Методическая разработка учебного занятия по литературе по теме "А.А.Фет. Лирика"
методическая разработка

Зубова Ирина Евгеньевна
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.; Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и закреплении знаний по теме.На уроках литературы мы работаем по программе под ред. А.Г. Кутузова (базовый уровень), которая предусматривает 2 часа; на изучение творчества А.А. Фета согласно КТП. Это даёт возможность заинтересовать учащихся личностью поэта, наиболее широко представить его творчество, сформировать интерес к изучению лирики Фета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.a._fet._lirika.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал

ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

по ООД 02. Литература

Специальность Сестринское дело

Тема: «А. А. Фет. Лирика».

.

2023 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК ОДБ,ОДП,ОГСЭ,ЕМ дисциплин по специальности «СД», «ЛД»

Протокол №__от «___»___2023г

Председ. ЦМК_______________

Сорокина С.А.

Утверждено

Зам.директора по УВР ММК

_____________/Р.Г. Блиновскова /

«____»________2023 г.

Автор: Зубова И.Е., преподаватель русского языка и литературы

высшей категории

Рецензент: Кустова Н.В. преподаватель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 3»

Методист филиала: Павлова О.В.

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и закреплении знаний по теме «А.А. Фет. Лирика».

На уроках литературы мы работаем по программе под ред. А.Г. Кутузова (базовый уровень), которая предусматривает 2 часа на изучение творчества А.А. Фета согласно КТП. Это даёт возможность заинтересовать учащихся личностью поэта, наиболее широко представить его творчество, сформировать интерес к изучению лирики Фета. На уроке делаем акцент на следующих темах:

1. Очерк жизни и творчества А.А. Фета. Основные темы творчества.

2. Человек и природа в творчестве А.А. Фета.

3. Любовная лирика поэта.

Произведения, изучаемые на уроке:

«Я тебе ничего не скажу…»

«Какое счастие! И ночь и мы одни…»

«На заре ты ее не буди!»

«Сияла ночь. Луной был полон сад…»

«Я пришел к тебе с приветом…»

«Шепот, робкое дыханье…»

В методической разработке используются справочные материалы из Учебно-методического пособия «Творчество поэтов 19 в ».

Занятие способствует формированию общих компетенций, развитию познавательной активности студентов.

Мотивация темы

Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский поэт, прозаик, публицист, переводчик. Его имя тесно связано с Курским краем. Фет вошел в русскую литературу как певец природы и тонкий лирик интимного мира человека. Нет такого уголка на земле, где не звучали бы на разных языках стихи Фета.

У поэзии Фета необычная судьба. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта. В поэзии Фета отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы - он поэт чистого искусства. Его поэзия ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь. При жизни Афанасий Афанасьевич Фет долго не был общепризнанным поэтом. Большинству читателей стихи его казались далёкими от духа времени.

Каждая новая эпоха, каждое поколение сталкивается с необходимостью по-своему осмыслить поэтическое наследие этого уникального в русской литературе поэта.

С творчеством Афанасия Афанасьевича Фета учащиеся начинают знакомиться с первого класса. «Ласточки пропали», «Уж верба вся пушистая», «Осенняя роза», «Бабочка» - эти стихи прочно вошли в нашу жизнь. И для многих читателей, к сожалению, на этом заканчивается знакомство с поэтом. Задачи уроков литературы в СПО – сделать так, чтобы названные стихи стали началом более глубокого общения учащихся с Фетом.

Цель занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации

Учебная (дидактическая) цель :

1- уровень усвоения

- познакомить с биографией А.А. Фета (ОК 10)

- дать понятие «чистого искусства» (ОК 2)

2- уровень усвоения

-повторение и прочтение ранее знакомых стихотворений А.А. Фета (ОК 6)

-повторение и закрепление средств художественной выразительности языка (ОК 11)

- продолжение формирования навыка выразительного чтения поэтического текста, умения анализировать стихотворение (ОК 2)

Развивающая цель:

-продолжение формирования умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык (ОК 10)

-продолжение формирования умения использовать в речи фонетические, лексические нормы (ОК 8)

-развитие умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы (ОК 2)

Воспитательная цель:

-способствование воспитанию внимательности, аккуратности в своей работе (ОК 12)

-способствование формированию положительного отношения к изучению литературы (ОК 10)

Методическая цель урока: формирование общих компетенций через развитие умения высказывать свое отношение к поэзии «чистого искусства», любви к прекрасному в лирике А.А. Фета

Тип занятия: теоретическое занятие

Место проведения: кабинет № 415

Количество часов: 2 часа

Методы (М), методические приемы (МП) в соответствии с уровнями усвоения информации.

1 уровень-объяснительно-иллюстративный

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: записи на доске

2,3 уровень- репродуктивный

Фронтальный опрос, практические задания

3 уровень- частично-поисковый

Анализ стихотворения

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

школьный курс литературы

-

«Творчество А.А. Фета»

Сопутствующие

ОДБ 02 Литература

ОДБ 03 Английский язык

-

все темы

«Вводно-коррективный курс»

Последующие

ОП 05 Гигиена и экология человека

-

«Профессиональные вредности», «Здоровый образ жизни»

Внутридисциплинарные связи

Связи

Темы занятий

Предшествующие

«Русская литература 19 века»

Последующие

«Ф.И.Тютчев Лирика»

Требования к подготовке обучающихся

Обучающийся должен уметь:

-выполнять анализ лирического произведения согласно плану анализа из Учебно-методического пособия ;

-строить свою речь в соответствии с нормами речевого поведения

Обучающийся должен знать:

-о жизни и творчестве А.А. Фета;

-как находить в художественном произведении подтверждение своей позиции, своего понимания текста;

-основные художественно-изобразительные средства языка

Изучение темы должно способствовать формированию общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя;

- Учебно-методический комплекс, тексты стихотворений А.А. Фета .

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Составить текст для самоконтроля

1

занести в тетрадь 10 терминов на тему «Художественно-изобразительные средства»

уметь ориентироваться в речевой ситуации

Литература

Основная:

  1. Кутузов А.Г.В мире литературы 10-11класс.-М. :Дрофа, 2018 .
  2. Русская литература 20 в (ч.1,2) 10-11кл.Подред. Журавлева В.П. М.:Просвещение,2018

Дополнительная:

  1. Литература (ч.1,2) 10 кл. Программа под ред. В.Г. Маранцман-М.: 2002.
  2. Аносов В.В. и др. Русская литература 20 в. (ч.),10 кл.-М.: 2005

Структура занятия 90 мин

Организационный момент: 2 мин

Цели и план занятия: 3 мин

Проверка знаний 15 мин

Изложение нового материала 35 мин

Закрепление материала 25 мин

Итоги. Задание на дом 10 мин

Хронологическая карта занятия 90 минут

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация ОК

Приложение

Действия преподавателя

Действия обучающихся

  1. Организационный момент

2 мин.

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Проверка подготовленности студентов к уроку; Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет наличие учебных принадлежностей.

Организация внимания и внутренней готовности.

Создает деловую, дружескую атмосферу общения.

Приветствуют преподавателя. Староста называет фамилии отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту.

Настроить обучающихся на продуктивную работу на занятии

Словесные

ОК 12

  1. Цели и план занятия

3 мин.

Сообщает цели, ход занятия.

Мотивация: читает стихотворение, задает проблемные вопросы. См. Приложение 1.

.

Слушают преподавателя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Организация обратной связи, настрой на работу на занятии.

Словесные: беседа

ОК 1,

ОК 6

  1. Проверка знаний обучающихся

15 мин.

Беседа о А.А. Фете, чтение известных студентам стихов Цель:

проверка представлений о поэте. В процессе проверки преподаватель выставляет оценки.

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать.

Способствование развитию мышления.

Письменная работа.

ОК 2

ОК1

ОК 10

Приложение 1

  1. Изложение нового материала-

35 мин.

Знакомство с новым материалом проводится с помощью прослушивания лекции преподавателя. Преподаватель реализует принцип обратной связи с обучающимися, актуализирует их знания, полученные ранее Раскрывает некоторые вопросы темы, с использованием рассуждений обучающихся.

См. Приложение 2,3,4,5,6,7,8

Отвечают на проблемные вопросы преподавателя, выполняют упражнения письменно, читают информацию, делают выводы.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: лекция с элементами беседы.

ОК 1;

ОК 2;

ОК6

ОК 12.

Приложение

2,3

  1. Закрепление.

25 мин

Задает вопросы на закрепление материала

Организует групповую работу студентов по анализу изученного.

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют стихи

Проверка усвоения материала

Беседа.

ОК 2

ОК 10

Приложение 4-7

  1. Домашнее задание.

Рефлексия

10 мин.

Преподаватель возвращается к теме урока и целевой установке.

Совместно со студентами проверяет, все ли поставленные цели достигнуты.

Оценивает работу студентов на уроке, выделив наиболее активных. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

Дает под запись домашнее задание: выучить стихотворение А.А. Фета (по выбору), сделать его анализ

Преподаватель благодарит группу за урок.

Дают разъяснения поставленным в начале урока целям.

Делают самоанализ изучения темы.

ОК10 ОК12

Приложение 1

Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший -

Не видать в пыли!

Вижу кто – то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

#1050;акие чувства переданы в стихотворении?

#1042;ы догадались, кому принадлежат эти строки?

1. Что вы знаете о А.А. Фете?

2. Какие стихи читали, учили?

3. О чем этот поэт пишет?

Приложение 2

Очерк жизни и творчества.

Афанасий Афанасьевич Фет


1820, 23 ноября - родился в родовом имении Шеншиных в Орловской губернии.
1838-1844 - годы учения в Московском университете.
1840 - выпуск первого сборника стихотворений.
1845- 1858 - годы военной службы.
1850 - публикация Bтopoгo сборника стихотворений.
1856 - выход в свет очередного сборника стихотворений.
1860-1877 - жизнь в имении Степановка.
1883 - начинает выпуск сборников «Вечерние огни».
1892,21 ноября (3 декабря) - умер в Москве.

Очерк жизни и творчества

Годы учения

А. А. Фет родился 23 ноября 1820 года в имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в доме помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Матерью будущего поэта была немка Шарлотта Фет, жена дармштадтского чиновника Иоганна-Петера Фета, сбежавшая с Шеншиным в Россию за один или два месяца до рождения ребенка. Афанасий родился после венчания Шарлотты Фет и Шеншина по протестантскому обряду, но раньше совершения обряда православного. Никто в семье этому не придал значения. Но в разное время и при разных обстоятельствах Фету приходилось называть своим отцом то Шеншина, то Фета.

Домашнее воспитание Фета носило случайный характер. Лишь в 1835 году под фамилией Шеншин он был зачислен в немецкий пансион Крюммера в прибалтийском городе Верро, который считался образцовым воспитательным учреждением. В годы учебы просыпается у нeгo беспокойный дар стихотворства: «Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными». В пансионе из письма отца ему довел ось узнать горькую новость: отныне он должен носить немецкую фамилию матери. Это означало, что «иностранец Афанасий Фет» терял дворянское звание, положение в обществе, лишался имущественных прав. Фет чрезвычайно тяжело переживал это формальное недоразумение и тогда же поставил перед собой цель вернуть утраченное. Это стало навязчивой идеей, надолго определившей судьбу поэта.

В 1838 году Фет покидает пансион :Крюммера и приезжает в Москву с намерением поступить в Московский университет. Пройдя подготовку в пансионе историка и писателя М. П. Погодина, близкого к А.С. Пушкину и Н. В. Гоголю, Фет поступает на словесное отделение философского факультета. Поэзия увлекает eгo. «Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции... - отмечал -поэт в воспоминаниях, - почти ежедневно писал новые стихи». В университете Фет познакомился и подружился с будущим поэтом Аполлоном Григорьевым. Оба «Упивались поэзией». В доме Григорьевых, который Фет называл «истинной колыбелью» cвoeгo «Умственного я», он прожил почти все годы учебы в университете.

В 1840 году, ободренный высокой оценкой своих стихов Гоголем («Это несомненное дарование»), Фет издает первый поэтический сборник «Лирический Пантеон», который подписывает «А. Ф.». Стихи, помещенные в сборник, получили лестную для молодого поэта оценку В. Г. Белинского: «А г. Ф. мнoгo обещает». В начале 40-x годов Фет публикует в журналах целый ряд своих стихотворений, которые стали подлинными жемчужинами eгo лирики: «На заре ты ее не буди...» (1842), «Я пришел к тебе с приветом...» (1843). Белинский нaходит среди них «истинно поэтические». Оценка великогo критика стала для начинающего поэта путевкой в большую литературу.

На военной службе

В июне 1844 года Фет заканчивает университет. Перед ним открыты литературные журналы, которые охотно печатают eгo стихи. Белинский отмeчает, что «из живущих В Москве поэтов всех даровитее г-н Фет». Но «бунтующая» мечта поэта возвратить дворянское звание заставляет eгo покинуть Москву и нижним чином поступить в кирасирский полк, расквартированный по селам и маленьким городкам Херсонской губернии на южной окраине России. По законам тoгo времени именно получение офицерского звания давало возможность вернуть родовую фамилию и восстановить принадлежность к дворянству. Скучная и монотонная жизнь в полковом гарнизоне тяжело переносится поэтом. Он «никогда еще не был... убит морально до такой степени».

Литературная деятельность Фета постепенно ослабевает. Но он упрямо ведет свою «ложную, труженическую, безотрадную жизнь». За несколько месяцев до получения Фетом первого офицерского звания выходит указ, согласно которому для возвращения наследственных дворянских прав надо иметь чин майора. Но и это не заставило Фета отступиться от своей цели: «Ехать дoмой, бросивши службу, я и думать забыл, это будет конечным для меня истреблением».

Осенью 1848 года поэт познакомился и полюбил Maрию Лазич, но, одержимый достижением своей цели и стесненный в средствах, не решился связать с ней свою жизнь. После загадочной гибели девушки Фет тяжело переживает потерю. Воспоминания о ней нашли воплощение в исповедальном цикле eгo стихов разных лет, куда традиционно включаются следующие стихотворения: «Неотразимый образ» (1856), «В душе, измученной гoдами...» (1867), «Ты отстрадала, я еще страдаю...» (1878), «Не вижу ни красы души твоей нетленной...» (1884), «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...» (1885), «Долго снились мне вопли рыданий твоих...» (1886), «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» (1887). Он вспоминает возлюбленную и в одной из своих поэм:

Ты, дней моих минувших благодать,
Тень, пред которой я благоговею.


В 1850 году полк, в котором служил поэт, переводится на лагерные учения под Петербург. Фет получает возможность бывать в столице. В этом же году он публикует свой второй сборник стихотворений, который стал заметным литературным событием, и получает возможность печатать свои стихи в петербургских журналах.

Петербург

В 1853 году Фет добивается перевода в лейб-уланский полк, расквартированный под Петербургом. Это дает ему возможность вновь вернуться в литературный мир. Он часто бывает в журнале «Современник», которым руководил Н. А. Некрасов. С журналом в этот период сотрудничали И. С. Typгeнев, Л. Н. Толстой, И. А. Герцен, И. А. Гончаров. горячее участие в судьбе поэта принимает Typгeнев, который вместе с критиками В. П. Боткиным и А. В. Дружининым готoвит к изданию новый сборник стихотворений Фета. Перед выходом в свет в 1856 году обновленного сборника в журнале «Современник» было опубликовано сообщение Некрасова: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».

За границей

В 1856 году вышел новый указ, подчеркнувший, что возвращение в дворянство возможно лишь при получении звания полковника. Изнурительная военная служба теряет свой смысл. Фет взял годичный офицерский отпуск и отправился за границу. В Париже состоялось бракосочетание Фета с сестрой критика В. П. Боткина, Марией Петровной, что помогло поэту обрести, наконец, материальное благополучие. Однако пребывание за границей тяготит Фета. Красоты Рима и Парижа не в состоянии заслонить картин скромной русской природы:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом cHeгoB как смерть однообразной,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.


«Скучает до исступления, - вспоминает Typгeнев о пребывании Фета за границей, - ничего не понимает изо вceгo, что вокpyг нeгo происходит, вне своей лирики он плох...»

В отставке

В январе 1858 года, так и не осуществив свою мечту вернуть принадлежность к дворянству, Фет вышел в отставку и поселился в Москве. Продолжая coтрудничество с некрасовским «Современником», он отдается литературной работе: переводит «Оды» Горация и сочинения Шекспира. В журнале « Русское слово» публикуется eгo статья «Стихотворения Ф. Тютчева», твоpчествокотopoгo Фет особенно ценил и считал eгo наипервейшим поэтом. «Тютчев сладостен мне не столько как человек, более чем дружелюбно ко мне относящийся, писал Фет, -но как самое воздушное воплощение поэта, каким eгo рисует себе романтизм».

В 1859 году дружба с журналом «Современник» смeнилась враждой. Фет решительно порывает с журналом, как незадолго до нeгo это сделали Л. Н. Толстой и И. С. Typгeнев. «Современник» открыто выступил против литературы, безразличной к общественным интересам и не отвечающей потребностям современной действительности, в то время как Фет постоянно искал в поэзии «единственного убежища от всяких скорбей, в том
числе и гражданских ». В программном стихотворении «Музе» (1857) поэт выражает свое авторское кредо:

...3ажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.
Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать...


Муза Фета не изменяет своему высокому назначению - служению красоте.

Мценский помещик

В 1860 гоДУ Фет приобретает имение Степановку размером в 200 десятин на юге Мценского уезда Орловской губернии, как раз в тех мecтах, где находилось родовое имение Шеншиных. Он пока еще не мценский дворянин, но уже мценский помещик. В имении, находящемся в степной полосе, он строит дом, заводит службы. Bокpyг дома возникают цветники, аллеи, колодцы, пруды. Фет истово занимается хлебопашеством и коневодством. Л. Н. Толстой, поселившийся в Ясной Поляне, поддерживает намерение Фета заниматься хозяйством: «Нашему полку прибудет, и прибудет отличный солдат...» Но если Толстой дeревенское уединение и занятия хозяйством рассматривал как необходимое условие для творческой работы, то Фет одержим другим: создать необходимые условия для тoгo, чтобы вернуть, наконец, несправедливо отнятое судьбой.

В 1863 году Фет издал новое собрание своих стихотворений в двух частях. В Heгo вошли лирические произведения, написанные до приобретения Степановки, поскольку, занявшись хозяйством, он почти полностью прекратил писание стихов. В одном из писем поэт признавался, что с 1860 по 1877 год он не написал и трех стихотворений. Но зато Фет публикует серию дepeвенских очерков о взаимоотношениях помещика и кpeстьян, которые, с одной стороны, вызвали негодование революционных демократов и, с другой - получили одобрительную оценку Л. Н. Толстого и И. С. Typгeневa. Длительное время Фет исполняет почетные обязанности мирового судьи, искусно добиваясь компромисса между спорящими сторонами.

В 1873 году поэт обращается с просьбой на высочайшее имя восстановить eгo в сыновних правах, давнее лишение которых заставляло eгo терпеть «жесточайшие нравственные пытки» и постоянно приносило ему «дyшевные раны». В конце года последовал царский указ «о присоединении oтставнoгo гвардии штабс-ротмистра А.ф. Аф. Фета к роду отца eгo Шенши:на со всеми правами , званию и роду eгo принадлежащими». Давняя идея - страсть, которая, по признанию Фета, вынуждала eгo «принести на трезвый алтарь жизни самые задушевные стремления и чувства», была, наконец, разрешена. Письма к друзьям он начинает подписывать новой фамилией - Шеншин. Typгeнев стремится убедить eгo в том, что, как Фет, он «имел имя, а, как Шеншин, имеет только фамилию». И в будущих публикациях «имя» Фет coхраняется, но выступает уже в качестве псевдонима.

Занятия будничными хозяйственными делами надолгo отлучили Фета от поэзии. Стихи он пишет редко и ничего не печатает. Но в нем «продолжал дышать дух поэта», он не потерял тoгo дара лиризма, который считал «цветом и вершиной жизни». Фет возвращается к лирическому творчеству: «Муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня тaк же часто, как на заре моей жизни».\

«Вечерние огни»

Последний период поэтического труда Фета ознаменовался выходом четырех сборников стихотворений «Вечерние огни» (они выходили из печати последовательно в 1883, 1885, 1889 и 1891 годах).

А я по-прежнему, смиренный,
Забытый, кинутый в тени.
Стою, коленопреклоненный,
И красотою умиленный
Зажег вечерние огни.


Годы жизни, ознаменованные выпусками «Вечерних огней», были отмечены высоким творческим взлетом вeликого поэта. Он готовил к изданию и пятый том «Вечерних огней », но осуществлению этого замысла помешала смерть. Афанасий Афанасьевич Фет скончался 21 ноября 1892 года, за два дня до свoeгo 72-летия. Фет был похоронен в селе Клейменове Мценского уезда Орловской губернии, родовом имении Шеншиных. Творческий путь Фета длился более полувека.

Приложение 3

Аналитическая работа со стихотворением «Шепот, робкое дыханье…» (1850)

#1057;равнение с картинами импрессиониста.

#1040;нализ первого четверостишия.

#1040;нализ второго четверостишия.

#1040;нализ третьего четверостишия.

#1054;бобщение.

Выводы.

Природа в творчестве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н. А. Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов.

Приложение 4

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

  • Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
  • Создается такое настроение ---------------------
  • Вызывает мысли о том, что --------------------------
  • В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема –

  • Это стихотворение (о чем стихотворение?)
  • Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
  • Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Идея

  • Автор хотел донести до читателя мысль о том…
  • Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
  • В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
  • Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
  • что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Заглавие

  • Стихотворение названо так потому, что…

3. Сюжет:

  • В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
  • Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (...).
  • В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
  • Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
  • Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

  • Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
  • Мысль первой строфы такова….
  • Во второй строфе автор говорит о….
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
  • Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

  • В первой строфе возникают образы (существительные)…
  • Во второй строфе автор говорит…
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • образы событий (...каких именно...);
  • образы чувств (...).
  • Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

  • Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.
  • Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
  • Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
  • Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7. Рифма

8. Тропы.

9. Фигуры

Приложение 5

Музыкальность поэзии А.А. Фета

Лирика Фета тематически не очень богата: красота природы и женская любовь – вот главные его темы. Но в этих узких пределах поэт достиг потрясающей выразительности. Необыкновенную музыкальность стихов

Фета чувствовали композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нём: «Это не просто поэт, скорее поэт- музыкант».

Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Они написаны в романсово-песенном ключе, очень мелодичны и недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии («Я тебе ничего не скажу…»). «О, долго буду я в молчаньи ночи тайно…», «Какое счастие! И ночь и мы одни…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Давно в любви отрады мало…», «В дымке-невидимке…» и, конечно, « Я тебе ничего не скажу…» и «На заре ты ее не буди…» - вот лишь самые известные стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (1877) напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье…». Фет, так же как Пушкин, переживает две встречи с любимой, между которыми – разлука. Фет не изображает потрет возлюбленной, не пытается проследить все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Поэт передаёт лишь то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от пения любимой женщины.

Стихотворение навеяно пением T. А. Кузьминской, сестры С. А. Толстой. Оно необыкновенно музыкально, состоит из четырёх строф, и у каждой строфы своя звукопись.

Приложение 6

Аналитическая работа со стихотворением «Я пришел к тебе с приветом…»

Задания:

1). Подготовить выразительное чтение стихотворения, подумав о том, какую мысль важно передать при выразительном чтении

2). Давайте разберёмся в особенностях композиции. Сколько частей можно выделить в стихотворении?

3). Какие три поэтических предмета в стихотворении?

4). В чём своеобразие изображения пробуждающейся природы?

5). Какой литературный приём завершает первую часть стихотворения?

6). Какова тема второй части?

7). А в чём особенности изображения любви?

8). Как поэт использует прием олицетворения?

Приложение 7

Особенности поэзии «чистого искусства»

  1. Поэзия намеков, догадок, умолчаний.
  2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
  3. Искусство не должно быть связано с жизнью.
  4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира
  5. Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства».

#1051;юбовь. Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота.

#1055;рирода. Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.

#1048;скусство. Певучесть и музыкальность.

Список литературы

#1060;ет Афанасий Афанасьевич (100 великих имен в литературе) В.В. Быкова, Г.П. Шалаева, Н.Г. Быкова и др. М.: Слово, 2020Г.

2. «Был чудный майский день в Москве…»: стихи, поэмы, страницы прозы А.А. Фет; сост.А. Е. Тархов, Г.Д. Асланова. Москва, 2019 г.

#1057;катов Н.Н. Лирика Афанасия Фета. Москва. Современник, 2018 г.

4. Стихи о любви. А.А. Фет. Москва; ЭКСМО, 2009 г.

5. Стихотворения. А. А. Фет. В. Кожинова. Москва; Современник, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...