Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
рабочая программа на тему

Специальности:

07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» (базовая подготовка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_yazyk_i_literatura.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

для специальности

07.02.01

«Архитектура»

08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,

08.02.07

«Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

                       

Санкт- Петербург

2017

 РАССМОТРЕНА

на заседании ЦК №3 общеобразовательных дисциплин

 Протокол № __ от « __» _____2017 г.

председатель ЦК

___________ /Слюсаренко С.Г./

                                 УТВЕРЖДАЮ

                                        Директор

_________________/Ю.А.Груздев/

        «___» ____________2017 года

ОДОБРЕНА

Методическим Советом

СПб ГБПОУ  «СПАСК»

протокол № __ от «___» ____2017 г.

председатель МС

________________ Ю.А.Груздев

        Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» разработана на основе примерной программы и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Содержание программы согласовано с требованиями  федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования профильного уровня для специальностей среднего профессионального образования

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,

             вентиляции и кондиционирования воздуха

07.02.01Архитектура

        Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский архитектурно- строительный колледж»        

        Разработчик:

Слюсаренко С.Г., преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена. Содержание программы согласовано с требованиями  федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования профильного уровня для специальностей среднего профессионального образования по специальностям:

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 07.02.01«Архитектура»,

08.02.07«Монтаж и эксплуатация сантехнических устройств, вентиляции и кондиционирования воздуха».

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Русский язык и литература» относится к базовым общеобразовательным дисциплинам программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • опознавать,   классифицировать языковые факты;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • пользоваться лингвистическими словарями;
  • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные   единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  •  связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

        В результате освоения дисциплины «русский язык и литература» формируются следующие компетенции:

Вид компетенции

Название компетенции

Предметно-информационная

Умение работать с учебной информацией, критическое ее восприятие

Предметно-информационная

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного роста

Деятельностно-коммуникативная

Способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач

Деятельностно-коммуникативная

Принимать рациональные решения

Деятельностно-коммуникативная

Умение организовывать свою деятельность

Ценностно-ориентированная

Знание норм, ценностей, традиций культуры

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 292 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;

самостоятельной работы обучающегося 97 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

292

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе:

     практические занятия

 ---

     контрольные работы

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

97

Итоговая аттестация в форме экзамена  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»

Наименование разделов

Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов

Объём часов

Уровень освоения

1. Введение

Вводное занятие. Предъявление требований. Список учебной литературы.

2

ознакомительный

Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Фонетика».

1

репродуктивный

2. Фонетика и графика

1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор слова.

2

ознакомительный, репродуктивный

2. Употребление букв Ъ и Ь

2

репродуктивный

3. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Фонетика».

2

репродуктивный

Сам. раб. Фонетический разбор слов с указанием слабой позиции фонем.

1

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Фонетика».

1

репродуктивный, продуктивный

Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Лексика».

1

репродуктивный

3. Лексика и фразеология

1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

ознакомительный

2. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

2

репродуктивный

3. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Лексика».

2

репродуктивный,

продуктивный

Сам. раб. Заполнение таблицы по лексической терминологии. Выполнение работы по подбору синонимов, антонимов, омонимов.

1

репродуктивный,

продуктивный

Сам. раб. Определение значений фразеологизмов, работа со словарем. Анализ словарных статей. Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика».

1

репродуктивный

Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Словообразование».

1

репродуктивный

4. Морфемика и словообразование

1. Морфемика и словообразование. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.

2

ознакомительный,

репродуктивный

2. Филологический анализ текста.

2

репродуктивный, продуктивный

3. Правописание гласных в корне слова. Правописание приставок.

2

репродуктивный

4. Буквы О – Ё после шипящих в разных частях слова.

2

репродуктивный

5. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование».

2

репродуктивный,

продуктивный

Сам. раб. Анализ языкового материала: выписать 2 предложения из художественных произведений, выполнить морфемный разбор знаменательных частей речи.

1

репродуктивный

Сам. раб. Выполнение словообразовательного разбора. Построение словообразовательных цепочек.

1

репродуктивный

Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

1

репродуктивный, продуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Морфемика и словообразование».

1

репродуктивный

Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Морфология».

1

репродуктивный

5. Морфология

1. Знаменательные и служебные части речи. Их характеристики.

2

ознакомительный

2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. 

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

2

ознакомительный, репродуктивный

3. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Употребление форм глагола в речи.

2

ознакомительный, репродуктивный

4. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи.

2

ознакомительный, репродуктивный

5. Причастие. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

2

ознакомительный, репродуктивный

6. Филологический анализ текста.

2

репродуктивный

7. Понятие «отглагольного прилагательного». Орфография, связанная с различиями в причастии и отглагольном прилагательном.

2

ознакомительный, репродуктивный

8. Повторение темы «причастие» и «Отглагольное прилагательное». Контрольная работа по образованию причастий разных форм, правописанию причастий и отглагольных прилагательных.

2

репродуктивный, продуктивный

9. Деепричастие. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

2

ознакомительный, репродуктивный

10. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2

ознакомительный, репродуктивный

11. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

ознакомительный, репродуктивный

12. Служебные части речи. Правописание частиц. Правописание союзов. Правописание предлогов. 

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

2

ознакомительный, репродуктивный

13. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Морфология».

2

репродуктивный, продуктивный

Сам. раб. Заполнение таблицы по частям речи. Указать ЛГЗ, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль.

1

репродуктивный

Сам. раб. Морфологический разбор существительных и прилагательных.

1

репродуктивный

Сам. раб. Поиск разноспрягаемых глаголов и оформление их в таблицу.

1

репродуктивн.

Сам. раб. Морфологический разбор местоимений и числительных.

1

репродуктивный

Сам. раб. Поиск предложений с причастными оборотами в литературных произведениях. Оформление примеров на все условия обособления оборотов.

1

репродуктивный

Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

1

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Причастие» и «отглагольное прилагательное».

1

репродуктивный

Сам. раб. Составление таблицы по орфографическим особенностям правописания причастий и деепричастий.

1

репродуктивный

Сам. раб. Морфологический разбор наречий.

1

репродуктивный

Сам. раб. Поиск в художественных произведениях примеров на употребление звукоподражаний и междометий.

1

репродуктивный

Сам. раб. Оформление таблицы по правописанию НЕ с различными частями речи.

1

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Морфология».

1

репродуктивный

Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Синтаксис».

1

репродуктивный

6. Синтаксис и пунктуация.

1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

ознакомительный, репродуктивный

2. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

2

ознакомительный, репродуктивный

3. Филологический анализ текста.

2

продуктивный

4. Запятая при однородных членах. Запятая при однородных и неоднородных определениях.

2

ознакомительный, репродуктивный

5. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Использование неполных предложений в речи.

2

ознакомительный, репродуктивный

6. Осложненное предложение. Вводные слова.

2

ознакомительный, репродуктивный

7. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

ознакомительный, репродуктивный

8. ССП. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

ознакомительный, репродуктивный

9. Сложноподчиненное предложение (СПП). Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

ознакомительный

10. СПП. Использование сложноподчиненных предложений в речи.

2

ознакомительный, репродуктивный

11. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

ознакомительный, репродуктивный

12. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

2

продуктивный

Сам. раб. Оформление в таблицу морфологических условий для определения вида синтаксической связи.

1

репродуктивный

Сам. раб. Подбор предложений по целям высказывания.

1

репродуктивный

Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

1

репродуктивный

Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

1

репродуктивный

Сам. раб. Поиск в художественной литературе примеров неполных и односоставных предложений.

1

репродуктивный

Сам. раб. Оформление таблицы с вводными словами.

1

репродуктивный

Сам. раб. Синтаксический разбор ССП.

1

репродуктивный

Сам. раб. Синтаксический разбор ССП.

1

репродуктивный

Сам. раб. Заполнение таблицы по теме «Виды придаточных предложений».

1

репродуктивный

Сам. раб. Синтаксический разбор СПП.

1

Репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

репродуктивный

Сам. раб. Подбор крылатых выражений о русском языке.

1

репродуктивный

7. Язык и речь

1. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль.

2

ознакомительный

2. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2

ознакомит.

Сам. раб. Подготовка докладов по темам раздела «Язык и речь».

1

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к экзамену.

1

репродуктивный

Наименование раздела

Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Раздел

Тема

1. Введение

Историко-литературный процесс.

Развитие русской литературы с эпохи Древней Руси. Понятие литературного направления. Основные черты. Основные представители. Теория литературы.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Составление «Календаря эпохи» 1-ой половины XIX века.

1,5

Репродуктивный

2. Литература первой половины XIX века.

Романтизм – ведущее направление в литературе первой половины XIX века.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Философское начало в ранней лирике. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Высокое предназначение личности и её реальное бессилие – сквозная тема лирики Лермонтова. Значение творчества Н.В. Гоголя для русской литературы.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Выучить стихотворение (одно на выбор учащегося)

1,5

репродуктивный

3. Литература второй половины XIX века.

Реализм русской литературы

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Критический реализм как направление литературы 2 пол. XIX века. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

ознакомительный

А.Н. Островский

Сведения из биографии писателя. Социально-культурная новизна драматургии А. Островского.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишённой народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив свободы в драме.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Бесприданница».

Царство хищных, цепких и умных дельцов. Сопоставления анализируемых текстов и образов.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству А.Н. Островского.

2

продуктивный

Сам. раб. Конспект статей Н. Добролюбова и Д. Писарева, посвященных раскрытию образа Катерины.

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.Н. Островского.

1,5

репродуктивный

И.С. Тургенев

«Отцы и дети».

Сведения из биографии. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Пародия на нигилизм в романе. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Отцы и дети».

Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Отцы и дети».

Полемика вокруг романа. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева.

2

продуктивный

Сам. раб. Конспект Статьи Д. Писарева «Базаров».

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству И.С. Тургенева.

1,5

репродуктивный

Ф.И. Тютчев

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. Тютчев, его видение России и её будущего. Раскрытие в лирике любви драматических переживаний поэта.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося).

репродуктивный

А.А. Фет Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии Фета.

2

ознакомительный, репродуктивный

Анализ лирического произведения.

2

продуктивный

Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося).

1,5

репродуктивный

Теория литературы Работа с основными терминами и понятиями. Анализ стихотворения. Тропы и фигуры – средства авторской выразительности.

2

ознакомительный, репродуктивный

Н.А. Некрасов

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка.

2

ознакомительный, репродукт.

«Кому на Руси жить хорошо».

Замысел поэмы. Жанровые, композиционные и сюжетные особенности поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова.

2

продуктивный

Сам. раб. Анализ стихотворения (на выбор учащегося).

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова.

1,5

репродуктивный

Н.Г. Чернышевский и И.А. Гончаров Влияние жизненных взглядов писателей на творчество. Социально-психологический роман «Обломов». Образ «особенного человека» в романе «Что делать?».

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Конспект статей о биографии писателей и основных произведений.

1,5

репродук-тивный

Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание».

Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Преступление и наказание».

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Преступление и наказание».

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

2

ознакомительный, репродуктивный

«Преступление и наказание».

Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. Проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского.

2

продуктивный

Анализ эпического произведения.

2

продуктив-ный

Сам. раб. Поиск и оформление цитат главных персонажей романа.

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Анализ эпизода из романа. Подготовка к обсуждению на  занятии.

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Письменный ответ на вопросы преподавателя.

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Ф.М. Достоевского.

1,5

репродуктивный

Н.С. Лесков

Н.С. Лесков По выбору преподавателя

«Очарованный странник»: тема дороги и изображение духовного пути личности (смысл странствий главного героя);

«Леди Макбет Мценского уезда»: тема любви и семейных ценностей. Женское коварство и желание быть счастливой.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Составить план произведения.

1,5

репродуктивный

М.Е. Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзор).

Главы: «Опись градоначальника», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Гротеск и Гипербол как средство выразительности у М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1,5

репродуктивный

Л.Н. Толстой

«Война и мир».

Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

2

ознакомительный, репродуктивный

«Война и мир».

Мысль народная.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Война и мир».

Мысль семейная.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Война и мир».

Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Осуждение бездуховности и лжепатриотизма светского общества.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого.

2

продуктивный

Сам. раб. Составить портреты указанных персонажей (10 персонажей по указанию преподавателя).

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Наизусть отрывок из романа.

1,5

репродукт.

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Л.Н. Толстого.

1,5

репродуктивный

А.П. Чехов

«Маленькая трилогия».

Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Ионыч».

Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Вишнёвый сад».

Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. Чехова в мировой драматургии театра.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова.

2

продуктивный

Сам. раб. Составление таблицы по рассказам Чехова.

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.П. Чехова.

1,5

репродуктивный

4. Литература XX века.

«Серебряный век»

Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы начала ХХ века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Составление «Календаря эпохи» XX века. Заполнение таблицы по литературным направлениям.

1,5

репродуктивный

А.А. Блок

Природа социальных противоречий в лирике поэта. Цикл «Стихи о прекрасной даме». Стихотворение «Россия», как тема исторического прошлого.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Двенадцать».

Сюжет поэмы и ее герои. Сложность восприятия Блоком социального характера революции в поэме. Борьба миров. Изображения «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Наизусть или анализ стихотворение «Россия» (на выбор учащегося).

1,5

репродуктивный

В.В. Маяковский

Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Обличение мещанства и «новообращенных».

2

ознакомительный, репродуктивный

«Облако в штанах».

Проблемы духовной жизни. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Характер и личность автора в поэме.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Наизусть или анализ стихотворение «Прозаседавшиеся» (на выбор учащегося).

1,5

репродуктивный

Н. Гумилёв

Образная лирика Гумилёва. Стихотворение «Жираф» как песнь природе и чувствам лирического героя. Надрыв души.

2

ознакомительный, репродуктивный

А.А. Ахматова

«Реквием». Изображение сталинских репрессий и силы русского народа в тяжелые годы преследований. Поминальная песнь матери по убиенному сыну.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Выполнить анализ произведения «Реквием» по плану.

1,5

репродуктивный

М. Горький

Анализ драматического произведения.

2

продуктивный

«На дне».

Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.

2

ознакомительный, репродуктивный

«На дне».

Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Роль Луки в пьесе и его влияние на судьбы ночлежников.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству М. Горького.

2

продуктивный

Сам. раб. Выписать и оформить афоризмы Луки.

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству М. Горького.

1,5

репродуктивный

И.А. Бунин

«Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско».

Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность,  деталь в поэзии и прозе.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника.

1,5

репродукт.

А.И. Куприн

А.И. Куприн «Гранатовый браслет».

Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.  Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Смысл названия повести «Гранатовый браслет». Спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника.

1,5

репродуктивный

М.А. Булгаков

«Собачье сердце».

Проблема человека в рассказе. Шарик и Шариков – трагедия личности или страшное преобразование в результате опыта. Профессор Преображенский как созидатель и вивисектор.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Мастер и Маргарита».

Своеобразие жанра. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писателя.

2

ознакомительный, репродуктивный

«Мастер и Маргарита».

Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.

2

ознакомительный, репродуктивный

Контрольная работа по творчеству М.А. Булгакова.

2

продуктивный

Сам. раб. Письменная характеристика персонажей повести «Собачье сердце».

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника.

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Составление карты-схемы персонажей романа «Мастер и Маргарита».

1,5

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству М.А. Булгакова.

1,5

репродуктивный

Развитие литературы в 20-е г.г.

Творчество С. Есенина, М. Цветаевой, О.Э. Мандельштама.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося).

1,5

репродуктивный

Развитие литературы в 30-е г.г.

Творчество А.П. Платонова, И.Э. Бабеля, М.А. Шолохова, Б. Пастернака.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Конспект статей учебника, посвящённых указанным авторам.

1,5

репродуктивный

Период ВОВ в литературе

Творчество А.Т. Твардовского, К. Симонова, О.Ф. Берггольц.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Анализ стихотворений (2 стих-я на выбор учащихся).

1,5

репродуктивный

5. Современная литература

Развитие литературы в 50-80 г.г.

Творчество А.И. Солженицына, В.М. Шукшина, Н.М. Рубцова, А.В. Вампилова.

2

ознакомительный, репрдуктивный

Сам. раб. Составление памятных дат в жизни писателей (3 писателя на выбор учащихся).

1,5

репродуктивный

Современная литература 90-х г.г.

Понятие русского «постмодернизма». Творчество Саши Соколова, В. Ерофеева, Т. Толстой, В. Пелевина, В. Сорокина.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к итоговой зачётной работе.

1

репродуктивный

Итоговое консультационное занятие по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».

1

продуктивный

Итого:

292

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, словари, комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
  2. http://dic.academic.ru
  3. http://gramota.ru
  4. http://slovari.ru
  5. Сухих И.Н. Литература: уч-к для 10 кл. : в 2-х ч., - М: «Академия», 2013г.
  6. Сухих И.Н. Литература: уч-к для 11 кл. : в 2-х ч., - М: «Академия», 2013г.
  7. http://lib.rus.ec
  8. http://www.fplib.ru/id/russian/19vek
  9. http://znanium.com

Дополнительные источники:

1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10–11 классы: Учебник. – М.: ООО «ТИД «Русское слово–РС», 2013.

3. Зданкевич В.Г. Русский язык (дидактический и справочный материал) для средних специальных учебных заведений: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2002.

4. Земский А.М. Русский язык: Учебник для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.

5. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: Орфография: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.

6. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2003.

7. Литература: учебник для студ.проф.учеб.заведений / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

8. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2004.

9. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001.

10. Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. – СПб.: Паритет, 2001.

11. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. Под ред. Ю.И. Лысого. – М.: Просвещение, 2001.

Список словарей:

1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1999.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2009.

3.Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2006.

4.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И.Ушакова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.

5. Фразеологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория-плюс», 2009.

6. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов (конец ХХ – начало ХХIвв). – М.: АСТ: Астрель, 2009.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

● опознавать, классифицировать языковые факты;

● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

● проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

● пользоваться лингвистическими словарями;

● моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

● оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

● использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

● создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

● соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

● необходимо знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; связь языка и истории, культуры русск. и других народов.

1. Контрольные работы по проверке теоретического материала.

2. Тестовые работы.

3. Комбинированные уроки с выполнением упражнений, работой с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку 1 курса "Управляющий сельской усадьбой"

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО

ДАННАЯ ПРОГРАММА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ  СРЕДНЕГО ЗВЕНА. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ИЗУЧАЮТ РУССКИЙ ЯЗЫК В ОБЪЕМЕ 78 ЧАСОВ., ЛИТЕРАТУРУ В ОБЪЕМЕ 117 ЧАСОВ....

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.08 ИИС

Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.08 ИИС...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 10.02.05 ОИБАС

Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 10.02.05 ОИБАС...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.07 ИСиП

Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.07 ИСиП...