Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
методическая разработка на тему

Чистякова Вера Владимировна

«Царственное слово» А. Ахматовой

Стихотворение А. Ахматовой  «Кого когда-то называли люди...»

 

Предмет - русская литература

Курс   -1

Тема урока:   «Кого когда-то называли люди...»

Тип урока: урок – исследование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

Чистякова Вера Владимировна

Старший методист

БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

г. Череповец

«Царственное слово» А. Ахматовой

Стихотворение А. Ахматовой  «Кого когда-то называли люди...»

Предмет - русская литература

Курс   -1

Тема урока:   «Кого когда-то называли люди...»

Тип урока: урок – исследование 

Основные методы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: практический, частично-поисковый, исследовательский;

по степени активности обучающихся: конструктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.

стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

мыслительной деятельности: проблемно – поисковый, аналитические, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный;

- по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный

Формы  организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая

Цели урока: Познакомиться с жизнью и поздним периодом творчества

А. Ахматовой, с «последним словом» поэта, работами критиков и литературоведов, посвящёнными этому периоду. С помощью аналитического чтения проникнуть в суть поэтического завещания, сформулировать её поэтическое кредо.

Задачи:

  1. Обучающие : осмысление текста, позиции автора, формирование навыков исследования; рефлексии, самоанализу.
  2. Развивающие : развитие логического, аналитического мышления, исследовательских, творческих способностей, коммуникационной функции; совершенствование умения выразительного чтения, навыков анализа поэтического текста, соотнося его содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии; продолжение  работы  над развитием монологической речи.
  3. Воспитательные: воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову, уважения к чувствам другого человека; вызвать эмоциональный отклик на творчество поэтессы.

Оборудование : мультимедийный проектор, репродукции картин, портреты А. Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, музыкальные произведения

(Сонаты  Бетховена,  Шопена, Шостаковича), сборники стихов А. А. Ахматовой

Подготовительный этап. 

Подготовку материала можно организовать двумя способами:

В хорошо подготовленной  группе студентов:  подгруппа 4-5 человек, могут самостоятельно подготовить его, воспользовавшись рекомендуемой литературой, самыми известными портретами Ахматовой, музыкой (классической или по своему вкусу).

В недостаточно подготовленной группе  (или из экономии времени) лучше использовать вариант, предложенный ниже: два студента  (исследователь жизни и исследователь творчества поэта) по данной информации готовят сообщения.

Выполнение домашнего задания.

Первое задание. Знакомство с биографией и поздним периодом творчества Ахматовой.

Второе задание. Изучить выдержки из материалов исследователей, посвящённых второму периоду творчества А. Ахматовой. Выписать в тетрадь главные тезисы их работ, тем самым подготовиться к участию в коллективном анализе стихотворения поэта на уроке.

Третье задание. Одному студенту — историку литературы — поручается изучить примечания к нескольким публикациям стихотворения «Кого когда-то называли люди...» и подготовить  сообщение об истории публикаций этого стихотворения и его роли в творчестве поэта; сформулировать и коротко записать главную информацию о нём.

Четвёртое задание. Студент  готовит выразительное чтение этого стихотворения наизусть.

Структурные элементы урока

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Время

(мин.)

1

Организационный

Проверяет наличие обучающихся на уроке; проверка готовности к уроку

Подготовка к уроку

1мин.

2

Постановка цели и задачи урока

Сообщает тему урока.

Обосновывает актуальность темы урока.

Формулирует цели, задачи урока в совместной с обучающимися деятельности

Формулируют цели, задачи урока в совместной с преподавателем деятельности

4 мин.

3

Решение учебных ситуаций по теме урока на основе подготовленного домашнего задания

Организует решение учебных ситуаций по теме урока на основе подготовленного домашнего задания

Первая учебная ситуация

Выборочная проверка, оценивание; организация беседы

Вторая учебная ситуация

Организация обсуждения подготовленных выдержек из работ исследователей творчества Ахматовой,

 необходимых  для анализа  творчества поэтессы.

Третья учебная ситуация

Слово преподавателя. О стихотворении без названии, написанном предположительно в 1945 году.

Четвертая учебная ситуация

Слово преподавателя. Поэтическое кредо поэта. Слушая, выпишите слова, которые кажутся вам особенно значимыми.

Пятая  учебная ситуация

Слово преподавателя. Итоговое задание: постарайтесь в точной афористической форме сформулировать основную мысль этого стихотворения, не прибегая к цитации Ахматовой.

Для примера можно предлагаются  мысли знаменитых людей:

 М. Лермонтова,

С. Есенина, М. Пришвина.

Выборочная проверка, оценивание; организация беседы

Первая учебная ситуация

Слушают, оформляют ответы в таблицу, отвечают на вопросы, делают вывод.

Вторая учебная ситуация

Анализ выдержек из работ исследователей творчества Ахматовой.

Отвечают на вопросы, делают вывод: в какой степени  отобранные выдержки из работ исследователей творчества Ахматовой позволяют проанализировать творчество поэтессы.

Третья учебная ситуация

Сообщение историка литературы об истории его публикаций. Обсуждение

Четвертая учебная ситуация

Слушают, выписывают слова, которые кажутся им особенно значимыми.

Обсуждение

Пятая  учебная ситуация

Выполняют итоговое задание: формулируют  основную мысль стихотворения, не прибегая к цитации Ахматовой, используя ( при желании)

мысли знаменитых людей:

 М. Лермонтова,

С. Есенина, М. Пришвина.

Обсуждение.  

70мин.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка

Предлагает подвести итоги своей работы

Продолжают фразу: «Я понял, что…»

Зачитывают

Выступают с выразительным чтением стихотворения

Слушают 

15мин.

Ход урока

Первая учебная ситуация

Слово преподавателя . Сегодня вы познакомитесь со вторым этапом жизни и творчества А. Ахматовой. Ваша задача — выслушать сообщение исследователя жизни поэта и сделать записи об основных событиях и фактах её биографии. После прослушивания нужно будет ответить на вопрос.

1. Чем отличается этот период жизни поэтессы  в целом от предыдущего по характеру событий?

Запись легче будет оформить в таблицу.

Даты

События

Источник

Ответ на вопрос

После выполнения задания преподаватель  проверит и выборочно оценит работы. Эта учебная ситуация завершится беседой.

Какие события вы сочли важными и интересными?

Какие источники вы указали?

Чем отличается этот период в целом от предыдущего по характеру событий?

Вторая учебная ситуация

Слово преподавателя.  Дома вы сделали краткие записи, отобрав самое главное из данных вам материалов — выдержек из работ исследователей творчества Ахматовой.

Какие мысли вам показались необходимыми для анализа поэзии? Что вы выписали?

...перевес абсолютного реализма над импрессионистической стихией, обращённой к впечатлительности, и совершенная независимость мысли от ритмического влияния.

...Какие примеры изощрённой живописности и мгновенной меткости!

Писала она осторожно и скупо, медлительно взвешивая каждое слово, добиваясь той непростой простоты, которая доступна лишь большим мастерам.

...Поэзия Ахматовой— сочетание предметности слова с резко преобразующим поэтическим контекстом, с динамикой неназванного и напряжённостью смысловых столкновений.

В каждом из перечисленных произведений 1940 года так или иначе представлено соотношение этих начал: Смерть и Память. С этим связана усилившаяся именно в этом году тяга к эпическому.

Всё, что Ахматова пишет, — изобразительно.

Третья учебная ситуация

Слово преподавателя. Предметом нашего пристального внимания сегодня будет стихотворение, написанное предположительно в 1945 году. У него нет названия. Мы начнём знакомство с ним, заслушав сообщение нашего историка литературы об истории его публикаций

Какую информацию об этом стихотворении вы записали? Почему эта мысль — самая важная?

...она придавала этому стихотворению исключительное значение 1 качестве «последнего слова», философского вывода её поэтики.

Четвертая учебная ситуация

Слово преподавателя. Сейчас вы услышите то самое стихотворение, которое стало поэтическим кредо поэта. Слушая, выпишите слова, которые кажутся вам особенно значимыми.

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит — и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди...

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима — все прошли

 Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утёс, —

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

 И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное слово.

1945?

Для справки. Прокуратор Рима — имеется в виду римский прокуратор (наместник) Иудеи Понтий Пилат в конце 20- — начале 30- гг. н. э., при котором был казнён Иисус Христос.

Слово преподавателя. Теперь, когда вы прослушали стихотворение, я предлагаю вам прочитать его самостоятельно. Возможно, словесный ряд значимых слов у вас дополнится или сократится.

 Какие слова вы выписали?

Люди, Бог, убит, орудье пытки, смерть, прошли, ржавеет, истлевает, крошится, печаль, слово.

А если из этих значимых слов отобрать цепочки значений таким образом, чтобы обозначить конфликт, какие слова вы оставите?

Люди — Бог; истлевает — всего прочнее.

 Можно ли расширить эти цепочки значений?

Бог (он назван не прямо, а через косвенные ссылки) един,  противников его — людей — несчётное число: «свидетели Христовы», «сплетницы-старухи», «солдаты», «прокуратор Рима».

Как синтаксически подчёркивается «неназывание» Бога, его имени?

Обилием однородных придаточных предложений (здесь их три) при отсутствии главного. Этот сознательный обрыв мысли, увенчанный многоточием, заставляет читателя додумывать, догадываться о том, какая же мысль отсутствует.

 Как вы думаете, какая мысль отсутствует?

Бог, Спаситель людей, Тот, кто своими страданиями и смертью искупил все грехи мира.

Видимо, она слишком очевидна для всех, просто не нуждается в том, чтобы быть произнесённой вслух, потому что так, не называя прямо его имени, не умаляя величия Бога, поэтесса подчёркивает, усиливает вину людей.

 Что или кто противостоит вине множества людей?

Голос (слово) и сердце поэта согревает своей теплотой прежде «орудье пытки», а теперь символ веры. Таким образом, в первом четверостишии конфликт рисуется таким: Бог, слово и сердце поэта —люди и их слово.

В чём особенность стилистического построения второй строфы?

Внешний смысл его можно свести к короткой фразе: «все прошли». Начиная фразу с торжественного «вкусили смерть свидетели Христовы», переходя к почти ироническому перечислению их будничных, сниженных образов — «сплетниц-старух», «солдату «прокуратора Рима» (ирония достигает пика, когда названные «свидетели» пригвождены обобщающим словом все) — Ахматова  заканчивает предложение почти величественно.

 Как лексически можно подтвердить эти наблюдения?

От намеренно книжного — к уже названным сниженным — затем к нейтральным (арка, море, утёс), а затем и возвышенным образам (запах «священных роз», кстати, в черновых вариантах — «бессмертных»),

В чём особенность синтаксического её построения?

Вторая строфа, состоящая из восьми строк, — это одно большое предложение. (В некоторых изданиях третья строка заканчивается точкой). Длинный перечень однородных подлежащих контрастирует с убийственно кратким «все прошли». Не случайно в некоторых изданиях именно здесь стоит точка — мысль закончена. В нашем же издании мысль продолжается, переходя на следующую строку. Перечень однородных придаточных (их три) создаёт ощущение монотонности — как бы чувствуешь бег времени. В последних двух строках величие смерти осязаемо — это происходит от увеличения седьмой строки на один слог и уменьшения восьмой.

Какие «философские величины» помогут нам объяснить главную мысль второй строфы?

Вечен Бог, его слово, его заповеди, его жертва; все люди — преходящи. Добрые, злые, смешные, страшные, власть имеющие и не имеющие — все. Кстати, подчёркивая суетность, бессмысленность властных устремлений, Ахматова допускает фактическую неточность: Понтий Пилатпрокуратор Иудеи и наместник Рима, а не «прокуратор Рима». Но в тех измерениях, в ряду тех философских величин, которыми она пользуется, — это неважно. Это мелочь, никому не интересная.

Сравните первую и вторую строфу. Кто из героев первой не присутствует во второй?

Лирический герой, второе «я» поэта.

 Проследите, подтверждается ли наш вывод, сделанный о второй строфе, в третьей?

В первых двух строках— четыре простых (три из них—нераспространённые) предложения. В них как раз и сформулирован вывод, подтверждающий наши мысли: «к смерти всё готово». Но затем совершенно неожиданно появляется ещё два объекта, претендующие на бессмертие: печаль и «царственное слово». И тогда мы понимаем, что первая и третья строфа в некотором смысле зеркальны: в первой рядом Бог и сердце поэта, здесь — Бог и Слове поэта. И в этой мысли Ахматова близка к пушкинскому пониманию роли поэта и поэзии: Поэт  обязан выражать Божьи истины, учить переосмысленному, понятому им слову Божию. В награду за выполнение долга — рождение царственного Слова (не суетного, мелкого, низкого) — его ждёт трагическая судьба избранного Богом.

Как подтверждается эта мысль на морфологическом уровне?

Всё людское, суетное, материальное выражено глаголами, причём в настоящем времени — «ржавеет», «истлевает», «крошится» — процесс разрушения идёт. В материальном нет ничего неподвластного смерти. Для обозначения вечного, вневременного используются прилагательные (как постоянный признак) в превосходной степени — «всего прочнее», «долговечней».

Пятая учебная ситуация

Слово преподавателя. Итоговое задание: постарайтесь в точной афористической форме сформулировать основную мысль этого стихотворения, не прибегая к цитации Ахматовой.

Для примера можно предложить мысли знаменитых людей.

1. М. Лермонтов.

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет.

2. С. Есенин.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

3. М.Пришвин.

Всё разрушается, всё падает, но ничто не умирает,

и, если даже умрёт, тут же переходит в другое.

Выборочная проверка, оценивание; организация беседы

Рефлексия, самооценка, подведение итогов урока.

Приложение 1.

Материалы для исследователей. Задание 1.

Исследователь жизни А. Ахматовой.

Продолжая цитировать вступительную статью М. Кралина, в которой сделана попытка выделить в творческой жизни поэтессы три периода (пролога, центральной части и эпилога), остановимся на «центральной части (собственно Судьбе)». «Центральная часть (1923-1955), в свою очередь, делится на три акта. Первый и третий акт так же зеркальны  симметричны по отношению друг к другу, как пролог и эпилог... Первый акт вмещает 1923 — 1939 годы, третий— 1946 — 1955 годы. Главное, что позволяет сравнивать между собой эти жизненные отрезки — пресловутое ахматовское «молчание».

В изложении последующей информации использована «краткая биохроника», составленная М. Баженовым.

8 декабря 1924 года состоялось знакомство А. Ахматовой с Павлом Лукницким, который начал работать над биографией Гумилёва, стал другом семьи и в течение нескольких лет вёл дневник встреч с ней.

В. Лукницкая.  Свой архив по Ахматовой П. Лукницкий называл «Акумианой» (Акумиана — может быть, от слова Акума — «дьяволица», «нечистый дух», а может быть, и от слов Акмеизм, Акмэ — «апогей», «высшее развитие»), где записывал её рассуждения и мнения, состояние её здоровья и настроение, интонации  и жесты... Записывал в тот момент, когда он её видел и слушал: сразу же после встречи с нею, тут же, на лестнице за дверью, в подъезде, трамвае, у себя дома, в гостях, в кино, на улице.

М. Баженов. Апрель и май 1925 года она провела в санатории  в Детском Селе в связи с обострением туберкулёза.

Начала изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру старого Петербурга.

П. Лукницкий полагает, что она знает все стихи Пушкина и все его письма.

В этот период поэтесса знакомится с литераторами М. Волошиным (1924), Л. Горнунгом (1925), М. Булгаковым (1926), Л. Мануйловым (1927); с живописцем А. Тышлером (1930).

В конце 1933 Ахматова познакомилась с семьёй Ардовых, проживающих в том же, что и Мандельштамы, писательском доме.  Актриса и режиссёр Н. Ольшевская, её муж, сатирик и мемуарист В. Ардов, а также их дети А. Баталов, М. Ардов и Б. Ардов стаи, друзьями Ахматовой до конца её дней.

В 1934 году она познакомилась с литературоведом Э.Герштейн.

В ночь с 13 на 14 мая Ахматова, находясь в гостях у Мандельштамов, стала свидетельницей обыска и первого ареста О.Манделъштама.

27 октября 1935 года арест Н.Пунина и Л.Гумилёва, мужа и сына Ахматовой. 30 октября М.Булгаков помогал Ахматовой составить письмо Сталину об облегчении участи двух близких ей людей. 3 ноября Н.Пунин и Л. Гумилёв были освобождены.

В феврале 1936 Ахматова навестила Мандельштамов в их воронежском изгнании.

10 марта 1938 года — второй арест сына за участие в молодёжной антисоветской террористической организации в ЛГУ. Приговорён сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к 5.

В начале мая — последний арест О. Мандельштама.

В ноябре Ахматова знакомится с Лидией Корнеевной - Чуковской. Это знакомство переросло в дружбу, которая продолжалась до конца её жизни. Чуковская долгие годы вела дневники, посвящённые Ахматовой, опубликованные только в наши дни.

В конце 1940 г. вступает в Союз писателей СССР.

В июне 1941 г., за несколько дней до начала войны, в Москве произошла личная встреча двух выдающихся женщин-поэтов А. Ахматовой и М. Цветаевой. В эти же дни Ахматова познакомилась с поэтом Арсением Тарковским.

В конце сентября Ахматову в тяжёлом состоянии эвакуировали самолётом из осаждённого Ленинграда в Москву.

В марте 1943 кончился срок заключения у Л. Гумилёва.

14 октября на поезде вместе с деятелями культуры и искусства Ахматова была вывезена из прифронтовой Москвы в Казань, а через некоторое время — в Ташкент, где и прожила до 15 мая 1944 года. В списке первой очереди реэвакуации писателей она стояла первой.

1 июня 1944 года поездом она вернулась в Ленинград.

В 1944 — 46 гг. много выступает в Ленинграде (на юбилее Пушкина, в Ленинградском Доме писателей, в Доме учёных, в Доме кино, в БДТ) и в Москве (в Колонном зале Дома союзов, в МТУ по случаю 25-летия со дня смерти А. Блока), выезжает на фронт.

9 августа 1946 г. в Москве состоялось заседание Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу «О журналах «Звезда» и «Ленинград». 14 августа вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”».

22 августа в «Правде», «Ленинградской правде» и в «Вечернем Ленинграде» это постановление и доклад А.Жданова были опубликованы (20 октября 1988 года Политбюро ЦК КПСС отменило это постановление как ошибочное).

4 сентября 1946 г. президиум правления СП СССР постановил исключить М. Зощенко и А. Ахматову из Союза советских писателей как не соответствующих в своём творчестве требованиям параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами Союза советских писателей могут быть писатели, «стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве -

26 августа 1949 года арестовали Н.Пунина. 6 ноября обыск - арест Л.Гумилёва. Он осуждён на 10 лет лагерей.

В мае 1951 года — инфаркт миокарда у Ахматовой.

21 августа 1953 года в воркутинском лагере умер Н.Лунин.

В этом же году Ахматова восстановлена в СП СССР.

В мае 1955 г. Ленинградский литфонд выделил Ахматовой дачу е Комарове, которая известна под названием «Будка».

15 мая 1956 года возвращается из лагерей Л. Гумилёв.

Демонстрируются фотографии: А. Ахматовой, 1925 год, Детское Село, квартира  

И. Рыбакова; Ахматовой и Лунина, 1927 год, Ленинград фото П.Лукницкого; Ахматова, Г.Чулков, М.Петровых, О.Мандельштам 1934 г., Москва; фото для пропуска в Фонтанный Дом, 1939-41гг., Ленинград; 1940 г., Москва, фото В.Виноградова; 1942 г., Ташкент; Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва, фото В.Славинского; А.Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А. Блока, 1946, Ленинград.

Исследователь творчества

М. Кралин. События в первом и третьем акте развивались на удивление сходным образом. Во время поездки в Москву в апреле 1924 года Ахматова прочитала на вечере журнала «Русский современник» свою «Новогоднюю балладу», единственное, кажется, стихотворение, написанное ею в 1923 году. Это выступление не понравилось кому-то «в верхах» и послужило одной из причин закрытой (и до сих пор не опубликованной) Резолюции ЦК 1925 года, решением которой Ахматова, по её словам, «была изъята из обращения до 1939 года». Сходная ситуация повторяется в апреле 1945 года, когда Ахматова, опять же в Москве, выступая с группой ленинградских писателей, вызвала столь бурный восторг слушающей аудитории, что породила якобы вопрос самого Сталина «Кто организовал вставание?». Эти московские публичные выступления Ахматовой стали одной из причин Постановления ЦК от 14 августа 1946 года, после которого две готовые к печати книги Ахматовой были пущены под нож, а сама она была исключена из Союза советских писателей.

...Двухтомник её стихотворений, кочующий из издательства в издательство в течение пяти лет, с 1925 по 1930 год, так и не вышел в свет. Не увенчалось успехом и издание ахматовского однотомника в ГИХЛе (Госудаственное издательство художественной литературы).

...В 1946 году уничтожаются две готовые книги её стихотворений. Третья книга, «Нечет», включающая стихи последних лет, чуть ли не десять лет лежит мёртвым грузом в издательстве «Советский писатель», и наконец рукопись возвращается ей «за истечением срока архивного хранения». В начале 50-х годов Ахматова делает последнюю отчаянную попытку выйти в советской печати, перестроившись под влиянием «справедливой партийной критики», и сдаёт в издательство «Советский писатель» сборник стихов и переводов под названием «Слава миру!». Он не был издан.

...Самым плодоносным, самым творчески раскрепощённым, а значит, и счастливым в Судьбе поэта был второй акт, который пришёлся целиком на годы войны (1939-1945).

Шла подготовка сразу двух сборников. Один из них, который готовился издательством «Художественная литература», был доведен только до стадии корректуры и запрещён к выходу. Судьба другого, готовившегося в «Советском писателе», оказалась счастливее. «Весьма просеянный», по словам Ахматовой, сборник «Из шести книг»... стал при выходе (в 1940 г.) литературной сенсацией года, а затем был выставлен М. Шолоховым на Сталинскую премию. Однако уже через две недели «Из шести книг» была запрещена и, по словам Ахматовой, «выброшена из книжных лавок и библиотек» (тираж составлял 10 тыс. экз.).

Главные произведения Ахматовой написаны в Ташкенте: первая редакция «Поэмы без героя», трагедия «Энума Элиш», лучшие из «Северных элегий». Здесь написаны стихи из цикла «Ветер войны».

М.Баженов. В 1923 г. выходит вторым изданием сборник «Аппо ОотШ».

...В 1930 году в письме к Г. Чулкову Ахматова отмечает, что её стихи «переведены на английский, немецкий, французский, польский, японский, библейский (древнееврейский), украинский языки».

...В 1933 г. в журнале «Звезда» опубликована работа Ахматовой «Последняя сказка Пушкина».

В октябре 1933 вышла книга «Петр Павел Рубенс. Письма. Перевод А. А. Ахматовой».

3 ноября 1935 г. начала работать над циклом стихотворений «Реквием».

Ахматова участвует в подготовке третьего тома академического собрания сочинений Пушкина и факсимильного издания его альбома.

В ночь на 27 декабря 1940 г. Анна Ахматова начала писать «Поэму без героя» (в день смерти О.Манделъштама). Поэма не отпускала поэта почти четверть века.

В 1943 году выходит в свет ташкентская книга стихов Ахматовой «Избранное» (тираж 10 тыс. экз.).

В октябре 1946 г. Ахматова подарила О.Бергголъц и Г.Макогоненко рукопись подготовленного сборника «Нечет» и просила сохранить её.

В 1956 г. вышла книга переводов А. Ахматовой «Корейская классическая поэзия» (тираж 35 тыс. экз.).

Приложение 2. 

Задание 2. Выдержки из работ исследователей творчества А. Ахматовой.

1. Б. Пастернак. ...ваша нынешняя манера, ещё слишком своезаконная и властная, чтобы казаться продолженьем или видоизменением первой. Можно говорить о появлении нового художника, неожиданно появившегося в вас рядом с вами прежнею, так останавливает этот перевес абсолютного реализма над импрессионистической стихией, обращённой к впечатлительности, и совершенная независимость мысли от ритмического влияния.

...Способность ваших первых книг воскрешать время, когда они выходили, ещё усилилась. Снова убеждаешься, что, кроме Блока таким красноречием частностей не владел никто, в отношении же Пушкинских начал вы вообще единственное имя.

...Какие примеры изощрённой живописности и мгновенной меткости! (1940)19

2. К. Чуковский. Когда я писал, что она поэт необладания, разлуки, утраты, я не предполагал, что в дальнейших её книгах эта тема будет у неё оправдана жизнью. Трагическая её биография не могла не найти отражения в лирике.

...Когда перелистываешь книгу Ахматовой— вдруг среди скорбных страниц о разлуке, о сиротстве, о бездомности набредёшь на такие стихи, которые убеждают нас, что в жизни и поэзии этой бездомной странницы был Дом, который служил ей во все времена верным и спасительным прибежищем.

Этот Дом — родина, родная земля. Этому Дому она с юных лет отдавала все свои самые светлые чувства, которые раскрылись вполне, когда он подвергся бесчеловечному нападению фашистов. В печати стали появляться её грозные строки, вполне созвучные народному мужеству и народному гневу. Голос её из интимного, порою еле слышного шёпота стал громким, витийственным, металлическим, грозным голосом истекающего кровью, но непобедимого народа...

Лирика Ахматовой почти всегда сюжетна. В ней очень мало отвлечённых слов. Кроме дара музыкально-лирического у неё редкостный дар повествователя, дар беллетриста.

...Было у Ахматовой нечто такое, что даже выше её дарования. Это неумолимый аскетический вкус. Писала она осторожно и скупо, медлительно взвешивая каждое слово, добиваясь той непростой простоты, которая доступна лишь большим мастерам.

...К концу тридцатых и к началу сороковых годов в её книгах стала всё сильнее утверждаться новая неотступная тема: глубокие раздумья над разными эпохами русской истории, над текучестью и вечной диалектикой этих эпох. Её точный и чёткий ум, склонный воспринимать всякое явление мира в образном, конкретном воплощении, помог ей разработать по-своему трудный жанр исторической лирики.

Чем старее становилась Ахматова, тем больше влекло её к исторической живописи, преображаемой в пылкую лирику (1967)5.

3. Л.Гинзбург. В поздних стихах Ахматовой господствуют переносные значения, слово в них становится подчёркнуто символическим.

...Поэзия Ахматовой — сочетание предметности слова с резко преобразующим поэтическим контекстом, с динамикой неназванного и напряжённостью смысловых столкновений (1982)20.

4. Е. Конец исторической эпохи, к которой она принадлежала и в привязанности к Эткинд. Каковы же главные поэтические идеи Ахматовой в сороковом году? Прежде всего — идея Смерти. которой выросла. Конец близких людей. Конец и собственной жизни. Второе — идея Памяти. Память — духовное спасение гибнущего человечества. Единственная форма безнадежной и безвозвратной гибели, растворения в небытии и хаосе — утрата памяти. Память о далёком историческом прошлом (царица Клеопатра), о недавней эпохе исчезнувшего 1913 года, о собственном детстве и дружбах юности, даже о своих — в прошлые десятилетия написанных — стихах: таков единственный противовес ужасу смерти. Память — спасение даже от чудовищного по бессмысленности и свирепости террора; ибо террор — форма варварства, память же — культура.

В каждом из перечисленных произведений 1940 года так или иначе представлено соотношение этих начал: Смерть и Память. С этим связана усилившаяся именно в этом году тяга к эпическому.

Лирика улетучивается, как исчезает отдельное Я с его пристрастиями, прихотями, порывами. Устойчиво только то, что приобретает объективность вещественного бытия (1997)17.

5. Из диалогов И.Бродского С С.Волковым:

Волков. ...в связи с идеей переложения Библии: как вы относитесь к гравюрам Фаворского, исполненным им для «Книги Руфь»?

Бродский. Они очень хороши. И вообще Фаворский — замечательный художник..

Волков. Вам не кажется, что Фаворский и Ахматова — это люди схожие? И что есть какая-то связь между его гравюрами и, скажем, библейскими стихами Ахматовой?

Бродский. Да, есть какое-то сходство в приёмах, но только постольку, поскольку вообще можно сближать изобразительное искусство и изящную словесность — чего делать, в общем-то, не следует. Есть определённый сближающий момент — не столько с Ахматовой, сколько с литературой вообще: Фаворский работает чёрным по белому, он график. Да и вообще, я бы сказал, что Фаворский — художник литературный...

Волков. А библейские стихи Ахматовой — изобразительны

Бродский. Всё, что Ахматова пишет, — изобразительно. Так же, как всё, что изображает Фаворский, — дидактично.

Волков. «Библейская» Ахматова для меня более дидактична, чем «библейский» Пастернак (1992)

Приложение 3.

Задание 3.Материалы к истории публикаций стихотворения.

Это стихотворение было напечатано в серии «Библиотека поэта» в 1976 году, вероятно по цензурным причинам, в составе «других редакций и вариантов». При жизни Ахматовой было опубликовано только заключительное четверостишие этого стихотворения («Новый мир», 1963, №1).

Между тем она придавала этому стихотворению исключительное значение в качестве «последнего слова», философского вывода её поэтики. Не случайно в списке стихотворений (ГПБ), которые должны были, по первоначальному плану, составить последнюю книгу Ахматовой «Бег времени», это стихотворение снабжено специальной пометкой: «после всего». Сохранилось несколько автографов, разнящихся между собой в основном эпитетом перед словом «роз». В издании «Библиотеки поэта» напечатано: «бессмертных роз». Вероятно, это первоначальный вариант; в дальнейшем, вспоминая это стихотворение, Ахматова называла розы «блаженными» (так запомнила Л. Чуковская), «священными». Стихотворение печатается по автографу (Государственная Публичная Библиотека им. М.Салтыкова-Щедрина), где употреблён именно этот эпитет.

В трёх публикациях стихотворения пунктуация различна. Для анализа выбран вариант из двухтомника.

Список литературы:

1.А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия./Сост., подготовка текста и примечания В. Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977.

2.Анна Ахматова. Узнают голос мой… Стихотворения. Поэмы, Проза, Образ поэта. /Сост.

 Н. Глен,  Л. Озеров. М. Педагогика, 1989. С.328

3.Анна Ахматова: дни и события. Краткая биохроника/ Сост. М. Баженов//В кн.:

А. Ахматова. Узнают голос мой… Стихотворения. Поэмы, Проза, Образ поэта. /Сост.

 Н. Глен,  Л. Озеров. М. Педагогика, 1989. С.578-593.

4. В.Виноградов. О поэзии Анны Ахматовой ( стилистические наброски). В кн.:

А. Ахматова. Узнают голос мой… Стихотворения. Поэмы, Проза, Образ поэта. /Сост.

 Н. Глен,  Л. Озеров. М. Педагогика, 1989. С.509

5. Б.Пастернак. Письмо А. Ахматовой. В кн.:

А. Ахматова. Узнают голос мой… Стихотворения. Поэмы, Проза, Образ поэта. /Сост.

 Н. Глен,  Л. Озеров. М. Педагогика, 1989. С.523.

6. К. Чуковский. Анна Ахматова//К. Чуковский. Современники: Портреты и этюды. Минск, Нар. Асвета, 1985,с. 292-315


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы

Разработка урока по литературе по теме "  Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова. "...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Школа педагогического мастерства БПОУ ВО "Череповецкий химико-технологический колледж"

16 июня 2016 года на Педагогических чтениях  «Практико-ориентированное обучение как условие подготовки современного специалиста в рамках непрерывного профессионального образования в БПОУ ВО...

Методическая разработка урока литературы "Романтизм в ранних произведениях М.Горького"

Цель методической разработки - показать возможности использования компьютерных, информационных мультимедиа технологийна уроке литературы при изучении и углублении понятия романтизм для усиления познав...

Методическая разработка урока "Искусственный интеллект" (3 курс СПО)

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого занятия по английскому языку со студентами IIIкурса  специальности «Программирование в к...

Методическая разработка урока литературы по творчеству Н.Г. Чернышевского

Вариант примерного изучения произведения Н.Г. Чернышевского "Что делать" со студентами СПО при условии, что они предварительно незнакомы с текстом  и на изучение романа в...

Методическая разработка урока литературы "Обличительная сила сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина в сказке "Дикий помещик".

Методическая разработка адресована преподавателям 1-х курсов и учителям 10-х классов. В ней дан подробный план-конспект урока с хронометражем каждого этапа, также имеются методические рекомендации для...