Методическая разработка внеклассного мероприятия по Биологии
методическая разработка на тему

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

 по Биологии

Тема: «Обобщение знаний по курсу общей биологии для студентов СПО»

Форма проведения: интеллектуальная игра

 «Что? Где? Когда?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель биологии Костюков С.С.

 

 

 

Москва, 2016

Цели мероприятия:

1.     обобщить полученные знания по данному курсу;

2.     осмыслить значение пройденного материала;

3.     выявить проблемные моменты в изучении дисциплины;

4.     продолжить развитие познавательных способностей учащихся, навыков работы в группах, работы с биологическими справочниками и литературой;

5.     способствовать нравственному воспитанию, привитию интереса к изучаемому предмету.

1.     Образовательные задачи:

  • поверить знания обучающихся и степень усвоения материала о пройденном курсе;
  • показать на различных примерах степень усвоения изученного материала;
  • акцентировать внимание на вопросах бионики и основ экологии;

   2. Развивающие задачи:

  • развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения быстро нестандартно мыслить;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
  • умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
  • развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свои ответы, правильно формулировать выводы.

 

3. Воспитательные задачи:

  • развитие интереса к интересным фактам и явлениям живой и не живой природы, различным открытия и фактам;
  • через заданные вопросы выявить взаимосвязь биологии и своей будущей профессии;
  • заинтересованность в дальнейшем самостоятельным изучении материала.

Оборудование мероприятия: компьютер, Жк экран, мультимедийная презентация по теме, вопросы, секундамер.

 

Правила игры: Студенты группы делятся на знатоков и зрителей, команда знатоков 7 человек, остальные зрители. После заданного вопроса знатокам дается 1,5 минуты на подготовку вопроса, далее следует ответ. Если ответ верный, то балл присуждается знатокам, если нет, то вопрос адресуется зрителям. Игра продолжается пока все не будут озвучены все вопросы, если знатоки набирают 7 баллов, то они побеждают.

Игру судят – жюри.

Члены жюри: преподаватели гуманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_biologiya.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Строительный техникум № 30

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

 по Биологии

Тема: «Обобщение знаний по курсу общей биологии для студентов СПО»

Форма проведения: интеллектуальная игра

 «Что? Где? Когда?»

Автор: преподаватель биологии Костюков С.С.

Москва, 2016

Цели мероприятия:

  1. обобщить полученные знания по данному курсу;
  2. осмыслить значение пройденного материала;
  3. выявить проблемные моменты в изучении дисциплины;
  4. продолжить развитие познавательных способностей учащихся, навыков работы в группах, работы с биологическими справочниками и литературой;
  5. способствовать нравственному воспитанию, привитию интереса к изучаемому предмету.
  1. Образовательные задачи:
  • поверить знания обучающихся и степень усвоения материала о пройденном курсе;
  • показать на различных примерах степень усвоения изученного материала;
  • акцентировать внимание на вопросах бионики и основ экологии;

   2. Развивающие задачи:

  • развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения быстро нестандартно мыслить;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
  • умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
  • развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свои ответы, правильно формулировать выводы.

3. Воспитательные задачи:

  • развитие интереса к интересным фактам и явлениям живой и не живой природы, различным открытия и фактам;
  • через заданные вопросы выявить взаимосвязь биологии и своей будущей профессии;
  • заинтересованность в дальнейшем самостоятельным изучении материала.

Оборудование мероприятия: компьютер, Жк экран, мультимедийная презентация по теме, вопросы, секундамер.

Правила игры: Студенты группы делятся на знатоков и зрителей, команда знатоков 7 человек, остальные зрители. После заданного вопроса знатокам дается 1,5 минуты на подготовку вопроса, далее следует ответ. Если ответ верный, то балл присуждается знатокам, если нет, то вопрос адресуется зрителям. Игра продолжается пока все не будут озвучены все вопросы, если знатоки набирают 7 баллов, то они побеждают.

Игру судят – жюри.

Члены жюри: преподаватели гуманитарного цикла.

Начало игры

Представление команды: называют название команды и девиз, представляют капитана команды. Состав команды 7 человек от группы СПО - I курс. Капитан вытягивает лист с номером вопроса.

Список вопросов:

1.  Китайским ученым удалось впервые в мире пересадить ген от одной арктической рыбе к сахарной свёкле. Разумеется, свекла в результате этой операции плавать не научилась, но одно ценное качество все же приобрела. Вопрос: какое?

2. Родовое латинское название этого растения Papaver произошло от греческого «pavas» - молоко, так как все органы растений содержат млечный сок. В христианской мифологии происхождение данного растения связывают с кровью невинного убитого человека. Впервые будто бы оно выросло из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови. Вопрос: назовите растение?

3. Примером бесполого размножения у растений являются следующие примеры: картофель (клубнями), усами (земляника), луковицами (бегонии), черенками (тополь). Вопрос: приведите примеры бесполого размножения у животных?

4. Различают два показателя артериального давления: систолическое и диастолическое артериальное давление. Повышение или понижение давления могут вызвать у человека: головокружение, тошноту, слабость, а также кровоизлияние в мозг и болезни сердца. Вопрос: с помощью чего можно узнать давление человека?

5. Великий русский писатель Черкасов А.А., который описывает охоту в книге «Записки охотника Восточной Сибири» описывает поведение этого животного во время охоты: посмотрите на него, когда его догоняют собаки, остановят, подлетят охотники и окружат со всех сторон, а он видя беду, начнет защищаться. Вся шерсть на нем поднимается дымом, глаза горят отвагой и мечут страшные искры, изо рта клубнями валит белая пена, то стоит неподвижно, ждет нападения, пыхтит и с яростью точит свои огромные клыки. Вопрос: о ком говорил Черкасов? Кабан.

6. 19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П. Павлов должен был получить почетное звание доктора кембриджского университета, когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет, это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что 30 лет назад примерно так же студенты приветствовали Ч. Дарвина. Вопрос: что подарили англичане Павлову, а что Дарвину?

7. Ранее в Красной книге было 4 категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды степень опасности исчезновения, которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зелёных страницах. Вопрос: что за категория? Виды, опасность исчезновения которых миновала.

8. Бионика, раздел биологии, которая заимствует различные разработки, взятые из живой природы. Вопрос: скажите пожалуйста на основе чего был создан поршневой шприц?

9. Данный процесс является первичной ступенью пищевой цепи, ведущий к образованию из неорганических веществ органические. Вопрос: назовите процесс?

10. В 1924 году советский ученый А.И. Опарин выдвинул гипотезу биохимической эволюции углеродных соединений. По его мнению жизнь зародилась на территории мирового океана в следствии мощной радиационной среды и достаточно сильных разрядов молнии образовались первичные простейшие соединения белков и аминокислот. Вопрос: возможно ли зарождение жизни в наше время и в наших условиях, ответ поясните?

11. Эти люди появились порядка 2,5 млн. лет назад. Ростом порядка 150 см, зубы человеческого типа, орудия труда делали из гальки, объем головного мозга 600-700 см3. Вопрос: назовите этих древних людей?

12. Различают 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную и почвенную. Вопрос: назовите 4 среду жизни, и кто в ней обитает?

13. Исходя из эволюционной теории Карла Линнея все виды в природе находятся в неизменном состоянии и созданы Богом. Вопрос: что подразумевает эволюционная теория Ж.Б. Ламарка и имеет ли она недостатки?

Ответы игры «Что? Где? Когда?»

1. Морозостойкость.

2. Мак.

3. Пресноводная гидра, плоские черви (делением тела на 2 части).

4. Тонометр.

5. Кабан.

6. Павлов получил игрушечную собаку, а Дарвин- обезьяну.

7. Виды, опасность исчезновения которых миновала.

8. На основе кровососущего аппарата – комара и блохи.

9. Фотосинтез.

10. Нет, не существует той среды, которая существовала порядка 3,5 млр. лет назад.

11. Синантропы.

12. Организменная (для паразитов).

13. Ж.Б. Ламарк признавал процесс эволюции, как факт исторического развития от простых до высокоорганизованных, да имеет эго учение подразумевало процесс эволюции как внутреннее стремление живых организмов к повышению своей организации, путем упрощения или усложнения строения.

Литература:

1. Беляев Д.К., Дымшич Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014.

2. Дарвин Ч. Сочинения.- Т.З. – М., 1939.

3. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.– М., 2011.

4. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. Учреждений высшего образования. – М., 2014.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат) – М., 2014.  

6. Биология в 2 т. / под ред. Н.В. Ярыгина.- М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"

Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"...

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо профессии «Станочник» (металлообработка) Турнир «Юный станочник»

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1 курса по профессии среднего профессионального образования «Станочник». Особенностью методической разработки является то, что по программе...

Методическая разработка внеклассного материала по биологии. Пресс- конференция по теме: "Наркомания-истоки, сущность , последствия"

Актуальность выбранной темы:Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что...

Методическая разработка по дисциплине: Биология. Тема: Поток энергии и цепи питания в экосистемах

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Эта тема занимает очень важное место в курсе экологии....

методическая разработка по дисциплине: "Биология". Тема: "Простейшие паразиты внутренней среды"

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Тема имеет большое значение для понимания вопросов па...

методическая разработка занятия по биологии: « Мутационная изменчивость – наследственная или генотипическая».

Приходится только сожалеть, что мы с вами не в Древнегреческой картинной галерее. И вот почему. Там мы могли бы увидеть фантастические полотна нидерландского художника ИЕРОНИМА БОСХА.  &laqu...

методическая разработка занятия по биологии: :«Происхождение и развитие жизни на Земле».

Как возникла жизнь на Земле?Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле?Какая из них наиболее убедительна?Постараемся решить несколько проблемных вопросов???...