Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"
методическая разработка на тему

Чахоян Ольга Витальевна

Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №28

Чахоян О.В.

Методическая разработка

открытого урока по биологии

Москва

2012

План – конспект урока.

Тема: «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: повторить, систематизировать и углубить знания учащихся о клеточной и неклеточной формах жизни, актуализировать знания учащихся о вирусах и их роли в жизни человека, животных и растительных организмов, кратко охарактеризовать заболевания, вызываемые вирусами (грипп, бешенство, краснуха, ветряная оспа, СПИД).

Задачи урока: 

1.Образовательные: познакомить студентов с неклеточными формами жизни, сформировать у студентов представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вируса на клетку хозяина, грамотно выполнить тестовые задания по пройденной теме.

2.Развивающие: продолжить формирование мировоззрения, умения сравнивать, делать выводы, чтобы уметь предупреждать вирусные болезни и знать меры профилактики и борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных человека.

3.Воспитательные: актуализировать знания о русском ботанике Д.И.Ивановском,  выработать сознание о половом воспитании, которое должно проявляться в  ответственном отношении к жизни.

Основные понятия: вирус, бактериофаг, капсид, гепатит, СПИД.

Методы , используемые на уроке:

репродуктивные, частично-поисковые.

Средства обучения:

интерактивная доска, мультимедийный проектор,  компьютер, видеофильм «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги», таблица «Типы вирусной инфекции», периодические издания журнала «Биология в школе»,  детская энциклопедия по биологии, презентация «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги», плакат «Строение клетки».

План урока:

  1. Вирусы, история открытия вирусов, их строение.
  2. Бактериофаги, их строение.
  3. Вирусные болезни, их профилактика.
  4. Видеофрагменты « Бактерии и вирусы».
  5. Тестовые задания по закреплению новой темы.

Ход урока.

Действия преподавателя

Действия студента

 

Преподаватель здоровается с группой

Студенты приветствуют педагога

Преподаватель отмечает отсутствующих

Староста (дежурный) говорит, кто отсутствует.

2. Организация повторения пройденного.

Преподаватель озвучивает тему, задачи урока.

Студенты слушают.

Преподаватель проводит беседу по вопросам:

  1. Правильно ли будет сказать, что всё живое имеет клеточное строение? (нет)
  2. На какие надцарства по наличию или отсутствию ядра делят клеточные организмы?
  3. Какие организмы относят к прокариотам и эукариотам?

Студенты повторяют, отвечают.

3.Изучение нового материала.

Рассказ учителя

Работа в тетради

Есть живые организмы, которые не имеют клеточного строения – это вирусы. Часто у вирусов годами нельзя обнаружить никаких признаков жизни. Они возникают тогда, когда вирус попадает в достаточно восприимчивую клетку и заражает её. Сегодня мы изучаем тему: (запись темы)

Студенты записывают тему урока:

«Неклеточные формы жизни –

вирусы и бактериофаги».

Выступление

заранее подготовленного студента об истории открытия вирусов.

Учитель задаёт вопрос:

«Когда и кем был открыт вирус?»

.

Студенты отвечают

Беседа о неклеточных формах жизни – вирусах и фагах.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они являются паразитами, могут функционировать только внутри одно - или многоклеточных организмов.

Их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных средах, вирусы имеют чрезвычайно малые размеры. Проходят через бактериофильтры.

Капсид – белковая оболочка вируса.

Каждый вирус является частичный ДНК или РНК, заключённый в белковую оболочку капсид.

Демонстрируется таблица «Типы вирусной инфекции».

На мультимедийной доске демонстрируется презентация «Неклеточные  формы жизни – вирусы и бактериофаги».  

Презентацию сопровождают выступления студентов о  следующих вирусных заболеваниях – краснуха, ветрянка, бешенство, СПИД.

На мультимедийной доске демонстрируется фильм «Бактерии и вирусы».

Внимание студентов переключается на видеофильм «Бактерии и вирусы».

 4. Тестирование.

Для закрепления изученного материала, преподаватель раздает тестовые задания, объясняет критерии оценок.

Студенты получают тестовые задания и приступают к выполнению теста.

Преподаватель наблюдает за ходом выполнения теста

Студенты отвечают на вопросы теста.

Тестовые задания собираются для проверки.

5. Заключительная часть.

Преподаватель предлагает каждой группе высказаться о том, что нового они сегодня узнавали.

Студенты обсуждают пройденный материал.

Преподаватель слушает варианты ответов студентов.

Студенты высказываются, дополняют ответы.

Выставляются отценки выступающим студентам. Преподаватель дает студентам домашнее задание.

Студенты слушают, записывают.

Домашнее задание:

  1.  Изучить § 1.2.4 стр. 27 - 29 учебника В.М.Константинова «Общая биология».
  2. Ответить на контрольные вопросы стр.29.  

 

Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги.

Методическая разработка

открытого урока по биологии

____________________________________________________________

Чахоян Ольга Витальевна  – преподаватель химии и биологии  ГАОУ СПО ТК№ 28

Сдано в печать 16.05.2012.

Формат бумаги 60х90/16

Тираж 4 экз.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Технологический колледж № 28

109382, Москва, ул. Верхние поля, 27

Тел./факс 8(495)359-65-29

E-mail: 28-2@prof.educom.ru

Отпечатано в типографии ГАОУ ТК № 28

Москва, ул. 2-ая Кабельная, 2

Тел. 8(495)673-54-22

E-mail: 78@prof.educom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Смысл человеческой жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

В чем заключается смысл человеческой жизни? На этот, казалось бы, банальный вопрос нет определенного ответа. Бунин в рассказе "господин из Сан-франциско" выражает свое мнение по этому поводу. Задача с...

Методическая разработка урока по жизни и творчеству Н.В.Гоголя "Духовные искания Н.В.Гоголя"

Урок по биографии Н.В.Гоголя с использованием видеофрагментов из  документального фильма Л.Парфенова "Птица -Гоголь" Одна из главных целей урока-  выяснить причины духовного кризиса великого...

Методическая разработка урока- конференции по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»

Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Методическая разработка урока биологии по теме «Вирусы и бактериофаги. Неклеточные формы жизни»

Методическая разработка урока биологии с использованием технологии проблемного обучения....

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...