Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
методическая разработка

Андреева Елена Владимировна

Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:

Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

Тип занятия: урок.

Цели  урока:

Личностные: осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.

Метапредметные: развитие способности к исследовательской деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе нравственного развития.

Предметные: развитие познавательного интереса к современной русской литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие устной речи учащихся.

Оборудование:

1) Рабочий лист к уроку

2) Презентация

3) Видео

Время проведения: 45 минут.

Ход занятия:

СЛАЙД 1

-  Сегодня наш урок посвящён  творчеству известного русского писателя   Валентину Григорьевичу Распутину. Его произведения популярны как у нас в стране, так и за рубежом.

СЛАЙД 2

         Эпиграф: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» (В. Г. Распутин). 

- В течении урока вы должны будете заполнять рабочий лист к уроку.

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) – яркий представитель так называемой «деревенской прозы» - одного из ведущих направлений в русской советской литературе 1960—1980-х годов, связанного с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни (Василий Белов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Борис Можаев и др.).

Кто мы на этой земле – хозяева или временщики, побыли и ушли? Взяли всё, что смогли, а потом хоть потоп? Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени? Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания.

(фильм о В.Г. Распутине - 2 мин)

http://youtu.be/7R8_05czqZM (ссылка на видео)

СЛАЙД 3

Известность В. Г. Распутину принесла повесть «Деньги для Марии» (1967), сюжет которой позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) закрепили за ним славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».

Сегодня мы обратимся к повести В. Г. Распутина – «Прощание с Матёрой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины под предлогом великих преобразований.

СЛАЙД 4

 Выход на тему урока.

Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина?

Родина  -  1) Отечество, отчизна, родная страна;

                  2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь;

«Малая» родина  -  отчий дом, родительский дом, родной край, родная сторона, родители, предки…

У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там.

Итак, тема нашего урока «Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Эпиграфом к уроку мы взяли слова В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

- Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за другой? Давайте ещё раз сегодня перелистаем страницы повести «Прощание с Матёрой», перелистаем и перечитаем, поразмышляем над главными проблемами повести.

В основе сюжета лежат реальные события. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдёт под воду навечно.

«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе».

СЛАЙД 5

Повесть «Прощание с Матёрой. Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки».

- Давайте рассмотрим на нашем уроке основные проблемы,  которые раскрывает писатель в произведении?

СЛАЙД 6

Обмен читательскими впечатлениями

-Каков сюжет повести? (История затопления расположенного на острове сибирского села Матеры). 

СЛАЙД 7

- Как описана Матёра?  (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

СЛАЙД 8

Словарная работа

- Давайте определим лексическое значение слова «Матёра». Попробуйте подобрать однокоренные слова к этому слову.

Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк, и от слова матёрый.

Матёра   -   1) матёрый (полный сил, крепкий, достигший полной зрелости, опытный, знающий);

                      2) мать, матерь (мать – земля, Родина – мать);

                      3) материк (земля, окружённая со всех сторон водой);

Все эти значения реализуются в тексте повести.

1) Матёра полна сил, крепка, опытна. («Какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая ни одно поколение»).

2) Слово Матёра по лексическому значению связано со словом мать. Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, стержень, на котором держится их бытие. («И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра».

3) Матёра – часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже – вечности.

СЛАЙД 9

 Работа с художественным текстом

Триста лет обживали этот уголок русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью. Совершенно не случайно повесть открывается пейзажным описанием.

- Давайте прочитаем описание Матёры. (гл. 1.)        

Мир Матёры неброский, в нём всё обычно, но ценность его именно в этой простоте и обычности.

- Какая же она «та Матёра», прежняя? (1 абзац)

(«Опять с грохотом пронесло лёд, опять зашумела вода, запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки, заквакали лягушки…голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки…»).

- Какое слово неоднократно повторяется в пейзаже? (опять)

- Как вы думаете, зачем автор употребляет его несколько раз?

Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение неустойчивости, трагичности жизни в Матёре.

- А как автор даёт нам это почувствовать? Какие перемены произошли? (2 абзац)

(«Та Матёра и не та. Все посадили огороды – да не все… Посеяли хлеба – да не на всех полях… Многие жили теперь на два дома… Повяла деревня, как подрубленное дерево… Гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли окна в опустевших избах, покосились заборы, почернели и похилились стайки, амбары…»). Не та Матёра, потому что «повяла деревня, как подрубленное дерево…». Автор подчёркивает надвигающуюся безжизненность Матёры.

В чем конфликт повести? (Конфликт философский – столкновение старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?)

Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены  старухе  Дарье. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Андрею.

СЛАЙД 10

Составим таблицу – сравнительную характеристику «стариков» и «молодёжи», сопоставив их по разным параметрам, приводя примеры из текста.

«Старики»

«Молодёжь»

Отношение к «малой родине»

Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для нее родное – она не мыслит своей жизни без Матёры.

Павел и Андрей (сын и внук Дарьи) – перебрались в город, оторвались от корней.

Отношение к предкам

Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей. Просит у них совета.

Павел, занятый делами, так и не перевёз могилы. Андрею вообще эта идея кажется странной. Он не понимает, серьёзно говорит бабашка или нет.

Отношение к природе

Дарья считает, что человек и природа слиты воедино.

Андрей: «Человек – царь природы». Человек оторван от природы.

Выводы: столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потери нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

Аналитическая беседа: Распутин  поднимает еще одну проблему - экологическую.

СЛАЙД 11

- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
        - А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
       - Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
        - Сцена разорения кладбища – одна из самых трагичных страниц повести. Давайте обратимся к экранизации этой повести.

 Просмотр эпизодов из фильма «Прощание» (Режиссер Элем Климов, 1981 год). 

https://youtu.be/C7m7su1ra9M (ссылка на видео)

Анализ сцены разорения кладбища.

- Какое чувство вызывают у вас эти кадры. (возмущение, сомнение, неприятие)

Выводы: Это надругательство, самое настоящее. Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников.

ВЫОД УРОКА: Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.

- А можете ли вы назвать исчезнувшие села нашего района?

СЛАЙД 12, 13

- Актуальна ли эта тема сейчас?

- Так какие же проблемы поднимает автор в своем произведении?

СЛАЙД 14

Это проблемы и вечные, и современные.

1. Проблемы экологии. Проблемы взаимодействия человека и природы.

3. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.

4. Проблема поиска смысла человеческого существования.

- Обратимся к нашему эпиграфу. Прокомментируйте его, пожалуйста.

СЛАЙД 15

- Что произойдет с человеком, если эти опоры исчезнут, как исчезла Матера?

Мудрым афоризмом звучат в словах главной героини повести: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку

 по теме:____________________________________________________________

____________________________________________________________________

           http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTjrOhbzxdfekJv-mPLsiVyGnTZeMy-Kl1cbYMdx0lT73fE3l7Fq3inSD8Mfw

           (________________)

     

               Валентин

      Григорьевич

       Распутин

  1. Словарная работа.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Работа с художественным текстом.

        

И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по речке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня...

Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы – их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски – поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним…

  1. Герои повести.

____________________________________________________________________

                C:\Users\диман\Desktop\fmt_96_24_proshhanie1.jpg                        C:\Users\диман\Desktop\-Rlr7sHDxpQ.jpg

«Старики»

«Молодёжь»

Отношение к «малой родине»

Отношение к предкам

Отношение к природе

______________________________________(Ф.И)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"

итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций...

Методическая разработка урока по литературе

План-конспект урока по литературному чтению...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

План Введение1. Алгоритм подготовительного этапа урока2. Методический инструментарий урока3. План-конспект урокаЗаключениеСписок используемой литературыПриложения...

Методическая разработка квеста по литературе на тему: «Знакомый и незнакомый А.П.Чехов!»

Методическая разработка по литературе составлена в форме квеста для обучающихся 1-2 курсов.Нестандартная форма проведения позволит в игровой форме повторить изученный материал о жизни и творчестве А. ...