Сценарий классного часа "Этика экологической ответственности"
классный час на тему

Шилкина Ирина Викторовна

Классный час "Этика экологической ответственности" представле в форме научного брифинга, целью которого является формирование экологической культуры обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekol_etika.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

внеклассного мероприятия

Классный час – научный брифинг

«Этика экологической

ответственности»

Разработала:

преподаватель биологии высшей квалификационной категории ОГБПОУ «Сапожковский техникум имени Д.М.Гармаш»

Шилкина Ирина Викторовна


Цель:

  • воспитание экологической ответственности через формирование экологической культуры.
  • формирование у обучающихся представлений о моральном аспекте взаимоотношений человека и природы,
  • обеспечение интереса и базовой основы знаний для развития экологического миропонимания и положительной индивидуальной мотивации и рефлексии в поступках.


С
писок выступающих: 

  1. ведущий
  2. вождь индийского племени уичоли
  3. славянин - земледелец
  4. эколог
  5. историк
  6. философ
  7. великий гуманист Альберт Швейцер
  8. защитник прав животных Питер Сингер
  9. юрист

Ход брифинга


Преподаватель: Очевидно, что каждый человек, живя в одно и тоже время с другими людьми, принимает решения и делает выбор индивидуально в соответствии с той моралью, которую он разделяет. Но зависят ли моральные основы экологических действий людей от исторической эпохи, от национальности, от сословия?
Уважаемые друзья! Сегодня за «круглым столом» собрались учёные разных специальностей - философ, эколог, историк, юрист - для того, чтобы вместе подумать над одним вопросом: что такое экологическая ответственность? Как «связаны» экологическая ответственность и нравственность с нашими поступками, с нашим поведением в окружающей среде? Ответ на этот вопрос можно получить в процессе обмена мнениями исторических персонажей и современных специалистов.
Послушаем, что думают по этому поводу люди разных наций и народов.

Ведущий. Вначале заглянем вглубь веков. Человек в эпоху зарождения цивилизации, как и в первобытные времена, чувствовал себя частью природы. Это подтверждают мифы разных народов: плоть его - от земли, кровь - от воды, кости - от камней. Давайте предоставим слово представителям некоторых народов.

Уичоли - маленькое племя, приблизительно 15 000 жителей, в центральной части Мексики.  Это практически последнее племя в Северной Америке, которое придерживается традиций доколумбовой эпохи. Вся история племени проходила без захватнических войн. Вместо того чтобы обучаться для войн, они учат свои сердца открываться жизненной энергии и любви. Уичоли – это сельскохозяйственные люди, которые зависят от кукурузы и бобов. Поля расположены на крутых склонах их  горной родины. Зерно - это жизнь для Уичолей. Ежегодный цикл подготовки полей - посев, уход и сбор урожая, окружен религиозными церемониями, впрочем, как и вся их жизнь.

Вождь индийского племени. Мы - индейцы племени уичоли, в быту и верованиях храним традиции наших предков, воспитываем наших детей в духе религиозного отношения к жизни. Мы убеждены, что всё окружающее нас наполнено жизнью, что растения, животные, человек перевоплощаются друг в друга, меняют свои имена и теряют материальную форму подобно тому, как лед превращается в воду, чтобы напоить море, а может превратиться в камни и скалы – вечные памятники холодного высокомерия.

Такое миропонимание определяет экологические представления и традиции, сложившиеся у нашего племени еще в доколумбовую эпоху. Мы воспринимаем Землю как живое существо, с которым можно разговаривать и которое всё приносит в жертву ради людей, относящихся к ней как к родной матери: например, злаки отдают нам своих дочерей - зерно, олень - своих детёнышей, солнце - свои стрелообразные лучи, море - своих дочерей в виде животворной влаги облаков. Такова основа, на которой сложились наши обычаи, неукоснительно соблюдаемые изо дня в день.

Ведущий: Благоговейное почтение к природе, любовное отношение к ней отличали и древних славян, что вообще характерно для языческих культур. Даже «потребляя» природу, наши далекие предки чувствовали себя ее детьми, желали умилостивить свою щедрую и могучую Мать.

Славянин - земледелец. Наша жизнь, хотя и сложна и тяжела, однако пронизана идеей лада, то есть согласия, гармонии, существующей между человеком, его трудом, верованиями, искусством и природой.
Всё, что окружало нас,
вместе с всею землёю, водою и небом, мы называли одним словом - природа. Мы, крестьяне, всегда считали себя частью природы. Жизнь домашних животных никогда не противопоставлялась человеческой, напротив того, домашние животные способствовали воспитанию в человеке чувства ответственности за их жизнь, любви, благодарности. Близость к ним смягчала огрубевшую душу, помогала преодолеть холод одиночества, который томил душу человека при взгляде на далёкое мерцание Млечного пути, помогала преодолеть ужас небытия, смерти исчезновения. 
Общение с природой, её голоса - шум леса, реки, пение или крики птиц и зверей, гром и молния - пронизывали всю нашу жизнь и служили основой языческих верований. Традиционные древнейшие народные поверья, освещаемые богатым воображением, совмещаясь с реальными представлениями, создавали полуфантастические образы поэтического сознания. Мы, крестьяне, не осмеливались говорить: «ничего нет», предпочитая уклончивое: «кто знает, может, есть, может, нет». Люди не стыдились своей фантазии. Наше отношение к природе складывалось на основе диалога с ней, мы были собеседниками, относились к ней бережно. Это отношение определялось, в первую очередь, традициями народной морали.



Ведущий: Надо сказать, что такое рефлексивное отношение к природе формируется еще в эпоху античности. В культуре Древней Греции раннего периода господствующей была установка «жить сообразно природе». Природа выступала как эталон гармонии, порядка, поэтому жить в согласии с ее закономерностями считалось высшей мудростью. При этом господство над природой расценивалось как гордыня, как притязание на то, чтобы «самому стать как боги», что неизбежно должно было обрушить на человека всякого рода беды.

Историк: Однако, ситуация  изменилась, в  результате греческого просвещения: природа всё больше начинает оцениваться как предмет утилитарного использования, основные усилия направляются на поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. В классический период античной культуры стало формироваться новое отношение к природе, природа все больше начинает оцениваться как предмет утилитарного использования. Знаменитые слова философа Протагора: «Человек – мера всех вещей» надолго определили отношение к окружающему миру. Согласно этому тезису, всё в природе должно оправдывать свое существование соответствием целям человека.

Еще более определенно это отношение к природе и человеку выразил Аристотель: «растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека... Если верно то, что природа ничего не создаёт в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создаёт все вышеупомянутое для людей». А известнейший философ Цицерон писал: «Все в этом мире, чем пользуются люди, именно для них создано и уготовано».

Позднее такие антропоцентрические воззрения стали основными мотивами практической деятельности. Римляне рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций. В отношении к живой природе такая форма господства была полностью свободна от «чувства нравственного закона», что проявлялось в широко распространенной тогда в Риме практике гладиаторских боев и травли зверей ради зрелищного сладострастия.

Ведущий: Со временем в западно-европейской культуре сложилась так называемая «традиция управления». В основе этой традиции лежали идеи Аристотеля, Платона, других философов о человеке как о «венце творения», существе, занимающем в сотворённом Богом мире центральное положение и в силу этого наделённом «царственной» властью над природой.

Философ: Суть «традиции управления» заключается в признании человека управляющим вверенной ему природой, и несущим ответственность за свои действия и их последствия. Наличие ответственности, конечно, предполагает бережное и заботливое отношение к природе. Однако этому мешает антропоцентрический характер этой традиции: ответственность человека не выводится из учения о нем как о «части» природы, а следует из признания его особой миссии, особого назначения. В этой ситуации «управление» порождает «господство», которое легко перерождается в «деспотизм», предполагающий право на произвол человека по отношению к другим живым существам.

Люди того времени, правда, имели достаточно мудрости, чтобы, основательно работая над усовершенствованием почвы, воды, фауны и флоры, не нарушать экологического равновесия. На этом этапе «традиция управления» не была еще ориентирована на поступательное научно-техническое развитие за счет природы.

Зато в Новое время все больший вес приобретают идеи безоглядного «пользования природой» и установления господства «над всем живым на Земле». Именно эти идеи способствуют расцвету машинного производства, развитию технического прогресса и безудержной эксплуатации природы. В философии это нашло отражение в социальной  утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида» и в работах Р. Декарта, искавшего в науке возможность для людей «сделаться хозяевами и господами природы». Овладение силами природы и подчинение их потребностям человека становились главными велениями Нового времени.

Эколог: Невозможно не вспомнить слова, несомненно, великого ученого, преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина: «мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».

Ведущий: Такие взгляды и дела на их основе не могли привести ни к чему хорошему. В ХХ веке появляются такие словосочетания, как «экологические проблемы», «экологический кризис», «экологические катастрофы»

Эколог: Можно считать, что XX в. войдет в историю человечества, как “век предупреждения”, век коренной ломки обычных представлений, которые привели к взлету науки, техники, производительных сил. Радио, телевидение, вычислительная техника, освоение космоса, использование ядерной энергетики, генная инженерия и т. д. резко изменили наш мир. Да и понятие “мир” и новые возможности поставили человечество перед лицом глобальных трудностей и самым главным стала возможность самоуничтожения человечества. Ученые показали, что следствием ядерной войны будут “ядерная ночь” и “ядерная зима”. Чернобыль продемонстрировал последствия использования “мирного” атома, которые могут иметь место вследствие ошибок персонала, действий террористов и других причин. Следует помнить, что ныне действующие АЭС расположены в наиболее промышленно развитых районах Земли.

Кислые дожди, загрязнения Байкала, Ладожского озера, Великих американских озер, превращение рек в “сточные” канавы (Рейн), загрязнения Северного и Балтийского морей — все это предупреждение о том, что человечество находится на пороге “роковой” или “запретной” черты.

Ведущий: В последней четверти XX века в связи с обострением экологического кризиса вопрос о месте и роли человечества в экосистеме Земли стало объектом повышенного внимания экологов, философов, культурологов, представителей гуманитарных и естественных направлений.

Эколог: В современных условиях развития технологий и чрезмерного антропогенного воздействия на окружающую среду актуальны задачи формирования эффективных программ природопользования и природоохранной деятельности.

Решение этих задач невозможно без смещения нравственных акцентов, а так же установок, общественных приоритетов и практики в интересах гармоничного развития человека и окружающей природы, как высшей ценности. Свидетельство тому является усиленный интерес к проблеме этики, которая никогда не занимала такого видного места, как на современном этапе развития общества. Эта новая мировоззренческая идея представлена отраслью экологического знания - экологической этикой, которая обосновывает теоретические основы нравственности человеческого отношения к природе, формирует чувство ответственности, любви и сострадания к природе.

Ведущий: Предоставим слово одному из основоположников экологической этики – Альберту Швейцеру.

Альберт Швейцер. Поистине нравствен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, может ли она, и в какой степени, ощутить его доброту. Для него священна жизнь как таковая. Он не согреет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одно насекомое.
Когда летом он работает ночью при лампе, он предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не видеть ни одной бабочки, упавшей с обожжёнными крыльями на его стол. Если, идя после дождя по улице, он увидит червяка, ползущего по мостовой, то подумает, что червяк погибнет на солнце, если вовремя не доползёт до земли, где может спрятаться в щель, и перенесёт его в траву. Если он проходим мимо насекомого, упавшего в лужу, то найдёт время бросить ему для спасения листок или соломинку.
Он не боится, что будет осмеян за сентиментальность. Такова судьба любой истины, которая всегда является предметом насмешек до того, как её признают. Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться, как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется, не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни.

Этика - есть безграничная ответственность за всё, что живёт.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой, Махатма Ганди, Генри Торо, Альберт Швейцер, Олдо Леопольд, последователи идей универсальной этики, не проводят в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами. Нормы универсальной этики, в частности, требование не есть мяса, не убивать живое существо, будь то даже комар, во многом остаются лишь благодушными пожеланиями и не могут стать реальным регулятором отношения людей к природе. Тем не менее, универсальная этика высоко гуманистична, и она свидетельствует о формировании новых ценностных установок в отношении к природной среде, к жизни как таковой.
А. Швейцер сказал замечательные слова о том, что этика есть безграничная ответственность перед жизнью. Так что же такое ответственность? Как понимать это слово?

Философ. Я думаю, что жизнь на планете в серьёзной опасности, потому что масса людей не осознаёт экологической ответственности. Безответственность опасна в том случае, если не проявляет тот, кто принимает серьёзные решения: решения на уровне государства, правительства, ведомства, на уровне международных организаций. Поэтому так важно воспитывать экологическую ответственность у каждого жителя России и всех других стран. 
Так как существует правовая и моральная ответственность, важно понять их различия. Думаю, что целесообразно начать с уточнения смысла понятий «ответственность», «право», «норма моральная»

Эколог: Мы отличаемся от животных тем, что мы - нравственные существа; только благодаря моральному сознанию мы становимся людьми. Во всем остальном мы подчиняемся силе природы. Бессмысленно, например, винить волков за то, что они убивают мелких животных, ибо они делают это бессознательно. Хищные животные не могут поступать по-другому, так как они следуют зову инстинкта и у них практически нет выбора. Только человек имеет свободу выбора. Человечество - единственный род на планете, обладающий коллективным разумом и моральной ответственностью за все сущее на земле. Мы обязаны защищать все живые существа, если им угрожает опасность. По данным X.
Ролстона, 98% видов, обитающих на земле, относятся к исчезающим видам. Эти виды не могут защитить себя, и человек обязан проявлять заботу о них. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что ни один вид на земле не истреблял другие формы жизни так, как человеческий род. Жизнь на Земле - это взаимодействие многих видов. Люди должны пересмотреть свои ценности и осознать свои обязанности по отношению к биосфере. Ненормально, когда человек принимает себя за абсолютную ценность и относится ко всему на планете с точки зрения собственного живота или собственной выгоды. Мы должны понять, что моральная забота о природе - это забота о собственном благополучии. Как говорят буддисты, мир - это мое тело. Следовательно, сокращать биоразнообразие - значит ампутировать что-то у человека (как вида).

Альберт Швейцер: Мы рассматриваем этику экологической ответственности как этику нового тысячелетия. На Земле обитают миллионы видов животных, но только человеческий род несет моральную ответственность за устойчивое будущее Земли. «Всеобщая ответственность, - пишет Далай-лама XIV, - это настоящий путь к выживанию человечества. Это лучшая основа для мира на земле, разумного использования природных ресурсов и должной заботы об окружающей среде ради грядущих поколений»

Юрист. В отличие от нравственных, правовые нормы всегда выражают волю правящих групп и классов. Исполнение таких норм обеспечивается принудительной силой государства. В то же время понятие «ответственность» рассматривается как категория этики и права и, таким образом, на первый взгляд постановка данного вопроса может показаться неправомерной.

Эколог. Понятие ответственности станет нам понятнее, если мы обратимся к простому примеру, к знакомой всем картине подкорми птиц и животных в зоопарках, скверах, природе. Однако не всё, возможно, знают, что от подкормки звери в зоопарке болеют и даже гибнут, в природе же становятся «иждивенцами». Случается и так, что, благополучно пережив зиму, птицы - «искусственники» весной оспаривают у возвращающихся домой перелётных птиц места обитания. Избалованные человеком, многие синицы предпочитают подбирать крошки хлеба на балконе, чем своим трудом выискивать насекомых для своего потомства. Птенцам же синицы крайне необходим белок живого происхождения. И всё-таки люди продолжают подкармливать птиц, не думая о последствиях, может быть, по незнанию.
Подобная ситуация показывает, что если человек не мог предвидеть последствия своих действий в природе и выбрать соответствующие целям средства, то в этом случае будет разрушен и нравственный результат, ибо такое экологическое действие можно оценить как проявление безответственности. Таким образом, нравственное, а следовательно, ответственное поведение в природе требует от человека не только добрых чувств и хороших намерений - это необходимо, но недостаточно, - но и умения наилучшим образом воплощать их в поступках, умения в любой экологической ситуации совершать оптимальный нравственный выбор. Для этого необходимы определённые экологические знания, анализ ситуации, умения согласовывать личные интересы с интересами общества.

Ведущий: Мы заговорили о взаимоотношении человека и животных. И здесь нельзя не предоставить слово известнейшему защитнику прав животных Питеру Сингеру.

Питер Сингер: Права животных – одна из наиболее современных и дискуссионных концепций экологической этики. Зачастую она понимается неправильно – как приравнивание животных человеку в области гражданских прав. В действительности, речь идет о том, что животное – существо, имеющее чувства, рассудок (у высших животных), – имеет право на жизнь, на защиту от страданий. Угроза жизни, чувство боли, страха уравнивают человека и животных. Переживания такого рода носит у них одинаковый характер. Интеллектуальное, духовное превосходство человека в данном случае не играет никакой роли, так как реакции человека, как и животных, протекают на уровне рефлексов, инстинктов – страха смерти, болевой реакции.

Вот почему сторонниками прав животных разработаны следующие меры, необходимые для защиты прав животных:

1. Запрет мучительных для животного способов его умерщвления – в промышленности и где бы то ни было.

2.Запрет опытов на «живом материале» в школах и где бы то ни было, кроме специальных научных учреждений.

3.Полный запрет опытов над животными без их усыпления или обезболивания.

4.Создание и финансирование мощных научных коллективов для изыскания и разработки новой экспериментальной методики в естественных науках.

5.Ограничение охоты как спорта и рыбной ловли как развлечения.

6.Такая перестройка воспитательной системы, которая способствовала бы развитию в детях любви к животным, любви бескорыстной, обусловленной не осознанием полезности данного вида животного, а потребностью любить и помогать всему слабому и отсталому.

Ведущий: Но вернемся еще раз к ответственности. На этот раз я хочу попросить юриста объяснить нам, в чем заключается сущность экологической ответственности с позиций законодательства.

Юрист: Экологическая ответственность - ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем. В системе законов, определяющих экологическую ответственность ведущее место занимает Конституция Российской Федерации. Не менее важными являются законы РФ «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, «О континентальном шельфе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях» и другие.

Законодательством за экологические правонарушения установлена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданскоправовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей, выражается в предупреждении, выговоре, строгом выговоре и даже увольнении.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Административная ответственность закреплена ст. 84 Закона «Об охране окружающей среды». За несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды, отказ от предоставления достоверной экологической информации и другие правонарушения граждане подвергаются штрафу в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда, должностные лица - от 3 до 20 МРОТ, юридические лица - от 5000 до 50000 рублей.

Уголовная ответственность наступает за наиболее общественно опасные деяния, посягающие на экологическую безопасность общества. В частности, УК РФ установлены следующие составы экологических преступлений: умышленное уничтожение лесов путем поджога, незаконное занятие рыбным промыслом и т.д. В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

Эколог: Однако законы, юридические нормы не охватывают всего разнообразия экологических условий и ситуаций, которые определяются разнообразием природных условий России и всей планеты. А поэтому всегда есть лазейка для совершения безответственного действия. Тем самым воспитание экологической ответственности становится приоритетной целью и направлением всех образовательных систем.

Ведущий: На Всемирном Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, в 2002 году Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан говорил: «Все надежды Организации Объединенных Наций, всего человечества воплощены в одном слове - и это слово: ответственность». Мы - часть биотического сообщества, но часть разумная; и в этом смысле мы несем главную ответственность за устойчивое будущее, за состояние планеты Земля. XXI век может стать еще более жестоким веком - веком глобального конфликта человека с природой, если ничего не предпринимать. Чтобы предотвратить угрозу уничтожения жизни на земле, необходимо отказаться от истребительно-жадного человеческого эгоизма; жить и действовать по принципам этики экологической ответственности. Благодарю всех участников за плодотворную дискуссию. Надеюсь, теперь мы сможем более ответственно подходить к собственным поступкам, и вести себя по возможности так, чтобы не наносить вреда ни природе, ни окружающим людям, ни своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО...»

Цели классного часа: создание «социальной ситуации развития»,среды общения в микросоциуме; обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности;создание благоприятной образовате...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕСА"

Сценарий -сказка может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе "Биологии" или во время месячника по Экологии. В сценарий можно добавить игры - викторины со зрителями  по различным ...

Сценарий классного часа "Колобок"(В стране музыкальных инструментов)

Сценарий по сказке "Колобок"+ музыкальные инструменты...

Сценарий классного часа "Мир детства в музыке"

Литературно-музыкальные композиции по произведениям М.Мусорского, П.Чайковского, С.Прокофьева....

Сценарий классного часа для участия в конкурсе "Мой лучший классный час 2019"

Классный час "Королева второго плана" посвящен великой талантливой актрисе Фаине Раневской....

Методическая разработка открытого классного часа "Экологический отряд" 2021 г

Методическая разработка открытого классного часа "Экологический отряд" 2021 г...