Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»
план-конспект урока

Валентина Харитонова

 

План

 

Введение

1. Алгоритм подготовительного этапа урока

2. Методический инструментарий урока

3. План-конспект урока

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_semi_glazami_pisateley_word.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

 «Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования  и молодежной политики Чувашской Республики

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

        Л. Г. Николаева

  «      »           2018 г.

Методическая разработка урока по литературе


«Мир семьи глазами русских писателей»

                    Учебная дисциплина ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

Рассмотрен и одобрен на заседании                                                                                     ЦК гуманитарных  дисциплин

                                                                                       «___ »____________________2018 г.

Председатель ЦК

_____________ /______________ /

Чебоксары 2018 г.

План

Введение

1. Алгоритм подготовительного этапа урока

2. Методический инструментарий урока

3. План-конспект урока

Заключение

Список используемой литературы

Приложения











Введение

Чти отца твоего

и мать твою…

из Библии

Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульном листе книги «Закон Божий»  сказано: «Книга для всей семьи и школы». Толкование понятия «семья» Создатель оставил для каждого из нас, предвидя, что ни одной семьи, в точности повторяющей другую не будет. Все семьи складываются единожды, они неповторимы ни в счастье, ни в горе своем.

Поэтому тема моей методической разработки «Мир семьи глазами русских писателей» выбрана не случайно. Противоречие «семья – цивилизация» приобрело в наши дни глобальную остроту, в силу нарастающего противоречия между сеятельным принципом развития Природы, оптимально проявленном в семье, и патологическим принципом развития современной человеческой цивилизации, по типу раковой клетки – взять больше, чем отдать. Проблема института «Семьи» прежде всего общественная; она – межконфессиональна и наднациональна.

Семья является культурным наследием каждого народа и одновременно смыслообразующим и структурообразующим началом государства.

Семья - это очаг, дом и Родина. Семья - это вечная молитва и надежда. И сегодня мы не можешь позволить, чтобы крыло ворона закрыло наш Дом, и страшное мировое зло против нашей Отчизны нашей же кровью погасило наш очаг. Молодое поколение нашей страны должно понять: истоки человека - в семье, без семьи нет нации, нет России. Благородные семейные традиции служат государству сильнее, чем формальные законы. Крепкая семья поможет вернуть нашему городу утраченное единство, уважение братских народов, предприимчивость и трудолюбие.

Семья есть принцип разумной, желанной и вечной жизни. Только в Семье, озаренной Всесовершеннейшей Любовью Творца, способен достойно развиваться и жить человек.

Что такое Семья в нашем представлении? На каких принципах должна строиться сегодняшняя Семья? Какие произведения затрагивают семейную тему? На все эти вопросы поможет ответить данная работа. И сегодня, в наше интерактивное время любой современный урок немыслим без технологического подхода и дидактического дизайна. С этой целью при разработке урока был использован метод построения логико-смысловой модели доктора педагогических наук В.Э.Штейнберга.

Данная методическая разработка может представлять интерес не только для преподавателей литературы, но и для классных руководителей, воспитателей, психологов, занимающихся вопросами воспитания и семьи.

1. Алгоритм подготовительного этапа урока:

1. Методические рекомендации к уроку.

Очень важным в воспитательном и просветительском моментах является систематизация и обобщение темы семьи в произведениях русской литературы, воспитание бережного отношения к своей семье.

Для наибольшего осознания значимости темы семьи в ходе урока важно создать высокий эмоциональный подъем, что обеспечивает максимальную самореализацию в творческом процессе. Этому способствует включение в структуру урока широкого спектра интегрирования изобразительного искусства с литературой, музыкой, кино, историей. Элементы костюма (цилиндр, веер, трость) содействуют ограниченному восприятию студентами данной эпохи.

2. Подготовка преподавателя к уроку:

  • составление обобщающего конспекта урока;
  • запись цитат, афоризмов, пословиц и поговорок о семье (см. приложение № 1).
  • подготовка фонограммы, видеофильмов;
  • размещение на доске таблиц, схем, репродукциий, опорных карт (см. приложение № 2, 3).

3. Разработка модуля деятельности студентов:

  • работа с учебниками, произведениями писателей второй половины XIX в.(см. приложение № 4);
  • работа с рабочими листами, картами, схемами см. приложение № 5);
  • оформление таблицы, опорного конспекта (см. приложение № 6, 7);
  • оформление итогового теста «В результате урока» (см. приложение № 8).

2. Методический инструментарий урока

Общеучебные и надпредметные умения:

  • читать осмысленно, понимать прочитанное;
  • запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст;
  • монологически высказывается;
  • вести учебный диалог;
  • читать таблицы, схемы, опорные карты;
  • ставить вопросы, видеть проблемы;
  • составлять структурные и логические схемы;
  • использовать приобретенные знания в стандартной ситуации;
  • переносить, использовать приобретенные знания в стандартной и новой учебных ситуациях.

        Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проектно-творческий.

        Коммуникативно-дидактическая техника преподавателя

  • показ, конструирование;
  • моделирование организации самостоятельной деятельности студентов;
  • диалог

        Образовательные технологии:

  • коллективная творческая деятельность;
  • педагогическое сотрудничество;
  • личностно-ориентированное, развивающее обучение.

3. План - конспект урока

«Тема семьи в русской литературе».

        Тип урока: комбинированный

        Педагогические цели урока:

        1. Обучающий аспект:

  • совершенствование навыков сравнительного анализа художественного произведения;
  • формирование умений и навыков исследовательской работы с различными источниками.

        2. Воспитывающий аспект:

  • воспитание моральных основ и нравственных принципов при создании семейных отношений;
  • привитие чувство ответственности будущего семьянина за семью.

        3. Развивающий аспект:

  • развитие наблюдательности и внимание при изучении художественных произведений;
  • развитие речевой культуры, умения строить яркие и конкретные высказывания на основе литературных наблюдений.

        4. Самообразовательный аспект:

  • развитие умения раскрыть сюжетную особенность произведения в идейной концепции романа;
  • отработка приемов аналитического чтения.

        Наглядное оформление урока: рабочие тетради, атрибутика характерная для XIX века (цилиндр, перчатки, трость, шкатулка с драгоценностями, старинный подсвечник, гусиное перо в чернильнице, веер).

        Технические средства обучения: видеодвойка, видеокассета с художественным фильмом«Война и мир».

        Формы работы на уроке: индивидуальная;

            работа в малых группах;

                                                  частично-групповая.

                Метод обучения: аналитическая беседа; сравнительный анализ, работа с текстом романа.

                Время проведения: - 80 минут.

Этапы урока

Задачи этапа

Методы, использованные на этапах

1 этап - адаптационный

2 этап - теоретический

3 этап - практический

Адаптация студентов к учебной деятельности на уроке. Проверка имеющихся знаний по теме.

Изучение произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».

Применение полученных знаний.

Ведущим методом является эвристическая беседа. Включение в проектную деятельность по разработке проекта «Образец идеальной семьи».

Беседа, метод фронтального моделирования (составление схем, таблиц)

Проблемное задание: разработка темы «Сравнительный анализ семей ростовых и Болконских в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Этапы урока:

1. Целеполагание и мотивация

  • организационный момент

2. Актуализация знаний (на этом этапе студенты привлекаются к формулированию темы. Данный прием способствует активизации внимания студентов и побуждению их к познавательной деятельности.)

3. Восприятие темы

  • подведение к теме урока, развитие воображения;
  • формулирование темы урока;
  • первичное восприятие темы урока.

4. Домашнее задание:

  • представить роман «Война и мир» в виде модели (индивидуальное задание). Студенты могут предложить варианты: окружность, треугольник, конус, схемы и т.д.;
  • запишите мудрые мысли Л.Н. Толстого для памяти на странице рабочей тетради;
  • сочинение - миниатюра «Дом, в котором я хотел бы жить...».

5. Рефлексивно-оценочный этап:

  • поведение итогов работы студентов;
  • оформление теста «В результате урока...»

Вступительное слово преподавателя:

Семья дает человеку первые представления о жизни в обществе, вводит в мир ценностей, формирует основные моральные представления и нравственные принципы. Современное состояние института семьи вызывает тревогу и озабоченность. Но, как известно, наиболее активно процесс самоопределения и самосознания себя как будущего семьянина происходит в юношеском возрасте.

(Преподаватель выслушивает мнение студентов о семейной теме, делает обобщающий вывод)

Семья - одна из важнейших тем в русской литературы 60-70-х год XIX столетия. Семейную хронику пишет М. Салтыкова - Щедрин, судьбу случайного семейства осмысливает Ф. Достоевский. О разрушении семьи, по мысли некоторых критиков, хлопочет Н. Чернышевский с соратниками. Но какое бы художественное произведение мы ни взяли, какую бы социально-нравственную или художественную проблему ни пытались разрешить, мы не сможем исчерпать её в полной мере, если минуем размышления над смысловым рядом: Любовь, Дом, Семья.

Семья не дается готовой, она созидается неустанным трудом членов семьи. Так и обозначим тему сегодняшнего урока: «Мир семьи глазами русских писателей». Эпиграфом к уроку возьмем слова В. Зеньковского: «Семейная жизнь имеет себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена, какая либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».

Цель нашего урока: Определить роль семьи в воспитании личности.

Посмотрим, что такое семья в понимании И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Реализация индивидуального опережающего задания. Сообщение студентов начинается с эмоционального чтения эпизода «Приезд Е.Базарова к родителям»; далее аналитическая беседа по эпизоду.

Вывод преподавателя по сообщению студентов:

И.С. Тургенев затрагивает тему семьи в романе «Отцы и дети» философски, осмысливая происходящее в человеческом обществе, постоянно сталкивая противоположности, таким образом, пытаясь найти истину.

Каждый из героев «проверяется» отношением к дому, родовому гнезду.

Не случайно Тургенев приводит своих молодых героев сначала в усадьбу Кирсановых, потом к Одинцовой, и, наконец, к старикам Базаровым.

Один из источников внутреннего разлада и разлада с миром у Базарова - это отсутствие глубокого чувства «укоренности», которое позволяет осознавать себя значимым звеном в цепи поколений. Мы наблюдаем, любовь родителей к Евгению, тепло этой милой семьи, но нас пугает, что нет обратной связи от Евгения к родителям. Хотя в его исповедальческих размышлениях о родителя - есть тепло, но нет той связующей любви и тесной связи поколений. Семья не стала опорой для нигилиста Базарова.

А любовь, святая, преданная любовь родителей оказалась не всесильна.

Но И.С Тургенев, сочувствуя молодому, смелому, просвещённому поколению, показывает основы которые необходимо разрушить, чтобы «переустроить» мир, но в то же время напоминает и о том, что неподвластно разрушительной человеческой воле. «Отменить» любовь или семью не удавалось реформатором никогда, ибо это микромир общества и образ мира, связуемого любовью.

А теперь вспомним, как решается тема семьи в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание».

Реализация индивидуального опережающего задания. Сообщение студента о Раскольникове и его семье.

Вывод преподавателя по сообщению студента:

Ф.М Достоевский - гениальный художник и блестящий психолог - показывает нам мир отдельного человека как микромир, а как макрокосмос: душа человека, затерянного в огромном доме и необъятном мироздании, тоскует по родной душе, по семье по пространству вечности.

Раскольников один в своем «доме» - каморке; Соня - в своей простенькой съёмной комнатке; Мармеладовы - в нищенском доме. откуда здесь счастливые семьи? «Низкие потолки ум и душу теснят». Такие стены способствуют только рождению страшных мыслей. бывший студент Раскольников всеми силами желает защитить свою семью, стать поддержкой её, но не может осуществить это на деле.

Окончательно запутавшись в своих теориях, бесконечных подозрениях и устав от мучительного груза преступлений, он бросается на помощь к Соне Мармеладовой. Судьба её далеко не завидная, но она смогла сохранить в себе огонь любви, надежду на счастье. Соня помогает Раскольникову преодолеть наваждение, гордость и стать ближе к людям, обрести гармонию мировосприятия и красоту души.

Слово преподавателя:

Воспитание личности через семью особенно ярко изображает Л.Н. Толстой в своих произведениях. Каждая эпоха по-новому воспринимает и осмысливает огромное литературное наследие писателя, но неизменным остается интерес к тем нравственным и духовным идеалам, которые автор утверждает в своих произведениях, в частности - в романе «Война и мир». А сейчас мы с вами  немного поиграем. Вы должны сказать мне «здравствуйте», но не все сразу. Здравствуйте те, кто летние каникулы планирует провести вдали от дома.

(Несколько учеников: «Здравствуйте !»). Здравствуйте те, кто никуда не поедет. (Несколько учеников: «Здравствуйте !»). Здравствуйте те, кто собирается навестить бабушек, дедушек и пожить немного с ними, пока длятся каникулы.

Сегодня я немало о вас узнала: кто-то останется на каникулах с родителями, и у них появится прекрасная возможность пообщаться с ними, помочь им по дому, ведь спешить некуда - каникулы. Кто-то обрадует своим приездом бабушек, дедушек. Пожилые люди очень одиноки, и любое внимание для них драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о членах вашей семьи. А некоторые уедут и новые впечатления увлекут их полностью. Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие, самые дорогие сердцу люди. Но есть и другие семьи: где никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство. Какой найти выход взрослые не знают, поэтому что когда-то их, еще маленьких, не научили строить свои жизнь или они сами не захотели учиться. Но мы-то с вами не пойдем по этому пути, мы будем учиться. И лучшие примеры семейных отношений дают наши классики. Счастье человека, считал Л.Н Толстой, закладывается в семье родителей и продолжается в собственной семье.

А какой должна быть счастливая семья? Ваше мнение. (Студенты делятся своими мыслями. И кто нибудь говорит о том, что в такие семьи приятно приходить в гости. Преподаватель подхватывает это предложение и выводит на тему урока. Запись в тетради темы.) Откроем и мы двери в два дома - Ростовых и Болконских. Именно эти семьи Толстой считал идеалом семейного воспитания и залогом будущего счастья детей. Побудем гостями у них и узнаем, каков этот идеал.

Начало работы.

Дома вы прочитали главы, где вы Ростовы и Болконские открывают двери своих домой для гостей, уже почувствовали особый дух каждой семьи. Кому ближе атмосфера семьи Ростовых, пересядьте, пожалуйста, в левый ряд. Те, кому больше нравится семейный дух Болконских, пусть займут первый ряд. Те, кто выбрал дом Курагиных или еще не определился в выборе, оставайтесь в среднем ряду. (Задача преподавателя к концу урока  подвинуть эту часть к выбору пересесть. Зачем? Если подросток не принимает чей-то идеал, образ, то он не знает, как строить свой, от какой модели отталкивается. Он может так и остаться без идеала, что влечёт личный и социальный риск.)

Итак, мы более-менее определились в своих симпатиях, но еще не вошли в Дом. С каким чувством войдём? (Бережно, открыто, любя). На что будем обращать внимание? (На то, как родители и дети устанавливают свои взаимоотношения). Какие традиции? Чем радуются? Что их огорчает? Какие люди приходят? Как их встречают?

Прием гостей. Театрализованное представление. Аналитическая беседа.

        Ростовы. Глава 7.

        Театрализованный отрывок со слов: «У Ростовых были именины Натальи...» до слов: «...не представавшим сменять один другого, сидели в гостиной». Какое слово дважды употребляют автор? Почему? («Не переставая». Не перестают прибывать гости. А хозяева их принимают.). Да, не перестают с появлением гостей открываться двери, гости все время приходят. Так принято в доме Ростовых. Недаром дом, «известный всей Москве». Как течет жизнь в доме? (здесь постоянное движение, веселое, шумное открытое.). Запишем это наблюдение в таблицу. Что вместе с дверями открывается в доме? (Сердца Ростовых.Они дарят радушие, доброжелательность любовь.). Эти качества наверняка отражаются на лицах. Рассмотрим портреты графини Натальи и графа Ильи Петровича. (Графиня величава и медлительная, внушает уважение. Граф полный, крепкий, веселый. Вид человека, любящего и умеющего пожить. Молодиться. Внушает доверие, располагает к себе.). Что чувствуют гости (и вы), когда попадают в  их дом? ( Радость, доброту, внимание, почтение.). Запишем в таблицу. Почему Веру вывели в гостиную, а не Наташу - именинницу? (Веру замуж надо выдавать. Свой интерес держат. А Наташа - ребенок, ей не нужно здесь быть.). Подведем итог: что находят гости в доме Ростовых? (После детального анализа семьи Ростовых студентам значительно легче дать характеристику семье Болконских.И они делают верные выводы, особенно в этом помогает уже заполняемая таблица в «Рабочей тетради»).

        Болконские. Глава 22.

        Театрализованный отрывок начала главы до слов: «... в доме старого князя». Ждут князя с княгиней. Сколько их не было дома? (Около года). Какие слова противоречат друг другу? («Ждали с каждым днем», «но не нарушило стройного порядка».) Что кроется за этим противоречием? (Ждали, потому что любили, скучали.А порядок - это основа жизни старого князя Николая Болконского.). Что обеспечивал порядок? Расскажите об одном дня князя. (Порядок - условие деятельности князя. С утра до вечера он работает: пишет мемуары, точит детали на станке, сам обучает дочь, разводит растения и т.д. В определенные часы ест. Спит, читает, принимает начальников губерний.). Как здесь открываются двери? (По часам.). А жизнь есть в доме? (Да, только упорядоченная, по расписанию.Движение - стройное, равномерное.). Запишем. Что в его облике князя особенного? (Фигура старика с сухими ручками и блеск умных глаз, молодых, блестящих.). Неожиданное сочетание, не так ли? Этот прием всем известен. (Антитеза.). Раскройте его. (Одно другому не мешает, то есть старость и блеск молодых глаз. Просто князь проявляет живой интерес к жизни, у него пытливый, проницательный ум.).Запишем в тетрадь Кому он дарит этот блеск? (Детям. Лучистые глаза Марьи, умные, блестящие, лучистые глаза князя Андрея.). И вместе с блеском глаз подарил живость ума и огонь жизни. Глаза Болконских - это уже семейная черточка. Толстой много раз обратит внимание на лучистость глаз Марьи и Андрея. А раз так, то мы имеем дело с особым творческим приемом писателя, называется он - художественная деталь. Поскольку мы анализируем портрет, то деталь эту можно назвать портретной. Подведем итог: что ценится в доме Болконских? (Ум, трудолюбие, порядок.). Запишем в тетрадь. По убеждению Толстого, подлинная духовная жизнь человека - тернистый путь к нравственным истинам. Пройти этот путь способен лишь тот герой, который получил первые уроки нравственности истинам. Пройти этот путь способен лишь тот герой, который получил первые уроки нравственности в семье. Писатель утверждает, что основной формирования личности является семья. Именно в семье «любимые» герои Толстого - свободно - личностное единение людей, некое идеальное общественное устройство в миниатюре. Автор считает, что атмосфера дома, родового гнезда определяет не только личность, но и судьбу героя. Гармоничный семейный мир писателей противопоставляет отчуждению людей вне семьи. Гармоничны семьи Ростовых, Болконских, молодые семьи (в эпилоге романа). Члены этих семей близки не только кровно, но и по духу. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых; Ростовы хлебосольны, нерасчетливы, открыты душой, добры. Отношения строятся на взаимопонимании и любви. В мире Ростовых преобладает эмоциональное, интуитивное начало. В доме Ростовых царит чарующая атмосфера благожелательности, любви и искренней заботы о ближнем. душевная щедрость Ростовых распространяется на только на близких, но и на всех, кто вхож в этот гостеприимный дом. Важным символом «ростовского» мира служит музыка ( почти все они умеют петь и чувствуют красоту настоящей музыки). Для Толстого чрезвычайно важно, как человек относится к семье, к детям. Графиня Ростова посвящает свою жизнь семье, она полностью растворяется в муже и детях - в этом, по Толстому, и заключается главное предназначение женщины. Именно к такому пониманию своего предназначения подходит Наташа, тем самым, воплотив собой авторский идеал женщины.

        Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчинена строгим принципам, установленным старым князем Николаем Андреевичем. Его день расписан по минутам : «... главное условие для деятельности есть порядок, но и порядок в его жизни доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту». Никто не смеет нарушить заведенный распорядок. Даже сын, приехав в первый раз с молодой женой, не смеет сразу идти к отцу, а дожидается, когда выйдет время его отдыха.

        Старый князь постоянно заниматься физическим и умственным трудом: «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работай в саду и наблюдением над постройками». Князь не терпит, когда ему противоречат, и поэтому в семье часто возникают разногласия. Князь Андрей - настоящий сын своего отца: такой же твердый, несколько холодный и отчужденный. В эпилоге мы видим, что и сын князя Андрея унаследовал от отца и деда те же качества. Все члены семьи Болонских - люди с сильными характерами, и отношения внутри семьи кажутся внешне очень прохладными, но на самом деле все они по-настоящему привязаны друг к другу. Скрытая, не выражающаяся в словах родственная теплота объединяет их.

        Семьи Ростовых и Болонских представляют два противоположных и взаимодополняющих начала, которые должны воссоединится.

        Две сюжетные линии в романе воплощают это воссоединение: любовь Наташи и князя Андрея (как несостоявшееся воссоединение) и брак Николая и княжны Марьи (как состоявшееся воссоединение). Семья Николая Ростова и Марьи Болконской - образец счастливой супружеской пары, где муж и жена дополняют друг друга, ощущая себя единым целым (Николай сравнивает жену с пальцем, который нельзя отрезать). И еще одну идеальную семью показывает Толстой в конце романа: семейная жизнь Пьера Инаташи - почти идиллия. Цель их супружества не только продолжение рода и воспитание етей, но и духовное единение.

Обобщение. Что вы видите общее для обоих домов? (Есть движение, любовь, понимание членов семьи, искренность, чистота.)

Слово преподавателя:

Но есть ли в романе и изображение «случайных» семей, «негармоничных». Да и это семьи Курагиных, Дубецких, Бергов. Связь между ними формальная, отношения прохладные. Например, князь Василий говорит, что дети- его «крест», а княгиня завидует собственной дочери. Все Курагины эгоистичны и порочны. Назвать такую семью семьей можно лишь условно.примечательно, что Толстой не показывает в романе дома Курагиных. Нет, дома нет родового гнезда и нет будущего у представителей этого семейства. Циничное заявление Элен о том, что она «не дура, чтобы желать иметь детей», иллюстрирует безнравственность и бездуховность не только этой героини, но и всех Курагиных.

        Мысль семейная в романе неразрывно связанна с проблемой воспитания. Автор не только представляет на примере семей своих героев разные педагогические концепции, но и показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности. Семья и отношение к семье становятся главными критериями оценки нравственной ценности личности в романе «Война и мир». Определились ли те, кто остался в начале урока в среднем ряду, пересесть? объясните свой выбор, если желаете. (Два-три студента решились, осталось еще двое.) Я прошу всех покинуть выбранные вначале урока дом и пересесть в средний ряд. (Студенты пересаживаются.). Вы сейчас сделали то, что через 15 лет сделают две семьи - семья Ростовых и Болконских. Они объединяются. В Лысых Горах под одной крышей будут счастлив жить Наташа, Пьер Бузухов и их дети, старая графиня Ростова, Соня, Николай Ростов и Марья Болконская, их дети 15-летний сын князя Андрея, слуги, гувернеры детей. (Рисуем крышу).

        Война принесет много горя семьям: погибает князь Андрей, умрет старый князь Болконский, граф Ростов не переживает смерти Пети, разорятся полностью Ростовы. Но дети сумеют построить новый дом.

        Благодаря чему или кому окажется возможным единение двух семейных родов? (Благодаря их родителям, которые воспитали детей в любви, доброте, простоте и радушии, приучили к порядку и терпению, привили им чувства долга, чести, достоинства.) Эта мысль-мысль семейная - самая важная в романе. Умение жить миром, семьей, а не войной и не в раздоре дается не каждому, лишь тем, кто любит, страдает, отдает, прощает и чтит того, кто дал им жизнь.

        До подведения итогов урока прошу вас оформить тест «В результате урока...» (приложение № 8).

Заключение

        Милые юноши и девушки, не верьте людям, которые будут говорить вам, что ваши стремления по созданию идеальной семьи только неисполнимые мечты молодости. Что и они так же мечтали и стремились, но что жизнь скоро показала им, что она имеет свои требования и то надо не фантазировать о том, какая бы могла быть наша жизнь, а стараться наилучшим образом согласовать свои поступки с жизнью существующего общества и стараться только о том, чтобы быть полезным своей семье и своему дому.

        Не верьте и тому особенно усилившемуся в наше время опасному соблазну, состоящему в том, что высшее назначение человека - это содействие переустройству существующего в известном месте и в известное время общества. Не верьте этому. Не верьте тому, что осуществляет добра и истины невозможно в душе вашей...

        Да, верьте себе, когда в душе вашей будут говорить не желания превзойти других людей, отличаться от других, быть могущественным, знаменитым, прославленным, быть спасителем людей, избавителя их от вредного устройства жизни... а верьте себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше...

        Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе нравственных и моральных принципов при создании семейных отношений, и вы тогда сделаете все, что вы сможете сделать и для своего блага, и для блага своей семьи. И тогда в первый раз загорится в вашей душе свет смыслового ряда: Любовь, Дом, Семья не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света - единственный великий радостный смысл семейной жизни всякого человека.

Используемая литература

1.Арденс Н.Н. Творческий путь Толстого. - М., 1962.

2.Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». - М., 1987.

3.Громов П.. «Диалектика души» в «Войне и мир». - Л., 1977.

4.Гордеева Н.Б. Изучение мастерства Л.Н. Толстого в школе. М., 1958.

5.Долина Н.Г. По страницам «Войны и мира». - Л., 1978.

6.Камянов В. Поэтический мир эпоса... - М., 1978.

7.Кандиев Б.И. Роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Комментарий. - М., 1967.

8.Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» - М., 1972.

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

10.Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л. 1998.

11.Фогельсон И.А. Литература учит. 10 кл. - М., 1990.

12.Шифрам А.И. Страницы жизни Л.Толстого. - М., 1983.

13.Якиминская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

14.Якулова А.А. О построении учебных занятий на основе индиувидуално - ориентированного подхода ... завуч - 2000

Русская литература XIX в. Практикум. Под редакцией Ю.И. Лысого. - 1997.

Долинина Н.Г. По страницам романа «Война и мир». Заметки о романе Л.Н Толстого «Война и мир». - Л., 1978.

Толстой Л.Н. Краткое изложение евангелия // Толстовкий листок. - М., 1995. - Вып. 1

Русские пословицы и поговорки. / Под редакцией А.П. Аникина. - М.,: Художественная литература, 1988.

Приложение №___

Пословицы и поговорки о семье.

  1. Семейные нелады доведут до беды.
  2. Семейный котел всегда кипит.
  3. Семья крепка ладом.
  4. В родной семье и каша гуще.
  5. В родном углу все по нутру.
  6. В своей семье и сам большой.
  7. В своей семье не велик расчет.
  8. В своем доме и углы помогают.
  9. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  10. Где любовь да совет, там горя нет.
  11. Доброю женой и муж честен.
  12. Добрую жену взять - ни скуку, ни горя не знать.
  13. Жена бранчлива - мужу позор.
  14. Жена мужу пластырь, а он ей пастырь.
  15. Жена при муже хороша.
  16. Злая жена сведет мужа с ума.
  17. Злобный муж всем не дюж.
  18. Какова жена, таков и муж.
  19. Когда муж с женой бранится, тогда и горшок не варится.
  20. Любовь да совет - на том стоит свет.
  21. Муж без жены - что гусь без воды.
  22. Муж - дому строитель, нищете отгонитель.
  23. Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.
  24. Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу.
  25. Не тот богат, у кого много добра, а тот, у кого жена хороша.

Единение двух семейных родов

                                                                     Война и горе

                                                              Гибель князя Андрея

                                                                  Смерть старого

                                                                 князя Болконского

                                               Смерть Пети Ростова и графа Ростова

                                                              Разорение ростовых

                                                    Дети сумеют построить новый дом

                                                                      благодаря

        

                      Родителям        воспитание        приучили к            привитие

                                                 в любви,            порядку,                чувства долго,

                                                 доброте,            терпению              достоинства

радушии

Вывод: Мысль семейная самая важная в романе. Умение жить миром, семьёй, а не войной и в раздоре даётся не каждому, только тем, кто любит, страдает, прощает и чтит того, кто дал им жизнь.

                                                     К3 Виды учебно-познавательной

                                       деятельности студентов

К2Этапы урока                                                                                                                        К4

Целепологание, мотивация                              Работа с книгой                                     Основные

    Актуализация знаний герои романа

Восприятие темы                                 Выделение ключевых                Курагины

Тетрализованноемоментов                               (Элен, Анатоль,

представление                                                   Ипполит)

Рефлекс оценочный          Субъективное         Болконские (старый

Домашнее задание     оценивание          граф, Андрей, Марья)

Ростовы (Николай, Наташа,

Илья, Соня, Пётр)

воспитательная        Портрет семьи                                

К1Цели урока                                     в романе                 К5 Система нравственных ценностей

Обучающая                                     Л.Н. Толстого             достоинство,     Уважение,    Безнравственность

    развивающая                                                                   долг,чувство      любовь,       отсутствие

       самообразовательная                                                                          честь          духовности

                                      добро и зло       Открытость,                 Согласие,

                                  война и мир            простота                           мир

                            любовь и ненавсить   Аскетизм, дух                       Порядок, деятельности

                                                                замкнутости, сдержанности    

                  вера и безверие    

                                                                Внутренний разлад,                          Праздность,

      истина и заблуждение                     ханженство, лицем                                 леность

К8 Вечные темы романа                    К7 Внутренняя атмосфера                      К6 Стиль жизни

Приложение №___

Пословицы и поговорки о семье.

1. Семейные нелады доведут до беды.

2. Семейный котел всегда кипит.

3. Семья крепка ладом.

4. В родной семье и каша гуще.

5. В родном углу все по нутру.

6. В своей семье и сам большой.

7. В своей семье не велик расчет.

8. В своем доме и углы помогают.

9. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

10. Где любовь да совет, там горя нет.

11. Доброю женою и муж честен.

12. Доброю жену взять - ни скуку, ни горя не знать.

13. Жена бранчлива - мужу позор.

14. Жена мужу пластырь, а он ей пастырь.

15. Жена при муже хороша.

16. Злая жена сведет мужа с ума.

17. Злобный муж всем не дюж.

18. Какова жена, таков и муж.

19. Когда муж с женой бранится, тогда и горшок не варится.

20. Любовь да совет - на том стоит свет.

21. Муж без жены - что гусь без воды.

22. Муж - дому строитель, нищете отгонитель.

23. Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.

24. Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу.

25. Не тот богат, у кого много добра, а тот, у кого жена хороша.


                                                                                             Приложение №___

В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА

ПО ТЕМЕ: «Мир семьи глазами русских писателей»

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

Три самых важных имени:……………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….

Три самых важных события:…………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….

Три самых важных действия:………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………….

Три самых важных чувства:………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

Три самых важных качества:…………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….