Методическая разработка урока литературы по творчеству Н.Г. Чернышевского
методическая разработка на тему

Светлана Левина

Вариант примерного изучения произведения Н.Г. Чернышевского "Что делать" со студентами СПО при условии, что они предварительно незнакомы с текстом  и на изучение романа выделяется не более двух часов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный

промышленно-экономический колледж»

Методическая разработка учебного занятия

СГПЭК

Саранск, 2016


Оглавление

Элементы оглавления не найдены.


План урока

Дисциплина -  литература

Группа – Ю1А

Тема: «Я знал одной лишь думы власть…» (Размышление о судьбе и романе

Н.Г. Чернышевского)

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: урок-знакомство

Цели урока:

образовательная – сформировать знания студентов о биографии Н.Г. Чернышевского и творческой истории романа «Что делать?»; сформировать умение исследовать текст художественного произведения, четко выражать свои мысли, аргументировать их, формировать умение высказывать собственную точку зрения;

развивающая – развивать умение выразительного чтения; развивать память, логическое, абстрактное мышление, коммуникативность, совершенствовать навыки самостоятельной работы над прочитанным, культуру речи;

 воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к родному слову,  родной земле, краю, воспитывать нравственную зоркость, умение вести диалог, соблюдать речевой этикет.

Межпредметные связи:  история, русский язык, культура речи, информатика и ИКТ

Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, планшетные компьютеры с выходом в Интернет.

Структура и содержание занятия

Элементы урока

Способы,

приемы и действия

Методы

преподавателя

студентов

1 Организационный момент

Задача: нацелить студентов на урок

 - приветствует студентов и гостей;

 - проверяет готовность аудитории и студентов, нацеливает на урок;

 - сообщает студентам и гостям  об особенностях урока

 - приветствуют преподавателя и гостей

-организуют рабочее место;

 - осмысливают сказанное преподавателем

Словесно-репродуктивный

2 Стадия вызова Задача: сформировать мотив к обучению, вызвать интерес к теме.

- предлагает поразмышлять над предложенной ситуацией и ответить на вопросы;

 - предлагает гостям угадать, о каком писателе и произведении пойдет речь;

- называет тему урока и эпиграф

- предлагает оценить поступок героя, слушает мнение учащихся

 - предлагает открыть текст произведения и прочитать название первой главы

- предлагает ответить на вопрос: о чем пойдет речь в романе;

- просит зачитать предисловие автора к роману

- высказывают свои размышления, устно отвечают на вопросы;

 - слушают ответы гостей;

 - записывают в тетрадь тему и эпиграф урока;

- оценивают и характеризуют поведение героя

 - находят на сайте bookol.ru текст романа, читают название первой главы

- отвечают на вопрос

- зачитывает предисловие

Побуждающе-поисковый

Репродуктивный

Частично-поисковый, проблемный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Репродуктивный

3 Стадия осмысления

Задача: сформировать новые знания, соотнести их с уже имеющимися, поддержать интерес к теме

- просит студентов рассказать об истории создания романа

- задает вопросы по прослушанному материалу

- просит подготовленного ученика рассказать биографию писателя

- один из студентов рассказывает об истории создания романа, остальные воспринимают, осмысливают основное содержание, делают записи в тетради;

- отвечают на вопросы

- воспринимают, осмысливают информацию, делают записи в тетради

Объяснительно-репродуктивный, демонстрационный; иллюстративный.

Частично-поисковый

репродуктивный

4 Домашнее задание

Задача: дать методику выполнения домашнего задания

- выдает домашнее задание

 

записывают задание;

-задают вопросы по непонятным моментам

Самостоятельная работа

5Рефлексия

 Задача: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

- предлагает подвести итоги урока, используя прием «Шесть шляп мышления»

 -воспроизводят знания, осмысливают взаимосвязи между элементами знаний

-делают выводы и сообщают решения;

- отвечают на вопросы

Репродуктивный

Частично-поисковый


Ход урока

  1. Орг. момент

Добрый день, уважаемые гости, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы, на уроке русской словесности. Занимайте свои места, готовьтесь к уроку. Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным, у нас в гостях преподаватели колледжа, и это занятие мы проведем в рамках Школы педагогического мастерства.

Для вас, ребята, урок необычен тем, что он будет продолжаться всего 45 минут, как в школе, но оставшееся время вы потратите на самостоятельную работу и подготовку к следующему уроку литературы.

  1. Стадия вызова
  1. Ребята, вспомните, пожалуйста, о каком периоде русской литературы мы говорили на предыдущих уроках? (О литературе второй половины 19 века)
  2. С творчеством каких писателей мы познакомились?

Сегодня мы продолжим разговор о литературе второй половины 19 века, но герой нашего урока вам еще не знаком. Поэтому наш урок я назвала урок-знакомство или урок- открытие.

Прежде, чем я назову имя героя сегодняшнего урока, я предлагаю вам поразмышлять над следующей ситуацией:

Ситуация для девушек: вы замужем более 3-х лет, «как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго». (гл.3, V) Вы счастливы, кажется, ничто не может омрачить ваши отношения с мужем. Однажды ваш муж приводит в дом своего давнего друга, сокурсника по университету. И с этого момента тот часто бывает у вас. Примерно через полгода вы понимаете, что чувства, которые вы испытывали к мужу,- всё что угодно, только не любовь. А любовь проснулась только сейчас, и к тому же она взаимна.

Вопрос:Каким образом вы постараетесь выйти из создавшейся ситуации?

Девочки предлагают разное: уйти с любимым ( не жестоко ли по отношению к мужу?), прекратить все отношения с другом мужа ( предать любовь?). Был и такой вариант: скрыв от мужа, завести роман с его другом, как Варвара Кабанова из «Грозы» А.Н.Островского (что ж, очень современно!).

Вопрос для мальчиков: что предпримете вы, оказавшись в таком положении? Ответы ребят любопытны, но на моих уроках ни разу не прозвучало близкое к тому, что совершил герой романа. Об этом мы и говорим дальше.

Вопрос к гостям: Узнали ли вы сюжет произведения?

Внимание на презентацию: Открываю портрет. Узнаете? Нет? Открываю подзаголовок темы.

-Именно с такой проблемой столкнулись герои романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Итак, сегодня на уроке мы начнем разговор о творчестве Чернышевского и немного познакомимся с его романом «Что делать?»

Как же поступил любящий муж? Он догадывается обо всём, не ждёт объяснений и говорит жене, что едет на время в Москву. Сам же, никуда не уезжая из города, снимает номер в гостинице, а ночью «в половине третьего часа…на середине Литейного моста сверкнул огонь и послышался выстрел. Бросились на выстрел караульные служители, сбежались малочисленные прохожие, - никого и ничего не было на том месте, где раздался выстрел. Значит, не застрелил, а застрелился. Нашлись охотники нырять, притащили через несколько времени багры, притащили даже какую-то рыбацкую сеть, ныряли, нащупывали, ловили, поймали полсотни больших щеп, но тела не нашли и не поймали. Да и как найти? – ночь тёмная». ( I, «Дурак» ) Утром того же дня его жена получает письмо следующего содержания: «Я смущал ваше спокойствие. Я ухожу со сцены. Не жалейте, я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте.» ( II, «Первое следствие дурацкого дела»)

- Как вы оцениваете этот поступок?

В классе обычно находится кто-то, кто выкрикивает: «Дурак!»

- Видимо, той ночью и вы были на мосту в толпе. Находим в интернете роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», открываем первую главу романа, читаем её название. Да, «Дурак».

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в романе?

Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?

- Об этом пишет и автор в «Предисловии»: «Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина…» (читаем III, «Предисловие»)

3. Стадия осмысления

1) Сообщение студента ( предварительная индивидуальная подготовка )«История создания романа». История создания произведения в условиях пребывания писателя в Петропавловской крепости, о необходимости выбора именно такой формы повествования.

Подводим итог этой части разговора: замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.

2)Почему Чернышевский создавал свой роман в заключении? Какова судьба этого малоизвестного вам писателя? Давайте поговорим о биографии Н.Г. Найдите сведения о Чернышевском в Интернете.

Сообщение студента «Биография Н.Г. Чернышевского»

Вернемся к вопросу, на который мы пока не получили ответа, о чем роман? Посмотрим внимательно на название романа. Подзаголовок Чернышевского: Из рассказов о новых людях.

Так кто же такие «новые люди»? На этот вопрос вы ответите, выборочно прочитав роман к следующему уроку.

Записываем домашнее задание:

- прочитать  гл. 3 «Замужество и вторая любовь», VIII

- записать в тетрадь «Моральный кодекс героев»

- поможет вам разобраться в содержании романа презентация, которую вы можете скачать с нашего сайта

4. Рефлексия.

Подводим итоги сегодняшнего урока. Используем прием «Шесть шляп мышления», т.е. попытаемся поразмыслить шестью разными способами.

1. Итак, представьте, что каждый из вас сейчас надел белую шляпу, поэтому сейчас мы вспоминаем только факты, которые узнали сегодня на уроке.

- О чем говорили?

- Что узнали о Чернышевском?

- Когда и где был создан роман «Что делать?»

2. А теперь надеваем желтую шляпу. Она позволяет нам мыслить позитивно.

- Что на уроке вам показалось наиболее интересным, познавательным?

3. Снимаем желтую шляпу и надеваем черную. Это противоположность желтой шляпы.

- Скажите, что сегодня вам показалось трудным, непонятным?

4. Поменяем черную шляпу на красную? Это эмоциональная шляпа.

- Скажите какие чувства вы испытывали сегодня во время тех или иных моментов урока?

5. Теперь на вас  - зеленая шляпа. Это творческое мышление.

- Как вы думаете, должен ли человек ради другого человека отказаться иногда от личных интересов, личной жизни, любимого дела, как это сделал герой романа?

 - Что бы вы хотели изменить на сегодняшнем уроке?

6. И наконец, вы надеваете синюю шляпу. Эта шляпа – философская, обобщающая.

- Сформулируйте одним предложением впечатления от сегодняшнего урока. Был ли этот урок необычен?

5. Подведение итогов.

Надеюсь, урок-знакомство оказался интересным для вас, и у вас появится желание прочитать роман Чернышевского и понять, почему он так занимал умы молодого поколения на протяжении нескольких десятилетий 19 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы

Разработка урока по литературе по теме "  Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова. "...

Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

«Царственное слово» А. АхматовойСтихотворение А. Ахматовой  «Кого когда-то называли люди...» Предмет - русская литератураКурс   -1Тема урока:   «Кого когда-то называли лю...

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка урока литературы "Романтизм в ранних произведениях М.Горького"

Цель методической разработки - показать возможности использования компьютерных, информационных мультимедиа технологийна уроке литературы при изучении и углублении понятия романтизм для усиления познав...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дисциплина: «Литература» Тема: «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием»

Методическая разработка урока по творчеству А.А.Ахматовой.  Урок разработан с использованием технологии РКМЧП  и информационной технологии....

Методическая разработка урока литературы "Обличительная сила сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина в сказке "Дикий помещик".

Методическая разработка адресована преподавателям 1-х курсов и учителям 10-х классов. В ней дан подробный план-конспект урока с хронометражем каждого этапа, также имеются методические рекомендации для...