Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».
план-конспект урока на тему

Ионова Нина Викторовна

 

 

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».

Задачи:

Обучающие:

повторить:

  • общее значение деепричастия и причастия;
  •  правописание причастий и деепричастий;
  • постановку  знаков препинания при деепричастном и причастном оборотах;

Развивающие:

  • развивать речь, мышление;
  • работать  над словом;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к родному языку;
  • толерантность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по русскому языку

Преподавателя русского языка и литературы ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум»

Ионовой Нины Викторовны.

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».

Задачи:

Обучающие:

повторить:

  • общее значение деепричастия и причастия;
  •  правописание причастий и деепричастий;
  • постановку  знаков препинания при деепричастном и причастном оборотах;

Развивающие:

  • развивать речь, мышление;
  • работать  над словом;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к родному языку;
  • толерантность.

Оборудование: 

карточки, презентации к уроку, подготовленные учителем и группами учеников.

Урок построен на концентрической основе с применением разных форм работы: как самостоятельной (индивидуальной), так и групповой, и коллективной. При делении на группы учитывается уровень подготовки учащихся.

Положительные моменты использования ИКТ:

- Повышение уровня мотивации обучения.

- Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.

- Экономия использования времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.

- Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся при подготовке ответов.

Ход урока:

Содержание урока

Время

(мин.)

Действия

учителя

Действия учащихся

Методическое

обоснование

1.Организационнаячасть.

1мин.

Приветствует

учащихся,

проверяет готовность

учащихся к уроку.

Сообщает задачи для учащихся.

Приветствуют

учителя,

отвечают

на организационные

вопросы.

С целью:

настраивает на урок, создают доброжелательную атмосферу

2 Постановка целей и задач урока

4 мин.

 Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали тему урока. Для этого прочитайте высказывания о частях речи и определите, о чем говорят ученые (Презентация. Слайд 1)

« Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.

«Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность». Д. Э.Розенталь

- Именно об этих частях речи мы будем сегодня говорить. Как вы думаете, почему я объединила повторение этих двух частей речи в один урок?

- Эти части речи очень часто являются препятствием на пути успешной сдачи ЕГЭ, поэтому мы сегодня не просто будем повторять все, что узнали на уроках, но уже сегодня  вы готовитесь к успешной сдаче экзамена. По мере выполнения заданий на уроке, в зависимости от того, правильно ли вы их выполняете, ставьте на полях условные обозначения:

+  если вы хорошо справились с заданием и поняли, как его выполнять,

!  если справились не полностью,

- если задание выполнить не получилось.

От того, насколько серьезно вы будете работать на уроке, зависит ваше домашнее задание

Отвечают на вопрос.

(первое высказывание о причастии, второе о деепричастии)

(Они образуются от глагола, их часто путают, ошибаются в определении причастного и деепричастного оборота)

С целью:

 организует и

дисциплинирует

внимание;

развитие мотивации учебной деятельности

3 Проверка домашнего задания.

4.Работа

 с текстом.

  

5 мин.

5 мин.

 1. Прочитайте отрывок из текста.

 Какое это произведение? Дома вы повторяли содержание рассказ «Налим» А.П. Чехова.

Много ли причастий и деепричастий встретилось в тексте?

Как вы думаете, почему в тексте больше деепричастий?

2.Найдите предложения с причастным и деепричастным оборотами, объясните постановку знаков препинания, построив схемы.

Назовите причастия и деепричастия, употребленные в тексте.

Выпишите из текста причастие и деепричастие и произведите их морфемный  и морфологический разборы

(Ученики зачитывают свои варианты ответа на вопрос «Какова роль причастий и деепричастий в рассказе А.П. Чехова «Налим»?»).

(Два ученика работают у доски: один выписывает предложение с деепричастным оборотом и строит его схему, другой – с причастным).

 (Причастия – строящейся,  поросшей; деепричастие - мигая)

 (задание по вариантам, два ученика – у доски).

С целью:

контроля качества выполнения

Закрепление полученных ранее знаний

5. Повторение теоретических знаний по теме.

 .

3мин.

По каким признакам мы определяем

  1)причастие?

   2)деепричастие?

Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия.

(Свою презентацию представляет  1 группа учеников. Они рассказывают о морфологических признаках причастия и деепричастия.

1.Причастие обозначает признак предмета по его действию

 2.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое

      выражено глаголом.

  3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:

       - это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,

       - но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие – неизменяемая)

С целью:

развития

умений

 сопоставлять и анализировать .

5.  Тренировочные упражнения.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

1. К уроку вы приготовили небольшие презентации с заданиями.

Давайте проверим, хорошо ли вы научились отличать причастный оборот от деепричастного.

2.Представит  свою работу группа, рассматривающая вопрос о правописании НЕ с причастиями и деепричастиями.

  Свою работу представляет вторая группа, подготовившая тестовые задания.

Приложение

(работа проверяется учениками из группы, подготовившей задание).

Представитель от группы выходит к доске, опираясь на слайд, напоминает правило о правописании НЕ с причастиями и деепричастиями, затем выполняется задание, подготовленное группой.

Приложение

(Взаимопроверка)

Привлечение внимания, смена  деятельности,

Закрепление

Закрепление

6. Развитие речи, элементы подготовки к экзамену.

5мин

5 мин.

  Давайте еще раз обратимся к высказываниям М.В. Ломоносова и Д.Э. Розенталя. Как, опираясь на их слова, вы определили бы роль этих частей в речи? Всегда ли деепричастие и причастие помогают нам? Для какого стиля характерно употребление причастных и деепричастных оборотов? Как характеризует говорящего умение правильно употреблять в речи такие обороты?

3. Третья  группа подготовила для вас практические тестовые задания по экзаменационным заданиям прошлых лет Ребята подбирали задания, связанные с употреблением причастных и деепричастных . Давайте вспомним, как они выполняются, опираясь на записи в памятке, а затем выполните задание.

(причастия совмещают в себе признаки прилагательного и глагола, а значит,  в тексте одновременно характеризуют предмет и придают картине динамику.

Деепричастие придают тексту динамику, они характерны для повествования, характерны для книжного стиля, умение употреблять их в речи говорит об образованности, начитанности человека.

(В памятках содержится алгоритм выполнения заданий, связанных с употребление деепричастных оборотов и замене придаточной части причастным оборотом.) Затем ребята выполняют задание в тетрадях, два человека работают у доски

(приложение)

С целью:

подготовка к экзамену.

Повторения

Синтаксических норм

7. Подведение итогов урока.

1 мин

Очень часто ученики путают причастие с деепричастием. Как не ошибаться в определении части речи? Что вам может в этом помочь?

(Нужно знать суффиксы причастий и деепричастий, вопросы, на которые они отвечают и помнить, что причастие так же, как и прилагательное относится к существительному, а деепричастие – к глаголу.)

рефлексия

8.Подведение итогов работы. Оценки за урок. Домашнее задание.

1мин.

Поднимите руки, кто получил за все задания плюсы – это оценка «5». Эти ребята дома попробуют написать рассуждение на тему «Нужны ли причастия или деепричастия в русском языке». На следующем уроке мы обсудим ваши предположения. Остальные ребята получат листы   и выполнят те задания, в которых на уроке были допущены ошибки. Спасибо всем за работу!

Обсуждение качества выполнения классной работы, запись домашнего задания

Стимулирование, оценка своей работы на уроке

Приложения .

Приложение 1.

 Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкаеторличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег... Около строящейся купальни, под зелеными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами. Он пыхтит, отдувается и, сильно мигая глазами, старается достать что-то из-под корней ивняка. Лицо его покрыто потом. На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим, молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками. Как Герасим, так и Любим, оба в рубахах и портах. Оба посипели от холода, потому что уж больше часа сидят в воде...

Приложение 2

Тест 1.
Найдите предложения с причастными оборотами.
1. Я ушел, негодуя на друзей.
2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
3. Небо, усеянное звездами, манило к себе.
4. Поднявшись, он быстро подошел к окну.
Тест 2.
Найдите предложения с деепричастными оборотами.
1. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
2. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
3. Преследуя зверя, охотники вышли к озеру.
4. Охотники, преследующие зверя, вышли к озеру.

Приложение 3

Задание 1.  Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор: 

 1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не) знакомым дорогам к какому-нибудь озеру 2.В (не)обыкновенной, никогда (не) слыханной тишине зарождается рассвет.

   3.(Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки   туманится и тяжелеет голова.   4.Вот откуда-то доносится тревожный  крик  (не) уснувшей еще птицы.         5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей – то голос.    

Задание 2.

Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы, 2 столбик – деепричастия, 3 столбик – причастия.

 (Не)трудясь, (не)найдешь счастья;  (не)посеяв,

 (не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры

 (не)продают; (не)взявшись за топор, избы  

 (не) срубишь.)на (не)обработанной земле лишь бурьян растет)

Список литературы.

  1. Рабочая программа по русскому языку.
  2. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.
  3. В.Ф.Чешко, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», Просвещение 2014 г.
  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: С. Н. Пименова. – М.: Искатель
  6. Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык.– М.: Интеллект-Центр, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для профессиональных образовательных организаций...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Учебно-методический комплекс "Русский язык и литература. Русский язык"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»  предназначен для студентов, осваивающих основные  профессиональные образовательные программы...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...