зёрнах какого растения наибольшее содержание крахмала?
  • Какие растения наиболее богаты целлюлозой?
  • Из какого моносахарида в растениях образуются крахмал и целлюлоза?

2.Экспериментальные задания

(работа в группах по 2-4 человека).

В-1. Среди предложенных волокон найдите волокно

растительного происхождения. Назовите волокно.

Название

волокна

Метод

обнаружения

Характерные

признаки

В-2. В четырёх пробирках под номерами выданы

различные вещества. Найдите среди них крахмал.

Название

вещества

Реактив

Наблюдения

В-3. В четырёх пробирках под номерами выданы

различные вещества. Найдите среди них глюкозу.

Название

вещества

Реактив

Наблюдения

В-4. В четырёх пробирках под номерами выданы

 различные вещества. Найдите среди них сахарозу.

Название

Вещества

Реактив

Наблюдения


3. Цифровой диктант. 

4. Генетическая связь органических соединений. Осуществи превращения:

а) крахмал -------  мальтоза ------ глюкоза ------- этиловый спирт ------ уксусноэтиловый эфир ------ ацетат натрия

б) углекислый газ ------- глюкоза -------- целлюлоза ------- глюкоза ------- этиловый спирт     -------- уксусный альдегид -------- уксусная кислота

Самостоятельная работа дома

Тема «УГЛЕВОДЫ»

  1. Приведите молекулярные формулы глюкозы, фруктозы, сахарозы, рибозы, крахмала и целлюлозы. К какому классу углеводов относится каждое вещество? Есть ли среди приведённых веществ изомеры?
  2. Какие моносахариды образуются при гидролизе:        а) сахарозы;        б) мальтозы;  в) крахмала;    г) целлюлозы?         Приведите соответствующие уравнения химических    реакций.
  3. Какое биологическое значение имеют углеводы:         а) глюкоза;         б) сахароза;    в) рибоза;   г) крахмал;   д) целлюлоза?
  4. Какие известные вам углеводы содержатся в молоке, кукурузе, картофеле, винограде, сахарном тростнике?
  5. Осуществите превращения:

а) углекислый газ ----- глюкоза ----- этанол ----- этаналь ----- этановая кислота ----- ацетат натрия;

б) сахароза ----- глюкоза ----- молочная кислота;

в) углекислый газ ----- глюкоза ----- глюконовая кислота ----- глюконат кальция;

г) глюкоза ----- этанол ----- ? ----- глюкоза ----- крахмал;

д) метан ----- ? ----- глюкоза ----- этанол ----- этилен ----- этаналь ----- уксусная   кислота ----- пентаацетат глюкозы;

 е) крахмал ----- мальтоза ----- глюкоза ----- сахароза ----- фруктоза ----- сорбит ------ углекислый газ ----- глюкоза;

ж) целлюлоза ----- глюкоза ----- пентаацетат глюкозы ----- уксусная кислота ----- триацетат целлюлозы ----- углекислый газ ----- карбонат кальция ----- карбид кальция -----ацетилен ----- бензол ----- циклогексан ----- гексан ----- хлоргексан.

  1. Как распознать растворы глюкозы и фруктозы? Напишите уравнение реакции. Укажите признаки реакции.
  2. Распознайте вещества: глюкоза; глицерин; этаналь. Напишите уравнения реакций. Укажите их признаки.
  3. Как распознать вещества на основе их физических и химических свойств: крахмал; сахароза; глюкоза; фруктоза; фенол; глицерин; целлюлоза? Опишите подробно. Если необходимо, приведите уравнения реакций.
  4. Напишите уравнения возможных реакций между: а) глюкозой; б) крахмалом и следующими веществами: гидроксид меди (II); вода; уксусная кислота; Ag2O; I2.
  5.  При брожении глюкозы получили этанол массой 276 г. Определите массу глюкозы, вступившей в реакцию брожения, если выход этанола составил 80 %  от теоретически возможного.
  6.  Какую массу молочной кислоты можно получить из 1 кг. виноградного сока, содержащего 54 % глюкозы?
  7.  При брожении глюкозы получен углекислый газ объёмом 30,24 л. Какая масса глюкозы подверглась брожению, если глюкоза содержала 5 % примесей.
  8.  Какая масса глюкозы может быть получена из 129,6 г. крахмала, если выход реакции составляет 60 % от теоретически возможного?
  9.  Какая масса технического этанола может быть получена из 1 кг. опилок, содержащих 64,8 % целлюлозы. Выход реакции гидролиза составляет 60 %. Выход реакции брожения глюкозы – 80 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Самостоятельная работа студентов по физике. От компетентного преподавателя к компетентному студенту.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высок...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет бол...

Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»

Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социа...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка.

  Владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста.    Изучение английского языка должно приве...

Выступление на педсовете: «Программа воспитания и социализация как средство достижения уровня развития ключевых компетенций обучающихся»

Анализируя, проделанную работу по воспитанию и социализации, могу сказать, что работая с обучающимися я пополнила свой опыт воспитательной работы и поняла , что многие наши беды,  происходят имен...