Методическая разработка урока по литературе
план-конспект урока

План-конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с алфавитом.

Задачи:

Познавательные:

  • закрепить знания детей об изученных буквах;
  • познакомить детей с русским алфавитом;
  • формировать навыки сознательного и плавного чтения;
  • учить находить информацию в тексте;
  • прививать интерес к знаниям

;

Развивающие:

  • развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Ты эти буквы заучи. 
Их три десятка с лишком. 
А для тебя они – ключи 
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь 
Ключей волшебных связку. 
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях, 
Растеньях и машинах. 
Ты побываешь на морях 
И на седых вершинах.

Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!

Почему алфавит так назвали?

           Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

         Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

            Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

             А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

Что такое азбука, алфавит?  ( Буквы, расположенные в определенном порядке).

                                     

 Буквы-значки, как бойцы на парад,

  В строгом порядке построились в ряд.

  Каждый в условленном месте стоит

  И называется всё …( алфавит)

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

               Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

 

Это интересно знать.

               Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв).

Что узнали из текстов? ( Выступления детей).

В этом слове первая буква в алфавите-18,вторая-16, третья- 5, четвёртая- 10, пятая-15, шестая-1 (Родина).

В нашем третьем слове первая буква-14, вторая-10, третья-18(мир).


11.Рефлексия
.

-Что же новое вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое алфавит?

-Зачем надо  знать алфавит?

-Где используют алфавит?

-Кому понравился наш урок, нарисуйте в тетради солнышко.

 Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.

а1  б2  в3  г4  д5  е6  е7  ж8  з9  и10  й11  к12  л13  м14  н15  о16  п17  р18  с19  т20  у21  ф22  х23  ц24  ч25  ш26  щ27  ъ28  ы29  ь30  э31  ю32  я33

………………………………………………………………………………………………

    

12         10        18        10         13        13                        14          6           22       16     5       10       11

……………………………………………….                 ………………………………………………….

………………………………………………                  ………………………………………………….

                                            * * *

- Назовите расшифрованные слова. (Кирилл и Мефодий)http://c/DOCUME~1/E45C~1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg

- Что это за слова? (имена)

- Кирилл и Мефодий – братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными.

 

 

                                                                       иллюстрация

 

Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. ( В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали).

- А сколько букв сейчас в нашей Азбуке? (33)

 

9. Знакомство с текстом стихотворения С. Я. Маршака.

- Об этом говорится в стихотворении, с. 59

(читает ученик)

- Сколько же букв в алфавите?

- А какой совет дает нам автор стихотворения? Попробуйте дома выучить, по желанию, алфавит.

- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок,  в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?

  1.  Итог урока.

- Что же в процессе нашего поиска и работы вы узнали? Когда и что вам было интересно?

- Работу кого из ребят вы бы сегодня отметили?

  1. Домашнее задание (по желанию)

- Кому интересно, если возникнет желание, познакомьтесь со стихами на стр. 58. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы

Разработка урока по литературе по теме "  Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова. "...

Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

«Царственное слово» А. АхматовойСтихотворение А. Ахматовой  «Кого когда-то называли люди...» Предмет - русская литератураКурс   -1Тема урока:   «Кого когда-то называли лю...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

План Введение1. Алгоритм подготовительного этапа урока2. Методический инструментарий урока3. План-конспект урокаЗаключениеСписок используемой литературыПриложения...

Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»....