Методическая разработка урока по литературе на тему: "«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА. ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ».
методическая разработка

Попадинец Лариса Михайловна

Аннотация

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                         Попадинец Лариса Михайловна

                                       МК общеобразовательных дисциплин

  В методической разработке темы занятия «Жизнь и творчество А.А. Блока. Поэма «Двенадцать», рассчитанной на 2 часа, автор представил пример изучения этой темы, используя педагогическую технологию развития критического мышления, посредством чтения и письма (РКМЧП).

    В разработке подробно и четко представлена трехэтапная структура урока РКМЧП: вызов, осмысление, размышление. На каждом этапе – активизация мыслительной деятельности обучающихся через использование множества  новых методических приемов, формирующих следующие умения:

  • умение работать с информацией  (работа с текстом, слушание стихов, романсов, просмотр видеофильма, т.п.);
  • - умение графически систематизировать материал;
  • - умение вести дискуссию и самостоятельно делать выводы;
  • - т.п.

     Организованная подобным образом работа  дает возможность обучающимся свободно критически мыслить.

     Для реализации педагогической технологии РКМЧП преподаватель подготовил богатый раздаточный материал, эффективно использует компьютер и мультимедийный проектор, умело организует творческую работу обучающихся.

    Представленная методика изучения творчества А.А. Блока интересна, эффективна, имеет большое эмоциональное воздействие, дает возможность решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи в их единстве.

    По данной методической разработке проведен открытый урок, который получил высокую оценку присутствующих.

    Методическая разработка заслуживает внимания преподавателей разных дисциплин (прежде всего гуманитарных) в качестве примера применения современных педагогических технологий при проведении занятий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrab._o_bloke.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                    ГБПОУ « Ветлужский лесоагротехнический техникум»

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДИСЦИПЛИНА: «ЛИТЕРАТУРА»

ТЕМА: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА.

ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ».

                                                                   Автор: Попадинец Л.М.,

                                              преподаватель русского языка и литературы.

                                                                     

                                                   

г. Ветлуга

2018г.

                                                       

Аннотация

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                         Попадинец Лариса Михайловна

                                       МК общеобразовательных дисциплин

  В методической разработке темы занятия «Жизнь и творчество А.А. Блока. Поэма «Двенадцать», рассчитанной на 2 часа, автор представил пример изучения этой темы, используя педагогическую технологию развития критического мышления, посредством чтения и письма (РКМЧП).

    В разработке подробно и четко представлена трехэтапная структура урока РКМЧП: вызов, осмысление, размышление. На каждом этапе – активизация мыслительной деятельности обучающихся через использование множества  новых методических приемов, формирующих следующие умения:

  • умение работать с информацией  (работа с текстом, слушание стихов, романсов, просмотр видеофильма, т.п.);
  • - умение графически систематизировать материал;
  • - умение вести дискуссию и самостоятельно делать выводы;
  • - т.п.

     Организованная подобным образом работа  дает возможность обучающимся свободно критически мыслить.

     Для реализации педагогической технологии РКМЧП преподаватель подготовил богатый раздаточный материал, эффективно использует компьютер и мультимедийный проектор, умело организует творческую работу обучающихся.

    Представленная методика изучения творчества А.А. Блока интересна, эффективна, имеет большое эмоциональное воздействие, дает возможность решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи в их единстве.

    По данной методической разработке проведен открытый урок, который получил высокую оценку присутствующих.

    Методическая разработка заслуживает внимания преподавателей разных дисциплин (прежде всего гуманитарных) в качестве примера применения современных педагогических технологий при проведении занятий.

 

 ТЕМА:  Жизнь и творчество А.А.Блока. Поэма « Двенадцать».

      Тип занятия:  урок усвоения новых знаний с использованием компьютерной  технологии и технологии  РКМЧП (развитие критического мышления посредством чтения и письма)

      Цели:

      Обучающие:

  • познакомить студентов с жизнью и  творчеством А.А.Блока, показать, как факты личной  биографии отражаются в поэзии  А.А.Блока;
  • показать значение образа России в творчестве Блока;
  • раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы, показать ее         полемический характер.

        Развивающие:

  • развивать навыки систематизации информации;
  • обеспечить в ходе урока развитие речи студентов;
  • формировать логико – понятийную культуру.

      Воспитательные:

  • осуществлять эстетическое воспитание на уроке литературы;
  • воспитывать  гуманизм посредством литературы.

 

    Межпредметные связи: история, эстетика, русский язык и культура речи.

    Наглядные  пособия:  фильм - презентация  об  А.А. Блоке;

                                              Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия».

     Раздаточный материал:

  • статья о жизни и деятельности А.А.Блока;
  • индивидуальные задания;
  • вопросы.

    Технические средства обучения:  компьютер, мультимедийный  проектор, интерактивная доска.

Литература:

   1. Агеносов В.В. «Русская литература ХХ в. 11 класс». Хрестоматия ч. 2, Др

   2.Агеносов В.В. « Русская литература ХХ в. 11 класс» ч.1, Дрофа, 2000г.

        

                                     Структура учебного занятия

 Первый  урок

Тема: А.А. Блок. Очерк жизни и творчества. Поэма     «Двенадцать».

  1. Мотивация: объявление темы и цели урока.

                           ( Портрет А.А.Блока на интерактивной доске).

  1. Стадия вызова.

2.1.Вступительное слово преподавателя.

«Людям будущего доверяют поэты самое  главное: свои книги, а в них – все то, к чему стремились, о чем думали, что чувствовали люди, жившие в «прекрасном и яростном» ХХ  веке. И сегодня, когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, «вам, из  другого поколенья», самой историей дана возможность увидеть уходящее столетие в исторической перспективе и открыть для себя отечественную литературу  ХХ века.

Преподаватель читает отрывок из стихотворения А.А.Блока « О, я хочу безумно жить!...»:

       Пусть душит жизни сон тяжелый,

       Пусть задыхаюсь в этом сне, -

       Быть может юноша веселый

       В грядущем скажет обо мне:

      «Простим угрюмство – разве это

       Сокрытый   двигатель его?

       Он весь – дитя и света,

       Он весь  - свободы торжество!»

 

 Студентам предлагается высказаться относительно понимания его содержания:

 - О чем думал поэт?

- Что чувствовал?

-К чему стремился?

2.2. В течение 2 минут придумайте и запишите 5 вопросов: «Что бы вы хотели узнать о Блоке?»

(Вопросы записываются  на интерактивной доске )

 -В каком городе родился?

-Где учился?

-Кто были родители?

-С каких лет начал писать?

-Как называлось его первое  стихотворение?

-О чем писал стихи?

-Была ли у него семья?

-С какими писателями был знаком?

- К какому модернистскому течению принадлежал?

-С какими журналами сотрудничал?

- Как совершенствовал свое мастерство?-

-Осталось ли у него незавершенное произведение?

-Был ли счастлив в личной жизни?

-Как рубеж веков повлиял на творчество Блока?

-Какие зарубежные страны посетил?

-Где и как провел последние годы жизни?

2.3.  Фильм - презентация  о Блоке.

3. Стадия осмысления.

На этой смысловой стадии студенты читают информационный текст – статью о жизненном и творческом пути А.А.Блока.

   Жизненный и творческий путь Александра Александровича Блока

                                 Александр  Александрович Блок

    А.А. Блок родился в Петербурге  16 ( 28) ноября 1880 года в дворянской  семье,  отличавшейся широтой и глубиной  культурных интересов. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, дочь известного русского профессора ботаники  А. Н. Бекетова – была первым воспитателем и другом сына, который навсегда  сохранил привязанность к ней. Отец поэта, Александр Львович Блок, профессор Варшавского университета, – сложная и загадочная  фигура. Его деспотический характер стал причиной того, что Александра Андреевна была вынуждена уйти от мужа, и  юный Александр Блок отца почти не знал, и рос, окруженный заботами бекетовской семьи. Его детские и юношеские годы прошли сначала в петербургском ректорском доме, затем в доме отчима Франца Феликсовича Кублицкого – Пиоттух, а каждое лето в подмосковном имении Шахматово.   Окончив в 1898 году  гимназию, он поступил в Петербургский университет  сначала на юридический, а в 1901 году перешел на филологический  факультет, который окончил в 1906 году. В самом начале  1900-х годов два важных события определили творческую судьбу поэта. Брак с Любовью Дмитриевной Менделеевой в 1903 году и увлечение некоторыми философскими   идеями В.С. Соловьева. Результат взаимодействия этих событий – первый поэтический сборник А.Блока – «Стихи о прекрасной даме». Блок общается с символистами старшего и младшего поколений – Д. Мережковским, З. Гиппиус, В.Брюсовым, К.Бальмонтом, А.Белым и др. В эти же годы Блок создает  цикл лирических драм:  «Балаганчик», «Незнакомка», «Роза и Крест», а также печатает  ряд публицистических статей «Безвременье», «Народ и интеллигенция». В 1910 – 1911 годах поэт готовит  к изданию  свое первое «Собрание стихотворений». На творчество Блока повлияли и три заграничных путешествия. Он посетил Италию, Францию, Бельгию и Голландию.

К 1915 – 1916 творческая активность поэта заметно снижается. Летом 1916 года  он призывается в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляется на фронт,  где, по его словам, живет «бессмысленной жизнью», без всяких мыслей. После Февральской революции 1917 года Блок возвращается  в Петербург и работает редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В течение всего 1917  Блок не создал ни одного поэтического  произведения.  После Октябрьской социалистической революции  поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918 года свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение  «Скифы». Как истинный романтик,  Блок уверовал, что революцией « задумано» « переделать все. Устроить так, чтобы лживая, грязная, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!» Блок  сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература», соглашается на должность председателя управления Большого драматического  театра, является членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов.  Однако  в тех организациях, где ему доводилось работать,  и в окружающей  его жизни Блок  с отвращением обнаруживает не только не исчезнувшие, но, наоборот, торжествующие -  бюрократизм, пошлость, мещанство и комчванство.  Наиболее убедительно охарактеризовал трагедию Блока в послереволюционный период  Р.И. Иванов-Разумник: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохнулся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился». Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года. Завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений. Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. «Мы умираем, а искусство остается»,- писал поэт. Блока нет, но его богатейшее наследство с нами.

2.4.Задание для студентов: используя текст, ответить на вопросы.

3.Стадия размышления.

3.1.После работы с текстом  студенты отвечают на вопросы, составленные ими в начале урока.

3.2 Следующее задание – составить синквейн.

 Студентам дается 5 -7 минут на то, чтобы написать синквейн. Зачитываются синквейны, студенты слушают друг друга и извлекают из произведений своих товарищей те идеи, которые они могут увязать с собственными идеями.

Примеры синквейнов:        

А.А.Блок

загадочный символист

чувствует, творит, обличает,

«поэтический голос эпохи».

А.А.Блок

русский, талантливый, образованный

думает, скорбит, переживает,

автор поэмы «Двенадцать»

А.А. Блок

известный русский поэт

Переводит, творит, публикует

Много сделал для России.

             4.Заключительное слово преподавателя.

Известный писатель Евгений Замятин в 1926 году на вечере памяти поэта говорил: «Я не знаю никакого другого из современных нам писателей, кого бы любили, как Блока, кого будут так любить…. В этом человеке – с огромной, зажигающей силой – как лучи сквозь двояковыпуклое стекло – преломилось лучшее, что есть в нас, русских: это – способность никогда не быть сытым, всегда идти дальше – хотя бы это грозило опасностью, гибелью. В Блоке мы любим лучшее, что есть в нас. В нас это горит искрой, а в нем было пламя, иным только мешает, иных обжигает, а его – это сожгло. И утешением может служить только: человек  Блок так полно, так щедро всего себя перелил в стихи – что он будет с нами, пока живы будут его стихи. Поэт же Блок  будет жив, пока живы будут мечтатели, пока живы будут вечно ищущие, а это племя у нас в России – бессмертно».

                                                 Второй урок

Тема: Поэма «Двенадцать».

1.Слово преподавателя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока «Двенадцать», написанной в 1918 году. Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию,  но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. Позднее Блок писал: «Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум крушения старого мира)».

2.Стадия вызова.

2.1.На стадии вызова представляется уместным прослушать отрывок из симфонии №2 С.Рахманинова.

2.2.Вопросы к студентам:

-какие мысли и чувства вызвала у вас эта музыка?

2.3.Задание: представьте, что вы современники А.Блока, живете в 1917 году. Напишите небольшой рассказ на тему: « Я и революция».

Далее выборочно читаются рассказы.

3.Стадия осмысления.

На стадии осмысления идет просмотр видеофильма с записью поэмы «Двенадцать» в исполнении Олега Ефремова  (используется мультимедийный проектор).

                                    ( приложение на диске)

Далее идет работа над понятиями: поэма, документ, Учредительное собрание, керенки.

Затем студенты работают в малых группах, они обсуждают вопросы, которые видны на экране.

4.Стадия размышления.

4.1. На стадии размышления по вопросам, обсуждаемым в малых группах,

проводится аналитическая беседа.

 Студенты работают с текстом поэмы в электронной энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

                                                       

Вопросы

-Какие сатирические образы встречаются в первой главе поэмы? ( При ответе следует зачитывать соответствующие фрагменты текста).

-Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает  старый мир в первой главе? Только ли старый мир изображается сатирически?

-Найдите эпитеты, которые относятся к используемому поэтом слову «злоба».

- К какому миру: света или тьмы, добра или зла, принадлежат главные герои, появляющиеся во второй главе? Подтвердите ваше мнение текстом фрагмента «Винтовок черные ремни».

- Как характеризуют  героев поэмы следующие строки?

                           В зубах -  цигарка, примят картуз,

                            На спину б надо бубновый туз!

- Как относятся  «двенадцать» к религии? Прокомментируйте слова: «Свобода, свобода. Эх, эх, без креста!»  и « Товарищ, винтовку держи, не трусь. Пальнем-ка пулей в Святую Русь….»

-За что убили Катьку? В чем вина Катьки, за которую ее так страшно наказали?

-Почему именно в этот момент – момент торжества произвола и жестокости

 снова появляется «революционный призыв»?

-Можно ли сказать, что основной вопрос поэмы связан не с проблемой противостояния старого и нового миров, а с судьбой человека в мире, который  разрушен?

4.2.Вывод, составленный студентами.

В поэме  Блок  рисует страшную в своей безысходности картину страданий человека, обреченного на  гибель не в силу каких – то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог быть человеком, разрушен, и разрушен теми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие.

Выясняется, что герои поэмы, которые вроде бы должны уходить из мира старого в мир новой жизни, на самом деле идут по кругу: ведь и старый и новый мир одинаково безнравственны.  Поскольку «двенадцать» плоть от плоти старого мира,  они пытаются создать новый мир по образу и подобию старого, поскольку ничего другого они не знают и не умеют. Именно поэтому, наверное, и их путь предстает как шествие сквозь вьюгу, которая «пылит им в очи», искажая не только действительность, но и возможные представления о ней.

5. Заключительное слово преподавателя о поэме «Двенадцать».

В поэме «Двенадцать» герои  идут в  даль неизвестную. Какая «даль» является их целью? Мы, наверное,  и живем сейчас в этой самой « дали». Наше настоящее столь неприглядно в нравственном плане потому, что  начиналось оно с бездуховности, что первые шаги в него были  сделаны «двенадцатью» и такими, как они, - и Блок нам эти шаги показал. Героям поэмы не жаль ни себя,  ни окружающих. Можно ли их винить в этом? Или виной тому жизнь, которая сделала их такими? Жизнь, в которой, чтобы уцелеть, надо было отринуть жалость, человечность, сострадание, милосердие, потому что в ней нет места этим нравственным качествам.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

  • Обосновать  свою точку зрения о значении образа Иисуса Христа в поэме «Двенадцать».
  • Прочитать статью учебника о « новокрестьянской поэзии». 

                                                            Заключение

В условиях современного образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах аудиторного занятия – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.         

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый обучающийся был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу методической разработки

        Среди множества задач, стоящих перед  преподавателем  выделены те, которые  напрямую соотносятся с формированием познавательной активности обучающихся.

  • Совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;
  • Активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;
  • Сформировать систему социально-ценностных отношений обучающегося посредством включения его в активную деятельность.

     Актуальность данной методической разработки в том, что обучающийся становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность  при скрытом руководстве преподавателя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на занятии преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в личности обучающегося, на создание «ситуации успеха»

        В ходе использования методической разработки преподаватель:

  • Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
  • Организует самостоятельную и творческую деятельность обучающихся, формирует интерес к предмету;
  • Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности;

Используемая литература

   1. Агеносов В.В. «Русская литература ХХ в. 11 класс». Хрестоматия ч. 2, Др

   2.Агеносов В.В. « Русская литература ХХ в. 11 класс» ч.1, Дрофа, 2000г

   3. А.Блок «Огненные дали» избранное. Ленинград 1980г.

  4.В.П.Енишерлов «Я лучшей доли не искал» М., «Правда» 1988г.

  5.http://blok.biografy.ru/biography.php

  6.http://www.litra.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Символизм. Анализ поэмы А.А. Блока "Двенадцать"

Предоставлена методическая разработка урока, которая предполагает изучение символизма на примере анализа поэмы А.А. Блока "Двенадцать"....

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...

Методическая разработка урока по литературе

План-конспект урока по литературному чтению...

А. Блок - поэма "Двенадцать"

Поэма о революции "Двенадцать"....

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

План Введение1. Алгоритм подготовительного этапа урока2. Методический инструментарий урока3. План-конспект урокаЗаключениеСписок используемой литературыПриложения...

Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»....