Статья на тему: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Пономарева Екатерина Витальевна

Статья о личном опыте применения на уроках физики ИКТ и методов активного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 Пономарева Екатерина Витальевна

 преподаватель

        ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Информационно - коммуникационные технологии - это совокупность методов, устройств и процессов для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только студенту, но и преподавателю.

Компьютер, каким бы совершенным он не был, не может заменить преподавателя. Но, поможет облегчить его труд, заинтересовать студентов, обеспечит более наглядное, на новом качественном уровне, восприятие материала.

Применение ИКТ на практике ведет к изменению роли преподавателя в учебном процессе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности студентов.

Применение ИКТ - это один из способов обучения, когда студент включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает новый учебный и жизненный опыт.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению;

Внедрение информационно – коммуникационных технологий  на уроках физики осуществляется по направлениям:

  • использование готовых обучающих программ;
  • создание мультимедийных презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами интернет;
  • дистанционное обучение.

Из опыта работы преподавателя физики.

Весь курс физики сопровождается мультимедийными презентациями, в которых изложен:

  • теоретический материал;
  • примеры решения задач;
  • видеоролики с демонстрацией опытов и явлений;
  • тестовые задания.

Опыт работы подтверждает эффективность применения информационно – коммуникационных технологий на уроках физики:

  • происходит смена видов деятельности на уроке;
  • лекционный материал иллюстрируется наглядно на экране;
  • появляется возможность продемонстрировать опыты, которые невозможно поставить в рамках учебной  лаборатории, с помощью видео;
  • появляется возможность с помощью видео демонстрировать явления, рассматриваемые на уроках.

Наряду с ИКТ мною на занятиях применяются активные методы обучения: деловые игры, круглые столы и уроки в методике мозгового штурма.

Активное обучение – это обучение через опыт, т.е. освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с преподавателем, с другими участниками. Процесс активного обучения включает в себя:

  • переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, анализируемую ситуацию);
  • осмысление полученного опыта;
  • обобщение (рефлексия);
  • применение на практике.

Одним из видов интерактивного обучения является деловая игра.

Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие студентов в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

Применение в образовательном процессе интерактивных методов -  деловой игры, способствует:

  • закреплению и углублению знаний по изучаемой дисциплине;
  • выработке навыков по оформлению результатов деятельности в виде  документов по заданиям, обозначенным в игре;
  • получению опыта публичного выступления, ораторского мастерства;
  • лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения;
  • активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода;
  • стимулированию побудительных мотивов к освоению предмета и будущей специальности;
  • формированию активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии;
  • раскрытию личностного потенциала;
  • развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе;
  • расширению кругозора, познавательных интересов и творческой смекалки.

В данной технологии проводятся обобщающие занятия – зачеты по темам «ЭМВ» и «Атомная энергия».

  Круглый стол - это одна из форм  методики активного обучения, как правило, имеющей практическую направленность в области обсуждаемого вопроса.

 Цель круглого стола:

  • предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему;
  • выявить спектр мнений по поставленной проблеме;
  • обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.
  • сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

В данной технологии проводится итоговое занятие по курсу физики на тему «Источники энергии».

 Мозговой штурм – решение творческих задач в группах.

Эта форма учебной деятельности может быть применена при изучении разных учебных дисциплин. Она наиболее эффективна для развития творческих способностей учащихся.

Цель метода мозгового штурма: стимулировать группу к быстрому генерированию большого числа идей.

В данной технологии проводится итоговое занятие по курсу физики на тему «Механика».

Список используемой литературы:

  1. Сальцберг Е.К. Формирование информационно-коммуникативных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обучения http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1255&Itemid=76

  2. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
  3. Деловая игра как метод активного обучения http://do.gendocs.ru/docs/index-213074.html
  4. В.Д. Сидоренко, О.П. Очинин. «Технология решения творческих задач»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.

Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....

Статья на тему "Активные методы обучения"

Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебн...

ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...