Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
    рабочая программа на тему

    Специальности:

    07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» (базовая подготовка).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_russkiy_yazyk_i_literatura.doc320.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    САНКТ-ПЕТРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

     БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

    АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ

    КОЛЛЕДЖ»

    ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

    для специальности

    07.02.01

    «Архитектура»

    08.02.01

    «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,

    08.02.07

    «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

                           

    Санкт- Петербург

    2017

     РАССМОТРЕНА

    на заседании ЦК №3 общеобразовательных дисциплин

     Протокол № __ от « __» _____2017 г.

    председатель ЦК

    ___________ /Слюсаренко С.Г./

                                     УТВЕРЖДАЮ

                                            Директор

    _________________/Ю.А.Груздев/

            «___» ____________2017 года

    ОДОБРЕНА

    Методическим Советом

    СПб ГБПОУ  «СПАСК»

    протокол № __ от «___» ____2017 г.

    председатель МС

    ________________ Ю.А.Груздев

            Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» разработана на основе примерной программы и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Содержание программы согласовано с требованиями  федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования профильного уровня для специальностей среднего профессионального образования

    08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

    08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,

                 вентиляции и кондиционирования воздуха

    07.02.01Архитектура

            Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский архитектурно- строительный колледж»        

            Разработчик:

    Слюсаренко С.Г., преподаватель

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    5

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    6

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    24

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    26

    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

    1.1. Область применения программы

    Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена. Содержание программы согласовано с требованиями  федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования профильного уровня для специальностей среднего профессионального образования по специальностям:

    08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 07.02.01«Архитектура»,

    08.02.07«Монтаж и эксплуатация сантехнических устройств, вентиляции и кондиционирования воздуха».

    1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

    Учебная дисциплина «Русский язык и литература» относится к базовым общеобразовательным дисциплинам программы подготовки специалистов среднего звена.

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
    • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
    • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
    • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка;
    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

    • опознавать,   классифицировать языковые факты;
    • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
    • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
    • пользоваться лингвистическими словарями;
    • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
    • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    • основные   единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    •  связь языка и истории, культуры русского и других народов;
    • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
    • лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

            В результате освоения дисциплины «русский язык и литература» формируются следующие компетенции:

    Вид компетенции

    Название компетенции

    Предметно-информационная

    Умение работать с учебной информацией, критическое ее восприятие

    Предметно-информационная

    Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного роста

    Деятельностно-коммуникативная

    Способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач

    Деятельностно-коммуникативная

    Принимать рациональные решения

    Деятельностно-коммуникативная

    Умение организовывать свою деятельность

    Ценностно-ориентированная

    Знание норм, ценностей, традиций культуры

    1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося 292 часа, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;

    самостоятельной работы обучающегося 97 часов.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    292

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    195

    в том числе:

         практические занятия

     ---

         контрольные работы

    28

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    97

    Итоговая аттестация в форме экзамена  

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»

    Наименование разделов

    Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов

    Объём часов

    Уровень освоения

    1. Введение

    Вводное занятие. Предъявление требований. Список учебной литературы.

    2

    ознакомительный

    Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Фонетика».

    1

    репродуктивный

    2. Фонетика и графика

    1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор слова.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    2. Употребление букв Ъ и Ь

    2

    репродуктивный

    3. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Фонетика».

    2

    репродуктивный

    Сам. раб. Фонетический разбор слов с указанием слабой позиции фонем.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Фонетика».

    1

    репродуктивный, продуктивный

    Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Лексика».

    1

    репродуктивный

    3. Лексика и фразеология

    1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

    2

    ознакомительный

    2. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

    2

    репродуктивный

    3. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Лексика».

    2

    репродуктивный,

    продуктивный

    Сам. раб. Заполнение таблицы по лексической терминологии. Выполнение работы по подбору синонимов, антонимов, омонимов.

    1

    репродуктивный,

    продуктивный

    Сам. раб. Определение значений фразеологизмов, работа со словарем. Анализ словарных статей. Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика».

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Словообразование».

    1

    репродуктивный

    4. Морфемика и словообразование

    1. Морфемика и словообразование. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.

    2

    ознакомительный,

    репродуктивный

    2. Филологический анализ текста.

    2

    репродуктивный, продуктивный

    3. Правописание гласных в корне слова. Правописание приставок.

    2

    репродуктивный

    4. Буквы О – Ё после шипящих в разных частях слова.

    2

    репродуктивный

    5. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование».

    2

    репродуктивный,

    продуктивный

    Сам. раб. Анализ языкового материала: выписать 2 предложения из художественных произведений, выполнить морфемный разбор знаменательных частей речи.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Выполнение словообразовательного разбора. Построение словообразовательных цепочек.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

    1

    репродуктивный, продуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Морфемика и словообразование».

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Морфология».

    1

    репродуктивный

    5. Морфология

    1. Знаменательные и служебные части речи. Их характеристики.

    2

    ознакомительный

    2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. 

    Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    3. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Употребление форм глагола в речи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    4. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

    Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    5. Причастие. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    6. Филологический анализ текста.

    2

    репродуктивный

    7. Понятие «отглагольного прилагательного». Орфография, связанная с различиями в причастии и отглагольном прилагательном.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    8. Повторение темы «причастие» и «Отглагольное прилагательное». Контрольная работа по образованию причастий разных форм, правописанию причастий и отглагольных прилагательных.

    2

    репродуктивный, продуктивный

    9. Деепричастие. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    10. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    11. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    12. Служебные части речи. Правописание частиц. Правописание союзов. Правописание предлогов. 

    Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    13. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Морфология».

    2

    репродуктивный, продуктивный

    Сам. раб. Заполнение таблицы по частям речи. Указать ЛГЗ, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Морфологический разбор существительных и прилагательных.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Поиск разноспрягаемых глаголов и оформление их в таблицу.

    1

    репродуктивн.

    Сам. раб. Морфологический разбор местоимений и числительных.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Поиск предложений с причастными оборотами в литературных произведениях. Оформление примеров на все условия обособления оборотов.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Причастие» и «отглагольное прилагательное».

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Составление таблицы по орфографическим особенностям правописания причастий и деепричастий.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Морфологический разбор наречий.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Поиск в художественных произведениях примеров на употребление звукоподражаний и междометий.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Оформление таблицы по правописанию НЕ с различными частями речи.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Морфология».

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Синтаксис».

    1

    репродуктивный

    6. Синтаксис и пунктуация.

    1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    2. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    3. Филологический анализ текста.

    2

    продуктивный

    4. Запятая при однородных членах. Запятая при однородных и неоднородных определениях.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    5. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Использование неполных предложений в речи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    6. Осложненное предложение. Вводные слова.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    7. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    8. ССП. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    9. Сложноподчиненное предложение (СПП). Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    2

    ознакомительный

    10. СПП. Использование сложноподчиненных предложений в речи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    11. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    12. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Оформление в таблицу морфологических условий для определения вида синтаксической связи.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Подбор предложений по целям высказывания.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Поиск в художественной литературе примеров неполных и односоставных предложений.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Оформление таблицы с вводными словами.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Синтаксический разбор ССП.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Синтаксический разбор ССП.

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Заполнение таблицы по теме «Виды придаточных предложений».

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Синтаксический разбор СПП.

    1

    Репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Подбор крылатых выражений о русском языке.

    1

    репродуктивный

    7. Язык и речь

    1. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль.

    2

    ознакомительный

    2. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

    2

    ознакомит.

    Сам. раб. Подготовка докладов по темам раздела «Язык и речь».

    1

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к экзамену.

    1

    репродуктивный

    Наименование раздела

    Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов

    Объем часов

    Уровень освоения

    Раздел

    Тема

    1. Введение

    Историко-литературный процесс.

    Развитие русской литературы с эпохи Древней Руси. Понятие литературного направления. Основные черты. Основные представители. Теория литературы.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Составление «Календаря эпохи» 1-ой половины XIX века.

    1,5

    Репродуктивный

    2. Литература первой половины XIX века.

    Романтизм – ведущее направление в литературе первой половины XIX века.

    Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Философское начало в ранней лирике. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Высокое предназначение личности и её реальное бессилие – сквозная тема лирики Лермонтова. Значение творчества Н.В. Гоголя для русской литературы.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Выучить стихотворение (одно на выбор учащегося)

    1,5

    репродуктивный

    3. Литература второй половины XIX века.

    Реализм русской литературы

    Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Критический реализм как направление литературы 2 пол. XIX века. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

    2

    ознакомительный

    А.Н. Островский

    Сведения из биографии писателя. Социально-культурная новизна драматургии А. Островского.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишённой народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив свободы в драме.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Бесприданница».

    Царство хищных, цепких и умных дельцов. Сопоставления анализируемых текстов и образов.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству А.Н. Островского.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Конспект статей Н. Добролюбова и Д. Писарева, посвященных раскрытию образа Катерины.

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.Н. Островского.

    1,5

    репродуктивный

    И.С. Тургенев

    «Отцы и дети».

    Сведения из биографии. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Пародия на нигилизм в романе. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Отцы и дети».

    Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Отцы и дети».

    Полемика вокруг романа. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Конспект Статьи Д. Писарева «Базаров».

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству И.С. Тургенева.

    1,5

    репродуктивный

    Ф.И. Тютчев

    Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. Тютчев, его видение России и её будущего. Раскрытие в лирике любви драматических переживаний поэта.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося).

    репродуктивный

    А.А. Фет Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии Фета.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Анализ лирического произведения.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося).

    1,5

    репродуктивный

    Теория литературы Работа с основными терминами и понятиями. Анализ стихотворения. Тропы и фигуры – средства авторской выразительности.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Н.А. Некрасов

    Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка.

    2

    ознакомительный, репродукт.

    «Кому на Руси жить хорошо».

    Замысел поэмы. Жанровые, композиционные и сюжетные особенности поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Анализ стихотворения (на выбор учащегося).

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова.

    1,5

    репродуктивный

    Н.Г. Чернышевский и И.А. Гончаров Влияние жизненных взглядов писателей на творчество. Социально-психологический роман «Обломов». Образ «особенного человека» в романе «Что делать?».

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Конспект статей о биографии писателей и основных произведений.

    1,5

    репродук-тивный

    Ф.М. Достоевский

    «Преступление и наказание».

    Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Преступление и наказание».

    Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Преступление и наказание».

    Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Преступление и наказание».

    Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. Проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского.

    2

    продуктивный

    Анализ эпического произведения.

    2

    продуктив-ный

    Сам. раб. Поиск и оформление цитат главных персонажей романа.

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Анализ эпизода из романа. Подготовка к обсуждению на  занятии.

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Письменный ответ на вопросы преподавателя.

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Ф.М. Достоевского.

    1,5

    репродуктивный

    Н.С. Лесков

    Н.С. Лесков По выбору преподавателя

    «Очарованный странник»: тема дороги и изображение духовного пути личности (смысл странствий главного героя);

    «Леди Макбет Мценского уезда»: тема любви и семейных ценностей. Женское коварство и желание быть счастливой.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Составить план произведения.

    1,5

    репродуктивный

    М.Е. Салтыков-Щедрин

    М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзор).

    Главы: «Опись градоначальника», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Гротеск и Гипербол как средство выразительности у М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    1,5

    репродуктивный

    Л.Н. Толстой

    «Война и мир».

    Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Война и мир».

    Мысль народная.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Война и мир».

    Мысль семейная.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Война и мир».

    Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Осуждение бездуховности и лжепатриотизма светского общества.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Составить портреты указанных персонажей (10 персонажей по указанию преподавателя).

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Наизусть отрывок из романа.

    1,5

    репродукт.

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Л.Н. Толстого.

    1,5

    репродуктивный

    А.П. Чехов

    «Маленькая трилогия».

    Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Ионыч».

    Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Вишнёвый сад».

    Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. Чехова в мировой драматургии театра.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Составление таблицы по рассказам Чехова.

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.П. Чехова.

    1,5

    репродуктивный

    4. Литература XX века.

    «Серебряный век»

    Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы начала ХХ века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Составление «Календаря эпохи» XX века. Заполнение таблицы по литературным направлениям.

    1,5

    репродуктивный

    А.А. Блок

    Природа социальных противоречий в лирике поэта. Цикл «Стихи о прекрасной даме». Стихотворение «Россия», как тема исторического прошлого.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Двенадцать».

    Сюжет поэмы и ее герои. Сложность восприятия Блоком социального характера революции в поэме. Борьба миров. Изображения «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Наизусть или анализ стихотворение «Россия» (на выбор учащегося).

    1,5

    репродуктивный

    В.В. Маяковский

    Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Обличение мещанства и «новообращенных».

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Облако в штанах».

    Проблемы духовной жизни. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Характер и личность автора в поэме.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Наизусть или анализ стихотворение «Прозаседавшиеся» (на выбор учащегося).

    1,5

    репродуктивный

    Н. Гумилёв

    Образная лирика Гумилёва. Стихотворение «Жираф» как песнь природе и чувствам лирического героя. Надрыв души.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    А.А. Ахматова

    «Реквием». Изображение сталинских репрессий и силы русского народа в тяжелые годы преследований. Поминальная песнь матери по убиенному сыну.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Выполнить анализ произведения «Реквием» по плану.

    1,5

    репродуктивный

    М. Горький

    Анализ драматического произведения.

    2

    продуктивный

    «На дне».

    Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «На дне».

    Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Роль Луки в пьесе и его влияние на судьбы ночлежников.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству М. Горького.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Выписать и оформить афоризмы Луки.

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству М. Горького.

    1,5

    репродуктивный

    И.А. Бунин

    «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско».

    Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность,  деталь в поэзии и прозе.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника.

    1,5

    репродукт.

    А.И. Куприн

    А.И. Куприн «Гранатовый браслет».

    Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.  Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Смысл названия повести «Гранатовый браслет». Спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника.

    1,5

    репродуктивный

    М.А. Булгаков

    «Собачье сердце».

    Проблема человека в рассказе. Шарик и Шариков – трагедия личности или страшное преобразование в результате опыта. Профессор Преображенский как созидатель и вивисектор.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Мастер и Маргарита».

    Своеобразие жанра. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писателя.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    «Мастер и Маргарита».

    Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Контрольная работа по творчеству М.А. Булгакова.

    2

    продуктивный

    Сам. раб. Письменная характеристика персонажей повести «Собачье сердце».

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника.

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Составление карты-схемы персонажей романа «Мастер и Маргарита».

    1,5

    репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству М.А. Булгакова.

    1,5

    репродуктивный

    Развитие литературы в 20-е г.г.

    Творчество С. Есенина, М. Цветаевой, О.Э. Мандельштама.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося).

    1,5

    репродуктивный

    Развитие литературы в 30-е г.г.

    Творчество А.П. Платонова, И.Э. Бабеля, М.А. Шолохова, Б. Пастернака.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Конспект статей учебника, посвящённых указанным авторам.

    1,5

    репродуктивный

    Период ВОВ в литературе

    Творчество А.Т. Твардовского, К. Симонова, О.Ф. Берггольц.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Анализ стихотворений (2 стих-я на выбор учащихся).

    1,5

    репродуктивный

    5. Современная литература

    Развитие литературы в 50-80 г.г.

    Творчество А.И. Солженицына, В.М. Шукшина, Н.М. Рубцова, А.В. Вампилова.

    2

    ознакомительный, репрдуктивный

    Сам. раб. Составление памятных дат в жизни писателей (3 писателя на выбор учащихся).

    1,5

    репродуктивный

    Современная литература 90-х г.г.

    Понятие русского «постмодернизма». Творчество Саши Соколова, В. Ерофеева, Т. Толстой, В. Пелевина, В. Сорокина.

    2

    ознакомительный, репродуктивный

    Сам. раб. Подготовка к итоговой зачётной работе.

    1

    репродуктивный

    Итоговое консультационное занятие по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».

    1

    продуктивный

    Итого:

    292

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

    Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, словари, комплект учебно-методической документации.

    Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Основные источники:

    1. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
    2. http://dic.academic.ru
    3. http://gramota.ru
    4. http://slovari.ru
    5. Сухих И.Н. Литература: уч-к для 10 кл. : в 2-х ч., - М: «Академия», 2013г.
    6. Сухих И.Н. Литература: уч-к для 11 кл. : в 2-х ч., - М: «Академия», 2013г.
    7. http://lib.rus.ec
    8. http://www.fplib.ru/id/russian/19vek
    9. http://znanium.com

    Дополнительные источники:

    1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

    2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10–11 классы: Учебник. – М.: ООО «ТИД «Русское слово–РС», 2013.

    3. Зданкевич В.Г. Русский язык (дидактический и справочный материал) для средних специальных учебных заведений: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2002.

    4. Земский А.М. Русский язык: Учебник для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.

    5. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: Орфография: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.

    6. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2003.

    7. Литература: учебник для студ.проф.учеб.заведений / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    8. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2004.

    9. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001.

    10. Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. – СПб.: Паритет, 2001.

    11. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. Под ред. Ю.И. Лысого. – М.: Просвещение, 2001.

    Список словарей:

    1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1999.

    2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2009.

    3.Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2006.

    4.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И.Ушакова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.

    5. Фразеологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория-плюс», 2009.

    6. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов (конец ХХ – начало ХХIвв). – М.: АСТ: Астрель, 2009.

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    ● опознавать, классифицировать языковые факты;

    ● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    ● проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

    ● пользоваться лингвистическими словарями;

    ● моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

    осуществлять речевой самоконтроль;

    ● оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

    ● использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

    ● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

    ● создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

    ● соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

    ● необходимо знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; связь языка и истории, культуры русск. и других народов.

    1. Контрольные работы по проверке теоретического материала.

    2. Тестовые работы.

    3. Комбинированные уроки с выполнением упражнений, работой с текстом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

    Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

    Рабочая программа по русскому языку 1 курса "Управляющий сельской усадьбой"

    Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу с...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО

    ДАННАЯ ПРОГРАММА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ  СРЕДНЕГО ЗВЕНА. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ИЗУЧАЮТ РУССКИЙ ЯЗЫК В ОБЪЕМЕ 78 ЧАСОВ., ЛИТЕРАТУРУ В ОБЪЕМЕ 117 ЧАСОВ....

    Рабочая программа по русскому языку (1 курс)

    Рабочая программа по русскому языку...

    Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся СПО -1 курс

    Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью программы по подготовке специалистов среднего звена.1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной ...

    Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для учащихся СПО -1 курс

    Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:                 Учебная дисциплина Русский язык и культура р...