Образование государства в Германии
учебно-методический материал на тему

Прокопьева Туяра Гаврильевна

реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_gosudarstva_v_germanii2.docx.docx58.02 КБ

Предварительный просмотр:

Введение


        Германия — государство в Центральной Европе. В ходе истории оно переживало периоды сильной раздробленности и неоднократно меняло свои границы. Поэтому история Германии неотделима от истории её ближайших соседей Австрии, Швейцарии, Дании, Польши, Чехии, Италии и Франции.

1. Доисторический период

 Ещё в эпоху верхнего и среднего палеолита Германия была местом миграций древнейших гоминид (гейдельбергский человек, неандерталец).

 В эпоху верхнего палеолита и мезолита на территории Германии существовало несколько развитых палеолитических культур (гамбургская, аренсбургская, федермессерская).

 В эпоху неолита территорию Германии занимали в основном представители западной ветви культуры линейно-ленточной керамики (рёссенская культура и её потомок — михельсбергская культура). В этот период на территории Германии активно сооружаются дольмены. Михельсбергскую культуру постепенно сменяет культура воронковидных кубков.

 Бронзовый век связан с носителями древнейших индоевропейских языков, хотя первоначально это были, по-видимому, предки не германских, а кельто-италийских народов (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура полей погребальных урн и др.). Предки германцев занимали в основном северную часть Германии, однако начиная с железного века они постепенно вытесняют из Германии кельтов, частично ассимилируя их, особенно на юге Германии.

                                                                             

1.1. Германцы в античную эпоху

         Германские племена обитали на территории Центральной Европы ещё в первом тысячелетии до нашей эры, довольно подробное описание их строя и образа жизни дает Тацит в конце I века. Лингвистические исследования позволяют предположить, что обособление германских народов от балто-славян произошло примерно в VIII—VI веках до нашей эры.

         Германцы делились на несколько групп — между Рейном, Майном и Везером жили батавы, бруктеры, хамавы, хатты и убии; на побережье Северного моря — хавки, англы, варины, фризы; от средней и верхней Эльбы до Одера — маркоманы, квады, лангобарды и семноны; между Одером и Вислой — вандалы, бургунды и готы; в Скандинавии — свионы, гауты.

Со II века н. э. германцы все активнее вторгаются в пределы Римской империи. Для римлян однако они были просто варварами. Постепенно у них складывались племенные союзы (алеманны, готы, саксы, франки).

1.2. Великое переселение народов

         В конце IV века вторжение азиатских кочевых народов в Европу подтолкнуло к переселению германцев. Они заселяли приграничные земли Римской империи, а вскоре начали вооружённые вторжения в неё. В V веке германские племена готов, вандалов и другие создали на территории разваливавшейся Западной Римской империи свои королевства. В то же время на территории нынешней Германии в основном сохранялся первобытно-общинный строй. В 476 году германским военачальником был низложен последний римский император.

2. Франкское государство

 После падения Западной Римской империи наиболее значительную роль среди германских племён сыграли племена франков. В 481 году первым королём салических франков стал Хлодвиг I. При нём и его потомках была завоёвана Галлия, а из германцев в состав государства вошли алеманны и большая часть племён франков. Позднее были завоёваны Аквитания, Прованс, северная Италия, небольшая часть Испании, подчинены тюринги, бавары, саксы и другие племена. К 800 году вся Германия оказалась частью огромного Франкского государства.

В 800 году франкский король Карл Великий был объявлен римским императором. До 800-го года наследницей Римской империи была Византия (поскольку Западная Римская империя уже прекратила своё существование и осталась только Восточная — Византия). Восстановленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 году Константина VI, а не преемником Ромула Августула. В 843 г. франкская империя распалась, хотя разные короли (чаще короли Италии) с перерывами формально носили титул императора до 924 г.

2.1. Начало германской государственности

         Истоки германского государства связаны с Верденским договором, который в 843 г. заключили между собой внуки Карла Великого. Этот договор разделил империю франков на три части — французскую (Западно-Франкское королевство), доставшуюся Карлу Лысому, итальянско-лотарингскую (Срединное королевство), королем которой стал старший сын Карла Великого Лотарь, и германскую, где власть досталась Людовику Немецкому.

 Традиционно первым Германским государством принято считать восточно-франкское государство. В течение X века появилось неофициальное название «Рейх Германцев (Regnum Teutonicorum)», которое через несколько веков стало общепризнанным (в форме «Reich der Deutschen»).

         В 870 году большая часть Лотарингского королевства была захвачена восточно-франкским королём Людовиком Немецким. Таким образом, Восточно-Франкское королевство объединило практически все земли, населённые немцами. В течение IX—X веков происходили войны со славянами, приведшие к присоединению ряда славянских земель.

 Очередным восточно-франкским королём в 936 г. стал герцог Саксонии Отто I (в российской исторической традиции его называют Оттоном).


2.2. Священная Римская империя

Ранний период Священной Римской империи

 2 февраля 962 г. Оттон I был коронован в Риме в качестве императора Священной Римской империи. Считалось, что он возродил державу Карла Великого. Но теперь империя состояла в основном из Германии и части Италии.

         Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae ) — политическое учреждение, сохранявшее в продолжение десяти веков (до 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX столетия и Италии в Средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обуславливали собой всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира.

 Несмотря на попытки императоров объединить «Священную Римскую империю», она оказалась раздробленной на многочисленные почти независимые государства и города. Некоторые северогерманские города объединились в Ганзу — военно-торговый союз, монополизировавший торговлю в Балтийском море.

2.3.Становление германской государственности

 С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.

 Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинноленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры — города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд.

 Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 — 1024). Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии — король Оттон I был коронован (в условном центре государства — Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

 Единственными органами государственного управления в королевстве были церковные институты: монастыри, аббатства, епископства. Только они реально и были заинтересованы в создании более централизованного государства: Римская церковь надеялась найти в новом государстве воспреемницу идеи Христианской Империи. Чтобы прочнее привязать церковь к королевской власти, германские монархи стали практиковать большие земельные пожалования духовенству. Пожалования сопровождались передачей церкви юрисдикции и даже политических прав в отношении населения этих областей, включая и феодалов. В начале XI в. началась даже передача в руки церкви целых графств, а графов ставили епископами. Епископам и аббатам предоставлялось право королевского бана в отношении подвластной территории (совокупность военных, административных и судебных полномочий).

 Назначение на высшие церковные должности производилось королем. Тем самым церковная администрация превращалась, по сути, в государственную, учитывая, что священнический стаж большинства высших иерархов начинался только с назначением. Церковные сановники привлекались к несению дипломатической, военной службы, выполнению политических дел. Вассалы епископов и аббатов составляли большую часть армии, нередко сами епископы и возглавляли полки. Это была особая имперская церковь (Reichskirche).

 Такая церковная государственность несла в себе предпосылки очень неоднозначных политических следствий. Во-первых, к XIII в. многие епископства превратились в обособленные и политически замкнутые территории, лишь номинально подчиненные в ленной иерархии королю. Во-вторых, активная процерковная политика германских королей неизбежно вовлекла Германию в вековую внешнеполитическую авантюру: борьбу за доминирование над Римом и папством, за подчинение Италии. Эта борьба дополнялась стремлением обогатиться за счет цветущих городов Северной Италии.

 Война за Италию и возобладание над папством поначалу принесли огромные политические выгоды. В 962 г. Оттон I был коронован в Риме императорской короной. Образовалась Священная Римская империя, куда, помимо Германии, включились Италия, часть Южной Франции и территории Центральной и Восточной Европы. Однако исторически образование империи, несомненно, воспрепятствовало германскому национально-политическому единству.

 В-третьих, переплетение королевской и церковной власти в империи вызвало уже в XI в. длительную борьбу за инвеституру с папами, т. е. за право назначать в церковные должности. С избранием папой Григория VII стремление императоров диктовать свои условия потерпело крушение: Генрих IV был даже вынужден пройти унизительную процедуру своего «прощения» папой в замке Каносса (тем и прославившемся). Борьба империи и папства в итоге завершилась подписанием Вормского конкордата (1122). Согласно нему, выборы епископов в империи впредь должны были проводиться различно: в Германии — под надзором императора, в других частях — без участия имперской власти. После избрания император вручал епископу светскую инвеституру (власть), папа — символы духовной. Примирение имело не только церковные последствия. Оно в значительной степени выводило из-под политической подчиненности королей епископов, которым ранее передали государственные права. Центральная власть начала ослабевать.

2.4. Политическое дробление империи

В конце XII — начале XIII в. на основе общего социального и экономического оживления Германии в политической структуре империи обозначились важные изменения: прежние феодальные области (герцогства, архиепископии) превращались в почти полностью самостоятельные государства. Одной из важных социальных опор для князей в стремлении к обособлению от империи стали германские города. XII–XIII вв. были временем начала расцвета городской жизни в Германии: число городов возросло до 500, многие стали важными политическими и экономическими центрами своих областей. Начиная с XIII в. почти все новые города возникали во владениях отдельных князей и пользовались их покровительством. Князья развернули борьбу за подчинение имперских городов своему феодальному иммунитету.

 Наряду со старыми княжествами и областями важное значение приобрели вновь образовавшиеся. В 1156 г. выделилась из Баварии в самостоятельное герцогство Австрия. В XII в. на основе небольшого поначалу маркграфства началось формирование герцогства Пруссии. Общее завершение феодализации в стране привело к тому, что на месте прежних полуплеменных герцогств образовалось до сотни княжеств, из которых 80 были духовными. Территориальные князья заняли место племенных герцогов франкского времени, составив особое высшее сословие — имперских князей. Князья могли держать свои лены и от негерманских государей, некоторые уже в XII в. оказались в вассальных отношениях с несколькими монархиями Европы. Вместе с тем князья всячески препятствовали установлению прямых ленно-вассальных связей императора с подчиненными им феодалами. Императорская власть практически утратила к концу XII в. опору в широкой среде рыцарства и поддержку собственных министериалов (которые в значительном числе превратились в свободных феодалов, сохраняющих свой статус благодаря связям с несколькими князьями сразу).

 Негативное влияние на единство империи оказали династические события. После некоторого политического взлета в правление королей из династии Гогенштауфенов (1138–1254) в Германии настал кризис, вызванный пресечением династии. Кризис практически закрепил реальную уже раздробленность империи. В 1273 г. на имперский престол был избран Рудольф I из новой династии Габсбургов. Основное внимание новых императоров сосредоточилось на расширении своих владений в Австрии. Имперская политика перешла более на уровень идейно-политических акций, поисков согласия между германскими князьями по государственным вопросам.

 Решающим этапом в оформлении нового государственного качества империи стало правление короля Фридриха II Гогенштауфена (1220–1250). Продолжая авантюрную итальянскую политику первых императоров, Фридрих II, отчасти вынужденно, отчасти из равнодушия к делам Германии, закрепил целым рядом актов широчайшие права областных магнатов. В 1220 г. духовным князьям была передана часть императорских суверенных прав: назначение епископов в их княжествах, основание таможенных дворов и финансовые регалии, право ставить кого-либо вне закона. Духовные лены были объявлены неприкосновенными, а император обязывался их защищать от любых посягательств. Согласно заключенным в 1231–1232 гг. Вормским привилегиям между королем и сословиями, сходные права получали и светские князья: они могли чеканить свою монету, изымались от юрисдикции земских судов, приобрели законодательные права в своих землях. Единственным остатком государственной централизации под властью Фридриха II после этого оставалось только Сицилийское королевство, присоединенное к империи. В королевстве сформировалось прочное государственное управление, специальные финансовые ведомства, постоянные должности чиновников; издавались конституционные постановления всеобщего значения. Однако в целом с середины XIII в. Священная Римская империя германской нации (официально доктрина священства империи была провозглашена в 1157 г., тогда же, когда монах Оттон Фрейзингенский обосновал концепцию самостоятельного, без папы, суверенитета империи и обусловленности власти короля только «Божьим определением и народным избранием») стала представлять своеобразную политическую федерацию самостоятельных германских (и негерманских) феодальных государств.

2.5.Государственная система империи XIV–XV вв.

         Усиление государственно-политической самостоятельности отдельных германских княжеств продолжилось в XIV–XV вв. Границы огромной империи в это время стали в большой степени номинальными. Внутри началось движение за открытый выход из ее состава: в начале XIV в. сложился Швейцарский союз, поведший борьбу за независимость.

 Император обладал особыми правами политического верховенства, которые были далеки от реальных государственных полномочий. Даже в периоды укрепления империи не удалось превратить эту власть в наследственную. К XIV в. принцип избрания на престол по воле собрания высшей знати империи стал абсолютным. Это было закреплено в особом документе — Золотой булле 1356 г. (Буллой называли грамоту особого значения, Золотой — из-за особой печати, подвешенной к ней), дарованной королем Карлом IV. Устанавливались права особой коллегии — из 7 князей и архиепископов (владетельных князей Майнца, Кельна, Рейнского, Саксонского, Бранденбургского, короля Богемии) на своем съезде избирать императора. Эти права были впредь наследственны и неразрывны с особым статусом самих князей как суверенных правителей. Булла закрепляла за князьями финансовые регалии, ранее принадлежавшие императору (рудники, чеканку монеты), максимальный судебный иммунитет, право заключать внешнеполитические союзы. Съезд князей становился практически постоянным политическим институтом империи: он должен был происходить ежегодно и вместе с императором решать дела «к общей пользе и благу».

 Императорская власть не имела в своем распоряжении реальной администрации. Управление империей осуществлялось более внеинституционно: благодаря личному присутствию императора в княжестве (они не имели постоянной резиденции) или родственным связям, благодаря вассальным связям, благодаря представительству от империи в местных учреждениях, благодаря привлечению князей на срок для выполнения королевских поручений, благодаря, наконец, обязательствам имперских городов. Финансы империи также были децентрализованы. Практически единственным рычагом власти было право опалы на провинившегося, т. е. лишение возможности прибегать к защите императорского суда.

Значимым институтом императорской власти стали съезды феодалов —райхстаги. Райхстаги сложились как продолжение собраний знати эпохи ленной монархии. С оформлением в социально-правовом укладе империи сословий, райхстаги стали рассматриваться как их представительства в деле управления империей. Вначале на съезды призывались только князья и, как вторая курия, графы. С 1180 г. оформилась полновесная вторая условная курия — графов и рыцарей, с XIII в. они участвуют уже регулярно. В XIV в. право участия через своих представителей получают имперские и княжеские города, императорские министериалы. Участие в райхстаге расценивалось как государственно-правовая обязанность, неразрывная с подчинением императорской власти; уже в XIII в. правом предусматривались значительные штрафы за пренебрежение этим. Император мог и отобрать право присутствия на райхстаге.

 Созывались райхстаги императором по его соизволению, точных приглашений не было. С конца XV в. райхстаг работал по куриям: 1) князей, 2) графов и рыцарей, 3) городов. В его компетенцию входили постановления по организации вооруженной силы империи, сбору налогов, управлению общеимперскими имуществами, новым таможенным сборам. Сословия утверждали предложенные императором правовые обычаи, с 1497 г. стали влиять и на указы императоров. Собирались райхстаги по усмотрению императора и в том месте, где он указывал. С 1495 г. созыв стал ежегодным; в этом же году закрепилось за съездом и название Reichstag. Существование райхстага и некоторых других сословных институтов, их роль в империи определили Германию как сословную монархию, но весьма относительную в своем государственном единстве.

 На райхстагах второй половины XV в. неоднократно вставал вопрос о реформе империи, идеи которой активно разрабатывались в политической публицистике эпохи. Ослабление империи было в том числе и пагубно для значительного числа мелких правителей. Райхстаг 1495 г. провозгласил «всеобщий земский мир» в империи (в развитие идей о гарантиях прав всех в империи, появившихся в виде «общего мира» еще в середине XII в.). Запрещались внутренние войны в империи, посягательство на установленные права и привилегии. Для некоторых гарантий создавался имперский суд (представлявший курфюрстов и города, председателем был император) с верховными судебными правами, а также имперская военная организация (до 4 тыс. конницы и 20 тыс. пехоты, созываемых по 10 округам, на которые разделялась империя). Была сделана попытка ввести единую имперскую подать. При императоре создавался общеадминистративный орган — имперский придворный совет. Однако в условиях почти векового кризиса германской государственности, вызванного Реформацией XVI в., новые учреждения в большей степени остались действенными в пределах владений Габсбургов, закрепивших за собой (1438) императорский престол, — Австрии и восточных областей.

 В конце XV в. полную самостоятельность от империи обрел Швейцарский союз. После Реформации и, особенно, завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира 1648 г. Германия была официально признана союзом государств, а за территориальными правителями закреплен титул королей. Номинально звание императора и общеполитические полномочия сохранялись за австрийским домом Габсбургов до начала XIX в., когда (1806 г.) Священная Римская империя была упразднена.

3.Отношение Германии и Италии

  Коронование Оттона I императорскою короною в Риме создало новые отношения между папою и немецким государем: папа попал в зависимость от последнего.

 После смерти папы Николая I папство, возведенное им на большую высоту, пережило период полного упадка; конец IX и ? век являются самым печальным временем для его существования. Папы, сделавшиеся со времени Пипина Короткого светскими государями, забывали о своих духовных обязанностях, вели совершенно светский образ жизни со всеми его удовольствиями и развлечениями и владели, как и светские вельможи, многочисленными вассалами. Гакую же жизнь вели и другие представители церкви, напр. епископы, аббаты, священники. Происходила так называемая феодализация церкви, т. е. проникновение и преобладание среди духовенства тех обычаев и нравов, которые господствовали среди светского феодального общества. В церкви, особенно среди монашества, в монастырях, исчезло прежнее аскетическое направление, под которым понимали жизнь, удаленную от мирских интересов, посвященную Богу и отмеченную воздержанием, постом и молитвою. Об этом совершенно забыли. Подобное противоречие между тем, чем должна была быть церковь с папою во главе и чем она была на самом деле, возмущало и поражало многих верующих.

 Этого мало. Папы в конце IX века и в ? веке находились в полной зависимости от римской знати, которая, делясь на партии и беспрестанно враждуя между собою, возводила на папский престол и низводила с него людей не по их достоинствам или недостаткам, а потому, было ли данное лицо удобно или неудобно главенствующей партии. В это время папство сделалось простой игрушкой в руках своевольной римской знати. От Николая I до Иоанна XII, современника Оттона I, т. е. на протяжении 98 лет, сменилось двадцать пять пап, из которых многие правили по несколько месяцев или по одному, двум, трем годам; а особенно частыми смены пап были в конце IX и начале ? веков. Однажды на папский престол был даже возведен мальчик десяти—двенадцати лет.

 Такое положение не могло продолжаться без конца. Возмущение среди истинно верующих росло. Тогда появилась мысль о преобразовании церкви, о возвращении ее к тем первоначальным временам, когда представители церкви действительно преследовали лишь духовные религиозные цели и верно исповедывали слово Божие. Но в этом стремлении преобразовать церковь вообще, а папство в частности, была не только религиозная сторона, но и политическая. За последнюю задачу взялись немецкие государи, которые хотели освободить пап из рук римской знати, так гибельно влиявшей на их избрание. Это удалось сделать Оттону I. Папы получили с тех пор в немецком государе защитника против римской знати и других возможных внешних врагов; но вместе с тем сами попали в новую зависимость от того же немецкого государя. Папы это скоро поняли и хотели, так или иначе, избавиться от немецкой зависимости, что и сделалось впоследствии одной из причин столкновений между императорскою и папскою властью.

3.1.Клюнийское движение.

 Гораздо важнее было для преобразования церкви вообще религиозное движение, вышедшее из основанного в начале ? века монастыря Клюни (около города Макона в Бургундии) и известное в истории под названием клюнийского движения.

Монастыри перестали жить по прежнему строгому уставу св. Бенедикта Нурсийского, родившегося в Италии в конце V века. Бенедиктинский устав требовал, чтобы человек, поступивший в монастырь, принадлежал не себе, а Богу; кроме молитв и соблюдения постов, особенное внимание надо было обращать на смирение, на повиновение старшему во всем; вся жизнь этого "воина Христова" проходила под строгим наблюдением настоятеля (аббата); работа и чтение допускались, но то и другое — также под бдительным надзором старших. Устав св. Бенедикта распространился из Италии по другим странам Европы, особенно во Франции и Германии. Уже в VIII веке было видно, что монахи тяготились этим строгим уставом и нарушали его: мирские, светские интересы проникали в монастыри. При Карле Великом и Людовике Благочестивом Бенедикт Аньянский сделал попытку с некоторыми изменениями снова возродить бенедиктинский устав в монастырях. Но эта попытка большого успеха не имела.

 Движение в пользу церковной реформы (т. е. преобразования) вышло из клюнийского монастыря. Вначале имелось в виду преобразование лишь монастырской жизни. Сразу клюнийский монастырь был поставлен в очень выгодное положение, так как папа подчинил его лично своей власти и освободил от власти местного епископа; поэтому монастырь, пользуясь покровительством папы и не завися от местной духовной власти, которая в противном случае могла бы и мешать, получила возможость работать на пользу преобразования монастырской жизни гораздо успешнее. Через некоторое время папа дал монастырю новые привилегии (т. е. преимущества), разрешив ему принимать под, свою власть другие монастыри для их преобразования; монахов же тех общежитии, которые не соглашались на преобразования, папа освобождал от повиновения своим аббатам. Таким образом преобразовательная деятельность клюнийского монастыря расширялась и переходила в другие монастыри, число которых быстро увеличивалось.

 Суровый образ жизни клюнийского аббатства, послушание и строгость во внутренней жизни, искреннее благочестие, благотворительность и доброта производили превосходное впечатление и приобретали все больше и больше сторонников. К половине XI века от Клюни зависело уже 65 монастырей. Подобное же движение развилось и в Лотарингии.

 Мало-помалу преобразовательная деятельность Клюни перестала ограничиваться только монастырскою жизнью; она обратила внимание и на церковь вообще, задалась целью восстановить ее павшие нравы и расшатанную дисциплину и уничтожить вкоренившиеся в церкви светские обычаи и привычки. Клюнийцы особенно восставали против симонии, т. е. продажи духовных должностей за деньги; последний обычай очень гибельно отражался на нравственности духовенства, так как при таком положении вещей церковные места давались лицам не по их заслугам, а тем, кто больше за то или другое место платил; чем важнее и выше было место, тем и плата была значительнее.

 Государи пока поддерживали клюнийское движение и выражали сочувствие стремлениям клюнийцев преобразовать и улучшить церковь. Но это продолжалось до тех пор, пока клюнийцы не обратили внимания на обычай инвеституры. Начиная с Оттона I, инвеститура была очень важна для немецких государей, так как она создавала им в лице епископов сильную поддержку для борьбы с герцогами и князьями. Немецкий государь назначал епископов и давал им во владение землю. Клюнийцы не могли с этим согласиться: им казалось недопустимым, чтобы светский государь мог назначать епископов и вообще замещать своею властью духовные места. Это должно было находиться в ведении церкви; тем более что и короли при назначении на духовные должности очень часто имели в виду не наиболее достойного кандидата, а наиболее для них подходящего и удобного; другими словами, эти назначения происходили не ради церковных, а ради светских и часто государственных интересов. Само собою разумеется, что короли не хотели отказываться от инвеституры и за нее готовы были даже вступить в борьбу с церковью. Итак, в то время как клюнийское движение, с одной стороны, приобретало в церкви и в обществе все больше и больше сторонников и действительно способствовало очищению и улучшению церковной и монастырской жизни и возвышению низко павшего папства, оно, с другой стороны, из-за своего стремления уничтожить инвеституру, создало себе врага в лице немецкого государя, для которого инвеститура была одним из главных оснований к укреплению его власти в Германии. Столкновение было неизбежно.

3.2.Генрих 111

 В Германии после прекращения Саксонской династии был избран на престол франконский герцог, начавший собою Франконскую династию (1024—1125). Второй государь этой династии Генрих III был сторонником церковной реформы. Он хотел, чтобы папский престол занимался достойными людьми и чтобы папы не являлись игрушкою в руках римской знати, которая возводила на папский престол и низводила с него кого хотела. Генрих III обещал также не допускать симонии.

 Папство переживало в эту эпоху ужасное время; однажды в Риме сразу было три папы, которые, к общему соблазну, предавали друг друга проклятиям. В таких обстоятельствах Генрих III явился в Рим, низложил всех трех пап и благодаря своей силе и большому влиянию возвел на папский престол одного из преданных ему немцев. Сила римской знати была сломлена; она более уже не могла влиять на избрание папы. Но после поездки Генриха III в Италию влияние на избрание папы перешло в его руки; немецкий государь распоряжался папским престолом самовластно; римский папа превратился в руках Генриха III в одного из тех немецких епископов, которых немецкие государи со времени Оттона Великого привыкли своею волею назначать как обыкновенных чиновников.

4.Золотой булла

 Золотая булла 1356 года (лат. Bulla Aurea) — законодательный акт Священной Римской империи, принятый имперским рейхстагом в 1356 году; самый известный из документов, называвшихся «Золотая булла». Текст документа, составленный на латыни, был утвержден императором Карлом IV Люксембургским. Действие буллы прекратилось с окончанием существования империи (1806 год).

 Карл IV, озабоченный более всего укреплением своей власти в Чехии и расширением личных владений, закрепил политический распад империи, издав в 1356 году «Золотую буллу». Булла признавала полный суверенитет князей в их владениях, узаконивала войны между феодалами, вновь запретила союзы городов.

 Булла регламентировала избрание германского короля (императора) коллегией семи имперских курфюрстов (архиепископами МайнцаТрира и Кёльнакоролём ЧехииРейнским пфальцграфом, герцогом Саксонии и маркграфом Бранденбурга) и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому. Кроме того, булла запрещала разделение территорий курфюршеств. Этим же документом подтверждалось право курфюрстов на неограниченную чеканку собственных монет.

5. Торговый союз ганзейских городов

 Ганзейский союз (или Ганза), - уникальный союз,(можно сказать, провозвестник ТНК; объединивший северо-немецкие торговые города в 14–16 вв. Он держал в своих руках всю торговлю на Балтийском и Северном морях и располагал монопольными привилегиями в других местах. Ганза, (название происходит от нем. Hanse - "товарищество"), возник в результате договора Любека с Гамбургом 1241. 
В это время, под влиянием все возраставшей силы рыцарей-разбойников и вследствие полного отсутствия общественной безопасности, был создан союз бюргеров, направивший все силы против царившего беззакония для сохранения своих капиталов.
        Своеобразной особенностью этого сообщества явилось то, что оно не имело постоянной организации - ни центральной власти, ни общей вооруженной силы, ни флота, ни армии, ни даже общих финансов; отдельные члены союза все пользовались одинаковыми правами, а представительство было поручено главному городу союза - Любеку вполне добровольно, так как его бургомистры и сенаторы считались наиболее способными вести дела, а вместе с тем этот город взял на себя связанные с этим расходы на содержание военных кораблей. Входившие в союз города были удалены друг от друга и отделены не принадлежавшими к союзу, а часто даже враждебными владениями. Правда, города эти по большей части были вольными имперскими городами, но тем не менее в своих решениях они часто находились в зависимости от правителей окружающей страны, а правители эти, хотя и были германскими князьями, однако далеко не всегда были расположены в пользу Ганзы, и даже наоборот, часто относились к ней недоброжелательно и даже враждебно, разумеется кроме тех случаев, когда нуждались в ее помощи. Независимость, богатство и могущество городов, которые были сосредоточием религиозной, научной и художественной жизни страны, и к которым тяготело ее население, стояли бельмом в глазу этих князей. Поэтому они старались по возможности вредить городам и часто делали это по малейшему поводу и даже без него.
        Таким образом, ганзейским городам приходилось защищаться не только от внешних врагов, так как все морские державы были их конкурентами и охотно бы их уничтожили, но и против собственных князей. Поэтому, положение союза было крайне тяжелое и ему приходилось вести умную и осторожную политику по отношению ко всем заинтересованным властителям и искусно пользоваться всеми обстоятельствами, чтобы не погибнуть и не дать распасться союзу.
Удерживать в составе союза города, приморские и внутренние, разбросанные на пространстве от Финского залива до Шельды, и от морского берега до средней Германии, было весьма трудно, так как интересы этих городов были очень различны, а между тем единственной связью между ними могли служить именно только общие интересы; в распоряжении союза имелось только одно принудительное средство - исключение из него (Verhasung), что влекло за собой воспрещение всем членам союза иметь какие-нибудь дела с исключенным городом и должно было вести к прекращению всяких сношений с ним; однако, полицейской власти, которая наблюдала бы за выполнением этого, не существовало. Жалобы и претензии могли приноситься только в съезды союзных городов, собиравшиеся от случая к случаю, на которые являлись представители от всех городов, чьи интересы этого требовали. Во всяком случае, против портовых городов исключение из союза было средством очень действенным; так было например в 1355 г. с Бременом, который с самого начала выказал стремление к обособлению, и который вынужден был, вследствие громадных убытков, через три года снова просить о принятии его в союз.
        Города союза делились на три района:
1) Восточная, Вендская область, к которой принадлежали Любек, Гамбург, Росток, Висмар и Померанские города - Штральзунд, Грейфсвальд, Анклям, Штетин, Кольберг и др.
2) Западный Фризско-Голландский район, в который входили Кёльн и Вестфальские города - Зест, Дортмунд, Гронинген и др.
3) И наконец, третий район, состоял из Висби и городов, лежавших в Прибалтийских провинциях, как например, Рига и др.

        В 1260 г. в Любеке состоялся первый общий съезд представителей Ганзы. Окончательно союз оформился в 1367-1370 гг. в ходе войн немецких городов против Дании, господствовавшей на торговых путях между Северным и Балтийскими морями. Ядро союза составили гг. Любек, Гамбург и Бремен. Позднее в него входили также приморские города и города, которые были связаны с торговлей по рекам Одер и Рейн - Кельн, Франкфурт, а также и бывшие славянские, но захваченные немцами города - Росток, Данциг, Старград. Число ганзейских городов в разное время доходило до 100-160, рамки союза никогда не были строго очерчены. В это время Ганза держала в своих руках практически всю торговлю по Балтийскому и Северному морям, Центральной и Северной Европе.И была мощной военной и политической силой, с которой считались многие государства Европы.
        Любек с самого начала и до конца существования Ганзы был ее главным городом; это доказывается тем, что тамошний суд в 1349 г. был объявлен апелляционной инстанцией для всех городов, в том числе и для Новгорода. В Любеке созывались таги (нем. Tag, съезд)- собрания представителей ганзейских городов. "Таги" вырабатывали общеобязательные статуты. Был принят общий флаг, свод законов( Ганзейская Скра).
В 1392 г. ганзейские города заключили валютный союз и начали чеканить общую монету. 
        Ганза была продуктом своего времени, при чем обстоятельства особенно благоприятно складывались для нее. Мы уже упоминали об искусстве и надежности германских купцов, и об их умении применяться к обстоятельствам - качества, которые и в настоящее время можно наблюдать во всех странах. В те времена качества эти были тем более ценны, что норманны, населявшие Англию и Францию, относились к торговле с презрением и не имели к ней никаких способностей; способностей этих не было и у обитателей нынешнего русского Прибалтийского края - поляков, лифляндцев и др. Торговля на Балтийском море, как и в настоящее время, была очень развита и была даже более обширна, чем в настоящее время; на всем побережье этого моря везде имелись ганзейские конторы. К этому надо добавить, что германские приморские города, и во главе их Любек, отлично понимали значение морского могущества и не боялись затрачивать средства на содержание боевых кораблей.
        Относительно ганзейских кораблей известно очень мало; о военных "коггах" уже было упомянуто выше; это были самые крупные корабли на Балтийском море, водоизмещением до 800 тонн, длиной в 120, шириной в 30 и глубиной в 14 фут; на них было три мачты с реями и экипаж их состоял из 250 человек, из которых половина матросов; позднее на них ставилось по 15-20 пушек, из коих половина были 9-12 фунтовые орудия.
В 14-15 вв. при посредничестве Ганзейского союза велась основная торговля Руси с Западом. Из Руси вывозили воск и пушнину - главным образом, белку, реже - кожу, лен, пеньку, шелк. На Русь Ганзейский союз поставлял соль и ткани - сукно, полотно, бархат, атлас. В меньших объемах ввозилось серебро, золото, цветные металлы, янтарь, стекло, пшеница, пиво, сельдь, оружие. В XV в. новгородцы и псковичи пытались активно противодействовать преобладанию ганзейцев в области внешней торговли, и уже к концу XV в. порядок торговли был изменен в пользу новгородцев. В этот период центр русско-ганзейской торговли постепенно перемещается в Ливонию. В 1494 г. в ответ на казнь русских подданных в Ревеле (Таллине) была закрыта торговая контора ганзейцев в Новгороде. По новгородско-ганзейскому договору 1514 г. представители ливонских городов от имени Ганзы приняли все требования новгородцев и немецкий двор в Новгороде был снова открыт. Формально Ганзейский союз просуществовал до 1669 г., хотя фактически уже с серидины XVI в. он уступил ведущую роль в европейской торговле голландским, английским и французским купцам.

Заключение

 В древности на территории Германии жили германцы. Племенные союзы алеманов, баваров, тюрингов, саксов и др. были включены в 6-8 вв. во франкское государство.
В результате его раздела (843) было создано Восточно-Франкское королевство, на основе которого сформировалось в 10 в. раннефеодальное королевство Германия. В 962 г. С завоеванием германским королем Оттоном I Северной и Средней Италии образовалась Священная Римская Империя (до 1806г.).
        В 10-15 вв. была захвачена часть земель славян и прибалтийских народов. Общественное и революционное движение началось в 16в, а окончилось поражением прогрессивных сил: Реформация использована князьями в своих интересах, крестьянская война 1526-1526 подавлена, все это, а также тридцатилетняя война 1618-1648 усилили децентрализацию Германии, фактически распавшейся на отдельные государства (княжества).
В 18 в. возвысилась Австрия и Пруссия. Они участвовали в войнах конца 18 начала 19 вв. против революции, а затем наполеоновской Франции и были разгромлены Наполеоном I (1806 г.) . В созданном решением Венского конгресса 1814-1815, в Германском союзе главенствовала Австрия. В 40-х гг. 19 в. в Германии, родине К. Маркса и Ф. Энгельса возник марксизм, произошла буржуазно-демократическая Революция 1848-1849 гг. (потерпела поражение). Объединение Германии (Бисмарком) было осуществлено "сверху" антидемократическим путем на прусско-милитаристской основе (без Австрии); его важнейшие этапы: создание (после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866) Северо-Германского союза (1867) и провозглашение после франко-прусской войны 1870-71 гг. Германской империи 1871 г.
        В 1875 г. Создана единая социал-демократическая партия. В 80-90 гг. 19в. Германия захватила обширные территории, главным образом в Африке. В 1914 г. империалистическая Германия развязала 1-ю Мировую войну, в ходе которой возглавлявшийся Германский блок (австро-германский) потерпел поражение. Германия подписала Версальский мирный договор 1919 г.
        В 1933 г. к власти пришли нацисты. Германией руководил Гитлер. Вторая мировая война (1939-1945 )принесла неисчислимые бедствия народам. После окончания 2-й мировой войны 4 державы - США, СССР, Великобритания и Франция взяли в свои руки верховную власть в побежденной Германии. Державы-победительницы в целом не смогли прийти к согласию об общем образе действий в отношении Германии. В результате в границах оккупационных зон западных держав была образована ФРГ, а вслед за тем в границах советской зоны оккупации - ГДР. Оба государства были конституированы в 1949г.
Их дальнейшая история во многом определялась положением на передней линии противостояния двух блоковых военно-политических систем. Положение стало меняться после прихода к власти в 1969 г. коалиции СДПГ-СвДП. В 1970 г. были заключены договоры между ФРГ и СССР, ФРГ и Польшей, в 1973 г. ФРГ подписала договор с Чехословакией. В этих соглашениях ФРГ подтвердила свое признание послевоенных границ. В 1971 г. также было подписано четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. В 1972 г. стало возможным подписание между ФРГ и ГДР Договора об основах отношений, явившегося фундаментом для нормализации двусторонних отношений. В 1973 г. оба государства были приняты в ООН. При продолжавшейся конфронтационности в идеологической сфере отношения между ФРГ и ГДР в области политики и особенно экономики успешно развивались. Товарооборот между ними в отдельные годы имел рост до 22% и достигал 15,6 млрд. марок. Существовала особая система взаимных торгово-экономических связей, объективно способствовавшая возраставшей зависимости ГДР от своего западного соседа.
Национальный праздник - 3 октября - День немецкого единства (дата объединения ГДР с ФРГ). ФРГ в ее нынешнем виде была образована 3.Х. 1990 г. путем слияния двух немецких государств - ГДР в существовавших на тот момент ФРГ и границах.

Использованная литература

1.Н.А. Кращенинникова, О.А.Жидкова История государства и права

зарубежных стран. Часть 2.

2.   В.В.Чубинский. Бисмарк: политическая биография. М., 1998г. С. 402.

3. Ф.А.Ротштейн. Из истории Прусско-Германской империи. М., 1974г.С.174.

4. А.С. Ерусалимский. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. М.,1968г.

5.  История государства и права зарубежных стран. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова.М.,2000г.
6. История государства и права зарубежных стран.Ч.1. Н.Р. Крашенинниковой и О.А.Жидкова. М.,1998г.
7. Федоров Н.Г. Всеобщая история. В.И. Авдеева. М., 1993г.
8. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998г.
9.  О. Бисмарк Мысли и воспоминания. Т.1, М., 1997г.

10. История государства и права зарубежных стран.  Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…3

  1. Доисторический период……………….…………………………3
  1.     Германцы в античную эпоху……………………………3
  2. Великое переселение народов……………………………..4
  1. Фракское государство……………………………………………….4

2.1. Начало германской государственности…………………………...5

2.2. Священная Римская империя.

Ранний период Святой Римской империи……………………………...6

2.3. Становление германской государственности……………………..6

2.4. Политическое дробление империи…………………………………9

2.5. Государственная система империи 14-15вв….……………………11

3. Отношение Германии и Италии………………………………………14

3.1. Клюнийское движение……………………………………………….16

3.2. Генрих 3………………………………………………………………18

4. Золотой булла………………………………………………………….19

5. Торговый союз ганзийских городов…………………………………19

Заключение………………………………………………………………..24

Использованная литература……………………………………….……27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС

С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерн...

«Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС»

работа. заключающая в себе основные требования к Федеральным образовательным стандартам...

Образование единого русского государства

Образование единого русского государства...

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства"

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства" предназначена для проведения занятия в учреждениях СПО на 1 курсе при изучении ОУД.05 История. (Уч...

тест Образование Российского централизованного государства

Образование Российского централизованного государства...

Методическое пособие для проведения теоретического занятия Тема: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Образование Дре...