УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
рабочая программа
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02. Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk.docx | 67.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Майкоп, 2016
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02. Преподавание в начальных классах
по программе углубленной подготовки
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Разработчик: Терчукова Лидия Пшикановна, преподаватель частных дисциплин
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией преподавателей педагогики и психологии
Председатель ПЦК: Вербицкая Л.М.
Утверждена заместителем директора
по учебной работе Терчукова Л. П.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Учебно-методический комплекс ПМ 04. Методическое обеспечение образовательного процесса создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
УМК по МДК 04.01 включают теоретический блок, перечень практических занятий и лабораторных работ, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).
Приступая к изучению новой учебной МДК 04.01, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК, приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим и лабораторным работам необходимо для получения зачета по МДК 04.01 и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения МДК 04.01 предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая анализ показательных уроков, оформление дневников показательной практики, подбор системы упражнений, оформление дидактических игр и занимательного материала по математике.
По итогам изучения МДК 04.01 проводится промежуточный вид контроля в виде экзамена.
В результате освоения МДК 04.01 Вы должны:
иметь практический опыт:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по математике, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по математике;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.
В результате освоения ПМ04 (МДК 04.1.) Вы должны знать:
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования по математике;
- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по математике;
- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по математике;
- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
- содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания начального курса математики;
- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
- методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по математике;
- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
В результате освоения ПМ04 (МДК 04.1.) у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Таблица 1
В результате освоения ПМ04 (МДК 04.1.) у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК).
Таблица 2
Внимание! Если в ходе изучения МДК 04.01 у Вас возникают трудности или Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете получить консультацию у преподавателя.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ПМ04 (МДК 04.1.)
Таблица 3
Желаем Вам удачи
СОДЕРЖАНИЕ
ПМ 04 (МДК.04.01.) Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
- Краткое содержание теоретического материала программы.
Раздел 1
Тема 1.1. Теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов:
- Методическая деятельность и ее специфика в системе начального общего образования. Сущность, цели и функции методической деятельности учителя начальных классов;
- Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры. Направления и содержание методической деятельности учителя начальных классов;
- Источники содержания методической работы учителя начальных классов;
- Коллективная и индивидуальная методическая работа учителя начальных классов;
- Уровни и формы осуществления методической деятельности;
- Формы и способы подачи результатов методической деятельности;
- Методическое объединение учителей начальных классов.
Цели, задачи и содержание деятельности методического объединения учителей начальных классов.
- Направления и формы работы методического объединения.
Организация работы школьного методического объединения. Документооборот методического объединения. Контроль над деятельностью методического объединения
Тема 1.2. Планирование как основа методического обеспечения образовательного процесса
- Технология проектирования педагогического процесса;
- Этапы педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.
- Проектировочная деятельность учителя начальных классов.
- Планирование как результат конструирования педагогического процесса.
- Планирование в деятельности учителя начальных классов.
- Виды планирования.
- Этапы подготовки к тематическому планированию учебного материала.
- Подготовка учителя к уроку и его планирование.
- Требования к оформлению тематического и поурочного плана;
- Планирование комплексного методического обеспечения.
- Понятие об учебно-методическом комплексе (УМК).
- Структура УМК.
- Этапы разработки УМК. Требования к оформлению УМК.
Тема 1.3. Современные подходы и педагогические технологии в области начального образования
- Современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.
- Компетентностный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Личностно-ориентированный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Гендерный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Ассоциативный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Деятельностный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Модульный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Индивидуализация и дифференциация обучения: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Современные педагогические технологии в начальном образовании;
- Технологии развивающего обучения.
- Технология УДЕ.
- Технологии проблемного обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе.
- Технологии дифференцированного обучения;
- Технологии индивидуализации обучения.
- Технологии учебного сотрудничества
- Метод проектов как педагогическая технология
- Концептуальные основы и содержание учебно-методических комплектов и вариативных программ начального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Учебный план. Примерные программы. Учебники. Общая характеристика УМК «Школы России», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Школа 2100», «Дидактическая система Л.В. Занкова», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова».
Тема 1.4. Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов
- Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов;
- Понятие о предметно-развивающей среде, ее роль, цели и задачи;
- Влияние особенностей программ и УМК начального общего образования при создании предметно - развивающей среды;
- Педагогические условия создания предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Проектирование предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.
- Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических материалов для оснащения кабинета начальных классов.
- Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.
Раздел 2
Тема 2.1. Обобщение новаторского и передового педагогического опыта
- Сущность и критерии новаторского и передового педагогического опыта.
- Сущность новаторского и педагогического опыта.
- Источники педагогического опыта. Критерии выбора педагогического опыта для обобщения. Уровни обобщения педагогического опыта
- Обобщение, представление и распространение педагогического опыта.
- Система работы по изучению новаторского и передового педагогического опыта. Основные формы и методы выявления и изучения новаторского и передового педагогического опыта.
- Требования к методическим разработкам.
- Требования к оформлению новаторского и передового педагогического опыта.
Тема 2.2. Инновационный характер педагогической деятельности
- Понятие об инновации. Направления инноваций в образовании. Этапы инновационной деятельности. Характеристики и критерии оценки инноваций. Технология управления инновационным процессом.
- Методические инновации. Готовность учителя начальных классов к инновационной деятельности в системе методической работы.
- Виды методических инноваций. Технология инновационной методической деятельности.
- Организация опытно-экспериментальной работы в сфере образования. Роль, цели и задачи опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
- Методологические характеристики опытно-экспериментальной работы в сфере образования
- Основные направления опытно-экспериментальной
работы в сфере образования. Технология организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования;
- Представление и защита результатов опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
- Подготовка и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию.
- Лабораторные работы (темы, содержание)
- Практические занятия по методике преподавания русского языка (темы, содержание)
- Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)
В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая следующие виды заданий:
Самостоятельная работа при изучении МДК.04.01.
Тема 1.1. Теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов
- Выполнение индивидуального проектного задания на тему: «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов».
- Исследовательская работа на тему: «Вариативные УМК начального общего образования: практика применения в школах г. Находки Приморского края, «Практика организации работы методического объединения учителей начальных классов в г. Майкопе РА. Сравнительная характеристика вариативных УМК для начальной школы. Составление таблицы
- Формы повышения квалификации учителей начальных классов. Подготовка сообщения
Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов. Непрерывная система образования учителя. Составление тезисов.
- Мотивация педагогической деятельности. Конспектирование.
- Современные образовательные технологии: практика применения в школах Приморского края. Обзор методических материалов.
- Характеристика вариативных программ начального общего образования. Составление аннотаций.
- Планирование урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Составление методических рекомендаций.
- Система методических материалов в работе учителя начальных классов. Составление списка методических материалов.
- Организация методической работы с начинающими учителями. Составление тезисов.
- Работа учебного заведения над единой методической темой. Конспектирование.
- Организация и проведение методической недели. Составление плана проведения недели.
- Мониторинг профессиональной деятельности учителя начальных классов. Подготовка сообщения.
- Рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку. Подготовка рефлексивного анализа.
Тема 2.1. Обобщение новаторского и передового педагогического опыта
- Исследовательская работа на тему «Опыт обучения и воспитания педагогов-новаторов»
- Опытно-экспериментальная работа на тему: «Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников».
- Планирование учебно-воспитательного процесса в классах коррекционного (развивающего) обучения. Подготовка сообщения.
- Авторская программа. Характеристика авторской программы.
- Авторский коллектив. Составление тезисов.
- Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога. Подготовка сообщения.
- Внедрение инноваций в педагогическую деятельность. Составление тезисов.
- Проведение конкурса «Педагогические инновации». Составление аннотации
- Инновационные технологии воспитания. Конспектирование.
- Условия эффективности эксперимента. Составление таблицы.
- Учебное заведение – экспериментальная площадка. Опыт работы региональных экспериментальных площадок. Представление опыта.
Учебное заведение – лаборатория. Представление опыта.
Форма контроля самостоятельной работы:
проверка выполнения ЛПР; проверка конспектов, проектов, отчетов, рецензий, рефератов, выступлений, планов; защита презентаций.
Методические рекомендации к конспекту урока
1. Конспект урока должен раскрывать современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий.
2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме.
3. Требования к содержанию:
– достижимость и четкость постановки целей и задач урока;
– наличие мотивации темы;
– соответствие содержания сформулированным целям;
– соответствие содержания уровню обучения;
– ориентация образовательного процесса на получение новых результатов (компетенций);
– установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей;
– адекватность формы урока и используемых методов содержанию учебного материала;
– целесообразность выбора методов обучения, их соответствие содержанию и целям урока;
– целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
– создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и учителя;
– оптимальность и разнообразие приемов обратной связи;
– качество постановки цели урока и подведения итогов.
4.Требования к форме урока:
– разнообразие средств обучения и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения;
– учет возможностей дифференцированного обучения, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке;
– вариативность форм представления знания.
5.Требования к структуре урока:
– соответствие структуры урока целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся;
– четкость структуры урока, выделение этапов урока.
6. К конспекту урока должны прилагаться готовые дополнительные материалы (карточки, тексты, примеры и т.п.) или должна быть информация по их поиску в сети Интернет.
7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, должность, наименование образовательного учреждения, название населенного пункта.
8. Структура конспекта урока:
Тема:
Класс:
Тип урока:
Цели:
Оборудование:
Оформление доски:
Планируемые результаты (компетенции):
Ход урока:
Правила оформления компьютерных презентаций
Правила выбора цветовой гаммы
1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
2. Исключать несочетаемые комбинации цветов.
3. Помнить, что черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст, а белый текст на черном фоне читается плохо.
Правила общей композиции
1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
2. Дизайн должен быть простым, а текст – коротким.
3. Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
4. Крупные объекты в составе любой композиции, огромные буквы в заголовках – все это придает дизайну непрофессиональный вид;
5. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
6. Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.
Текстовая информация
• размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
• цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
• тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
• не рекомендуется использовать более 3 типов шрифта;
• для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы;
• шрифтовой контраст можно создать посредством размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
• курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация
• рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
• желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
• цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
• иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
• если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
• Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
• необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
• если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Общие правила оформления текста
1. Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них.
2. Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее.
3. Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
4. Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.
5. В тексте не допустимы ошибки в правописании.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
Требования к проекту
Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы.
Цель метода проектов – обеспечить участникам проекта возможность и необходимость самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели:
- знания из разных областей;
- способность прогнозировать результаты и возможные последствия;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Требования к проекту:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, познавательная значимость предлагаемых результатов (осязаемость результата и реальная адресная направленность).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов.
Алгоритм подготовки учащихся к презентации проекта
- Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
- Постановка проблемы.
- Постановка цели.
- Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
- Промежуточное обсуждение полученных данных, подготовка к презентации проекта.
- Защита проектов.
- Коллективное обсуждение, анализ результатов проекта, выводы.
Рекомендации к выполнению рефератов
Реферат (от лат. refero ‘сообщаю’) – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Изложение материала носить проблемно-тематический характер.
Этапы работы над рефератом
Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8-10 различных источников).
Составление списка литературы.
Обработка и систематизация информации.
- Разработка плана реферата.
- Написание реферата.
- Подготовка презентации к защите.
- Публичное выступление (защита) с результатами исследования.
Примерная структура реферата
Титульный лист.
Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
Список литературы.
Требования к оформлению реферата
Рекомендуемый объем реферата – 10-15 печатных страниц; приложения к работе не входят в ее объем.
Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки реферата
- Актуальность темы исследования.
- Соответствие содержания теме, цели, задачам исследования.
- Последовательность изложения материала.
- Оптимальность использования информационных источников.
- Соответствие оформления реферата предъявляемым требованиям.
- Эффективность использования ИКТ-технологий.
- Соответствие речевого оформления реферата и защитного слова предъявляемым требованиям.
1. Организация разработки тематики курсовых работ
1.1. Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями колледжа и рассматривается соответствующими цикловыми комиссиями. Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.
1.2. Тематика курсовых работ должна соответствовать содержанию дисциплины, профессионального модуля профессионального цикла.
1.3. Тематика курсовой работы может быть связана с программой производственной (профессиональной) практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной форме - с их непосредственной работой.
1.4. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, определяемых в соответствии с уровнем освоения дисциплин, компетенций и уровня подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований, обязательных при реализации основных профессиональных программ и дополнительным требованиям образовательного учреждения по специальности.
2. Требования к структуре курсовой работы
2.1. По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста или 20-25 страниц рукописного текста.
2.2. Структура курсовой работы реферативного характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложения.
2.3. Структура курсовой работы практического характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы:
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
- второй раздел посвящен проектированию педагогической деятельности, описанию ее реализации, оценке ее результативности. Сюда также может войти система разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий с обоснованием их разработки и рекомендации по их применению.
Для специальностей технического профиля вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, программным кодом.
Для специальностей гуманитарного профиля второй раздел выпускной квалификационной работы включает в себя анализ законодательной базы федерального, регионального значения, исследование муниципальных нормативно – правовых актов, изучение актуальных вопросов социальной политики региона и прочее.
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложения.
2.4. Структура курсовой работы опытно — экспериментального характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся теоретические основы вырабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
- второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
- списка используемой литературы;
- приложения.
Объем пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 5 страниц печатного текста, объем графической части — 1,5 - 2 листа.
3. Организация выполнения курсовой работы
3.1. Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, профессиональному модулю, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний, умений и компетенций обучающихся, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
3.2. Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. На весь период обучения предусматривается выполнение не более 1 курсовой работы. Курсовая работа по дисциплине выполняется в сроки, определенные планом учебного процесса по специальности.
3.3. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.
3.4. На время выполнения курсовой работы составляется расписание консультаций, утверждаемое руководителем образовательного учреждения. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в плане учебного процесса.
В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, даются ответы на вопросы студентов.
3.5. Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль хода выполнения курсовой работы;
- подготовка письменного отзыва на курсовую работу.
3.6. По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
3.7. Письменный отзыв должен включать:
- заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;
- оценку качества выполнения курсовой работы;
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;
- оценку курсовой работы.
3.8. При необходимости руководитель курсовой работы может предусмотреть защиту курсовой работы. Защита курсовой работы является обязательной и проводится за счет объёма времени, предусмотренного на изучение дисциплины или профессионального модуля.
4. Контроль результатов курсовой работы
4.1. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».
4.2. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
5. Хранение курсовых работ
5.1. Выполненные студентами курсовые работы хранятся 1 год. По истечении указанного срока все курсовые работы, не представляющие для кабинета интереса, списываются по акту.
5.2. Лучшие курсовые работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях образовательного учреждения.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ИКВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
- Проектирование учебно-методического комплекса (по дисциплинам образовательной программы начального общего образования и факультативным дисциплинам)
- Изучение и обобщение новаторского (передового) педагогического опыта. Технологии педагогического мастерства.
- Модульный подход в обучении.
- Концептуальные основы и методика проблемного обучения.
- Проектирование развивающих технологий обучения.
- Методические основы компьютерного обучения в начальной школе.
- Учебные программы и авторские курсы в начальном образовании.
- Особенности организации педагогом проектирования индивидуальной образовательной деятельности младшего школьника.
- Методические особенности организации педагогом внеурочной деятельности младших школьников.
- Роль учителя в социализации младших школьников в условиях массовой школы.
- Особенности методической деятельности педагога по созданию портфолио младшего школьника.
- Особенности организации деятельности педагога по адаптации младших школьников к обучению в начальной школе.
- Особенности методической работы учителя в процессе обучения гиперактивных школьников в начальных классах.
- Методические особенности деятельности учителя начальных классов по выявлению одаренных младших школьников.
- Методика выявления интересов современных младших школьников во внеурочной деятельности.
- Особенности методической работы педагога по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ОВЗ.
- Подготовка учителя начальных классов к работе с детьми ОВЗ.
- Методические основы использования игровых технологий как средства развития познавательного интереса младших школьников.
- Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры учителя. Методические особенности организации педагогом исследовательской деятельности младших школьников.
- Методические особенности работы педагога по формированию коммуникативных УУД младших школьников.
- Проектная деятельность как средство развития творческих интересов младших школьников.
- - Особенности УМК для начальной школы (Школа России, Гармония, Перспектива, Планета знаний и др. из перечня рекомендованных или допущенных на текущий учебный год – по выбору)
- Образовательные технологии деятельностного типа в начальной школе (проблемное обучение, интерактивное обучение, ИКТ и др. – по выбору)
- Проект рабочей программы учебной дисциплины начального общего образования, программы дополнительного образования (кружок, секция, творческая студия и т.д.)
- Проект предметно-развивающей среды начальной школы.
- Обобщение опыта конкретного учителя.
- Аттестация педагогических работников.
- Особенности организации педагогом проектирования индивидуальной образовательной деятельности младшего школь-ника.
- Методические особенности организации педагогом внеурочной деятельности младших школьников.
- Роль учителя в социализации младших школьников в условиях массовой школы.
- Особенности методической деятельности педагога по созданию портфолио младшего школьника.
- Особенности организации деятельности педагога по адаптации младших школьников к обучению в начальной школе.
- Особенности методической работы учителя в процессе обучения гиперактивных школьников в начальных классах.
- Методические особенности деятельности учителя начальных классов по выявлению одаренных младших школьников.
- Методика выявления интересов современных младших школьников во внеурочной деятельности.
- Особенности методической работы педагога по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ОВЗ.
- Подготовка учителя начальных классов к работе с детьми ОВЗ.
- Методические основы использования игровых технологий как средства развития познавательного интереса младших школьников.
- Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры учителя.
- Методические особенности организации педагогом исследовательской деятельности младших школьников.
- Методические особенности работы педагога по формированию коммуникативных УУД младших школьников.
- Проектная деятельность как средство развития творческих интересов младших школьников.
- Учебные программы и авторские курсы в начальном образовании.
- Проектирование учебно-методического комплекса (по дисциплинам образовательной программы начального общего образования и факультативным дисциплинам)
- Изучение и обобщение новаторского (передового) педагогического опыта.
- Технологии педагогического мастерства.
- Модульный подход в обучении.
- Концептуальные основы и методика проблемного обучения.
- Проектирование развивающих технологий обучения.
- Методические основы компьютерного обучения в начальной школе.
- Моделирование предметно-развивающей среды автоматизированного класса.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ.04
Текущий контроль
Вопросы текущего контроля по МДК
Вариант 1
1.Дайте определение муниципальной методической службе.
2. Раскройте содержание аналитической методической деятельности ОУ.
3. Что такое педагогический совет?
4. Кто входит в состав педагогического совета и как принимаются решения на педагогическом совете?
5. Какова документация ШМО учителей начальных классов?
6. Дайте определение ФГОС НОО и охарактеризуйте все виды требований, содержащихся в стандарте.
7. Охарактеризуйте содержательный раздел ООП НОО.
8. Как могут быть подведены итоги предметной недели в начальных классах?
9. Охарактеризуйте потенциальные возможности пакета программ Мат - Решка.
Вариант 2
1. Дайте определение методической деятельности образовательного учреждения.
2. Раскройте содержание информационной методической деятельности ОУ.
3. Каковы основные цели педагогического совета?
4. Какие вопросы решает педагогический совет и как оформляется документация после его проведения?
5. Назовите основные документы, регламентирующие образовательную деятельность в начальных классах.
6. Назовите и охарактеризуйте уровни общего образования.
7. Охарактеризуйте организационный раздел ООП НОО.
8.Назовите и охарактеризуйте основные принципы организации предметно – развивающей среды в начальной школе.
9. Охарактеризуйте потенциальные возможности пакета программ Мат - Решка.
Вариант 3
1. Какова цель муниципальной методической службы?
2. Раскройте содержание консультационной методической деятельности ОУ.
3. Что такое методический совет?
4. Каковы направления деятельности методического совета?
5. В каких формах можно получить общее образование?
6. Назовите разделы ООП НОО.
7. Какой может быть программа проведения предметной недели в начальных классах?
8. Назовите основные требования к помещению для организации обучения младших школьников.
9. Охарактеризуйте потенциальные возможности пакета программ Мат - Решка.
Вариант 4
1. Какова цель методической деятельности образовательного учреждения?
2. Раскройте содержание организационной методической деятельности ОУ.
3. Каковы основные цели методического совета?
4. Какова документация методического совета?
5. Какие изменения произошли в начальной школе в связи с переходом на федеральные стандарты второго поколения?
6. Охарактеризуйте целевой раздел ООП НОО.
7. Какова структура рабочей программы учебной дисциплины?
8.Назовите основные требования к оборудованию для организации обучения младших школьников.
9. Охарактеризуйте потенциальные возможности пакета программ Мат - Решка.
Итоговый контроль по МДК
Итоговый контроль по МДК проводится в форме экзамена квалификационного.
Задания для экзаменующегося
1. Составьте план внеклассной работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 2-го класса, используя следующую структуру:
А) пояснительная записка;
Б) календарно-тематический план с учетом сроков обучения.
Требования к портфолио
Защита портфолио по результатам прохождения производственной практики.
Тип портфолио: смешанный.
Состав портфолио:
- Аттестационный лист.
- Характеристика практиканта по итогам практики.
- Дневник практики.
- Отчет по итогам практики.
- Конспект родительского собрания.
- Пакет документов.
Показатели оценки презентации и защиты портфолио:
- Соответствие содержания портфолио установленным требованиям.
- Полнота, глубина анализа, логическая последовательность.
- Качество оформления.
5.3. Требования к курсовому проекту как части экзамена не предусмотрены.
Данный модуль осваивается параллельно с модулем Преподавание по программам начального общего образования. Учебная практика проводится на базе общеобразовательных учреждений, методических центров, библиотек рассредоточенно.
Производственная практика проводится концентрированно и рассредоточено на базе общеобразовательных учреждений.
Данный модуль осваивается после изучения тем: Методы психологического исследования, Методы педагогического исследования общепрофессиональных дисциплин Психология, Педагогика.
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МДК
Основные источники
- Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2009. – 128 с.
- Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном заведении / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд.,стер. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
- Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский - 2-е изд, испр. – М.: Академия, 2011. – 174 с.
- Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
- Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 160 с.
- Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009. – 576 с.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 160 с.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 224 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 288 с.
- Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Дополнительные источники
- Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – М.: Академия, 2005. – 96 с.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 288 с.
- Немова Н.В. Управление методической работой в школе. – М.: Сентябрь, 1999. - 176 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2001. – 512 с.
- Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташник. – М.: Новая школа, 1999. – 64 с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. - 144 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
Периодические издания
- «Воспитание школьников» (2009-2014гг.)
- «Инновации в образовании» (2009-2014гг.)
- «Исследовательская работа школьников» (2009-2014гг.)
- «Народное образование» (2009-2014гг.)
- «Начальная школа плюс До и После» (2009-2014гг.)
- «Начальная школа» (2009-2014гг.)
- «Образование в современной школе» (2009-2014гг.)
- «Педагогика» (2009-2014гг.)
- «Школьные технологии» (2009-2014гг.)
Интернет-ресурсы
- Республиканский портал «Профессиональное образование». - Электрон. дан. - [М.]. - URL:http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).
- УМК «Школа России». - Электрон. дан. - [М.]. - URL:www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).
- Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электрон. дан. - [М.]. -URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).
- Сайт «Современные медиатехнологии в образовании и культуре». - Электрон. дан. - [М.]. - URL:www.Informio.ru , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).
- http://shkola.spb.ru/ (виртуальная школьная сеть)
- http://www.nachalka.com/ (начальная школа)
- http://n-shkola.ru/ ( журнал «Начальная школа»)
- http://www.it-n.ru/ (сеть творческих учителей)
- http://nsc.1september.ru/index.php?year=2009&num=20 (электронная версия газеты «Начальная школа»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»
В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Календарно-тематическое планирование "Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов"
Календарно-тематическое планирование...
Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...
Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе
В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»)
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов). В учебном пособии раскры...
Методические указания для студентов по выполнению практических заданий по ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации по выполнению практических заданий в процессе изучения ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса разработаны в соответствии с рабочей программой ПМ...