Методическая разработка урока литературы
учебно-методический материал по теме

Кочановская Любовь Викторовна

 Разработка урока по литературе по теме "  Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова. " 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki_urokov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока  литературы

на  1 курсе

  Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

 

 ЦЕЛИ УРОКА:

 • показать обучающимся особенности    эпохи,  в которую  жил и писал свои произведения Н.А. Некрасов;

 • охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа;

 • вызвать эмоциональный отклик на его стихи;

 ЗАДАЧИ:

 • увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;

 • выявить авторское отношение к народной теме, путем наблюдений над текстами произведений;

ХОД УРОКА

 Слово преподавателя.

 Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви, сочувствия к простому народу.

 

Цель нашего урока -    показать особенности    эпохи,  в которую  жил и писал свои произведения Н.А. Некрасов;

 -  охарактеризовать его произведения, написанные о   народе и для народа;

- увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;

 -  выявить авторское отношение к народной теме, путем наблюдений над текстами произведений

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На сегодняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет студент), который будет давать исторические справки.

 Оформляем страницу в рабочей тетради.

 Николай Алексеевич Некрасов (28/XI-1821 – 27/XII-1877)

 Запишем эпиграф:

 Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Записываем эпиграф:

 Я лиру посвятил народу своему…

 Быть может, я умру, неведомый ему,

 Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

 О чем говорит эпиграф?

 (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

 Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается оттого, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта — звать народ к пробуждению.

 Историческая справка.

(Говорит студент, выполняющий  роль историка на уроке).

        Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутило своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

 Преподаватель

 Такой идеал избрал себе Некрасов.

 Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амп¬луа».

 «Родина» — новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

 Чтение стихотворения «Родина» (1846) студентом.

 Дополнение преподавателя

 Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

 - Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

 - Ничего, - отвечал Некрасов.

 - Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

 - Не пойду. Оставьте меня.

 - Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

 Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узнаешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комна¬ту, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

 - Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

 - Дайте ему водки, иззяб весь.

 Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

 - С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

 «Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впе-чатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.

Студент = историк даёт историческую справку.

 Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Студент читает «В полном разгаре страда деревенская»

 Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

 Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодёжью романсов.

  Студентка читает «Тройка».

 Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.

 Анализ:

 1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?

 -Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.

 2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.

 а/Эпитеты: бьется игриво

 из-под брови полукруглой

 смотрит бойко

 лукавый глазок

 взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

 б/олицетворение: бьется лента

 в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь

 г/сравнение: черных как ночь

 д/метонимия :лукавый глазок(вместо взгляд)

 3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?

 -Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

 4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

 а/Эпитеты: перетянешь уродливо

 выражение тупого терпения

 бессмысленный, вечный испуг

 сон непробудный (длительный, непрерывный)

 муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)

 б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести

 5/Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?

 -Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…

 Предпоследняя строфа :не гляди же с тоской на дорогу…

 6 -Какую роль играет этот прием повтора?

 -Образует кольцевую композицию.

 7 -Каким размером написано стихотворение?

 (Рассматриваем на примере предпоследней строфы)

 Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-

 И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/

 И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-

 Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/

 -Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

 6/Как они рифмованы?

 -Женская рифма чередуется с мужской.

 …огу

 …ши Перекрестная рифма

 …огу

 …ши

 Вывод. -Какова тема стихотворения?

 (Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.)

 -В чем заключается его основная мысль?

 -Вызывает сочувствие к несчастью других.

 В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества.

    Преподаватель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда», отрывок из которого вы учили ранее.

 Чтение стихотворения преподавателем:  

 - Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

 (Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес.)

 Какую особенность можно отметить в этом стихотворении?

 ( Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)).

      Как расположены противопоставленные темы?

 (Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и , следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости).

 Чтение стихотворения «Забытая деревня».

 О чем это стихотворение?

 (Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает).

 - Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

 (Его нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Наоборот, интонация рассказчика ироническая, как бы он вообще никому не сочувствовал).

 Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2. Можно истолковать эти строки и так.)

   Преподаватель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

 Рать подымается

 Неисчислимая.

 Сила в ней скажется

 Несокрушимая.

 Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину любящий её поэт.

 Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

 - Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам.

 - Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках

 Я лиру посвятил народу своему…

 Быть может, я умру, неведомый ему,

 Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

 Домашнее задание.

 Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.

 Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...