Методическая разработка урока литературы тема: «Сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе."
методическая разработка

рассмотреть сюжетную линию в романе, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности о которых говорит писатель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе.

Цель занятия: проследить, как развивается сюжетная линия Мастер - Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев.

Перед началом занятия необходимо знать: историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.

После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.

Ход выполнения:

Провести сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова, ответив на следующие вопросы:

«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

1.Как познакомились Мастер и Маргарита?

2.Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?

3.Как жила Маргарита до Мастера?

4.Как жил Мастер до Маргариты?

5.Что общего в их жизнях до встречи друг с другом?

6.В чем же заключается счастье для Мастера и Маргариты? Ведь все было более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.

7.В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

8.Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?

9.Что делает Маргарита во имя спасения любви?

10.Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?

11.Какие качества можно отметить в ее характере?

12.Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?

13.Какова роль Маргариты в истории романа Мастера?

14.Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор?

Контрольные вопросы:

#1055;о портрету узнайте персонажа:

«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет».

#1050;то автор этой записки и кому она адресована?

«Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

Литература:

#1051;итература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

#1056;оман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка урока литературы по творчеству Н.Г. Чернышевского

Вариант примерного изучения произведения Н.Г. Чернышевского "Что делать" со студентами СПО при условии, что они предварительно незнакомы с текстом  и на изучение романа в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дисциплина: «Литература» Тема: «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием»

Методическая разработка урока по творчеству А.А.Ахматовой.  Урок разработан с использованием технологии РКМЧП  и информационной технологии....

Методическая разработка урока литературы тема: Рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

история создания рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет", анализ проблематики и его сюжетно-компазиционных особенностей, своеобразие художественных образов...