Методическая разработка урока литературы тема: Рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
презентация к уроку
история создания рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет", анализ проблематики и его сюжетно-компазиционных особенностей, своеобразие художественных образов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Показать мастерство А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств, рассмотреть проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов; проанализировать художественное произведение, научиться выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; Рассмотреть роль детали в рассказе
« Любовь- это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте. .. не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви ». А.И.Куприн
«Гранатовый браслет» (1910) Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в мать писателя Л.Любимова
Жизненные источники рассказа Ещё один Жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей. Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви. После смерти композитора в потайном ящике его шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной». Л.В.Бетховен
Викторина В какое время года происходит действие рассказа? Как зовут главную героиню? Фамилия княгини Шеиной до замужества? Как зовут мужа княгини Веры? Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? Что подарил ей муж? Что подарила Вере сестра? Кто подарил браслет с гранатами? Кто такой Желтков? Какая музыка звучит в произведении? О ком автор пишет: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала…»?
Тема «маленького человека» Чиновник со смешной фамилией, тихий и незаметный, вырастает в трагического героя, силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными неудобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала страданием и единственным смыслом жизни
Работа над рассказом «Гранатовый браслет» С чего начинается рассказ? Какова роль пейзажа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры? Как вы объясните смысл заглавия произведения?
Роль детали. Пейзаж Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини «деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, все эмоции давно притупились, на душе у нее покой. Ничто ее не привлекает в этой жизни. Подобно природе увядает и княгиня, ведя однообразный, дремотный образ жизни. Ее чувства словно уснули. Холодная и высокомерная красота осенних цветов ассоциируется с холодным гордым лицом Веры, с холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна»..
Смысл заглавия произведения Где-то глубоко в душе героини зажглись «густо-красные живые огни». Она чувствует чуть заметное изменение в себе, еще не понимая того, что происходит и насколько это важно. По старинному преданию семьи Желткова, браслет имеет свойство сообщать дар предвидения носившим его женщинам. Гранатовый браслет стал отправной точкой, той опорой, которой не хватает Вере, чтобы проснуться. Браслет оказался тем огнем, который смог растопить сердце Веры.
Любовь как высшая ценность мира Что вы знаете о Вере Николаевне и ее семье? Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни? Какие были взаимоотношения между супругами? Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать её окружение. Какими изображает автор гостей? Зачитайте отрывки, характеризующие гостей Веры (гл.4). Для чего введен в рассказ образ генерала Аносова? Какое значение имеет этот образ и история его любви?(гл. 7) Что для генерала любовь настоящая? Чем был гранатовый браслет для Желткова? Почему он дарит самую дорогую ему вещь Вере? О чём говорит это поступок? Как на фоне других подарков выглядит подарок Желткова?
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться…» (генерал Аносов)
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными плохо отшлифованными гранатами, но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-каботонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Роль детали. Браслет.
Символика камня Ярко-красные гранаты в старину назывались карбункулами («угольками»). На Руси гранаты имели название «червчатый яхонт». Прозрачный золотисто-зеленый гранат, который встречается на Урале, называют демантоидом («подобным алмазу») за цветные переливы. Часто все красные разновидности называют «гранатами», а все зеленые — «оливинами». Считалось, что гранат веселит сердце, придает бодрость и оптимизм. Кто носит гранат — приобретает власть над людьми. Гранат также считают камнем влюбленных. Подарок перстня с гранатом символизировал уверения в дружбе, любви, благодарности. Гранат врачует сердце, мозг и память.
«…Я прекращаю всю эту историю». Как изображаются писателем Желтков и его любовь? Какое значение имеет изображение Желткова после его смерти? Найдите и зачитайте из текста. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?
«Почему я это предчувствовала?» Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? Бывает ли в жизни такая самоотверженная любовь? Позже князь Шеин признается жене: «Для него (Желткова) не существует жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мёртвый человек. Понимаешь, Вера, я и не знал, как себя держать, что мне делать».
Письмо Желткова " Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое". Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое". Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя Твое". В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое". Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе. Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе.» [Куприн А. И.: Гранатовый браслет, С. 88 и далее.Русская литература: от Нестора до Булгакова, С. 52146 (ср. Куприн: Повести, С. 350 Словарь)]
Вывод Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да святится имя Твоё», но не умирает великое чувство, поразившее его. Оно становится причиной духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний, поскольку отношения с мужем никогда не были таким «чудом» , ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».
Продолжите фразу: « Любовь-это…..»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Главные герои рассказа «Гранатовый браслет» (социальный статус, образ героя, его внутренние качества, моральные принципы и т.д.) Княгиня Вера Николаевна Телеграфист Желтков 1. 2. 3. Как главные герои произведения проходят испытание любовью 1. 1.Заполнить таблицу «Главные герои рассказа» (запись в тетрадях) 2. Написать эссе: « Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше и почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока "Смысл человеческой жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
В чем заключается смысл человеческой жизни? На этот, казалось бы, банальный вопрос нет определенного ответа. Бунин в рассказе "господин из Сан-франциско" выражает свое мнение по этому поводу. Задача с...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Рассказ В.П. Астафьева "Капалуха".
Знакомтсво с произведением "Капалуха" В.П. Астафьева....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности,...

Методические разработки урока "Рассказы И.А.Бунина о любви.(«Темные аллеи»)"
Методические разработки урока "Рассказы И.А.Бунина о любви.(«Темные аллеи»)"...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...