МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
методическая разработка по теме

Комарова Марина Ивановна

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир. На уроке также актуализируются и знания по предметам «Технология розничной торговли», «Розничная торговля» в контексте темы урока, то есть прорабатываются межпредметные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГБОУ НПО ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 урока производственного обучения

по профессии продавец, контролёр-кассир

Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помещении»

Согласовано

на заседании

методической комиссии

________________________

Разработчик

мастер производственного обучения                                   /М.И. Комарова/

Председатель методического

объядинения                                                                          /И.Э.Вилкова/

                                               г. Санкт-Петербург

2013 г.


Пояснительная записка

Конкуренция в мире бизнеса всё возрастает, и в ней побеждает тот, кто умеет творчески подходить к работе, ориентироваться в потоке информации и использовать необходимую информацию в работе (новая нормативно-техническая документация, новые методы учёта товаров при приёме, хранении, подготовки и продажи товаров).

Умение работать с информацией: выбирать необходимые сведения, анализировать и адаптировать их к реальным условиям – одно из основных направлений современного образовательного процесса. Использование при проведении урока педагогической технологии «урок-семинар» активно включает самих обучающихся в учебно-познавательную поисковую деятельность, поиск и обработку информации. Этот метод способствует организации совместной деятельности, партнёрских отношений, диалогическому общению как между обучающим и обучаемыми, так и между обучающимися в процессе добывания знаний, развитию коммуникативных умений, что также немаловажно для успешной профессиональной реализации выпускника.

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир. На уроке также актуализируются и знания по предметам «Технология розничной торговли», «Розничная торговля» в контексте темы урока, то есть прорабатываются межпредметные связи.

Урок построен по алгоритму педагогической технологии «урок-семинар» и разработан с целью повысить интерес обучающихся к процессу обучения и активному восприятию учебного материала, с целью научить обучающихся ориентироваться в потоке информации и пользоваться ею.

Методическая разработка может быть использована мастерами производственного обучения для применения в подготовке уроков производственного обучения.


Тема программы № 10: Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помещении.

 Тема урока № 25: Требования размещения продовольственных товаров.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • формировать умение самостоятельно анализировать и исследовать поставленную задачу;
  •  формировать познавательный интерес к предмету, к выбранной профессии.
  • Развивающие:
  • развить логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей, сравнительный анализ;
  • формировать умения применять знания на практике.
  • Воспитательные:
  • воспитать аккуратность, бережное отношение к товару, оборудованию, инструменту, таре;
  • воспитать эстетический вкус;
  • воспитать культуру труда;
  • воспитывать уважительное отношение к коллективу, обществу, своему труду.

Задачи урока:

 

           закрепить знания по классификации продовольственных товаров по сохраняемости;

  • повторить факторы, влияющие на сохранение качества продовольственных товаров при хранении;
  • закрепить знания по технологии хранения и размещения товаров  согласно классификации продовольственных товаров по сохраняемости.

Методы обучения - технология проектно-исследовательской деятельности, частично-поисковый.

Тип урока - урок проверки и коррекции знаний и умений.

Методы проведения урока – урок с элементами технологии метода проектов, урок-семинар, урок-практикум.

Межпредметная связь:

  • товароведение;
  • технология розничной торговли;
  • санитария.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • карточки с тестами и заданиями;
  • методические рекомендации по выполнению проектного задания;
  • таблица «Критерии оценок»;
  • презентация выполненного проекта.

Изучив тему, обучающиеся должны:

Знать:

  • работу с нормативно-технологической документацией;
  • безопасные методы труда и организации рабочего места;
  • классификацию продовольственных товаров по сохраняемости;
  • факторы, влияющие на сохранение качества продовольственных товаров при хранении;
  • процесс подготовки товаров к продаже;
  • требования технологии хранения, сроки хранения;
  • виды товарных потерь в магазине;
  • санитарные требования и правила личной гигиены.

Уметь:

  • организовывать рабочее место;
  • обеспечивать безопасные условия труда;
  • пользоваться инвентарём, инструментами, оборудованием;
  • выявлять недостатки и устранять их.

Ход учебного занятия

       Организационный момент:                                                                                           3 мин.

  • проверка обучающихся по журналу;
  • сообщение темы урока, целей урока и разъяснение задач урока                      12 мин.

Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности.                                 15 мин.

       Текущий инструктаж

  • Выход на производственное обучения на место его прохождения                  240 мин
  • Прохождение производственного обучения в организации торговли             180 мин.
  • Семинар по результатам проведенных исследований                                         90 мин.

     

Актуализация опорных знаний:

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Дидактическое обеспечение

Мастер производственного обучения методом блиц – опроса проверяет знания обучающихся по пройденному материалу «Размещение и хранение продовольственных товаров» с учетом межпредметных связей. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Приложение № 1. Вопросы по актуализации знаний.

Тема презентаций – «Требования к хранению отдельных видов продовольственных товаров». Группы обучающихся были сформированы заранее по 5 человек.                                                  Участники групп за презентацию в зависимости от полноты информации, оформления, представления получают до 5 баллов каждый участник.

  Мастер оценивает презентации.  

Демонстрация презентаций с помощью мультимедийных средств, подготовленных группами обучающихся по заданным условиям. Обсуждать и дополнять презентации.

Презентации по теме урока, выполненные по заданным условиям проекта.

Приложение № 2. Рекомендации по выполнению проекта.

Работа с тестами и карточками-заданиями по закреплению пройденного материала

Мастер раздает  карточки-задания каждой группе в форме брейн-ринга.

Обучающиеся выполняют задание, получая за правильный ответ баллы.

Приложение № 3. Карточки-задания.

Приложение № 4. Тест.

Мастер раздаёт практические задания для каждой группы

Обучающиеся выполняют задание письменно, получая за правильный ответ баллы.

Приложение № 5. Практическое задание.

Мастер подводит итоги в оценочном листе.

Обучающиеся заполняют анкету.

Приложение № 6 (Анкета)

Приложение № 7 (Оценочный лист)

Мастер подводит итоги учебно-производственной деятельности                                

Вспоминают свою деятельность на уроке, делятся впечатлениями и ощущениями

Подведение итогов учебно-производственной деятельности:

сообщение о достижении целей урока.

                 

       Сегодня мы поставили перед собой определенные задачи. Вы их выполнили, изучив материалы и закрепив знания на практике. Целей поставленных на уроке мы достигли:

  1. Самостоятельно проанализировали и исследовали задачу.
  2. Работали с профессиональным интересом.
  3.  Провели сравнительный анализ, логически соотнеся правила хранения по нормативным документам и фактическим хранением.
  4. Очень приятно было наблюдать за вашей работой в группе. Работали хорошо, уважительно относясь друг к другу.


Приложения:

  1. Блиц-опрос;
  2. Методические рекомендации по выполнению проектного задания;
  3. Карточки-задания;
  4. Тест;
  5. Практическое задание;
  6. Анкета;
  7. Оценочный лист.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вопросы для проверки знаний:

  1. Назвать основные термины темы урока «Размещение продовольственных товаров согласно требованиям по отделам».

Ответ: размещение товаров, хранение  товаров.

  1. Дать определение основных терминов темы.

Ответ: Размещение товаров - это расположение их на отдельных участках в зоне предназначенной для хранения, зоны подразделяются по признакам: видам, группам, сортам, соблюдение товарного соседства.

Хранение товаров - процесс размещения товаров в складском помещении, содержание и уход за ними в целях обеспечения сохранности их качества и количества.

 

  1. Какие способы размещения товаров на хранение применяют в магазине?

Ответ: Различают штабельный (на поддонах и подтоварниках) и стеллажный способы хранения товаров.

  1. Какие приемы используют при укладке товаров на хранение?

Ответ: Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают несколькими рядами в высоту, используя при этом прямой, перекрестный и обратный приёмы укладки.

  1. Назовите основные правила хранения продовольственных товаров?

Ответ: а) при хранении продуктов должны строго соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования;

б) продукты, имеющие специфический запах, должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи;

в) складирование пищевых продуктов вблизи водопроводов и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещениях, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу запрещается;

г) совместное хранение сырых продуктов, полуфабрикатов вместе с готовыми продуктами, хранение испорченных продуктов с доброкачественными и т.д.;

д) все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях  должны храниться на стеллажах, поддонах, подтоварниках.

 

  1. В каких нормативных документах содержится информация о сроках хранения и требованиях, предъявляемых к условиям хранения различных товаров?

 Ответ: в стандартах, технических условиях, а также в маркировке товара.

  1. Какие правила нужно соблюдать при хранении и укладки товаров?

Ответ: Правила техники безопасности и пожарной безопасности. Учитывая высоту штабелей в зависимости от вида тары и свойств товара (он должен быть не более 2 м). Выдерживают санитарные нормы размещения товаров, т.е.определенные расстояния от стен 10-15 см, потолка, источником освещения- от 50 см до 1 м, между штабелями от 75 см и более, предусматривают применение механизмов для перемещения грузов. До отопительных систем-1м, от пола-20 см.    


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Методические рекомендации по выполнению проектного задания.

Проект «Условия хранения товаров по группам и видам».

                 Задание:

  1. Исследовать условия хранения по  группам и видам продовольственных товаров в организации торговли и провести сравнительный анализ с правилами хранения товаров по нормативным документам.
  2. Для выполнения задания вам необходимо:

А) изучить ассортимент группы товаров;

Б) изучить правила хранения продовольственных товаров по ассортименту;

В) сравнить условия хранения по нормативным документам в организации торговли с точки зрения санитарно-гигиенических требований;

Г) провести анализ хранения товара в организации с точки зрения эстетики.

 Для выполнения задания могут быть использованы дополнительные источники:  

  1. www.technormativ.ru;
  2. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002;
  3. Любые другие источники из Интернета.


Работа с тестами и карточками-заданиями.

Тест № 1.

  1. Какие товары могут храниться при температуре 18 0С  и относительной влажности воздуха 75%:

а) клубника, черешня;

б) сахар, соль;        

в) молоко, творог?        

Ответ: сахар, соль.

      2.    В каком помещении хлеб плесневеет:

               а) во влажном;

               б) в сухом;        

               в) в холодильнике?

Ответ: во влажном.

      3.   Какие товары быстро портятся при температуре 25*С:

               а) крупы, макароны;

               б) огурцы, помидоры;.

               в) мясо, рыба?

Ответ: мясо, рыба.

      4.   Какие товары можно хранить без доступа воздуха:

                а)  макароны, соль;

                б) яблоки, груши;

                в) картофель, капусту?

Ответ: макароны, соль.

      5.   На какие товары оказывает негативное влияние свет:

                а) соль, сахар;

                б) маргарин, масло сливочное;

                в) картофель, лук репчатый?

Ответ: маргарин, масло.

      6.   Для каких товаров очень важным является товарное соседство:

                а) для пряностей, чая;

                б) для масло растительного;

                в) для крупы, лапши?

Ответ: для пряностей, чая.

      7.   Какие товары нельзя хранить при температуре 25*С:

                а) торты, пирожные;

                б) рыбу, колбасы;

                в) соль, сахар?

Ответ: торты, пирожные.

Тест №2.        

  1. Режим хранения товаров – это  … (температура, влажность, освещение, сроки хранения).
  2. При правильном режиме хранения сохраняются …(потребительские качества продуктов).
  3. Температура, близкая к 0*С, замедляет развитие …(бактерий).
  4. Лучшая оптимальная температура для хранения овощей …(4-12*С).
  5. Для длительного хранения мороженной рыбы температура …(не выше – 18*С).
  6. При высокой влажности на хлебе, сыре развиваются …(плесень).
  7. Для овощей, фруктов необходима относительная влажность воздуха …(85- 90%).
  8. Сухие продукты (сухое молоко, соль ) хранят при влажности воздуха …(75%).
  9. Свет оказывает отрицательное влияние на товары …(маргарин, масло, картофель,


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Карточки-задания:

№ 1

  1. Какие процессы происходят при хранении продуктов?

Ответ:

Процессы, происходящие в продовольственных товарах при хранении, по своему характеру изменения, происходящие при хранении продуктов могут быть химическими, физическими и биохимическими.

  1. Почему при хранении продуктов следует избегать колебаний температуры?

Ответ:

Потому что происходит конденсация воды на товарах и, как следствие, их плесневение.

  1. Какие условия создают для хранения в магазине?

Ответ:

Условия хранения товаров определяются  режимом хранения, размещением в хранилище и санитарным состоянием помещений для хранения.

№ 2

                

  1. Почему в магазине нельзя хранить рядом хлеб, масло сливочное и рыбу?

Ответ:

При размещении товаров на хранение необходимо соблюдать правило товарного соседства, то есть совместногого хранения товаров, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга.

  1. Какие условия необходимо создать для хранения огурцов, капусты, помидоров?

Ответ:

Соответствующий температурный режим  и относительная влажность.

  1. Какие товары дольше сохраняются при минусовой температуре?                      

Ответ:

Дольше сохраняются : мясо и мясопродукты, мясо птицы, мороженная рыба, морепродукты, масло сливочное, маргарин, овощи мороженные, ягоды замороженные.                  

         

№ 3

  1. Как влияет температура помещения на сроки хранения пищевых товаров?

Ответ:

Температура хранения для каждого товара своя. Оптимальная температура хранения создает условия способные затормозить биохимические и микробиологические процессы, обеспечивают сохранение потребительских свойств продуктов, товарного вида, сокращение товарных потерь.

  1. Что такое абсолютная  и относительная влажность воздуха?

Ответ:

Относительная влажность - это отношение фактического содержания водяных паров в воздухе к тому количеству, которое необходимо для насыщения воздуха водяными парами при данной температуры. Абсолютная влажность - это масса водяного пара содержащегося в одном кубометре воздуха.

  1. Почему не допускается повторное замораживание мяса, рыбы?

Ответ:

Повторная заморозка влияет негативно: ухудшается качество и свойство товара, приведет к утрате вкусовых качеств.


№ 1

  1. Какие процессы происходят при хранении продуктов?
  2. Почему при хранении продуктов следует избегать колебаний температуры?
  3. Какие условия создают для хранения в магазине?

Ответ:

3.Условия хранения товаров определяются  режимом хранения, размещением в хранилище и санитарным состоянием помещений для хранения.

№ 2

                

  1. Почему в магазине нельзя хранить рядом хлеб, масло сливочное и рыбу?
  2. Какие условия необходимо создать для хранения огурцов, капусты, помидоров?
  3. Какие товары дольше сохраняются при минусовой температуре?                      

Ответ:

  1. Продукты, входящие в разные группы, хранить совместно запрещается.
  2. Температурный режим и относительную влажность.
  3. Дольше сохраняются : мясо и мясопродукты, мясо птицы, мороженная рыба, морепродукты, масло сливочное, маргарин, овощи мороженные, ягоды замороженные.                  

         

№ 3

  1. Как влияет температура помещения на сроки хранения пищевых товаров?
  2. Что такое абсолютная  и относительная влажность воздуха?
  3. Почему не допускается повторное замораживание мяса, рыбы?

Ответ:

  1. Температура хранения для каждого товара своя. Оптимальная температура хранения создает условия способные затормозить биохимические и микробиологические процессы, обеспечивают сохранение потребительских свойств продуктов, товарного вида, сокращение товарных потерь.
  2. Относительная влажность - это отношение фактического содержания водяных паров в воздухе к тому количеству, которое необходимо для насыщения воздуха водяными парами при данной температуры. Абсолютная влажность - это масса водяного пара содержащегося в одном кубометре воздуха.
  3. Повторная заморозка влияет негативно: ухудшается качество и свойство товара, приведет к утрате вкусовых качеств.

№ 4

  1. Какие пищевые товары необходимо обязательно упаковывать?
  2. От чего зависят сроки хранения товаров?
  3. Как влияет вакуумная упаковка на сроки хранения товаров?

Ответ:

1. Обязательно упаковывают товары которые поступили в продажу без фабричной упаковки.

2.  

№ 5

  1. Какие процессы при хранении товаров вызывают естественную убыль?
  2. Назовите новые виды упаковочных материалов для пищевых продуктов?
  3. Какие товары хранят, соблюдая товарное соседство?

№ 6

  1. Какие способы размещения товаров на хранение применяют в магазине?
  2. Какие операции производятся при подготовке товаров к продаже?
  3. Что нужно сделать с продовольственными товарами при их подаче в торговый зал?

№ 7

  1. Естественная убыль продовольственных товаров возникает вследствие чего?
  2. Где должны располагаться крупногабаритные и тяжелые товары в магазине?
  3. При укладке товаров в штабеля не должна превышать сколько метров?

Ответ:

1.  Возникает в следствии : усушка, раструска и распыл, раскрошка, утечка, разлив.  

  1. Крупногабаритные и тяжелые товары надо размещать рядом с зоной расчета или входом из торгового зала.
  2. Не должна превышать не более 2- метров.

Практическое задание № 1:

    Изучите виды минеральной воды по образцам и ГОСТу.

    Порядок проведения работы:

Изучите маркировку – этикетку образца минеральной воды и заполните следующую таблицу:

Минеральная вода

Химический состав

Предприятие-изготовитель

Состав  воды минеральной

  Условия и сроки хранения

Практическое задание № 2:

Изучите маркировку – этикетку образца сока или газированного напитка и заполните следующую таблицу:

Напиток

Изготовитель

Емкость, л.

   Условия и сроки хранения

Практическое задание № 3:

Расшифруйте маркировку мясных консервов по литографическим знакам на крышке банки:

1-й ряд  «050410»

2-й ряд «1  01 В»

3-й ряд  «А 94»


Оценочная ведомость

урока производственного обучения по теме «Размещение продовольственных товаров согласно требованиям по отделам».

п/п

ФИО

Вопросы повторения пройденного материала,

Макс. 7 баллов

Презентация

Макс. 5 баллов

Тест №1

Макс. 7 баллов

Тест №2

Макс. 9 баллов

Карточки-задания

Макс. 3 баллов

Практическое задание

Макс. 3 баллов

Итог

Итоговая оценка

1

2

Голохвастова Юлия Алексеевна

3

Деломудрова Ирина Васильевна

4

Дмитриева Юлия Алексеевна

5

6

Дубинкина Екатерина Андреевна

7

Евдокимова Екатерина Сергеевна

8

Кириллова Екатерина Германовна

9

Кубышкина Дарья Николаевна

10

Лазарева Юлия Сергеевна

11

Лещикова Ангелина Сергеевна

12

Новикова Анастасия Сергеевна

13

Секретарева Марина Игоревна

14

Пучкова Диана Александровна

15

Столбова Анна Витальевна

16

Тимошенкова Анна Максимовна

17

Якшина Алена Игоревна

18

Медведева Алена Ивановна

19

Машошин Даниил Геннадьевич

20

Федорова Ирина Валерьевна

21

Прозорова Светлана Сергеевна

Баллы считаются по одному баллу за каждый правильный ответ на вопрос.

Общая сумма баллов 28 – 34 соответствует оценке «5».

Общая сумма баллов 18 – 27 соответствует оценке «4».

Общая сумма баллов 5 – 17 соответствует оценке «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"

методическая разработка урока производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"...

Подготовка ассортимента кожаной обуви к продаже, размещение и хранение товаров.

Методическая разработка практического занятия по профессии "Продавец, контролер-кассир" на тему "Обувные товары"...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования» на тему «Введение в профессию «Оператор швейного оборудования»»

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1 курса средних профессиональных образовательных учреждений с ОВЗ 8 вида (умственная отсталость) по профессии «Оператор швейного оборудо...

Методическая разработка Подготовка ассортимента обувных товаров к продаже, размещение и хранение товаров. Профессия СПО 38.01.02. Продавец, контролер-кассир ПМ.01. «Продажа непродовольственных товаров»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАпо учебной практикепо теме:«Подготовка ассортимента кожаной обуви к продаже, размещение и хранениетоваров» Урок разработан на основе ФГОС СПО по про...

Методическая разработка Подготовка ассортимента обувных товаров к продаже, размещение и хранение товаров. Профессия СПО 38.01.02. Продавец, контролер-кассир ПМ.01. «Продажа непродовольственных товаров»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАпо учебной практикепо теме:«Подготовка ассортимента кожаной обуви к продаже, размещение и хранениетоваров» Урок разработан на основе ФГОС СПО по про...

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Продавец; контролер-кассир» на тему: «Работа на контрольно-кассовой технике»

Методическая разработкаурока производственного обученияпо профессии «Продавец; контролер-кассир»на тему:«Работа на контрольно-кассовой технике»...