Конспект урока по теме "Половое размножение растений"
план-конспект урока на тему

Шилкина Ирина Викторовна

Урок имеет профессиональную направленность для групп, обучающихся по специальности "Технология продукции общественного питания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polovoe_razmnozhenie_rasteniy.doc665.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО «Аграрный техникум р.п. Сапожок

имени Героя Социалистического Труда Д.М. Гармаш»

План-конспект

открытого урока

по биологии

«Половое размножение растений»

19.11.2013 г.

Разработала и провела:

преподаватель биологии

Шилкина И. В.

Сапожок 2013


Тема урока:

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Группа: 12

Специальность: «Технология продукции общественного питания»

Курс: первый

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Вид урока:  комбинированный

Цели урока:

  1. дидактические:
  • организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению знаний по половому размножению растений
  • создать условия для применения теоретических знаний по биологии в освоении сведений профессиональной направленности

Задачи (для обучающихся):

  • систематизировать имеющиеся знания о половом размножении растений
  • расширение представлений об использовании генеративных частей растений и плодов в кулинарии, как основной сфере будущей профессиональной деятельности

2) развивающая:   развитие у обучающихся самостоятельности и активности в добывании сведений, полезных в будущей профессиональной деятельности, стремления к профессиональному росту и развитию

Задачи (для обучающихся):

  • уметь самостоятельно анализировать и обобщать получаемые сведения;
  • уметь использовать новые получаемые сведения в профессиональной деятельности
  • уметь грамотно и четко представлять результаты своей деятельности;
  • уметь работать в группе, сообща добывать знания;

3) воспитательная:   стимулировать потребность в профессиональном самосовершенствовании, воспитывать ответственность, аккуратность.

Задачи (для обучающихся):

  • осознавать ответственность за аккуратность и правильность работы в тетрадях;
  • проявлять аккуратное отношение к своему рабочему месту;

Приемы и методы обучения: тестовый опрос, проблемное обучение, работа в мини-группах, сообщения обучающихся, ИКТ.    

Предварительная подготовка: отдельным обучающимся предлагается сделать небольшие сообщения о пряностях.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация «Половое размножение растений»
  2. Компьютер, проектор, экран
  3. Тестовые задания для опроса
  4. Плоды, семена – финики, инжир, гвоздика, ваниль, черный перец, кардамон и др. (по возможности)
  5. Таблицы для заполнения «Этапы полового размножения растений»
  6. Звуковой файл П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета Щелкунчик
  7. Видеофайл
  8. Учебники по биологии для работы в мини-группах
  9. Н.Э. Харченко Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий М., 2010

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный этап - 1 мин
  2. Опрос (проверка домашнего задания) – 7 мин
  3. Постановка цели и задач урока - 2 мин
  4. Актуализация знаний – 5 мин
  5. Первичная систематизация и закрепление знаний – 10 мин
  6. Блок профессиональной направленности -10 мин
  1. Этап применения и закрепления знаний в новой ситуации (5 мин)
  2. Этап расширения знаний (5 мин)
  1. Домашнее задание – 1 мин
  2. Подведение итогов - 3 мин

Ход урока

  1. Организационный этап - 1 мин

 (Приветствие, проверка присутствующих, настрой на рабочий лад)

  1. Опрос – 7 минут

Обучающимся раздаются листки с заданиями. (4 мин)

1 задание. Названы десять терминов, их нужно распределить в две колонки: бесполое и половое размножение

2 задание. Эти же термины нужно вставить в пропуски в предложениях о сущности бесполого и полового размножений.

Затем листочки собираются, правильность ответов проверяется на компьютере. (3 мин)

  1. Постановка цели и задач урока - 2 мин

На экране предлагаются изображения (фотографии)

  • Яблоко
  • Орехи
  • Крупа гречихи
  • Черный перец горошком
  • Горох в стручках
  • Помидор

Учитель: Ребята, всех этих продуктов не было бы вокруг нас, на нашем столе без этого биологического процесса. Какого?

ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

Это и будет темой нашего урока. Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.

В предыдущих курсах биологии вы уже знакомились с этой темой, она для вас не нова. Вы, я уверена, помните, что органами полового размножения растений являются цветы, а его итогом – плоды. Сегодня вы не только вспомните сущность полового размножения растений, но и немного прикоснетесь к своей будущей профессиональной деятельности, т.к. в ней вам часто придется иметь дело с продуктами питания, которые представляют собой именно семена,  плоды растений.

  1. Актуализация знаний (5 мин)

Американский ботаник Артур Имс сказал: «Плод – это зрелый цветок». Давайте запомним это высказывание и вернемся к нему в конце урока, чтобы подумать и согласится или не согласится с ним.

Учитель: Начать наш разговор о половом размножении я предлагаю с того, что зададим вопрос: «А давно ли люди узнали о половом размножении у растений?» Сообщение об этом сделает Барская Елена

Сообщение «Из истории вопроса»

Первыми о наличии пола у растения догадались не ученые. Народы, культивировавшие финиковую пальму, задолго до нашей эры знали, что для получения фиников необходимо опыление женских цветков пыльцой из мужских цветков. Для этого они срезали мужские соцветия и привязывали их к женским экземплярам пальмы.

Подобно финиковой пальме, в древнем мире была распространена и культура смоковницы (инжира, фиги). У этого растения мясистые соцветия двух типов: из одних развиваются плоды – фиги, другие функционируют как мужские – каприфиги. Опыление смоковницы осуществляют осы. Древние греки, по утверждению Геродота, подвешивали к дереву связки из каприфиг, чтобы облегчить осам опыление.

А на Руси издавна знали о половых различиях двудомной конопли и дали женским растениям название «матёрка».

В Египте, Месопотамии, Греции, Китае с древних времен умели различать у растений мужской и женский пол и производить искусственное опыление.

  1. Первичная систематизация и закрепление знаний – 10 мин

А теперь я напомню вам этапы полового размножения растений:

  1. Образование половых клеток
  2. Опыление
  3. Оплодотворение
  4. Развитие семени, плода

Этот материал вам знаком. Поэтому я попрошу вас поработать в мини-группах и заполнить таблицу «Сущность полового размножения растений». Каждая из трех групп заполнит содержание одного этапа, а затем вы обменяетесь сведениями. Над четвертым этапом поработают все. Для работы вы можете пользоваться учебниками у вас на столах.

Итак, приступайте к работе. На это вам 5 минут.

Рабочая литература:

1 группа – Биология. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов стр329-330

2 группа – А.С. Родионова, М.В. Барчукова Ботаника стр. 69

3 группа – Общая биология под ред. Полянского стр. 191

А теперь проверим, что у вас получилось.

(учащиеся групп зачитывают заполненные предложения, остальные – подписывают недостающие слова в своих таблицах)

А сейчас немного интересных фактов:

  • Самый большой цветок – у раффлезии – диаметр 1 м, а самый маленький у ряски.
  • Самые тяжелые семена у сейшельской веерной пальмы – 18 кг.
  • Наибольшее количество семян выбрасывает тополь черный – 28 млн. семян за год.
  • Самый большой кактус в мире, сагуаро, растет в Мексике и штате Аризона. Он легко достигает высоты в 15 метров, а весит от 6 до 10 тонн. В цветке сагуаро- 3500 тычинок, которые настолько большие, что мелкие птица вьют иногда там гнезда.

А теперь самое время вспомнить высказывание Артура Имса «Плод – это зрелый цветок». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

  1. Блок профессиональной направленности - 10 мин

а. Этап применения и закрепления знаний в новой ситуации (5 мин)

Самые разнообразные плоды используются в кулинарии, т.е. в вашей будущей профессиональной деятельности. Я предлагаю вам немного к ней прикоснуться, при этом выяснив, хорошо ли вы усвоили материал урока.

Вы продолжаете работать в группах. Каждой группе предлагается рецепт блюда, а вы должны из его ингредиентов выбрать растительные компоненты, а именно плоды или же генеративные органы растений, т.е. то, что относится к теме нашего урока.

1 группа

2 группа

3 группа

№49 Салат «Летний»

  • Картофель молодой
  • Огурцы свежие
  • Помидоры свежие
  • Лук зеленый
  • Яйца
  • Сметана

№53 Салат витаминный

  • Яблоки свежие
  • Помидоры
  • Огурцы свежие
  • Морковь
  • Лимон (для сока)
  • Сахар
  • Сметана

№66 Винегрет мясной

  • Мясо
  • Картофель
  • Огурцы соленые
  • Яйцо
  • Морковь
  • Свёкла
  • Майонез

№84 Борщ с черносливом и грибами

  • Чернослив
  • Грибы
  • Бульон
  • Свёкла
  • Капуста
  • Морковь
  • Петрушка (корень)
  • Лук репчатый
  • Томатное пюре
  • Жир кулинарный
  • Сахар
  • Уксус 3%-ный

№101 Рассольник ленинградский

  • Картофель
  • Крупа
  • Морковь
  • Лук репчатый
  • Огурцы соленые
  • Маргарин столовый
  • Бульон

№114 Суп с бобовыми

  • Фасоль, или горох, или чечевица
  • Морковь
  • Лук репчатый
  • Жир кулинарный
  • Бульон

№192 Перец, фаршированный овощами и рисом

  • Перец сладкий
  • Крупа рисовая
  • Морковь
  • Лук репчатый
  • Помидоры
  • Масло растительное
  • Соус (рец №386, 388, 389) –мука пшеничная, томат пюре)

№629 Пшенная каша вязкая с тыквой

  • Пшено
  • Тыква
  • Молоко
  • Вода
  • Сахар
  • Соль

№195 Баклажаны, фаршированные овощами

  • Баклажаны
  • Лук репчатый
  • Морковь
  • Петрушка (корень) или сельдерей (корень)
  • Томатное пюре
  • Масло растительное
  • Помидоры свежие
  • Чеснок
  • Перец
  • Соус (рец №386, 388, 389) – мука пшеничная, томат пюре)

Обучающие по очереди от каждой группы выбирают соответствующие теме урока ингредиенты.

  1. Этап расширения знаний (5 мин)

Учитель: В последнем меню прозвучала пряность «перец». В кулинарии используют много различных интересных, своеобразных пряностей. Ребята подготовили сообщения о некоторых из них. Давайте их послушаем.

1 обуч. – гвоздика (Зенкова Настя)

2 обуч. – ваниль (Барская Елена)

3 обуч. – черный перец (Бычкова Валерия)

4 обуч. – мускатный орех (Ванешина Надя)

5 обуч. -  шафран (Живихина Мария)

6 обуч. - кардамон (Селещева Люба)

Большое спасибо за сообщения

А сейчас я предлагаю вам подумать и ответить на следующие вопросы:

  1. Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. В плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата по нескольку десятков. С чем это связано? (с количеством семязачатков)
  2. У огурцов имеются пустоцветы – тычиночные цветки, которые не образуют плодов. Нужно ли их обрывать? (нет, т.к. это мужские цветки, без них не произойдет оплодотворение)
  3. Известны случаи, когда цветок дает плод и «без брака». Чего не бывает в таких плодах? (семян)
  1. Домашнее задание (1 мин)
  • §50 в учебнике
  • Оформить таблицу «Этапы полового размножения растений» в рабочей тетради
  • Найти рецепт блюда, содержащих не менее 4 компонентов в виде плодов или генеративных органов растений
  1. Подведение итогов (3 мин)

Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Оценки за урок:

__________________________

__________________________

Я надеюсь, он прошел с пользой. А сейчас я прошу вас продолжить одно из предложений:

  • Я и не знал, что…
  • Я и предположить не могла, что…
  • До сих пор не укладывается в голове, что…

(ребята высказываются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урока: "Цветок – орган семенного размножения растений"

Урок:Цветок – орган семенного размножения растенийЦель урока:Углубление знания учащихся о строении цветка, на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выв...

Конспект урока "Размножение и развитие животных" 3 класс

Урок по предмету "Окружающий мир" в 3 классеТема: "Размножение и развитие животных"...

Урок ботаники СПО Половое размножение растений.

Урок ботаники СПО Половое размножение растений. Использовано при дистанте....

Лабораторно-практическое занятие №16 Способы вегетативного размножения растений. Размножение прививкой.

Лабораторно-практическое занятие №16 Способы вегетативного размножения растений. Размножение прививкой.Использование при дистанте....

Статья: Размножение растений отводками

Размножение горизонтальными, вертикальными, дуговыми и воздушными отводками является одним из способов искусственного размножения растений. Такое размножение позволяет получить однородное потомст...