Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов
учебно-методическое пособие на тему

Хлевная Виктория Николаевна

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель практических занятий по русскому языку, разработано содержание практических занятий, даны методические рекомендации по выполнению заданий и упражнений, указана учебная и справочная литература. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_russkomu_yazyku.docx75.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Гулькевичский строительный техникум»

Методическое пособие

по выполнению практических занятий

по учебной дисциплине

«Русский язык и литература. Русский язык»

для студентов первого-второго курсов

Составитель:

Хлевная В.Н., преподаватель

Гулькевичи 2015

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании учебно-методического                                                                 директор ГБПОУ КК объединения гуманитарных                                                                             «___»  «_________» 2015г

дисциплин ГСТ

протокол №___ от _____________                                                                   ____________А.В.Рыбин

Председатель _________ М.Н.Яворская                                                                               м.п.

Автор-составитель: Хлевная В.Н., преподаватель ГБПОУ КК ГСТ

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель практических занятий по русскому языку, разработано содержание практических занятий, даны методические рекомендации по выполнению заданий и упражнений, указана учебная и справочная литература.

Содержание

Введение                                                                                          4

Практические занятия № 1 - № 7                                                      4 - 19

Введение

Основной целью практических занятий по русскому языку является формирование и дальнейшее совершенствование грамотности и речевой культуры студентов.

Тематика практических занятий соответствует рабочей программе:

  1. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
  2. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
  3. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
  4. Лексический и фразеологический анализ слова.
  5. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ.
  6. Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
  7. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Практические занятия предполагают работу:

  • по обогащению словарного запаса;
  • по расширению лингвистического кругозора;
  • по усвоению норм литературного языка;
  • по формированию коммуникативной культуры;
  • по формированию навыков отбора языковых средств, в зависимости от цели и места речевого высказывания;
  • по формированию навыков публичного говорения.

Структура практических занятий включает в себя:

  • Теоретические вопросы по изучаемым темам.
  • Словарную работу.
  • Упражнения на усвоение норм литературного языка.
  • Тестирование.
  • Грамматический практикум.

Практические работы рассчитаны на выполнение в течение одного учебного часа.

Методические указания содержат разработку семи практических занятий, каждое из которых сопровождается методическими рекомендациями.

Практическое занятие №1

Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Цель: обобщить, что такое функциональные стили речи, их отличительные особенности, сферу их применения, функцию речи, жанры, языковые особенности, основные типы речи, вспомнить план комплексного анализа текста.

Теоретические сведения

Функциональные стили речи: научный стиль речи, официально-деловой стиль речи, публицистический стиль речи, художественный стиль речи, разговорный стиль речи.

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Задача - сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры - диалог, личные письма, личные записки, телефон.

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры: эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.

А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть–чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой–то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.

Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто–то еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких–то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто–то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно. 

Задания. 

1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?

2. Определите стилистическую принадлежность текста (укажите тип и стиль речи), докажите свою точку зрения.

3. Определите стилистическую роль однородных членов.

4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.

6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?

Методические рекомендации

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выполните задания.

3. Проверьте себя.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания выполнены,  но допущены неточности в работе.
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:

1.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

 2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.  

3.Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

Практическое занятие №2

Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Цель: вспомнить план комплексного анализа текста, уметь анализировать текст по плану.

Теоретические сведения

Функция речи (описать, рассказать, доказать);

Смысловая основа типа речи (последовательность явлений – в повествовании; одновременность явлений, признаков, действий – в описании; причинно-следственные отношения – рассуждении);

Характер сообщения в типе речи (сообщение о развивающихся, изменяющихся, сменяющих друг друга действиях – в повествовании; перечисление одновременных или постоянных признаков предметов, явлений, действий – в описании; сообщение в виде вывода, доказательства на основе установления причинно-следственной связи между явлениями – в рассуждении);

Характерная черта типа речи (динамизм – в повествовании; статичность – в описании; наличие положения, нуждающегося в доказательстве, - в рассуждении);

Языковые средства выражения характерной черты типа речи;

Текст в целом отвечает на вопрос:

Что такое?  - описание

Что происходит? – повествование

Почему? Что из этого следует? - рассуждение

Задание. Выполните лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста по плану.

План анализа:

1. Определите микротему.

2. Выделите ключевые слова и словосочетания.

3. Укажите строение текста (зачин, срединная часть, концовка).

4. Определите виды связи предложений в тексте.

5. Назовите языковые средства выразительности.

6. Укажите стиль языка, тип речи.

7. Сформулируйте основную мысль высказывания, коммуникативную задачу.

Вариант 1.

Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, его хромоногий раб Эзоп приготовил блюда из языков. Он объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. Что на свете может быть лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. Благодаря языку, люди могут объясниться друг с другом, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Следовательно, нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Вариант 2. 

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

    Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.    Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Вариант 3.

ТЕКСТ, -а, м. 1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). Текст сочинений Пушкина. Подлинный текст Текст оперы. Открытым текстам сообщить, передать что-нибудь (не секретно; также перен.: прямо, недвусмысленно). 2. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория текста. 3. В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц). Нотный текст — нотная запись музыкального произведения. || прилагательное текстовой, -ая, -ое и текстовый, -ая, -ое.

Вариант 4.

Власти Уссурийска сообщили: уровень воды в затопленном зоопарке упал уже на два метра и продолжает убывать. Спасатели готовы приступить к эвакуации животных из мокрых клеток. Первым на очереди на переезд в безопасное место - лев по кличке Грей.

- Рассматривается возможность транспортировки животных в спецвагончиках воздушным судном. Прорабатываются и резервные варианты перемещения, - рассказал перед началом операции руководитель группировки спасателей из Амурского центра МЧС России Виталий Дарчия.

Вариант 5.

Протокол родительского собрания № 1

Дата проведения: 02.10. 2013 г.

Время проведения: 18 00 ч.- 19.30 ч.

Присутствовало: 26 человек

Повестка дня:

  1. Отчет попечительского совета за текущий период.
  2. Организация дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых в МАОУ «Лицей гуманитарных наук» и внесение добровольных пожертвований.
  3. Об организации внеурочной занятости учащихся 3 «а» класса МАОУ «ЛГН».
  4. О вакцинации обучающихся от гриппа.
  5. Об организации горячего питания.

Ход:

По первому вопросу выступила Курганова Е.А, член попечительского совета лицея, которая озвучила отчет попечительского совета лицея за текущий период. К новому учебному году была закуплена методическая литература, компьютерная техника, своими силами сделан ремонт отопительной системы, предприняты действия по организации противопожарной защищенности, проводился текущий ремонт кабинетов. Курганова Е.А. предложила одобрить отчет попечительского совета за текущий период.

Итоги голосования: «за» -26 человек, «против» ____ человек, «воздержались» ___ человек.

Решение по первому вопросу: Одобрить отчет попечительского совета за текущий период.

Вариант 6.

Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.

Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.

Иногда ей сын звонит. Так ты думаешь, мы хоть на секунду отдыхаем от ее «зомбоящика»? Еще чего! Сначала телефон «разрывается» минут пять, потому что она со своим правительством ничего не слышит. Зато мы за стенкой слышим: Алеша звонит.

Методические рекомендации

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Определите, к какому стилю речи относится текст.

3. Найдите предложение, в котором содержится  основная мысль.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы,  уверенно работает с текстом.

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания выполнены,  но допущены неточности в работе.
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:

1.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

 2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.  

3.Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

Практическое занятие №3

Тема:         Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

Цель: вспомнить порядок фонетического, орфоэпического и графического анализа, отработать порядок проведения фонетического, орфоэпического и графического разбора слова.

Теоретические сведения

Фонетический анализ слова:

1.Запишите слово.

2.Поставьте ударение.

3.Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

4.Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

5.Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.

6.Опишите звуки: Гласный, ударный или безударный; согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

7.Сосчитайте и запишите количество звуков.

Образец.

ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.

К [к] согл., глух., парн., тв., парн.

О [Ʌ] глас, безудар.

Л [л'] согл.,  звон., непарн., мягк., парн.

Е [э] глас, удар.

Ч [ч'] согл., глух., непарн., мягк., непарн.

К [к] согл., глух., парн., тв., парн.

О [Ъ] глас, безудар.

Орфоэпический анализ слова:

1. Произнести все возможные произносительные или акцентологические варианты слова.

2. Вспомнить орфоэпическую или акцентологическую норму или установить её с помощью орфоэпического словаря или словаря ударений.

3. Произнести слово в соответствии с орфоэпической или акцентологической нормой и с учётом орфоэпических или акцентологических вариантов, если таковые есть.

4. Определить тип орфоэпической нормы:

а) в области гласных,

б) в области согласных,

в) в области сочетаний согласных,

г) в области грамматических форм,

д) в области иноязычных слов.

Образец

Осень. Скучно. Ветер воет,

Мелкий дождь по окнам льёт.

Ум тоскует; сердце ноет;

И душа чего-то ждёт.

(Козьма Прутков.)

1. Слово скучно можно произнести со звуком [ч] в соответствии с написанием, и со звуком [ш] в соответствии с общепринятым правилом: на месте буквосочетания чн, чт нужно произносить [шн], [шт].

Правильным считается произношение со звуком [ш]. Это подтверждает и Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р.И. Аванесова (М., 1988).

Значит, нужно произносить коне[шн]о.

Анализируемая орфоэпическая норма относится к области сочетаний согласных чн, чт.

Графический анализ слова:

1. Выписать из текста выделенную для графического анализа словоформу.

2. Рядом с орфографической записью анализируемого слова привести запись фонем, т.е. фонемную транскрипцию. Знаком  +  над фонемной транскрипцией обозначаются сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем, парных по звонкости-глухости, и знаком  –  под фонемной транскрипцией – слабая позиция согласных фонем, парных по твердости-мягкости.

3. Под фонемной записью делается фонетическая запись таким образом, чтобы каждый звук был записан строго под соответствующей фонемой.

4. Соотнести буквы с фонемами и указать, в каком значении выступают буквы: в основном, обозначая фонемы в сильной позиции, или во второстепенном, обозначая фонемы в слабой позиции.

5. Охарактеризовать буквы по наличию основного значения: однозначные – двузначные.

6. Установить количественное соотношение между буквами и фонемами.

7. Отметить, если есть в анализируемом слове, случаи отступления от позиционного, или буквосочетательного принципа.

Образец

Чьё владение простирается на долгие километры? Какие богатства таятся в его водных просторах?

+

Чьё –  ч j о

[ ч jо ]

Буква « че » –  ч , в основном значении, однозначная, т.к. обозначает непарную мягкую согласную.

Мягкий знак (ь) – не имеет звукового значения, разделительная функция.

Буква « ё » –  j  и  о в основном значении, двузначная.

2 б., 3 ф.

Отступлений от позиционного принципа нет.

+ + –

Задание.  Затранскрибируйте текст, сделайте орфоэпический и графический анализ выделенных слов.

Вариант 1.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда ломлива,

Своенравна и ревнива.

(А. Пушкин)

Вариант 2.

Чернеет полночь. Пять пожаров!

Столбами зарева стоят!

Кругом зажиточные села

Со всеми скирдами горят.

(К. Случевский)

Вариант 3.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф. Тютчев)

Вариант 4.

За озером долго играла гармонь,

Как будто бы жалуясь кротко

На то, что еще не охота домой,

Что рано уснула слободка.

(А. Твардовский)

Вариант 5.

Давно уж не вижу я солнца и неба.

Не знаю, как мир и живет, и цветет

Как птица, не сею зернистого хлеба,

Пою и ночую, где Бог приведет.

(И. Никитин)

Вариант 6.

Стародавние былины,

Песни родины моей!

Породили вас равнины,

Горы, долы, даль полей.

(А. Коринфский)

Методические рекомендации

1.   Внимательно прочитайте текст.

2.   Сделайте транскрипцию.

3. Найдите выделенное слово, сделайте графический и орфоэпический анализ выделенного слова.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент уверенно работает с текстом.

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задание выполнено,  но допущены неточности в работе.
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:

1.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

 2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.

3.  В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.

 

Практическое занятие №4

Тема:         Лексический и фразеологический анализ слова.

Цель: вспомнить порядок лексического и фразеологического анализа, отработать порядок проведения лексического и фразеологического разбора слова, производить лексический анализ текста с решением текстовых задач.

Теоретические сведения

Лексический анализ слова: 

Лексический анализ слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Анализ фразеологизма:

1. Выписать из анализируемого текста предложение, содержащее фразеологизм, дать толкование (по фразеологическому словарю; возможно по одному из толковых словарей).

2. Указать, можно ли объяснить внутреннюю форму фразеологизма.

3. Если анализируемый фразеологизм преобразован, объяснить характер семантического преобразования.

4. Отметить, возможна ли какая-либо вариантность фразеологизма (лексическая, морфологическая, синтаксическая).

5. Тип фразеологизма по классификации В.В.Виноградова (сращение, единство, сочетание); пословица, поговорка, крылатое выражение, афоризм, речевой штамп.

6. Указать, является анализируемый фразеологизм однозначным или многозначным.

7. Системные связи фразеологизма (характеризуется только одно значение):

синонимические, антонимические, омонимические связи анализируемого фразеологизма с другими;

8. Лексико-грамматический разряд: именной, глагольный, адъективный, адвербиальный, междометный, и синтаксическую роль в предложении.

9. Функционально-стилевая характеристика фразеологизма, сфера его употребления, указать, к активной или пассивной части словаря принадлежит.

10.Характеристика фразеологизма с точки зрения происхождения (исконно русский фразеологизм или заимствованный, разновидность заимствования).

Образец.

Сидеть сложа руки

  1. Сложа руки: ничего не делать, бездельничать.
  2. Внутренняя форма данного фразеологизма легко определяется, поскольку понятен характер образного метафорического переосмысления компонентов: сложа руки, значит, не работая ими, то есть, ничего не делая.
  3. Сложа – старая форма краткого действительного причастия от глагола сложить (современная форма деепричастия совершенного вида – сложив).
  4. Не возможна.
  5. По классификации В.В. Виноградова — это фразеологическое единство, так как понятно образно-переносное значение оборота, его внутренняя форма
  6. Однозначный фразеологизм
  7. Фразео-семантическую группу фразеологизмов-синонимов можно продолжить словами-синонимами: бездельничать, балду пинать, страдать ерундой;

Антонимическое значение: не покладая рук.

  1. Состав: деепричастие + сущ.
  2. Сложа руки; разг. неизм.

Сложа – старая форма краткого действительного причастия от глагола сложить (современная форма деепричастия совершенного вида – сложив).

  1.  Это исконно русский фразеологизм

Задание. Произведите лексический анализ текста с решением тестовых задач. 

Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..кого бес..ильно морщилась и закрывала глаза.

Нет пр..дётся с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.

Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать Францу.. ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позван..вая пытались куда (то) лететь.

Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. . А она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой и я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные мнуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания.
  3. Найдите в тексте 2 – 3 примера многозначных слов. Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
  4. Найдите в тексте 2 примера слов, употреблённых в переносном значении.
  5. Выпишите из текста примеры фразеологических оборотов, дайте толкование (3 – 4 примера).
  6. Подберите синонимы к словам: программа, без передышки, сносно, прекратить, без принуждения.
  7. В каком значении в тексте употреблено слово «программа»
  1. план предстоящей деятельности;
  2. изложение основных задач и целей, намеченных политической партией, общественной организацией, общественно-политическим деятелем;
  3. план, порядок проведения чего-либо;
  4. совокупность номеров, произведений, исполняемых в концерте, а также состав передач по радио, телевидению;
  5. краткое изложение содержания какого-либо предмета, преподаваемого в учебном заведении;
  6. описание на специальном языке процесса выполнения автоматического действия.
  1. Сделайте анализ фразеологизма:

Вариант 1: бить баклуши.

Вариант 2: метать громы и молнии.

Вариант 3: довести до белого каления.

Вариант 4: под горячую руку.

Вариант 5: держать язык на привязи.

Вариант 6: держать порох сухим.

Методические рекомендации

1.   Внимательно прочитайте текст.

2.   Выполните задания.

3.   Проверьте себя.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент уверенно работает с текстом.

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задание выполнено на 75%-90%,  но допущены неточности в работе.
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту,  если задание выполнено на 50%-75%,  в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:

1.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.

3. Курилова А. Д. Новый фразеологический словарь русского языка. Дрофа, Русский язык-Медиа,2009

Практическое занятие №5

Тема:         Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ.

Цель: вспомнить порядок морфемного, словообразовательного и этимологического анализа, отработать порядок проведения данных разборов слов.

Теоретические сведения

Морфемный анализ слова:

Цели разбора слова по составу (морфемного анализа) и типы членения слова при этом виде разбора – выделить в слове морфемы (значимые части слова). Основной приём в этом виде работы – подбор однокоренных и одноструктурных слов (т. е. слов с той же приставкой и суффиксом). При выделении суффиксов необходимо учитывать производящую основу, т. е. вводить элементы словообразовательного анализа.

1. Определить часть речи, изменяемая или неизменяемая.

2. Если часть речи изменяемая, определить окончание  слова.

3. Корень, два-три однокоренных слова.
3. Приставка (приставки).

4. Суффикс (суффиксы).

5. Основа слова без окончания и формообразующих суффиксов.

Образец

Рыбачий – прилаг., изм. ч.р.

Словообразовательный анализ слова:

Задачи словообразовательного анализа несколько иные: установить, от чего образовалось данное слово (найти производящую основу) и с помощью чего  (выделить словообразующий аффикс),  и  в итоге этих исследований определить способ словообразования.

1.Дать лексическое значение слова. 
2. Сравнить состав данного слова с однокоренными; определить, от чего образована основа.

3.Определить ту часть  слова, с помощью которого оно образовано.
Образец

Мыслитель            мыслить

Этимологический  анализ слова:

Этимологический разбор нужен для выяснения первоначальной структуры слова, его прежних словообразовательных связей, для определения производящей основы и способа словообразования и восстановления первичного значения слова. На уроках русского языка этимологический разбор производится  под руководством преподавателя  для объяснения правописания слов, их происхождения и первичного значения.

1. По толковому словарю определить лексическое значение слова в современном русском языке.

2.При помощи этимологического словаря определить происхождение слова (исконно русское или заимствованное).

3.При помощи этимологического словаря выяснить первоначальную морфемно-словообразовательную структуру слова.

4.Установить современную морфемно-словообразовательную структуру слова.

5.Сопоставить историческую и современную структуру и определить характер исторических изменений.

6.Указать причину исторических изменений.

Образец

Нельзя

1.Нельзя — 1) нет возможности; 2) не разрешено, запрещается, 
не следует.

2.Исконно русское.

3.Исторически в слове выделяется приставка не- и корень -льз- (слово образовано от формы дательного падежа единственного числа существительного льга — льзЂ).

4.В современном русском языке слово не членится на морфемы, основа является непроизводной.

5.В слове произошло опрощение морфемной структуры — основа, первоначально членимая на морфемы, стала нечленимой.

6.Причина — исчезновение производящего слова.

Задание № 1. Произведите морфемный анализ слов.

Задание № 2. Сделайте словообразовательный анализ слов.

Задание № 3. Выполните этимологический анализ слов.

Вариант 1.

1. Громадный, стремиться, искусство, образовать, богатырь.

      2. Гололед, горемыка, горючее, бездарь, жестокосердие.

 3. Ловец, прислониться, священный, емкий, ехидна.

Вариант 2.

1. Чернила, печать, старательно, торжество, приключение.

2. Малореальный, легкоранимый, малословный, ликбез, заполярный.

3. Зверь, зарплата, избавить, изрядный, кислый.

Вариант 3.

1. Лисий, быстро, ложилась, рассвет, нагибаясь.

2. Склонность, опечатка, современник, совладелец, созвездие.

3. Ковылять, лебеда, лишить, мама, майор.

Вариант 4.

1. Три, смельчак, искать, изменив, бесплодное.

2. (Заводская) проходная, отчет, присвист, ширь, ГИТИС.

3. Невежа, окорок, отдушина, планка, прыгать.

Вариант 5.

1. Шестьсот, рассматривать, рыбак, буфетчик, отыскал.

2. Мороженое, отправились, сотрудники, поесть, подорожник.

3. Скитаться, спор, угрюмый, фуфайка, черепок.

Вариант 6.

1. По-рыбачьи, горошина, переправиться, одеваясь, белизна.

2. Заморозки, приземлился, оскалился, отбился, прибывшие.

3. Непогода, погожий, беспутный, среда, разглагольствовать.

Методические рекомендации

1.   Внимательно прочитайте задания.

2.   Выполните анализ слов по образцу.

3.   Проверьте себя.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент уверенно работает с текстом.

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задание выполнено на 75%-90%,  но допущены неточности в работе.
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту,  если задание выполнено на 50%-75%,  в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.

3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1991.

4. Шанский Н.М., Боброва Т.Л. Школьный этимологический словарь. Значение и происхождение слов. М., 1997.

Практическое занятие № 6

Тема: Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Цель: Совершенствование навыков грамотного оформления письменной речи.

Теоретические сведения

Морфологический анализ слова:

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки.
4. Непостоянные признаки.
5. Функция в предложении.

Образец

1. Стихи (что?) – сущ.

2. Н.ф. – стих

3. Пост.- нариц., неодуш., м.р., 2-го скл.

4. Непост.- в им.п., во множ. ч.

5. Что? стихи

Вариант 1.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом. Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского  скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии  — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский. Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во- вторых, он не всегда возможен. Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто  или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает бóльшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

1. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

2. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

3. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Вариант 2.

10 февраля 2007 года исполнилось 170 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Родился Пушкин 6 июня 1799 года в Москве Над романом «Евгений Онегин» поэт работал около 8 лет. Со второй половины 20-х годов Пушкин уделяет большое внимание художественной прозе. В 1833 году им была написана повесть «Дубровский»

1. Выпишите числительные с существительными, с которыми они связаны.

2. Определите их разряд.

3. Выполните морфологический разбор 2 числительных.

Вариант 3.

Если у художника для выражения творческих замыслов есть в рапоряжени.. кисть и краски, у к..мпозитора - музыкальные инструменты, то поэт, как извес..но, пользуется словом. Это его материал, все особе..ости и свойства которого он должен знать в совершенстве. Искус..тво поэзии столь же сложно и широко, как и всякий другой вид художестве..ой деятельности человека: музыка, живопись, скульптура, архитектура. Скажем больше: поэзия как(бы) об..ед..няет в себе отдельные свойства этих иску..тв. В самом деле, она широко пользует..ся звуковыми свойствами слова, она в состояни.. вызывать в нашем вообр..жени.. живые картины и образы, она во..производит поступки людей, их мысли, их чу..ства. Вы вид..те, какой это богатый, широкий мир!

1. Выпишите из текста ключевые слова.

2. Выпишите местоимения, определите их разряд и грамматические признаки.

3. Выполните морфологический разбор трех местоимений.

Вариант 4.

Лес шумел… В этом лесу всегда стоял шум ровный пр..тяжный как отг..лосок дальнего звона спокойный и смутный как тихая песня без слов. В нем всегда стоял шум потому(что) это был старый дремучий бор которого не к..салась еще пила и топор лесного б..рышника. Высокие ст..летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурой ратью плотно с..мкнувшись (в)верху зелеными вершинами. (В)низу было тихо пахло смолой сквозь пол..г сосновых игл которыми была усыпа(н,нн)а почва пробились яркие пап..ротники пышно р..скинувшиеся пр..чудливой б..хромой стоявшие (не)движимо и (не)шелохнув листом. Я ехал лесною тропой и хотя неба мне не было видно но (по)тому как хмурился лес я чу..ствовал что над ним подымается тяж..лая туча. Между стволов кое где проб..вался еще косой луч заката но в чащ..бах расп..лзались уже мглистые сумерки.

1. Выпишите словосочетания «прилагательное +существительное», укажите род, число, падеж прилагательных.

2. Выпишите качественные прилагательные.

3. Выполните морфологический разбор 2 из них.

Вариант 5.

Солнце уже выгл…нуло (с)зади (из)за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С)начал…, д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н, нн)ой мельницы, которая (из)д…ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая, (ярко)желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к…снулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (з, с)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.

1. Выпишите из текста ключевые слова.

2. Выпишите из текста определительные наречия.

3. Выполните морфологический разбор 2 из них.

Вариант 6.

Тесей пр…шел в Афины, которые п…грузились в печаль. В третий раз пр…плыли послы с Крита. Их посыла…т Минос за данью. Запазд…вать было нельзя. Семь юношей и девушек отд…вали на съедение Минотавру и зап…рали в лабиринте. Молодые афиняне ослаб…вали уже в пути, вскрик…вали и плакали. Тесей предложил отцу: «Отправ…те меня на Крит, я смогу пр…кратить уплату этой страшной дани!» Престарелый Эгей (не)хотел и слышать об отъезде своего сына.

1. Выпишите из текста глаголы повелительного наклонения.

2. Выпишите из текста глаголы настоящего времени.

3. Выполните морфологический разбор 2 из них.

Методические рекомендации

1.   Восстановите деформированный текст.

2.   Выполните задания.

3.   Проверьте себя.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент уверенно работает с текстом.

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задание выполнено на 75%-90%,  но допущены неточности в работе.
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту,  если задание выполнено на 50%-75%,  в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.

3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1991.

4. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006

Практическое занятие № 7

Тема: Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Цель: Совершенствовать умения, необходимые для построения высказывания по материалу, изученного на уроках русского языка; совершенствовать умение строить рассуждение в научном стиле, используя предложения определённой структуры.

Теоретические сведения

Признаки связной речи:

  1. Содержательность (хорошее знание предмета или явления о котором говорится).
  2. Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).
  3. Логичность (последовательное изложение мыслей).
  4. Ясность (понятность для окружающих).
  5. Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

 К видам связной речи относят диалог и монолог.

Структура высказывания на лингвистическую тему

1) Краткое вступление.

2) Формулировка определения или правила.

3) Примеры.

4) Дополнительные теоретические сведения.

5) Примеры.

6) Обобщение сказанного.

Требования к устному ответу обучающихся

1) Соответствие высказывания теме.

2) логическая последовательность в изложении материала.

3) Полнота изложения материала.

4) Соблюдение норм устной связной речи (темп, логические ударения, паузы, сила голоса).

Образец составления плана высказывания на тему

«Словообразование и орфография»

1. Словообразование как раздел науки о языке.

2. Исходные единицы образования слов.

3. Словообразующие части слов.

4. Способы образования слов в русском языке: а) приставочный (примеры);

Б) суффиксальный (примеры);

В) приставочно-суффиксальный (примеры);

Г) бессуффиксный (примеры);

Д) сложения основ (все разновидности);

Е) слияние сочетания слов в одно (примеры);

Ж) переход слов из одной части речи в другую (примеры).

5. Правописание приставок.

6. Связь словообразования и орфографии.

Вариант 1.

Составьте высказывание на тему «Словосочетание»

Вариант 2.

Составьте высказывание на тему «Простое предложение»

Вариант 3.

Составьте высказывание на тему «Сложносочинённое предложение»

Вариант 4.

Составьте высказывание на тему «Сложноподчинённое предложение»

Вариант 5.

Составьте высказывание на тему «Сложное предложение»

Вариант 6.

Составьте высказывание на тему «Бессоюзное сложное предложение»

Методические рекомендации

1.   Изучите теоретические сведения.

2.   Выполните задания.

3.   Проверьте себя.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент уверенно работает с текстом.

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задание выполнено на 75%-90%,  но допущены неточности в работе.
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту,  если задание выполнено на 50%-75%,  в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.

3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1991.

4. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для профессиональных образовательных организаций...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В методических указаниях определена цель практически...

методические рекомендации по выполнению студентами практических работ по дисциплине "Русский язык и литература"

рекомендации по выполнению студентами практических работ по дисциплине "Русский язык и литература"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «Русский язык»

Министерство образования и науки Республики БурятияГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждениеРеспублики Бурятия«Техникум строительства и городского хозяйства»МЕ...

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине "Русский язык"

Указания содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на практических занятиях.Данные методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык» ор...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Русский язык"

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования  технического и социально-экономического профилей изучающих учебную дисциплинуУД.01 Русский...