Методическая разработка урока литературы тема: «Сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе."
методическая разработка
рассмотреть сюжетную линию в романе, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности о которых говорит писатель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе.
Цель занятия: проследить, как развивается сюжетная линия Мастер - Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев.
Перед началом занятия необходимо знать: историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.
После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.
Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.
Основные теоретические положения
Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.
Ход выполнения:
Провести сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова, ответив на следующие вопросы:
«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
1.Как познакомились Мастер и Маргарита?
2.Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?
3.Как жила Маргарита до Мастера?
4.Как жил Мастер до Маргариты?
5.Что общего в их жизнях до встречи друг с другом?
6.В чем же заключается счастье для Мастера и Маргариты? Ведь все было более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.
7.В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?
8.Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?
9.Что делает Маргарита во имя спасения любви?
10.Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?
11.Какие качества можно отметить в ее характере?
12.Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?
13.Какова роль Маргариты в истории романа Мастера?
14.Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор?
Контрольные вопросы:
#1055;о портрету узнайте персонажа:
«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет».
#1050;то автор этой записки и кому она адресована?
«Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».
Литература:
#1051;итература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
#1056;оман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»
цель данного урока активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»»
Методическая разработка урока по УД "Литература"...

Методическая разработка урока литературы по творчеству Н.Г. Чернышевского
Вариант примерного изучения произведения Н.Г. Чернышевского "Что делать" со студентами СПО при условии, что они предварительно незнакомы с текстом и на изучение романа в...
Методическая разработка открытого занятия по литературе. "Проблематика романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита."
Проблематика романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дисциплина: «Литература» Тема: «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием»
Методическая разработка урока по творчеству А.А.Ахматовой. Урок разработан с использованием технологии РКМЧП и информационной технологии....
Методическая разработка урока литературы тема: Рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
история создания рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет", анализ проблематики и его сюжетно-компазиционных особенностей, своеобразие художественных образов...