Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
методическая разработка на тему

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_uroki_grazhdanskoy_voyny.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

«Армавирский юридический техникум»

Краснодарского края

(ГБОУ СПО АЮТ КК)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Уроки гражданской войны»

Подготовила преподаватель:

Кандидатова О.И.

Рассмотрена и утверждена

на заседании цикловой
методической комиссии

социально-экономических дисциплин

«     »                             2013 г.

Протокол №                  

Председатель ЦМК

                        

2012-2013 уч. год



Тема: «Уроки гражданской войны»

На изучение темы «Гражданская война и интервенция в России» отводится 4 часа.

В этой разработке содержатся рекомендации по проведению заключительного обобщающего урока по данной теме.

Выбор темы занятия определяется рядом соображений.

Во-первых, эта тема позволяет не только обобщить имеющиеся у студентов знания, но и выстроить их в систему.

Во-вторых, предлагаемая формулировка содействует формированию основ диалектического мышления, подчеркивая противоречивость эпохи.

В-третьих, знания, полученные студентами на предыдущем уроке, облегчают студентам выбор аргументов при формулировании своих выводов в процессе работы с документами.

В-четвертых, к моменту работы на уроке студенты уже не раз анализировали альтернативные точки зрения на различные исторические явления и процессы и обладают умениями, необходимыми для определения своей позиции.

Тип урока: комбинированный (общеметодологической направленности).

На уроке используются методы: исследовательский и метод проблемного изложения на основе системно-деятельностного подхода изучения курса истории.

Цель урока: сформировать исторически достоверное представление о гражданской войне как сложном, многослойном явлении, в котором переплетались классовые, национальные, политические линии, боролись социальные, анархические, буржуазно-демократические, монархические силы. Урок призван усилить в сознании студентов неприятие войны, осознание необходимости выбора иных путей решения вопросов.

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование в ходе урока представлений об особенностях политики большевиков в годы гражданской войны;

- формирование объективного отношения к исторической реальности;

- включение ранее неизвестной объективной информации;

- сосредоточение внимания студентов на тех вопросах истории гражданской войны, которые требуют новых подходов.

Развивающие:

- развитие способности к самостоятельному мышлению;

- содействие выработке собственной оценки периода гражданской войны на основе понимания того, что гражданская война явила собой попытку решения нашими соотечественниками материальных и духовных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор;

- дальнейшее формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками.

Воспитательные:

- формирование активной гражданской позиции и создание условий для свободного осознанного самоопределения личности на основе научных данных;

- формирование толерантности и неприятия насилия как средства решения проблем, учитывая опыт событий 1918-1920 гг.;

- формирование патриотических ценностных ориентаций;

- формирование оценки гражданской войны как величайшей народной трагедии, в которой нет победителей и побежденных.

План изучения темы:

  1. Политика военного коммунизма.
  2. Политические силы и движения в период гражданской войны.
  3. Итоги гражданской войны. Причины победы большевиков.

Оборудование урока:

  1. презентационное оборудование;
  2. карта «Россия 1918-1922 гг.»;
  3. раздаточный материал (Схема 1. «Военный коммунизм» 1918-1920 гг., «Комплект документов» и методическая рекомендация по анализу исторического документа;
  4. индивидуальный лист опроса;
  5. книжная выставка из фонда библиотеки техникума по теме «Гражданская война в России».

Эпиграфом к уроку по теме «Уроки гражданской войны» является написанная на доске цитата:

«Ни на классовой, ни на расовой,  ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить. Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн».

И. Ильин


Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос.
  3. Работа малых групп со схемой и документами по изучению нового материала по плану:

а) политика «военного коммунизма»;

б) политические силы и движения  в период гражданской войны.

  1. Представление творческих проектов малыми группами по результатам опережающего задания.
  2. Итоги и уроки гражданской войны.
  3. Выставление оценок за урок.
  4. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.

В начале занятия преподаватель  отмечает: несмотря на то, что прошло много лет, как отгремели бои на фронтах гражданской войны, интерес к изучению ее истории не ослабевает. Несмотря на многочисленные издания по данной тематике, в истории гражданской войны еще немало «белых пятен», вопросов, которые требуют новых подходов и явлются объектом споров и дискуссий. Преподаватель определяет цель и задачи урока, место темы в курсе отечественной истории, определяет внутрипредметные и межпредметные связи, актуализирует  общие компетенции.

1.Фронтальный опрос осуществляется на основании информации, полученной  студентами на предыдущем уроке по теме «Гражданская война и интервенция в России», с использованием тестовых заданий и мультимедийной установки.

Задание для тест-опроса  представлено 12 вопросами. Вопросы поочередно выводятся на экран, студенты выбирают вариант ответа  и вносят его в индивидуальный лист опроса. После чего на экране высвечивается верный ответ, и студенты имеют возможность тут же проверить правильность своего  ответа. После окончания опроса студенты выставляют сами себе отметку в лист опроса за выполненное задание на основании критерия, который высвечивается на экране.

Критерий оценки:

«5» - от 10 и более верных ответов;

«4» - от 7 до 10 верных ответов;

«3» - 6 верных ответов;

«2» - менее 6 верных ответов.

2. Изучение нового материала.

План изучения темы:

  1. Политика «военного коммунизма».
  2. Политические силы и движения в период гражданской войны.
  3. Итоги гражданской войны. Причины победы большевиков.

  1. Политика «военного коммунизма»

Студенты разделены на 5 подгрупп. У каждой подгруппы на столах имеется раздаточный материал: Схема 1. «Военный коммунизм» 1918-1920 гг. и Комплект документов.

Внутренняя политика советского государства в период гражданской войны  рассматривается с использованием схемы №1.

Рассматривая вопрос о политике «военного коммунизма», его истоках, сущности и последствиях, следует акцентировать внимание студентов на том, что данное понятие предполагает совместное действие двух факторов – военной необходимости и идеологии.

Необходимо также подчеркнуть, что политика «военного коммунизма» помогла большевикам выстоять в гражданской войне, но на ее завершающем этапе, наоборот, эта политика привела страну в тупик и создала серьезную угрозу основам существования советской власти.

  1. Политические силы и движения в период гражданской войны

При рассмотрении данного вопроса необходимо  дать краткие характеристики этим силам и движениям с использованием презентационного оборудования, которое позволяет показать карту России периода гражданской войны, основные силы в гражданской войне с характеристикой их социального, политического состава, программы действий и персоналий. В процессе рассмотрения данного вопроса студенты используют имеющиеся у них документы для анализа  и вывода о непримиримости противостоящих сил в гражданской войне. Анализируется документ на основании методической рекомендации «Алгоритм анализа исторического документа».

Белое движение

Оно оформилось в ноябре 1917 г. на юге России в Новочеркасске путем создания воинских офицерских формирований. Но офицеры неправильно поняли характер борьбы  и не осознали необходимости выдвижения приемлемой для народа программы. Они считали, что их единственной задачей было разгромить Красную Армию.

«Белые» не смогли наладить конструктивного сотрудничества с другими антибольшевистскими силами, подозрительно относились к рабочим и крестьянам.

В значительной степени именно этим объясняется их историческое поражение в гражданской войне.

«Красные» (большевики)

Исходя из большевистской доктрины о неразрывности революции и гражданской войны, «красные» готовились к ней, создавая военные формирования. Сначала это была Красная Гвардия, а затем массовая регулярная Красная Армия.

С помощью насилия, террора, жесточайшего централизма во всех сферах жизнедеятельности общества большевики склонили чашу весов в свою сторону.

«Зеленые»

Так называлось крестьянское движение в период гражданской войны, выступавшее как против «красных», так и против «белых».

К «зеленым» относятся движение под руководством Н. И. Махно и созданная им «республика Гуляй-поле» и крестьянское восстание в Тамбовской губернии под предводительством А. С. Антонова.

Одна из важных линий гражданской войны – национальное движение, а именно борьба за образование самостоятельной государственности и отделение от России. Наиболее ярко это проявилось на Украине. В Киеве после Февральской революции, в марте 1917 г., была создана Центральная Рада, отражавшая украинскую «национальную» идею. В январе 1918 г. она вступила в соглашение с австро-немецким командованием и провозгласила независимость.

Затем власть при поддержке немцев перешла к гетману П.П. Скоропадскому (апрель-декабрь 1918 г.).

В ноябре 1918 г. на Украине возникла Директория, которую возглавил С. В. Петлюра. В январе 1919 г. Директория объявила войну Советской России. Но Петлюре пришлось противостоять и Красной Армии, и Деникину, который выступал за единую и неделимую Россию. В октябре 1919 г. белые армии разгромили петлюровцев, но потерпели поражение в наступлении на большевистскую Москву.

На других территориях бывшей Российской империи национальные движения были успешнее (Польша, Финляндия, Прибалтика и др.).

После разгона большевиками Учредительного собрания был упущен реальный шанс предотвратить гражданскую войну.

В результате чехословацкого мятежа весной 1918 г. и выступления антибольшевистских сил в России начинается открытое противостояние.

В Самаре возник так называемый Комитет членов учредительного собрания во главе с эсером В. Вольским, в Омске – Временное сибирское правительство во главе с П. Вологодским, в Архангельске – Верховное правительство Северной области во главе с Н. В. Чайковским и др.

Летом 1918 г. их лидерам казалось, что большевики на последнем издыхании и освобождение России от большевизма связано с провинцией и окраинами. Но очень скоро (к осени 1918 г.) военные поражения противников большевиков из числа социалистов сняли с повестки дня вопрос о «демократической контрреволюции».

При рассмотрении данного вопроса студенты используют имеющийся у них комплект  документов.

Документ №1 «Из приказа Верховного правителя и верховного Главнокомандующего Колчака от 28 июля 1919 г».

Задание: оцените данный программный документ на предмет наличия в нем конкретных социально-экономических и политических требований. Каковы главные идеи программы?

Документ №2 «Из наказа Деникина Особому совещанию».

Задание: оцените данный программный документ на предмет наличия в нем конкретных социально-экономических и политических требований. Каковы главные идеи программы?

Документ №3 «Из книги воспоминаний митрополита Вениамина «На рубеже двух эпох».

Задание: В чем видит митрополит Вениамин главную причину поражения белого движения? Как вы думаете, каковы другие причины?

Докумен№4 «Программа белых».

Докумен№5 «Программа красных».

Докумен№6 «Программа зеленых».

Задание: проанализируйте программы, найдите положительные и отрицательные  моменты, дайте аргументированную оценку каждой программы.

Студенты записывают выводы в конспект и выставляют в оценочный лист отметку за работу с документами.

  1. Итоги гражданской войны. Причины победы большевиков

При рассмотрении данного  вопроса  студенты представляют творческие проекты, выполненные малыми группами. Каждая из 5 подгрупп получила опережающее задание по подготовке творческого проекта. Задание заключалось в том, что каждая подгруппа, используя цитату: «Ни на классовой, ни на расовой,  ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить… Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн», должна была выполнить свой творческий проект.

Подгруппа 1  рисует плакат, используя цитату в качестве индуктора.

Подгруппа 2 пишет эссе, используя цитату в качестве индуктора.

Подгруппа 3 демонстрирует презентацию, используя цитату в качестве индуктора.

Подгруппа 4 представляет фотоотчет по результатам исследования регионального компонента гражданской войны по материалам краеведческого музея.

Подгруппа 5 представляет артефакт на основе использования цитаты в качестве индуктора.

В ходе представления творческих проектов каждая подгруппа формулирует свой вывод по вопросу «Итоги и уроки гражданской войны». Вывод выводится на экран  самостоятельно каждой подгруппой, используя презентационное оборудование.

Преподаватель делает обобщение по итогам гражданской войны  и причинам победы большевиков в гражданской войне, информация выводится на экран.

Причины победы большевиков:

1. Поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства.

          2. Единство и организованность большевистского правительства.

          3. Создание Красной Армии.

     4. Отсутствие единого командования и координации военных действий у противников большевиков.

     5.Отсутствие политического и идеологического единства среди антисоветских сил.

Итоги гражданской войны

1917-1922 гг. – в результате красного и белого террора, голода, болезней страна потеряла  на фронте более 8 млн. человек.

Около 2 млн. – почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей мере научно-художественная элита дореволюционной России – оказались в эмиграции.

Война оказала воздействие на психику людей, подорвав генетический фонд нации. Война стала трагедией  для русской интеллигенции, которая искала в революции правду и истину, а столкнулась с террором, понесла огромные потери.

Экономический ущерб составил 50 млрд. золотых рублей.

Промышленное производство в 1920 г. по сравнению с 1913 г. сократилось в 7 раз, сельскохозяйственное – на 38 %.

Победу одержали красные.

Студенты записывают выводы и обобщения по данному вопросу и выставляют в оценочный лист отметку за выполнение творческого задания.

В заключение преподаватель предлагает студентам  сделать свой вывод, ответив на вопрос: «Каковы уроки гражданской войны?»

Какие уроки из гражданской войны можем извлечь мы с вами?

Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия.

Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

В гражданской войне не бывает победителей.

Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам.

Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.

Рефлексия. Предложить студентам ответить на вопросы: «Что  вы узнали нового  на сегодняшнем уроке о гражданской войне? Что вам понравилось?»

Белые и красные в гражданской войне.

“Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем не сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть”.

(Б. Васильев, писатель)

Студенты выставляют в лист опроса  отметку за урок  на основании имеющихся у них навыков самооценки по итогам 3-х  оценок за каждый вид деятельности:

1- тест-опрос

2- работа с документами и схемой

3- презентация творческого проекта.

В заключение преподаватель предлагает студентам  сформулировать свой вывод, ответив на вопрос «Каковы уроки гражданской войны ?»

Домашнее задание  выводится на экран, дается разъяснение по его выполнению.

 Учебник. История. П.С. Самыгин - стр.333-340.

Учебник. История. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина - стр.178-194.

Творческое задание по выбору:

написать эссе на тему «Гражданская война в истории моей семьи»;

подготовить биографию личности эпохи гражданской войны;

составить кроссворд с использованием терминов темы «Гражданская война в России».


Литература

  1. Анисимов А. Армии Деникина до и после разгрома // Военно-исторический журнал. 1996 №6. С. 65-76.
  2. Архив русской революции: в 22 т. М., 1991.
  3. Врангель П. Н. Воспоминания. В 2-х ч. М. , 1992.
  4. Гражданская война в СССР. ТТ. 1-2 М. ,1980-1986.
  5. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1987.
  6. Декреты Советской власти. ТТ. 1-10. М., 1957-1980.
  7. Деникин А. И. Очерки русской смуты: в 5 т. М., 1989-1991.
  8. Данилов А. А. История России ХХ век. Справочные материалы. М., 1996.
  9. Долуцкий И. И. Отечественная война. ХХ век. М., 2005.
  10. Поляков Ю. А. Гражданская война: взгляд сквозь годы. Уфа, 2010.
  11. Рыбников В. В., Слободин В. П. Белое движение в годы гражданской войны в России. М., 2008.
  12. Хрестоматия по истории России. 1917-1940 гг. М., 2004.
  13. Шульгин В. В. Дни. 1920.-М., 1989
  14. https://www.sevfoto.infori.ru
  15. https://www.bg.-history.info


Приложения

Схема 1. «Военный коммунизм» 1918-1920 гг.

Внутренняя политика советского государства в период гражданской войны и интервенции


Документ №1. Из приказ Верховного правителя и верховного главнокомандующего Колчака от 28 июля 1919 г.

Мы ведём борьбу за русское национальное дело восстановления Родины, как свободного, единого и независимого государства. Мы ведём борьбу за право самого народа путём свободных выборов в Национальное Учредительное Собрание определить свою судьбу в устройстве государственной власти и в удовлетворении земледельцев в земле и рабочих в необходимых условиях труда. Чуждые религиозной нетерпимости, мы ведём войну за то, чтобы никто не мог посягать на наши святыни и нашу веру. Наша Родина стоит перед потерей государственной и национальной самостоятельности и раздела. Большевики, обещавшие народу мир, хлеб и свободу, дали ему братоубийственную войну, голод и гнёт неограниченной власти кучки людей, лишённых родины, веры, чести. Мы ведём войну за то, чтобы их уничтожить…

Задание: оцените данный программный документ на предмет наличия в нём конкретных социально-экономических и политических требований.

     Каковы главные идеи программы?

Документ №2. Из наказа А.И. Деникина Особому совещанию

Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
  2. Борьба с большевизмом до конца.
  3. Военная диктатура… Всякое противодействие справа и слева – карать.

          Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания…

  1. Внешняя политика – только национальная русская… За помощь – ни пяди русской земли.
  2. Продолжать разработку аграрного и рабочего закона…
  3. Оздоровить фронт и войсковой тыл работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, введением полевых судов и применением крайних репрессий.

Задание: оцените данный программный документ на предмет наличия в нём конкретных социально-экономических и политических требований. Каковы главные идеи программы?

Документ №3. Из книги воспоминаний митрополита Вениамина «На рубеже двух эпох»

Какими же принципами руководствовалось белое движение? Хотя я потом принимал весьма деятельное участие в нём и занимал высокое положение… но и тогда, и теперь сознаюсь: у нас не было не только подробной социально-политической программы, но даже самые основные принципы не были ясны до конца…

Можно сказать, что наше движение руководствовалось скорее негативными, протестующими мотивами, чем ясными, положительными задачами… Мы боролись против большевиков – вот общая цель. Предполагалось, будто всем это ясно. Но на деле было не так…

Что касается политического строя, то он был неясный: вот покончить бы с большевиками, а там «всё устроится». Как? Опять Учредительное собрание? Нет!.. Монархия с династией Романовых? И об этом не говорилось. Конституция? Да, это скорее всего. Но какая, кто, как – было неизвестно…

Что с землёй? Тут было ясно: восстановление собственников и собственности. Но этого ли хотел народ? Нет.

Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя им отказать в колоссальном размере идеи..

Я думаю, здесь лежала одна из главнейших причин провала всего белого движения – в его безыдейности!

Задание: в чём видит митрополит Вениамин главную причину поражения белого движения? Как вы думаете, каковы другие причины?

Документ №4. Программа белого движения:

  1. А.И. Деникин. “Из наказа Особому совещанию”: “Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: –
    – Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.
    – Борьба с большевизмом до конца. – Военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.
    – Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.
  2. Решение аграрного вопроса: Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.
  3. Решение рабочего вопроса: Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.

Документ №5. Программа красного движения:

  1. Защита завоеваний Октябрьской революции.
  2. Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
  3. Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы.
  4. Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры.
  5. Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.

Документ №6. Программа зелёного движения:

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: “Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:

  1. Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
  2. Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
  3. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
  4. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
  5. Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
  6. Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!

Документ №7. Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н.Розанова, 27 марта 1919 г.:

“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт –расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.
3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.
4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.

Документ №8. Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:

Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: “Красный террор”. “Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...

Методическая разработка урока истории "Гражданская война в России"

Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для ...

Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку

Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей....

методическая разработка урока "Первая мировая война"

В последнее время все больше проявляется интереса к почти "забытой" в советской истории Первой мировой войне. Студенты о ней знают очень мало. очень хочется, чтобы этот урок  поспособст...