Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку 1 курса "Управляющий сельской усадьбой"
    рабочая программа на тему

    Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

    Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_upr._usadboy.docx73.3 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       1. Пояснительная записка

    Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

    Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

    При получении профессий НПО обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 114 часов, на самостоятельную работу предусмотрено 58 часов.

    Примерная программа ориентирована на достижение следующих   целей:

    • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
    • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
    • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
    • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

    Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

    Содержание примерной программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

    Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

    Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

    Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

    Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

    При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

    Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

    В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.

    При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

    Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины».

    Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

    Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

    В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

    знать/понимать

    • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
    •  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
    • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

    уметь

    • осуществлять речевой самоконтроль;
    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
    • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
    • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

    аудирование и чтение

    • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
    • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
    • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
    • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

    Формой итоговой аттестации выбран письменный экзамен.


    1. Тематический план дисциплины

    № п/п

    Наименование раздела,

    темы  

    Максим.

    нагрузка

    студента,

    час

    Всего

    Количество аудиторных часов, в том числе по видам занятий

    Самостоятельная, внеаудиторная

     работа обуч-ся

    (кол-во часов)

    (работа)        

    Лекции

    Семи-

     нары

    Лабор.рабо

    ты

    Прак. работы

    Курсов.

    (контр-е)

    работы

     

    1

    Введение

    1

    1

    1

    2

    2

    Язык и речь. Функциональные

    Cтили речи

    10

    10

    2

    6

    2

    2

    3

    Лексика и фразеология

    8

    8

    2

    4

    2

    4

    4

    Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

    8

    8

    2

    4

    2

    4

    5

    Морфемика, словообразование, орфография

    4

    4

    2

    2

    4

    6

    Морфология

    10

    10

    2

    4

    2

    2

    4

    7

    Орфография

    8

    8

    4

    4

    4

    8

    Синтаксис и пунктуация

    16

    16

    4

    4

    6

    2

    8

    Итого

    65

    65

    11

    24

    24

    6

    32

    9

    Лексика и фразеология

    8

    8

    2

    4

    2

    4

    10

    Фонетика, орфоэпия, графика,

    орфография

    8

    8

    2

    4

    2

    4

    11

    Морфемика, словообразование, орфография

    8

    8

    2

    4

    2

    4

    12

    Морфология и орфография

    8

    8

    6

    4

    2

    4

    13

    Синтаксис и пунктуация

    8

    8

    2

    4

    4

    4

    14

    Орфография и пунктуация

    8

    8

    2

    2

    4

    Резерв учебного времени

    1

    1

    1

    2

    Всего

    49

    49

    14

    24

    10

    1

    26

    Итого

    114

    114

    25

    48

    34

    7

    58


    1. Содержание учебной дисциплины

    Введение-1 час

    Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

    Язык как система. Основные уровни языка.

    Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

    1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ -10 часов

    Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

    Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

    Функциональные стили речи и их особенности.

    Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

    Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

    Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

    Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

    Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

    Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

    Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

    Лингвостилистический анализ текста.

    2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ -8 часов

    Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

    Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

    Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

    Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

    Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

    Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

    3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ -8часов

    Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

    Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

    Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

    Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

    4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ -4 часа

    Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

    Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

    Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

    Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

    5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ -10 часов

    Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

    Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

    Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

    Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

    Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

    Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

    Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

    Глагол. Грамматические признаки глагола.

    Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

    Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

    Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

    Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

    Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

    Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

    Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.

    Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

    Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 

    Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

    Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

    Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

    Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

    Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

    Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

    6. ОРФОГРАФИЯ-8 часов

    7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ-16 часов

    Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

    Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

    Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

    Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

    Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

    Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

    Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

    Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

    Односоставное и неполное предложения.

    Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

    Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

    Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

    Осложненное простое предложение.

    Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

    Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

    Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

    Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

    Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

    Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

    Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

    Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

    Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

    Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

    Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

    Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

    Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

    Примерные темы рефератов

    Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

    Язык и культура.

    Культура речи. Нормы русского языка.

    Стилистика и синонимические средства языка.

    Русское письмо и его эволюция.

    Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

    Русская пунктуация и ее назначение.

    Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

    Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

    Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

    Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

    Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

    Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

    Роль словосочетания в построении предложения.

    Синонимия простых предложений.

    Синонимия сложных предложений.

    Использование сложных предложений в речи.

    Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

    Словари русского языка и сфера их использования.

    Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

    4. Внеаудиторная самостоятельная работа

    Наименование разделов по программе

    Вид самостоятельной работы

    Содержание самостоятельной работы

    1. Введение

    Изучение дополнительного материала, выполнение упражнений, реферат

    Социальные аспекты культуры речи, язык и речь, разграничение элементов нормированной и ненормированной речи, речевые высказывания с учетом требований культуры речи

    2.  Стили речи

    Анализ текста, выполнение упражнений, конструирование текстов, реферат

    Различение текстов по их принадлежности  к стилям, выявление ошибок, нарушающих стилевое единство  текста, создание текстов учебно-научного и официально-делового стилей в разных жанрах

    3. Фонетика

    Изучение дополнительного материала, выполнение упражнений, реферат, фонетический разбор

    Фонетические средства речевой выразительности, усвоение орфоэпических норм, выявление вариантов русского литературного произношения

    4. Лексика и фразеология

    Изучение дополнительного материала выполнение упражнений и творческих заданий, работа со словарем, реферат, лексический разбор

    Варианты лексико-фразеологической нормы, усвоение лексических норм

    5. Морфемика  и словообразование

    Изучение дополнительного материала, анализ текста, выполнение упражнений, реферат, морфемный и словообразовательный разборы

    Способы словообразования, словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях

    6. Морфология

    Выполнение упражнений, тестовых заданий, анализ текста, реферат, морфологический разбор

    Усвоение норм употребления форм слова, выявление грамматических ошибок в тексте

    7. Синтаксис и пунктуация

    Анализ текста, выполнение упражнений, конструирование текстов, реферат, синтаксический разбор, пунктуационный разборы

    Редактирование собственных текстов и текстов других авторов с точки зрения использования синтаксических средств, использование синтаксических синонимов

           5. Перечень практических занятий

    Наименование практических занятий

                 Количество часов

    1

    Практическая. работа №1 «Анализ текста»

    2 часа

    2

    Практическая работа №2 «Информационная переработка текста»

    2 часа

    3

    Практическая работа №3 «Составление рецензии»

    2 часа

    4

    Практическая работа №4 Выполнение упражнений на нахождение фразеологических оборот в текстах, тестирование

    2 часа

    5

    Практическая работа №5 Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Морфема»

    2 часа

    6

    Практическая работа №6 Выполнение тренировочных упражнений, по теме Словообразование»

    2 часа

    7

    Практическая работа №7 Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Морфология»

    2 часа

    8

    Практическая работа №11«Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

    2 часа

    9

    Практическая работа № 12 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

    2 часа

    10

    Практическая работа №13 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Орфография»

    2 часа

    11

    Практическая работа № 14 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

    2 часа

    12

    Практическая работа № 15«Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

    2 часа

    13

    Практическая работа №«Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

    2 часа

    14

    Практическая работа №17«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Словосочетание»

    2 часа

    15

    Практическая работа № 18 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Простое предложение»

    2 часа

    16

    Практическая работа № 20«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Сложное предложение»

    2 часа

    17

    Практическая работа № 24 ««Выполнение тренировочных упражнений, тестов Пунктуация»

    2 часа

         

     Итого:

    34 часов

    Ъ6.Литература и средства обучения

    Основные источники

    1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

    2.Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

    3.Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002

    4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

    5.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы.  И   Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

    6.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

    7.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

    8.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

    9.Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

    10.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

    11.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

    Дополнительные источники

    Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

    Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

    Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

    Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

    Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

    Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

    Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.

    Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

    Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

    Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

    Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.

    Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

    Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

    Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

    Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

    Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

    Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

    Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

    Словари

    Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

    Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

    Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

    Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

    Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

    Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

    Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

    Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

    Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

    Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

    Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

    Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

    Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

    Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

    Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

    Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

    Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

    Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.


    Министерство образования и науки Республики Бурятия

    ГОУ СПО Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства

    УТВЕРЖДАЮ:

    Зав. по общеобразовательным

    дисциплинам

    ___________Л.Д.Кукшинова

    «___»______________20___г

    «___»______________20___г

    КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    На семестр 1  2011/2012  учебного года     группа -12

    На семестр  2 2011/2012  учебного года     группа-12

    На семестр 1 2012/2013 учебного года группа- 22

    Наименование дисциплины  Русский язык

    Профессия  11401.02  Овощевод защищённого грунта

    Преподаватель: Цыдендамбаева Т.Д.

    Максимальное количество часов по учебному плану на дисциплину 172 чаcа самостоятельная работа 58 часа.

    Всего часов 114 ч. в том числе:

    теоретических занятий  80 часов,            лабораторных (практических) работ 34  часа,    

    Форма итогового контроля:     письменный экзамен_____

    Рабочий план преподавателя рассмотрен и обсужден на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин

         «____» _________20__г. Протокол № ____     Руководитель МО  _______________

                                                                                                                                                        подпись

    Рабочий план преподавателя рассмотрен и обсужден на заседании методического объединения общеобразовательных  дисциплин

             «_____»_________20__г. Протокол № ____ Руководитель МО ________________  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Наименование разделов, тем, занятий

    Количество часов

    Календарные

    сроки изучения

    Тип, вид занятий

    Средства обучения

    Задания для самостоятельной работы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Тема1.1

    Введение

    1

    лекция

    конспектирование

    Раздел I. Язык и речь. Функциональные стили речи- 10 часов

    Тема1.1

    Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

    Основные требования к речи.

    2

    семинар

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка рефератов по темам: «Язык и его функции. Русский язык в современном мире», «Язык и культура», «Культура речи. Нормы русского языка»

    Тема1.2

    Стили речи,  виды и признаки

    2

    Практич.работа

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка рефератов по темам: «Стилистика и синонимические средства языка»

    Тема1.4

    Текст как произведение речи. Признаки, структура текста

    Информационная переработка текста

    4

    Практич.работа

    1Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка рефератов по темам: «Русское письмо и его эволюция»

    Тема 1.5

    Контр. раб №1

    2

    тестирование

    Раздел 2. Лексика и фразеология-8 часов

    Тема 2.1

    Слово в лексической системе языка. Значение слов. Выразительные средства языка

    2

    лекция

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка реферата «Слово как единица языка», «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»

    Тема 2.2

    Русская лексика с точки зрения ее происхождения

    Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы,диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

    2

    семинар

    Словарь Ожегова

    Работа со словарем Ожегова

    Тема 2.3

    Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

    2

    семинар

    Словарь русскогоязыка Ожегова

    Работа со словарем Ожегова

    Тема 2.4

     Фразеологизмы.

    Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

    Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

    2

    Практическая работа

    Фразеологический словарь, басни Крылова

    Работа с фразеологическим словарем

    Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография-8 часов

    Тема 3.1

    Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

    .

    2

    лекция

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Фонетич.разбор слов

    Тема 3.2

    Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

    2

    семинар

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка реферата «различия в звуковом составе слов»

    Тема 3.3

    Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

    2

    семинар

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка реферата «Способы стихосложения»

    Тема 3.4

    Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок

    2

    практич. работа

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Выполнение упражнений на повторение

    Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография-4 часа

    Тема 4.1

    Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

    2

    семинар

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Выполнение морфемного анализа слов.

    Работа со словарем

    Тема 4.2

    Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

    Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

    4

    практич.работа

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка сообщения «Морфологические способы словообразования»

    Раздел 5. Морфология и орфография-10 часов

    Тема 5.1

    Имя существительное Имя прилагательное

    2

    лекция

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка реферата «Принципы русской орфографии»

    Тема 5.2

    Имя числительное

    Местоимение

    2

    семинар

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Сочинение миниатюра «Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и легким»

    Тема 5.3

    Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола

    2

    семинар

    Электронные ресурсы

    Подготовка к тестированию

    Тема 5.4

    Наречие. Слова категории состояния

    2

    практич. работа

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

    Подготовка реферата «Вклад М.В.Ломоносова в изучение русского языка»

    Тема 5.5

    Контр.работа №2

    2

    конт.раб

    Раздел 6. Служебные части речи-8 часов

    Тема 6.1

    Предлог и союз как части речи

    2

    семинар

    Учебник Русский язык

    Выполнение морфологического разбора частей речи

    Тема 6.2

    Употребление предлогов. Правописание союзов

    2

    практич.раб

    Учебник Русский язык

    Выполнение тренировочных упражнений

    Тема 6.3

    Частица как часть речи.

    Междометие и звукоподражательные слова

    2

    семинар

    Учебник Русский язык

    Выполнение тренировочных упражнений

    Тема 6.4

    Правописание частиц и междометий и их употребление

    2

    практич.раб.

    Учебник Русский язык

    Выполнение тренировочных упражнений

    Раздел 7. Синтаксис и пунктуация-16 часов

    Тема 7.1

    Основные единицы синтаксиса.

    2

    лекция

    Учебник Русский язык

    Подготовка реферата по теме «Роль словосочетания в построении предложения»

    Тема 7.2

    Словосочетание

    2

    семинар

    Учебник Русский язык

    Подготовка реферата по теме «Синонимия простых предложений»

    Тема 7.3

    Простое предложение

    2

    практич.раб.

    Учебник Русский язык

    Подготовка реферата по теме«Вклад Ф.Ф.Фортунатова в изучение русского языка»

    Тема 7.4

    Синонимия односоставных предложений. Использование простых предложений в различных типах и стилях речи

    2

    практич.раб.

    Учебник Русский язык

    Подготовка реферата по теме«Вклад В.В.Виноградова в изучение русского языка»

    Тема 7.5

    Сложное предложение

    2

    лекция

    Учебник Русский язык

    Подготовка реферата по теме«Использование сложных предложений в речи»

    Тема 7.6

    Сложноподчин.предложение

    2

    практич.раб

    Учебник Русский язык

    Работа со словарем

    Тема 7.7

    Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

    2

    семинар

    Учебник Русский язык

    Выполнение тренировочных упражнений

    Тема 7.8

    Контрольная работа №3

    2

    тестирование

    Работа со словарем

    всего

     65 часов

    Тема 1

    Лексика и фразеология

    2

    лекция

    Работа с КИМ

    Тема 2

    Лексика и фразеология

    4

    семинар

    Работа с КИМ

    Тема 3

    Лексика и фразеология

    2

    Парктич.раб

    Работа с КИМ

    Тема 4

    Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

    2

    лекция

    Работа с КИМ

    Тема 5

    Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

    4

    семинар

    Работа с КИМ

    Тема 6

    Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

    2

    Практич.раб

    Работа с КИМ

    Тема 7

    Морфемика и словообразование

    2

    лекция

    Работа с КИМ

    Тема 8

    Морфемика и словообразование

    4

    Семинар

    Работа с КИМ

    Тема 9

    Морфемика и словообразование

    2

    Практич.раб

    Работа с КИМ

    Тема 10

    Морфология

    2

    Лекция

    Работа с КИМ

    Тема 11

    Морфология

    2

    Семинар

    Работа с КИМ

    Тема 12

    Морфология

    2

    Семинар

    Работа с КИМ

    Тема 13

    Морфология

    2

    Практич.раб

    Работа с КИМ

    Тема 14

    Служебные части речи

    4

    Лекция

    Работа с КИМ

    Тема 15

    Служебные части речи

    4

    семинар

    Работа с КИМ

    Тема 16

    Синтаксис и пунктуация

    2

    лекция

    Работа с КИМ

    Тема 17

    Синтаксис и пунктуация

    4

    Семинар

    Работа с КИМ

    Синтаксис и пунктуация

    2

    Практич.раб

    Работа с КИМ

    Резерв учебного времени

    1

    Конт.раб

    всего

    49

    итого

    114


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

    Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

    Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

    Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

    Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

    авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

    Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

    Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

    Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

    Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...