Методическая разработка открытого занятия по литературе. "Проблематика романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита."
методическая разработка на тему

Проблематика романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur._po_m._i_m.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров     Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС (Я) «Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева»

               

                 Методическая разработка

                

             открытого урока по дисциплине

               «Русский язык и литература»

                                 Тема:

 Проблематика романа М. А. Булгакова

           «Мастер и Маргарита».

Преподаватель:                       Л. Н. Зенченко

                                 

                                      Якутск

                                        2017

Тема: Проблематика романа М. А. Булгакова      «Мастер и Маргарита».

Цели:

Обучающие: 1. Продолжить работу над формированием навыков анализа              

                           художественного произведения.

                       2. Уяснить главные человеческие ценность, о которых говорит

                            Писатель.  

                       3. Повторить и расширить объём понятий по теории

                           литературы, выяснить значение слов – архаизмов и слова  

                           ИСТИНА.

                       4. Показать, что роман Мастера – стержень всего произведения.

Развивающие: 1. Развивать монологическую речь студентов.

                          2. Развивать навыки работы с текстом.

                          3. Развивать творческие способности студентов.

 

Воспитательные: 1. На примере творчества М. Булгакова воспитывать    

                                      интерес к художественной литературе.

                                  2. Способствовать воспитанию добра, сострадания,

                                      милосердия.

                                  3. Помочь студентам осознать чувство ответственности за

                                      сделанный выбор.

Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы:

1. Предварительное домашнее задание:

а) знать сюжет романа;  

б) вопрос о первичном восприятии текста;

в) составление кроссворда.

2. Работа с текстом (глава 1-2).

3. Беседа по вопросам.

4. Комментированное чтение.

5. Сообщения студентов.

6. Индивидуальные задания.

7. Творческое задание.

8. Просмотр фрагмента из х/ф В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005г.).

Оборудование:

1. Репродукции картин: И. Крамской «Христос в пустыне», Н. Ге «Что есть     истина», Тициан «Несение креста».

2. Репродукция скульптуры Микеланджело «Христос, несущий крест».

3. Ноутбук, проектор, фрагменты из х/ф В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Межпредметные связи:

1. Виды искусства: живопись, скульптура, кинематограф.

2. Лингвистика: русский язык (фразеология).

                                    Структура урока.

I. Слово учителя.

1. Вопрос о первичном восприятии текста.

2. Постановка целей урока, обращение к теме и эпиграфу.

II. Работа над темой урока.

 

1. Частичный ответ на вопросы студентов о первичном восприятии текста.

2. Задание «Узнай героя».

3. Кроссворд.

4. Понятие «скрепа» - теория литературы.

5. Сообщение о прототипах.

     6. Просмотр фрагмента из х/ф В. Бортко «Мастер и Маргарита». (24 мин.)

     7. Определение тем беседы Понтия Пилата и Иешуа.

     8. Межпредметная связь: репродукции картин: И. Крамской «Христос в            пустыне», Н. Ге «Что есть истина», Тициан «Несение креста».

     9. Работа над содержанием главы 2 романа:

    а) методические приёмы 2 – 8;

    б) предварительные выводы.

    III. Обобщение.

    1. Обобщающий вопрос по теме урока.

    2. Выводы.

    3. Заключительное слово учителя.

    4. Выставление оценок.

    IV. Домашнее задание.

Эпиграф:                                               Каждый выбирает по себе

                                                                Щит и латы, посох и заплаты.

                                                                Меру окончательной расплаты

                                                                Каждый выбирает по себе.

                                                                                                 Ю. Левитанский

                                                 Ход урока.

I. Слово учителя.

1. На прошлом уроке мы начали разговор о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Говорили о жанре, композиции. Читая роман, многие из вас убедились в том, что понять это произведение очень сложно.

2. Неслучайно вам был задан вопрос, касающийся первого впечатления, понимания текста. В своих работах вы пишете и спрашиваете:

а) непонятны имена героев, название г. Ершалаим;

          б) в начале романа непонятно как два разных произведения связаны между собой;

          в) непонятно почему роман о Понтии Пилате написал Мастер, а рассказывает о нём Воланд;

          г) я хотела бы поговорить о том, как Понтий Пилат «пытался» спасти Иуду из Кариафа;

         д) почему умер Берлиоз?

3. О смерти   Берлиоза мы поговорим на итоговом уроке. А сегодня ответим на вопросы, касающиеся имён, названий, разберёмся в том, кого же пытался спасти Понтий Пилат, и как два разных произведения связаны между собой.

4. Кроме этих вопросов у нас будут и другие – не менее важные, поэтому главная цель нашего занятия – выявить эти вопросы и дать на них ответы. В этом нам поможет тема урока и эпиграф (Запись в тетрадях темы урока и эпиграфа к нему).

Задание: определить главные слова в теме урока и в эпиграфе. (Проблематика, выбирает, расплата).

II. Работа над темой урока.

1. Начинаем нашу работу с ответа на вопрос «как два разных произведения связаны между собой»:

А) для этого вспомним композицию романа – («роман в романе»);

Б) почему 2 романа и кто их авторы? (Булгаков, Мастер);

В) чтобы ответить на вопрос «как эти романы связаны между собой», нам подробнее нужно поговорить о героях главы1 и 2.

2. Проверим, насколько внимательно вы читали гл. 1. Вопросы наз. «Узнай героя»:

А) «…был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке…» (Берлиоз).

Б) «…Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… Выбрит гладко, брюнет, правый глаз чёрный, левый, почему-то, зелёный…» (Воланд).

В) «… Плечистый, рыжеватый… молодой человек… в ковбойке, жёваных белых брюках и в чёрных тапочках…» (И. Бездомный).

3. Вам было предложено творческое задание – составить кроссворд. (Ваши работы на стенде; разгадываете их до следующего занятия).

Мои кроссворды:

а) проверим вашу читательскую внимательность;   

б) ответы помогут выявить некоторые основополагающие понятия, важные для сегодняшнего разговора.

Вопросы и задания к кроссвордам:

(Иешуа)

1.Какой язык кроме греческого знал аристованный бродяга? (Арамейский).

2.Через какие ворота вошёл в Ершалаим, допрашиваемый П. Пилатом? (Сузские).

3.Какая вещь была подарена Мастеру Маргаритой? (Шапочка).

4.Кто, по библейскому преданию, предал Иисуса Христа? (Иуда).

5.Какую гору, по библейскому преданию, считают символом мучений, страданий Иисуса Христа? (Голгофу).

(Пилат)

1.Назовите должность правителя Иудеи. (Прокуратор).

2.Как звали собаку прокуратора? (Банга).

3.Какой космический объект видит на протяжении 2-х тыс. лет прокуратор? (Луну).

4.Полёт какой птицы мы наблюдаем во Дворце Ирода Великого? (Ласточки).

5. Какой порок среди многих человеческих Иешуа считал одним из главных? (Трусость).

4.Разгадав кроссворды, мы с вами определили два имени, двух героев, которые будут в центре нашего внимания на уроке – П. Пилат и Иешуа.

Беседа.

1. -- К какой сюжетной линии принадлежит гл. 1?

   --------------------------------------------------------  2?

  -- Кто явл. связующим звеном гл.1-2?  

  -- Чтение конца гл.1 и нач. гл. 2.

  -- Как наз. такой приём? (СКРЕП)

2. Читая ершалаимские главы в романе, точно можно определить, что их гл. героями явл. П. Пилат и Иешуа. Но здесь нужно уточнить важный факт: в одной из московских глав Воланд спрашивает Мастера: «О чём роман?» Мастер отвечает: «Роман о П. Пилате». Это значит, что именно        П. Пилат, а не Иешуа является гл. героем для Булгакова. ПОЧЕМУ?! Это мы и должны выяснить.

3. Чтобы нам легче было понять героев, осмыслить их поступки давайте послушаем сообщения о прототипах:

А) понятие прототипа;

Б) сообщения: Воланд; П. Пилат; Иешуа. (См. инд. задания).

4. В таблице, которую вы заполняли, одна из позиций наз. «главные темы». Эти темы нужны нам для выявления «проблематики романа». Какие – то вы определили сами, а какие – то мы допишем вместе, поэтому внимательно см. сокращённый вариант фрагмента из х/ф «М. и М.».

(Просмотр 24 мин.; с самого начала, включая роли, и эпизод допроса Иешуа.)

5. Обращаемся к таблицам и вашим записям. Называем темы:

  --- внутренняя свобода и несвобода человека;

  --- добро и зло;

  --- что такое ИСТИНА;

 --- человек и ВЛАСТЬ.

         6. Обращение к видам искусства.

Картины: И. Крамской «Христос в пустыне», Н. Ге «Что есть истина», Тициан «Несение креста». Репродукция скульптуры Микеланджело «Христос, несущий крест». (Комментарий преподавателя. Как художники, скульпторы разных эпох видели героев библейского сюжета?)

        7. Работа над сод. главы 2:

а) кратк. комментарий тем:

- добро и зло («добрый человек»);

 - внутренняя свобода и несвобода человека (кто свободнее?);

б) Иешуа арестован по обвинению.

--В чём оно заключается? (Так это ты подговаривал… с.24, 28) (Мой текст)

-- отв. Иешуа (Я…говорил… с. 28)

--чем возмущён П. Пилат? («Что такое ИСТИНА» с. 28)

в) понятие ИСТИНЫ --- 1. То же, что правда; … (См. д/з;)

                                          2. …

г) А что об ИСТИНЕ говорит Иешуа? (с. 28).

Вывод: для Иешуа ИСТИНА в том, что никто не может распорядиться его жизнью; что «злых людей нет на свете».

д) незначительным, на первый взгляд, героем в сцене допроса явл., как вы думаете, кто? (ЛАСТОЧКА с. 32 «В это время…» (до) «…не утверждает»)

--- С какой целью она появляется в этой сцене? (Символ свободы)

е) в ходе допроса затрагивается ещё одна тема: человек и ВЛАСТЬ.

--- см. текст (с. 33) – «Слушай… намекающий взор»

---  – На какие детали здесь нужно обратить внимание? (Взгляд, мимика)

---  – Почему «намекающий взор», протяжное «НЕ»?  (П. Пилат пытается спасти Иешуа)

--- – Что отвечает Иешуа? («В числе…»  с. 34)

--- – Какое возражение мы слышим из уст П. Пилата? («На свете…» с. 34 и 36 «Ты полагаешь…»)

--- – Какие мысли Иешуа П. Пилат не разделяет? («…что всякая власть явл. насилием»)

ж) сейчас фактически мы с вами подошли к кульминационному моменту нашего урока:

--- – Какое решение примет П. Пилат, иными словами – какой выбор он сделает?(с. 36 «П. Пилат объявил…»)

--- – Что предвещает такой выбор? (ЛАСТОЧКА)

Снова обр. к эпиграфу: «Каждый выбирает по себе…»

--- – Так почему П. Пилат утверждает смертный приговор?

(Варианты ответов: – П. Пилат представитель этой власти;

                                     – П. Пилат не может не придать значения словам  Иешуа.)

---- ПОЧЕМУ?

Вывод: П. Пилат боится доноса, боится погубить свою карьеру, поэтому его  

              Выбор – утверждение смертного приговора для Иешуа.

--- – А есть ли выбор у Иешуа? (Да, есть. Он может отказаться от своих слов, НО…)

Вывод: если Иешуа откажется от своих слов – это обозначает отказ от своих      убеждений, от истины, в которую он верит и несёт людям.

8. Обращение к эпиграфу

а) гл. слова – ВЫБОР, РАСПЛАТА.

б) Иешуа за свой выбор был казнён.

в) а есть ли расплата за свой выбор у П. Пилата? (с. 33 «Мысли понеслись…»).

Почему бессмертие?  (Потому что это страшное наказание) (+ Вспомнить судьбу Ларры из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).

III. Обобщение.

1. Обращаемся снова к теме урока:

 – Почему так звучит тема?

 – Как она связана с тем, о чём мы говорили сегодня?

 – Зачем Булгаков ведёт параллельное повествование – о Москве 20-х – 30-х         годов и о событиях двухтысячелетней давности?

Вывод: роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.

2. Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»  (Наизусть читает преподаватель. С учётом времени можно взять 1, 2, 3 строфы, но 1 и 3 обязательно):

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы.

Слово для любви и для молитвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже как умею.

Ни к кому претензий не имею

Каждый выбирает для себя.

3. Благодарность студентам.

4. Оценки по итогам урока.

IV. Д/з. 1. См. вопросы на стенде.

              2. См. индивидуальные задания.

              3. Кроссворд (разгадать).

 

 

               

                                                      Источники

                                                     

                                                       Основные

  1. Булгаков, М. А.  Мастер и Маргарита: роман / Вступ. статья                    П. Николаева; Худож. Д. Бисти. – М.: Художесвенная литература, 1988. – 384 с. (Классики и современники. Сов. литература.)
  2. Литература: учебник для начального и среднего профессионального образования в 2 ч. Часть 2. / Г. А. Обернихина, Т. В. Емельянова,           Е. В. Мацыяка, К. В. Савченко; под ред. Г. А. Обернихиной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с., илл.

                                          Дополнительные

  1. Русская литература XX века: 11 кл.: практикум: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Кунарёва,               А. С. Карпов, О. Н. Михайлов и др.; сост. Е. П. Пронина; под ред.          В. П. Журавлёва. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 318 с.
  2. Фрагмент из х/ф В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005г.).

                                                        Справочники

  1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов /                     С. П. Белокурова; под ред. И. Н. Сухих. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.
  2. Вартанян, Э. А. Словарь крылатых слов и выражений / Э. А. Вартанян. – М.: Русское слово, 2001. – 416с.
  3. Крысин, Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. – 864 с.: илл.  
  4. Литература и язык: Современная иллюстрированная энциклопедия / ред. А. П. Горкин. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 584 с.
  5. Ожегов, С. И. и Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка:       80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.
  6. Яранцев, Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник /                      Р. И. Яранцев. – М., 2001.

          Интернет-ресурсы.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы.

Слово для любви и для молитвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже как умею.

Ни к кому претензий не имею

Каждый выбирает для себя.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе

Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...

Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова

Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...

Методическая разработка учебного занятия по литературе по теме "А.А.Фет. Лирика"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.; Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и з...