Методическая разработка урока по жизни и творчеству Н.В.Гоголя "Духовные искания Н.В.Гоголя"
методическая разработка на тему

Двуреченская Елена Алексеевна

Урок по биографии Н.В.Гоголя с использованием видеофрагментов из  документального фильма Л.Парфенова "Птица -Гоголь" Одна из главных целей урока-  выяснить причины духовного кризиса великого писателя и его представления о путях развития России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka._dukhovnye_iskaniya_n.v.gogolya.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий

«Духовные искания Н.В.Гоголя»

(разработка урока по биографии Н.В.Гоголя)

                                             

                                                                        Разработала:

                                                                преподаватель

                                                                русского языка  и литературы

                                                                Двуреченская

                                                                Елена Алексеевна        

2014г.

Методическая разработка 2014 года

(План – конспект урока)

Учитель: Двуреченская Елена Алексеевна

Предмет: литература

Аудитория: студенты среднего профессионального образования

Тема: Духовные искания Н.В.Гоголя

Продолжительность урока – 45 минут.

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

  1. Образовательная- углубить и совершенствовать знания учащихся о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, сформировать представление о художественном мире писателя, его духовных и творческих исканиях, ознакомить с основными переломными моментами в его судьбе, показать духовное становление его личности,выяснить причины его духовного кризиса и его представления о путях развития России.
  2. Развивающая – развитие познавательной активности обучающихся, интеллектуальных способностей, формирование  образного мышления и умения связно выстраивать свою речь, совершенствование навыков монологической речи, умения грамотно и аргументировано высказывать свою точку зрения.
  3. Воспитательная- воспитание  духовной сферы личности средствами литературы; развитие чувства любви к своему литературному наследию, сформировать систему нравственных понятий( уважение, любовь,сострадание).

Задачи урока:

Сформировать систему знаний обучающихся по данной теме, развитие речи через обогащение словарного запаса обучающихся, формирование личности с высоко нравственной культурой.

Тип урока: комбинированный.

Метод урока: словесный (рассказ учителя), наглядный, репродуктивный,эвристический, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная беседа ( вопрос- ответ), индивидуальная работа, работа с иллюстрациями, сообщение обучающегося с занимательными фактами из жизни писателя , мини-эссе, выразительное чтение.

Необходимое техническое оборудование:  портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к его произведениям, мультимедийный комплекс, видеофрагмент записи  документального фильма  Леонида Парфенова «Птица Гоголь», книжная выставка с его произведениями( «Вий», «Вечера на Хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Мертвые души», «Невский проспект» и др.),  доска с записанной темой и эпиграфом к уроку, компьютер, раздаточные карточки с тестом по биографии писателя, плакаты с репродукцией памятников Н.В.Гоголю.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Приветствие, настраивает на учебную деятельность учащихся, перекличка,

Приветствие

2. Сообщение темы,целей и задач урока

Вступительное слово учителя с постановкой проблемных вопросов:  какие пути духовного искания Н.В.Гоголя, в чем причины его творческого кризиса, какой он видел России и русский национальный характер, как обрести духовность в этом бездуховном мире? СЛАЙД С ТЕМОЙ И ЦЕЛЯМИ УРОКА

Учащиеся записывают число,тему.Читают эпиграф

2. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя.Звучит романс, 3 концерт Рахманинова « Русь тройка». Задумывались ли вы когда-нибудь, почему жизнь человека в русском языке называют «дорогой» или «путём»? Какое бы толкование дали вы этому многозначному понятию — «дорога»? Дорога, которая не заканчивается,  не имеющая начала и конца, олицетворяет и огромные  просторы родины, и жизнь одного человека, и судьбу всего народа. Наша задача сегодня — найти ответ на вопрос «Как начался путь Гоголя-худрожника?»

 Чтение эпиграфа к уроку «Только смехом порождается порок..» Гоголь пришел в литературу вслед за Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым и сумел заявить о своем мастерстве своим талантом.

Демонстрация портретов Н.В.Гоголя, фотографий его дома в Великих Сорончинцах,его родителей.

Записывают эпиграф к уроку «Куда ж несешься ты,Русь-тройка ?..» Н.В.Гоголь,слушают композицию Рахманинова,смотрят портеты

3.Изучение  нового материала.Слово учителя

Рассказ учителя. Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя всегда представляли загадку для исследователей-литературоведов. Его Личность представляет собой тайну, которую отгадывает не одно поколение читателей. Необыкновенный, живой и остроумный  талант  Гоголя проявляется в столь разных непохожих друг на друга произведениях по-разному: то фантастикой  в «Петербургских повестях», то вызывает смех в «Ревизоре», «Мертвых  душах». Давайте повнимательнее вглядимся в портрет.

-Что вы можете сказать о нем?СЛАЙД,портрет Н.В.Гоголя

Но то,что определенно читается в портрете- это желание осуществить свое призвание, вера , что можно быть полезным России, вера в свое собственное предназначение.

Воспринимают информацию,сообщаемую учителем

Это молодой человек, с таинственной лукавой улыбкой,смотрит,хитро сощуря глаза…

Работа по теме.Введение нового материала

Демонстрация презентации «Страницы жизни Н.В.Гоголя» . Рассказ о детстве писателя. Родился в Сорочинцах (Полтавская Губерния) 1 апреля 1809 года. Его отец Василий Афанасьевич, был очень богатым помещиком, у которого было около 400 крепостных крестьян, его мать была очень молодой и активной женщиной. Рассказ о жизни Гоголя,показ слайдов.

Делают конспект в тетради.

Составление плана «Основные вехи в жизни и творчестве Н.В.Гоголя»

Слово учителя. Н. В. Гоголь сам избрал себе путь вечного странника. Еще в молодости он начал много писать, пробовал себя не только  в прозе,  но и в поэзии. Столичная жизнь была очень дорогой, богатство в провинции было недостаточным для ведения фривольной жизни в Петербурге. Сначала он решил стать актером, но театры отказывались принимать его. Работа в качестве чиновника нисколько не привлекала его, а потому он обратил внимание на литературу. В 1829 году его идиллия "Ганц Кюхельгартен" была сурово принята критиками и читателями, а потому Гоголь лично уничтожил весь первый тираж. В 1830 он все же поступил на государственную службу и стал работать в департаменте уделов. В этом же году он завел большое количество самых разных полезных знакомств в литературных кругах. Сразу же был опубликован рассказ "Вечер накануне Ивана Купала", а через один год свет увидели "Вечера на хуторе близ Диканьки". В 1833 году Гоголя привлекла перспектива поработать в научной сфере, он стал сотрудничать с Санкт-Петербургским университетом на кафедре общей истории. Второй период творчества Гоголя (1835-1842) открывается своеобразным «прологом» — «петербургскими» повестями «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет», вошедшими в сборник «Арабески» (1835; его название автор пояснял так: «сумбур, смесь, каша» — кроме повестей в книгу включены статьи различной тематики). Эти произведения связали два периода творческого развития писателя: в 1836 г. была напечатана повесть «Нос», а завершила цикл повесть «Шинель» (1839-1841, опубликована в 1842 г.).

Гоголю покорилась наконец петербургская тема. Повести, различные по сюжетам, тематике, героям, объединены местом действия — Петербургом. Но для писателя это не просто географическое пространство. Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их жизни, в молве, слухах и легендах, которыми насыщен сам воздух города, Гоголь находит зеркальное отражение петербургской «фантасмагории». В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей города — на грани правдоподобного и чудесного. Невероятное вдруг становится настолько реальным, что человек не выдерживает и сходит с ума. Гоголь дал свою трактовку петербургской темы. Его Петербург, в отличие от пушкинского («Медный всадник»), живет вне истории, вне России. Петербург Гоголя — город невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, фантастических событий и идеалов. В нем возможны любые метаморфозы. Живое превращается в вещь, марионетку (таковы обитатели аристократического Невского проспекта). Вещь, предмет или часть тела становится «лицом», важной персоной в чине статского советника (нос, пропавший у коллежского асессора Ковалева, называющего себя «майором»). Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик.

Как и Пушкин, порабощение человека Петербургом Гоголь объясняет с социальных позиций: в призрачной жизни города он обнаруживает особый механизм, который приводится в движение «электричеством» чина. Чин, то есть место человека, определенное Табелью о рангах, заменяет человеческую индивидуальность. В этот же период он закончил сборники "Арабески" и "Миргород", которые были опубликованы сразу же после его ухода из университета. Содержание сборников было тепло принято критиками, все оценили и "Тараса Бульбу", и "Вия" и "Старосветских чиновников". Выход "Ревизора" окончательно закрепил за Гоголем звание талантливого писателя и приковал к нему внимание многих литераторов и представителей светского общества.

Были и те, кто отчаянно критиковал его творчество. Давление со стороны критиков стало одной из причин, по которой Гоголь решил передохнуть от литературы и отправился в Европу. Он пожил в Швейцарии, Франции и Италии. Именно в это время он закончил первый том "Мертвых душ". В 1841 году он решил, что нужно вернуться в Россию, где его тепло встретил Белинский и содействовал публикации первого тома.

Сразу же после выхода в свет этой книги Гоголь принялся за работу над вторым томом, в этот момент писатель переживал творческий кризис. Большим ударом по его литературному самолюбию стал разгромный отзыв Белинского на книгу "Выбранные места из переписки с друзьями". Эта критика была принята очень негативно. В конце 1847 года Гоголь поехал в Неаполь, откуда уехал в Палестину. Возврат в Россию в 1848 году охарактеризовался непостоянством в жизни писателя, он все так же не мог найти себе место. Жил в Москве, Калуге, Одессе, потом опять в Москве. Он все еще работал над вторым томом "Мертвых душ", но чувствовал существенное ухудшение состояния духа. Он стал увлекаться мистикой, его часто преследовали странные мысли. .Он покоится на кладбище Данилова монастыря в Москве.

Стихотворение «Новоселье»

«Невесел ты!» — «Я весел был, —

Так говорю друзьям веселья, —

Но радость жизни разлюбил

И грусть зазвал на новоселье.

Я весел был — и светлый взгляд

Был не печален; с тяжкой мукой

Не зналось сердце; темный сад

И голубое небо скукой

Не утомляли — я был рад…

Когда же вьюга бушевала

И гром гремел и дождь звенел

И небо плакало — грустнел

Тогда и я: слеза дрожала,

Как непогода плакал я…

Но небо яснело, гроза бежала —

И снова рад и весел я…

Теперь, как осень, вянет младость.

Угрюм, не веселится мне,

И я тоскую в тишине,

И дик, и радость мне не в радость.

Смеясь, мне говорят друзья:

«Зачем расплакался? — Погода

И разгулялась и ясна,

И не темна, как ты, природа».

А я в ответ: — Мне всё равно,

Как день, все измененья года!

Светло ль, темно ли — всё одно,

Когда в сем сердце непогода!»

Примерный план :

1.Рождение в Сорочинцах 1 апреля 1809

- Переезд в Полтаву в 1819

- Начало обучения в Гимназии высших наук в Нежине в 1821

- Начало Петербургского периода в 1828

- Публикация идиллии "Ганц Кюхельгартен" в 1829

- Выход в свет "Вечера накануне Ивана Купала" в 1830

- Печать "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в 1831

- Работа при историческом факультете в Петербургском университете в 1834

- Выход в свет сборников "Арабески" и "Миргород" в 1835

- Начало европейского путешествия в 1836

- Публикация первого тома "Мертвых душ" в 1841 году

- Уничтожение второго тома по неизвестным причинам в 1852 году

- Смерть Н. В. Гоголя 21 февраля 1852.

2)Сообщение учащегося о  двойственном отношении Гоголя к Петебургу, письма к матери из Санкт - Петербурга

Сообщение обучающегося:

Выступление учащегося. Занимательные факты из жизни и биографии Гоголя:

-Н.В.Гоголь был сладкоежкой,испытывал страх к рукоделию и кулинарии, панически боялся грозы, боялся быть похороненным заживо. Не был женат,боялся незнакомых людей и др.

Закреплание изученного материала и диагностика усвоенной темы

Просмотр видеофрагмента из документального фильма Леонида Парфенова «Птица Гоголь». Перед просмотром постановка вопросов учащимся.

- Какой путь видит Гоголя для развития России?В чем он переживает духовный кризис и какие пути выхода из него?Почему мистическое все время преследовало н.В.Гоголя в жизни и творчестве?

 

Гоголь всю жизнь трудился на одном поприще: на службе у любимой Богом России, и только искал место, где можно послужить России с наибольшей пользой и для Отчизны, и для  себя, ибо он никогда не отделял себя от России.

Ответ на вопрос «Так, какая же она, Россия Гоголя?»

Драма Гоголя заключалась не столько в его внутренней  неудовлетворённости, сколько в самом факте непонимания, которое он видел даже со стороны ближайших друзей, а также со стороны Церкви, мнением которой он особенно дорожил. И это непонимание он переживал не только как свою личную трагедию, но и как трагедию России, отвергающей своих духовных провидцев и пророков

Портретная галерея

Просмотр портретной галерии и картин художников,а также иллюстрации к произведениям( портреты Гоголя, написанные худодниками Иванова, Венецианова, Горюнова)

Опера Римского Корсакова «Ночь перед Рождеством» ,прослушивание эпизода

Прослушивание оперы Римского Корсакова «Ночь перед Рождеством»

Закрепление изученной темы.Диагностика усвоения материала

Учитель: Подводя  итог сегодняшней теме, мы проведем тест.

Ответы учащихся на вопросы по биографии Н.В.Гоголя

Подведение итогов.Рефлексия и самоанализ

Сегодня мы открыли много нового о писателе Н.В.Гоголе. «Угадывать человека и  несколькими чертами выставлять его вдруг  всего, как живого …»- характерная черта творчества Гоголя, которая так привлекала читателей и критиков.

-Узнали ли вы что то новое из творчества великого писателя?

- В чем же состоит духовная драма Гоголя?

Духовная драма Гоголя заключается и в том, что России предназначен свой, соборный, православный путь развития, а неизбежно Россия встала на путь буржуазного развития, что, по мнению Гоголя, в недалеком будущем принесет ей большие, невосполнимые духовные потери

Заключительное слово учителя

На  протяжении всей его жизни в связи с проблемой путей развития России, очень волновала проблема русского национального характера, ибо сам он был русским, православным человеком, а по своим убеждениям – славянофилом. смех Гоголя особый — это смех созидателя, моралиста-проповедника. Пожалуй, ни один из русских сатириков не смеялся над общественными пороками и недостатками людей, вдохновляемый такими ясными нравственными целями, как Гоголь.

Выставление оценок за урок

Домашнее задание

Показывается слайд, где написано домашнее задание:

  1. Прочитать повесть «Шинель» Н.В.Гоголя
  2. Написать мини-эссе,ответ на вопрос «Образ шинели в раскрытии темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя»

Выяснение мнения об уроке

Вам были даны зеленые и красные листочки, если вам понравился урок, положите в вазу зеленые листочки,а если нет- красные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Смысл человеческой жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

В чем заключается смысл человеческой жизни? На этот, казалось бы, банальный вопрос нет определенного ответа. Бунин в рассказе "господин из Сан-франциско" выражает свое мнение по этому поводу. Задача с...

Методическая разработка урока по повести Н.В.Гоголя "Невский проспект"

Урок по изучение петербургской повести Н.В. Гоголя" Невский проспект". Цель урока- раскрыть идейный замысел повести, показать сквозную тему для всех петербургских повестей "тему маленького человека",в...

Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"

Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"...

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Презентация к уроку,посвящённому жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Презентация рассказывает о влиянии впечатлений о Крыме на творчество писателя....

Методическая разработка урока литературы по творчеству Н.Г. Чернышевского

Вариант примерного изучения произведения Н.Г. Чернышевского "Что делать" со студентами СПО при условии, что они предварительно незнакомы с текстом  и на изучение романа в...