Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
методическая разработка

Оксана Владимировна Новикова

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология "веб-квест". Урок требует большой предварительной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося. Эффект - потрясающий!!!  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок по литературе

КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: «Особенности современной литературы»

(литературное обозрение)

Разработала:

преподаватель

русского языка и литературы,

Новикова Оксана Владимировна

Рубцовск

2019

Тема:«Особенности современной литературы».

Цель занятия:познакомиться с литературным многообразиемXXI века, с разнообразием жанров и особенностями современной литературы.

Задачи:

  1. Познакомить студентов и сотрудников колледжас особенностями исторической и литературной  ситуации XXIвека.
  2. Презентовать студентам и сотрудникам колледжа произведения современных авторов.
  3. Способствовать развитию у студентов и сотрудников колледжа
  • умений воспринимать литературоведческую информацию;
  • способностей сопереживать литературным персонажам;
  • умений оценить уровень своей читательской грамотности.
  1. Развивать у студентов  креативность в подготовке презентаций книг и авторов произведений.
  2. Развивать у студентов способности к проектной деятельности через реализацию технологии «веб-квест».
  3. Воспитывать у участников клуба любителей современной литературы
  • уважение к отечественной литературе;
  • интерес к современной многожанровой литературе;
  • стремление к чтению и изучению произведений современных авторов, к знакомству с творчеством современных литераторов.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • интерактивная доска;
  • стенд для выставки;
  • магниты;
  • подарочный сертификат в книжный магазин «Читай-город»

Методическое оснащение:

  • мультимедийнаяпрезентация;
  • методическая разработка урока;
  • выставка современной художественной литературы;
  • таблички на столах с названиями групп («экскурсоводы», «историки», «политологи», «журналисты», «социологи»,  «лирики»);
  • вазы с цветами на столах.

Литература:

  1. Алексиевич С. А. Время секонд-хенд. – М.: Время, 2013. – 512с.
  2. Водолазкин Е. Г. Лавр [Текст] : роман / Евгений Водолазкин ; [редакция Елены Шубиной]. - Москва :Астрель, 2013. - 440, [2] с.
  3. Задорнов М.Н. Умом Россию не поДнять! [Текст] / Михаил Задорнов; [ил.Евгении Аленушкиной]. - Москва : АСТ :Астрель, 2009. - 284, [1] с. : ил. - (Задоринки и смехарики).
  4. Прилепин, З.   Обитель [Текст]: роман: 16+ / З. Прилепин. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. — 752 с.
  5. Сабынина Дина. А мы не знаем цену пустякам. – Новокузнецк: «Союз писателей», 2013. – 184с.
  6. Сабынина Дина. Карусель мгновений [Текст]: стихи и проза / Д.А. Сабынина. – Бийск: Издательский Дом «Бия», 2008. – 140с.
  7. Яхина Г. Ш. Зулейха открывает глаза : [роман] / Г. Ш. Яхина ; [предисл. Л. Улицкой]. – М. : АСТ [и др.], 2016. – 508 с. – (Проза: женский род).

п/п

Этап занятия

Содержание этапа.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организа-ционный этап

(3мин.)

  1. Вступительное слово ведущего литературного обозрения

Презентация на доске (Слайд 1).

***(музыкальное сопровождение «Вальс Джузеппе Верди» «Анастасия»)

Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего заседания клуба любителей современной литературы!

Сегодня  на уроке мы с вами окунемся совершенно в другой мир – мир не политики и социальных проблем, а чудесный и фантастический, завораживающий и пленительный мир современной литературы! Мы проведем с вами своеобразное литературное обозрение особенностей современной литературы!

(Слайд 2)Эпиграф

Каким человеком ты станешь, определят два фактора: люди, с которыми общаешься, и книги, которые читаешь. 

                                           Робин Шарма

?Кто из вас, несмотря ни на что, продолжает читать книги?

?Кто посещает библиотеки?

?Кто покупает книги в книжных магазинах?

И это здорово! Это помогает нам жить, помогает выжить, помогает мечтать и творить, формировать свою личность!

  1. Объявление цели  литературного обозрения:

Цель:познакомиться с литературным многообразиемXXI века, с разнообразием жанров и особенностями современной литературы.

  1. Объявление плана работы(Слайд 3):

  1. Знакомство с  особенностями исторической и литературной  ситуации XXI века.
  2. Знакомство с особенностями работы студентов над презентацией литературных произведений с использованием технологии «веб-квест».
  3. Презентация студентами авторов и произведений современной литературы.
  4. Рефлексия.

Внимательно слушают преподавателя.

Поднимают руки / отрицают/

соглашаются

2

Контроль знаний и умений по пройденному материалу

(2 мин.)

(Слайд 4)

? Давайте вспомним, какие бывают роды литературы?

(эпос, лирика, драма).

? А что такое жанры  литературы?

(исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств)

Эпос: рассказ, повесть, роман, роман-эпопея;

Лирика: стихотворение, ода, басня, баллада, поэма, роман в стихах;

Драма: комедия, трагедия, собственно драма, драматический этюд, водевиль

Отвечают на вопросы

3

Практичес-кий этап

(75 мин.)

3-4 мин.

4 мин.

2 мин.

7-9 мин.

1-2 мин.

7-9 мин.

1-2 мин.

7-9 мин.

1-2 мин.

7-9 мин.

1-2 мин.

7-9 мин.

1-2 мин.

7-9 мин.

1-2 мин.

2-3 мин.

Слово преподавателя.

  1. Знакомство с  особенностями исторической и литературной  ситуации XXI века.

(Слайд 5)

         Мы с вами вспомнили классические характеристики литературных жанров.  А в современной русской литературе одной из  особенностей является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность.

Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература — это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях.

Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.

Особенностью современной литературы является ее многомерность,одновременность существования разных субкультур. Рядом сосуществуют элитарная и массовая литература, литература «толстых журналов» и сетература (интернетлитература).

В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное.

(Маргинальное искусство - художественное направление в мировом искусстве, которое включает в себя творчество людей, находящихся вне общества - душевнобольных, инвалидов, заключённых, детей и всевозможных маргиналов. Сюда относятся произведения непрофессиональных художников и носителей странного или мистического опыта «видений»; маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество претендующих на официальный статус самодеятельных, не имеющих специального образования художников.)

 В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чистую жанровую форму романа, повести, рассказа.

Они существуют обязательно с каким-то «довеском», часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современные жанровые модификации обусловлены внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригинальности. В литературе происходит не естественный жанровый синтез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произведения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных искусств.

(Слайд 6)

Современная литература делится на элитарную и массовую.

(Слайд 7)        

Элитарная литература ориентируется на художественную уникальность, авторский эксперимент, обращается к философскому осмыслению мира, к поискам нового героя и новых мировоззренческих основ. Писатели моделируют новые жанровые формы, модифицируют сложившиеся жанры романа, повести.

(Слайд 8)        

В результате трансформаций появляются синтетические жанры: Писатели, уточняя специфику созданной формы, в подзаглавии дают жанровые определения своим произведениям: А. Кабаков «Дом моделей. Повесть скучного времени», Н. Рубанова «Люди сверху, люди снизу. Текст, распадающийся на паззлы», А. Королев «Быть Босхом. Роман с биографией», И. Лиснянская «Хвастунья. Монороман», С. Боровиков «Крюк. Ненаписанный филологический роман», Г. Балл «Крик» притча-плач, В. Березин «Жидкое время. Повесть клепсидры» и др. Некоторые жанровые образования возникают при синтезе элементов не только разных жанров, но и разных видов искусства. Признаки музыкальных форм можно увидеть в романе-опере Л. Гиршовича «Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя», Е. Шварц «Концерт для рецензий», в повести-романсе Ж. Снежкиной «Люблино».

(Слайд 9)

Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы (мелодрама, детектив, любовный роман, фантастические, приключенческие и исторические романы). Писатели используют эстетические шаблоны этих жанров, чтобы в легком непритязательном повествовании рассказать об узнаваемой читателем повседневной жизни, в которой встречается то необыкновенная любовь, то сногсшибательные приключения, где рифмуются любовь и кровь, деньги и смерть, где золушки обязательно встречают своих принцев и превращаются в богатых принцесс.

Массовая литература в художественной форме компенсирует неудовлетворенные желания и непреодоленные комплексы человека, упрощает сложные жизненные проблемы, позволяет примерять ситуации «на себя». Ее герой, как правило, человек толпы, чем близок неискушенному читателю, интуитивно ищущему в литературе свое отражение. Массовая литература отличается простотой языка, прописанностью деталей, четкостью сюжета, что облегчает ее восприятие.

(Слайд 10)

В массовой литературе сложилось несколько направлений: женский роман, боевик, иронический детектив, исторический детектив, триллер, мистическая фантастика. Она может паразитировать на исторических сюжетах и героях, как это происходит в детективе Б. Акунина.Профессиональный литературовед Г. Чхартишвили (Б. Акунин) основывает свой успех на понимании психологии массового читателя, которого занимают приключения героя, тайны, любовные истории, интриги, включенные в исторический контекст. Особенностью массовой литературы является серийность — продолжающиеся из книги в книгу перипетии одних и тех же героев.

Массовая литература печатается огромными тиражами. Уже по обложке можно определить принадлежность книги массовой литературе. Наиболее популярными именами в этом роде литературы стали Б.Акунин; А. Маринина, Д. Донцова, В. Платова, Т. Устинова, представляющие женский иронический детектив. Не менее популярна, особенно у молодых читателей, мистическая фантастика С. Лукьяненко и мифологические фэнтэзи Г. Л. Олди, Ника Перумова, Ф. Пулмана, «славянская фэнтэзи» М. Семеновой.

РОЛИК (Слайд 11)

Итак, имея представление о современной литературной ситуации, мы переходим с вами к главному: к знакомству с современной литературой.

  1. Знакомство с особенностями работы студентов над презентацией литературных произведений с использованием технологии «веб-квест».

Сегодня у нас необычный урок. Предварительно, за 2 месяца до сегодняшнего заседания клуба, все студенты были разделены на группы. В соответствии с требованиями технологии «веб-квест» каждая группа имеет свою миссию:«экскурсоводы», «историки», «политологи», «журналисты», «лирики», «социологи».

У каждой группы был свой автор и  свое произведение, которое они должны были прочитать всей командой, а также своё задание для создания визитной карточки книги в соответствии с заявленной миссией. Но общим для всех  было одно: сделать презентацию книги незабываемой!

(Слайд 12) «Лента времени»

Ну что, уважаемые гости нашего клуба! Давайте уже начнем знакомство с современной литературой! А  поможет нам в этом «лента времени», которая распределила  очередность презентации  наших книг: это хронологическая последовательность описываемых в них событий. Мы будем знакомиться с авторами произведений и содержанием книг, начиная со средних веков нашей истории и заканчивая сегодняшним днем!

Всех участников клуба я попрошу принять активное участие в обсуждении произведений, делать для себя пометки, задавать вопросы представителям групп. А в конце мероприятия мы с вами выберем книгу дня!

Для этого у каждого участника есть жетон, на котором в конце мероприятия я попрошу вас поставить номер понравившейся книги или написать название. Победит та книга, которая наберет наибольшее количество голосов. А группа, готовившая презентацию книги, получит приз: сертификат на 1000 рублей в книжный  магазин «Читай-город»!

Итак, внимание! Все готовы? Мы начинаем!

Начинаем издалека – из средних веков!

И первой представит свою необычную книгу группа «экскурсоводы»!

Презентация книги Е. Водолазкина «Лавр»

(в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»).

(см. Приложение 1).

Вопросы аудитории.

?

Евгений Водолазкин сказал о своем романе: «Я ушел в XV век, чтобы рассказать о том, что мы забыли в XXI веке». Что бы вы, как «экскурсоводы» по времени,  назвали из того, что хорошего осталось и досталось нам из средневековой Руси?

(вопросы человека о смысле жизни, о поиске бога, об искуплении греха, о беззаветном служении людям, о желании делать добро)

----------------------------------------------------------

       Чтобы к концу нашей встречи у нас сложилось четкое представление о жанровом многообразии современной литературы, я предлагаю параллельно заполнять одноименную табличку после презентации каждой книги.

*** Таблица на магнитной доске. По ходу работы заполняется преподавателем после обсуждения с членами клуба. (См. Приложение 10)

--------------------------------------------------------------------

Из средних веков мы сразу окунаемся в бурный, насыщенный событиями  XX век.

И следующими будут представлять свою книгу группа «историки»!

Презентация книги Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза»

(в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»).

(см. Приложние 2).

Вопросы аудитории.

--------------------------------------------------------------------

?

Главный феномен романа в том, что писался он о страшных временах коллективизации и раскулачивания, а получился в итоге – о любви и обретении себя в совершенно непригодных к этому условиях. Согласны ли вы, как «историки», с этим утверждением?

(Даже сам автор отзывается о своём романе так:

Я хотела донести мысль о том, что даже в очень большом горе может быть спрятано зерно будущего счастья. […] По большому счету это книга о преодолении мифологического сознания. Неважно — мужского или женского).

*** Заполнение таблицы «Жанры…»

Какие ещё страшные события затронули наш народ?

Об этом в своей презентации расскажет группа «политологи».

Презентация книги З. Прилепина «Обитель»

(в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»).

(см. Приложение 3).

Вопросы аудитории.

--------------------------------------------------------------------

?

Александр Котюсов в своей рецензии на произведение говорит о том, что «в романе потерян совсем тезис о том, что двадцатые годы заложили основу сталинских лагерей, в которых уничтожались лучшие люди страны». Согласны ли вы, как «политологи», с этим утверждением? 

( В сравнении с книгой А.Солженицына «Архипелаг Гулаг»  «Обитель» проще, менее депрессивна, многое скрывает. Но это книга о людях, оказавшихся перед выбором: сломаться или остаться цельным).

*** Заполнение таблицы «Жанры…»

Все мы заложники советской системы, так называемые «хомо советикус». Так называет героев своей книги С.Алексиевич.

О чем же эта книга? Нам расскажут представители 4 группы – «журналисты».

Презентация книги С.Алексиевич «Время секонд-хэнд» (в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»).

(см. Приложение 4).

Вопросы аудитории.

--------------------------------------------------------------------

?

Нобелевский комитет аргументировал так свой выбор: «За  многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время».

А какую историю о современной жизни, о страданиях и мужестве в наши дни,  как «журналисты», описали бы вы и добавили в книгу С.Алексиевич?

(Жизнь Российской глубинки, безработица, гибель села)

*** Заполнение таблицы «Жанры…»

Сегодня мы знакомимся с разной литературой: женской и мужской, реалистичной и мистической, прозой и поэзией.

И наша следующая, 5 группа – «Лирики» -  будет презентовать нам визитную карточку сразу нескольких поэтических книг одного автора.

Презентация книг Д. Сабыниной (Нагорновой) «Карусель мгновений», «А мы не знаем цену пустякам»

(в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»).

(см. Приложение 5).

Вопросы аудитории.

--------------------------------------------------------------------

?

Какие темы и мотивы, затронутые в книгах Дины Сабыниной, близки и вам, как «лирикам», какие образы наиболее запомнились, нашли отклик в вашей душе?

(Тема любви, тема природы, философская тематика, стихи для детей)

*** Заполнение таблицы «Жанры…»

Книги, о которых мы говорили до сих пор, очень серьезные, порой даже трагичные. Но все-таки не хочется, чтобы у гостей клуба сложилось такое впечатление, что современная литература вся заставляет людей грустить. Есть и такие авторы, которые даже о проблемах общества говорят смеясь!

И последняя на сегодня презентация книги будет тому подтверждением. Итак, встречайте: группа 6 -«социологи»!

Презентация книги М. Задорнова «Умом Россию не поднять»

(в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»).

(см. Приложение 6).

Вопросы аудитории.

--------------------------------------------------------------------

?

Как вы, как «социологи», считаете: какие проблемы современной жизни можно решить с помощью Задорновских афоризмов и «задоринок»?

(Любые! Надо научиться получать удовольствие от природы, жить беспокойно-счастливой жизнью)

*** Заполнение таблицы «Жанры…»

Спасибо всем: и ребятам, и гостям!

***ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Презентация книги  Я.Л. Вишневского «Одиночество в сети»

Внимательно слушают, конспектируют

Презентация студентами автора и книги

Ответы «экскурсоводов»

Презентация студентами автора и книги

Ответы «историков»

Презентация студентами автора и книги

Ответы «политологов»

Презентация студентами автора и книги

Ответы «журналистов»

Презентация студентами автора и книги

Ответы «лириков»

Презентация студентами автора и книги

Ответы «социологов».

4

Контроль-ный этап

(5 мин.)

Пришло время выбрать понравившуюся книгу!

Предлагаю выбрать комиссию для подсчета голосов.

Со стороны студентов –………………………….

Со стороны гостей - ……………………………..

Выбор книги дня.

Голосование.

(см. Приложение 7)

Все участники клуба заполняют жетоны.

Комиссия ведет подсчет.

5

Рефлексив-ный этап

(5-7 мин.)

Проведение рефлексии (самоанализа).

*** Звучит музыкаДиДюЛя «Путь домой»

Пока уважаемая комиссия ведет подсчет голосов, предлагаю провести рефлексию.

Составьте синквейн:  (Слайд 13)

1 строка -  1 слово (существительное, цельное словосочетание)

2 строка – 2 слова (прилагательные)

3 строка – 3 слова (глаголы)

4 строка – предложение

5 строка – 1 слово (существительное), ассоциация с 1 строкой

                

Мой синквейн:(Слайд 14)

Современная литература

Интересная, захватывающая,

Увлекает, будоражит, заставляет думать.

Многообразие жанров не дает останавливаться на какой-то одной книге, а манит читать другие.

Сила!

(Слайд 15.Салют) Награждение победителей.        

(Слайд 16)Спасибо всем за участие! До новых встреч!

Проведение самоанализа по группам

Выступление с ответами по группам

Победители получают приз.

90 мин.

Преподаватель   ______________________О.В. Новикова

Приложение 1

Визитная  карточка книги

Евгений Германович Водолазкин

«Лавр»

Роль команды:          Экскурсоводы        

Рада приветствовать вас, любители путешествий! С этой книгой  вы можете отправиться в странствие вместе с героем по просторам нашей необъятной страны, а также совершить паломничество в Святую землю, узнать и рассказать нам много интересного и необычного о житии русских целителей и святых, отправившись в русское средневековье!

Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также постараться представить себя экскурсоводом в «машине времени», чтобы заинтересовать современного читателя и показать, что же хорошего досталось нам сегодня от  средневековой Руси.

Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!!           (например, иконостас)

Задание №1. Создать слайдовую презентацию  (5-6 слайдов) (1-2 мин.)

1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.

2. Год рождения.

3. Образование.

4. Современный статус.

5. Основные произведения.

6. Особенности биографии и творчества.

7. Премии и награды.

Задание №2.  Определить особенности произведения (1-2 мин.)

  • жанр (житие праведника);
  • композиция;
  • понятия из теории литературы (особенность языка повествования);
  • особенности сюжета;
  • знаковые персонажи.

Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге (2-3 мин.)

Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)

Задание №5. Творческое задание

Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)

Время презентации – 7-9 минут

Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!

Приложение 2

Визитная  карточка книги

Гузель ШамилевнаЯхина

«Зулейха открывает глаза»

Роль команды: Историки         

Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века существует история. Великие люди – учёные и воины, герои и мудрецы – создавали её такой, какой она досталась нам. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны ясно осознавать, чтобы наша жизнь была жизнью полноценных людей, чтобы мы, как и наши предки, стали связующим звеном в непрерывном потоке времени.

Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также вспомнить тот исторический период нашей страны, который так ярко и выразительно описала в своем произведении Г.Яхина. Стоит увидеть изображенные события  глазами современных людей и постараться их понять.

Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!!               (например, исторический фильм)

Задание №1. Создать слайдовую презентацию  (5-6 слайдов) (1-2 мин.)

  1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.
  2. Год рождения.
  3. Образование.
  4. Современный статус.
  5. Основные произведения.
  6. Особенности биографии и творчества.
  7. Премии и награды.

Задание №2.  Определить особенности произведения (1-2 мин.)

  • жанр (исторический роман);
  • композиция;
  • понятия из теории литературы (реалистическая проза);
  • особенности сюжета;
  • знаковые персонажи.

Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге (2-3 мин.)

Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)

Задание №5. Творческое задание

Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)

Время презентации – 7-9   минут

Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!

Приложение 3

Визитная  карточка книги

Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин)

«Обитель»

Роль команды:  Политологи         

Политология -наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Лицо, занимающееся политологией, называется политологом.

Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также постоянно следить за исторической и политической ситуацией в стране, стараться проанализировать происходящие события, увидеть положительные и отрицательные стороны происходящего, обозначить свою позицию.

Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!!               (например, ток-шоу)

Задание №1. Создать слайдовую презентацию  (5-6 слайдов) (1-2 мин.)

  1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.
  2. Год рождения.
  3. Образование.
  4. Современный статус.
  5. Основные произведения.
  6. Особенности биографии и творчества (военный, политический деятель, актер, музыкант), один из авторов «Тотального диктанта»
  7. Премии и награды (Писатель года-2017)

Задание №2.  Определить особенности произведения (1-2 мин.)

  • жанр (роман на основе реальных исторических событий);
  • композиция;
  • понятия из теории литературы (палимпсест, сакральное и профанное);
  • особенности сюжета;
  • знаковые персонажи.

Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге, об экранизации книги (2-3 мин.)

Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)

Задание №5. Творческое задание

Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, видеоролик и др.)

Время презентации – 7-9   минут

Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!

Приложение 4

        Визитная  карточка книги

Светлана Александровна Алексиевич

«Время секонд-хэнд»

Роль команды:          Журналисты        

Журналист - древняя творческая профессия. Журналист является источником новостей о событиях, происходящих в мире. Журналисты работают в редакциях газет, журналов, на телевидении, в радиокомпаниях, пресс-центрах, сфере образования. Основная задача журналиста – информирование людей новыми достоверными фактами. В обязанности журналиста входит поиск и написание статей, новостей, рекламных текстов, репортажей, обзоров, очерков.

В России лучшими журналистами традиционно считались публицисты, потому что произведения публицистических жанров более всего отвечают задаче чувственного воздействия на аудиторию с целью формирования в ней определенного мнения. 

Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также постараться представить себя журналистом, который или берет интервью у автора произведения, или ведет репортаж с места событий, или, как и автор, художественно излагает чью-то реальную историю.

Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!!           (например, видеорепортаж)

Задание №1. Создать слайдовую презентацию  (5-6 слайдов) (1-2 мин.)

1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.

2. Год рождения.

3. Образование.

4. Современный статус.

5. Основные произведения.

6. Особенности биографии и творчества.

7. Премии и награды (Нобелевская премия!!!!!!!!!)

Задание №2.  Определить особенности произведения (1-2 мин.)

  • жанр (документально-художественная проза);
  • композиция;
  • понятия из теории литературы (экзистенциализм)
  • особенности сюжета;
  • знаковые персонажи.

Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге (2-3 мин.)

Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)

Задание №5. Творческое задание

Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)

Время презентации – 7-9 минут

Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!

Приложение 5

Визитная  карточка книги

Дина АбдулкабировнаСабынина (Нагорнова)

«А мы не знаем цену пустякам» (2013)

«Карусель мгновений» (2008)

Роль команды:          Лирики        

Когда нам грустно – нам хочется почитать стихи, когда мы влюблены – мы хотим писать стихи сами! Возможности поэтических строк поистине безграничны! Они могут заставить плакать и смеяться, философствовать и мечтать!

Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать стихотворения автора, а также постараться представить себя членом поэтического клуба «Любители поэзии», который готов слушать стихи  в авторском исполнении, сам читать стихи автора, готов  задать автору вопрос и вместе с ним найти ответ.

Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!!           (например, конкурс чтецов)

Задание №1. Создать слайдовую презентацию  (5-6 слайдов) (1-2 мин.)

1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.

2. Год рождения.

3. Образование.

4. Современный статус.

5. Основные произведения.

6. Особенности биографии и творчества.

7. Премии и награды.

Задание №2.  Определить особенности  лирических произведений(1-2 мин.)

  • жанры (любовная лирика, философская лирика, пейзажная лирика, стихи для детей и др.)
  • особенности стихосложения;
  • особенности лирических героев;
  • понятия из теории литературы (метафоры, сравнения и др.)

Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе, чтение автором своих стихов и др. (2-3 мин.)

Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося стихотворения (1-2 мин.)

Задание №5. Творческое задание

Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)

Время презентации – 7-9 минут

Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!

Приложение 6

Визитная  карточка книги

Михаил Николаевич  Задорнов

«Умом Россию не поднять!»

Роль команды:          Социологи        

Уважаемые социологи! – ученые, специалисты, видящие и понимающие проблемы современного нам общества! Вам предоставляется уникальная возможность увидеть все проблемы нашей жизни, обозначить их и посмеяться над ними и над собой вместе с Михаилом Задорновым!

Автор десятой книги серии знает, как победить любой кризис: надо научиться получать удовольствие от природы, жить беспокойно-счастливой жизнью и улыбаться не только в том случае, когда улыбка приносит прибыль! Можно просчитать доходы и расходы на сотню лет вперед, но, как гласит современная народная пословица, умом Россию не поднять!

Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, посмотреть концерты автора в видеозаписи, а также постараться представить себя в качестве социолога, который видит проблемы общества в реальной жизни, слышит критические заметки об этих проблемах из уст автора и пытается что-то изменить в жизни к лучшему.

Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!!           (например, социологическое исследование)

Задание №1. Создать слайдовую презентацию  (5-6 слайдов) (1-2 мин.)

1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.

2. Даты рождения.

3. Образование.

4. Основные произведения.

5. Особенности биографии и творчества (новогоднее поздравление вместо президента РФ).

6. Премии и награды.

Задание №2.  Определить особенности произведения (1-2 мин.)

  • жанр (сатиризмы, философизмы, рассказы, фельетоны, фрагменты автобиографии прочий юмор);
  • композиция;
  • понятия из теории литературы (сатира, юмор)
  • особенности сюжета;
  • знаковые персонажи.

Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге, чтение автором своих фельетонов  (2-3 мин.)

Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)

Задание №5. Творческое задание

Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, видеоролик и др.)

Время презентации – 7-9 минут

Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!

Приложение 7

Сводная таблица результатов голосования

Автор и название произведения

Преподаватели

Студенты

Всего

Е. Водолазкин «Лавр»

Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»

З. Прилепин «Обитель»

С. Алексиевич «Время

секонд-хенд»

Д. Сабынина    Стихи

М. Задорнов «Умом Россию не поднять»

Приложение 8

Жетоны для голосования

Приложение 9

Теория литературы

Универсальный признак религиозных верований — разделение всех реальных и идеальных вещей на две противоположные группы — сакральные (священные, чистые, божественные) и профанные (мирские, нечистые, грешные). Сакральное и профанное— это два мира, противостоящие друг другу как полярные противоположности, как антагонисты.

Профанное(мирское) включает в себя отношения человека с системой его непосредственной материальной жизнедеятельности, т.е. повседневными вещами и обстоятельствами, в которых человек остается наедине сам с собой, со своими интересами и потребностями. Другими словами, со сферой его хозяйственной и бытовой активности с ее относительно невысокой интенсивностью, однообразием, преимущественно индивидуальным характером труда. В основе профанного мира — повседневный физический труд с его однообразием, рутинностью, его горестями и печалями.

Иное дело — мир сакрального (священного). Сакральное — предмет стремления, уважения и любви. Сакральное — принципиально.

Маргинальное искусство - художественное направление в мировом искусстве, которое включает в себя творчество людей, находящихся вне общества - душевнобольных, инвалидов, заключённых, детей и всевозможных маргиналов. Сюда относятся произведения непрофессиональных художников и носителей странного или мистического опыта «видений»; маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество претендующих на официальный статус самодеятельных, не имеющих специального образования художников.

Приложение 10

Жанры современной литературы

п/п

Автор книги, название

Жанр

произведения

Вид

литературы

1

Евгений Водолазкин

«Лавр»

Житие праведника, притворяющееся историческим романом

элитарная

2

Гузель Яхина

«Зулейха открывает глаза»

Исторический роман,

созданный на основе мемуаров раскулаченных людей

массовая

3

Захар Прилепин

«Обитель»

Псевдоисторический роман

массовая

4

Светлана Алексиевич

«Время секонд-хенд»

Документально-художественная проза

роман-оратория, роман-свидетельство, коллективные свидетельства, эпический хор, документальные монологи, литературная журналистика, репортаж, нон-фикшн, «живые голоса»

мидл

5

Дина Сабынина

«Карусель мгновений»

«А мы не знаем цену пустякам»

Стихотворения

Двустишия

массовая

6

Михаил Задорнов

«Умом Россию не поДнять!»

Сатиризмы, философизмы, рассказы, фельетоны, фрагменты автобиографии,

прочий юмор

массовая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова

Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...

Методическая разработка открытого урока "Вареники в русской литературе"

Урок конкурс состоит из: приветствия, разминки, практической работы, конкурса капитанов, кросворда и дегустации блюда....

Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: «Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ «Хæрзбон»-ы»

Конспект открытого урока по теме "Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ "Хæрзбон"-ы"...