Рабочая программа по русскому языку 1 курса "Управляющий сельской усадьбой"
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_upr._usadboy.docx73.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                   1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При получении профессий НПО обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 114 часов, на самостоятельную работу предусмотрено 58 часов.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание примерной программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.

При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины».

Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  •  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Формой итоговой аттестации выбран письменный экзамен.


  1. Тематический план дисциплины

№ п/п

Наименование раздела,

темы  

Максим.

нагрузка

студента,

час

Всего

Количество аудиторных часов, в том числе по видам занятий

Самостоятельная, внеаудиторная

 работа обуч-ся

(кол-во часов)

(работа)        

Лекции

Семи-

 нары

Лабор.рабо

ты

Прак. работы

Курсов.

(контр-е)

работы

 

1

Введение

1

1

1

2

2

Язык и речь. Функциональные

Cтили речи

10

10

2

6

2

2

3

Лексика и фразеология

8

8

2

4

2

4

4

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

8

8

2

4

2

4

5

Морфемика, словообразование, орфография

4

4

2

2

4

6

Морфология

10

10

2

4

2

2

4

7

Орфография

8

8

4

4

4

8

Синтаксис и пунктуация

16

16

4

4

6

2

8

Итого

65

65

11

24

24

6

32

9

Лексика и фразеология

8

8

2

4

2

4

10

Фонетика, орфоэпия, графика,

орфография

8

8

2

4

2

4

11

Морфемика, словообразование, орфография

8

8

2

4

2

4

12

Морфология и орфография

8

8

6

4

2

4

13

Синтаксис и пунктуация

8

8

2

4

4

4

14

Орфография и пунктуация

8

8

2

2

4

Резерв учебного времени

1

1

1

2

Всего

49

49

14

24

10

1

26

Итого

114

114

25

48

34

7

58


  1. Содержание учебной дисциплины

Введение-1 час

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ -10 часов

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ -8 часов

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ -8часов

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ -4 часа

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ -10 часов

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

6. ОРФОГРАФИЯ-8 часов

7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ-16 часов

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Примерные темы рефератов

Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Русское письмо и его эволюция.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Русская пунктуация и ее назначение.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

Словари русского языка и сфера их использования.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

4. Внеаудиторная самостоятельная работа

Наименование разделов по программе

Вид самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы

1. Введение

Изучение дополнительного материала, выполнение упражнений, реферат

Социальные аспекты культуры речи, язык и речь, разграничение элементов нормированной и ненормированной речи, речевые высказывания с учетом требований культуры речи

2.  Стили речи

Анализ текста, выполнение упражнений, конструирование текстов, реферат

Различение текстов по их принадлежности  к стилям, выявление ошибок, нарушающих стилевое единство  текста, создание текстов учебно-научного и официально-делового стилей в разных жанрах

3. Фонетика

Изучение дополнительного материала, выполнение упражнений, реферат, фонетический разбор

Фонетические средства речевой выразительности, усвоение орфоэпических норм, выявление вариантов русского литературного произношения

4. Лексика и фразеология

Изучение дополнительного материала выполнение упражнений и творческих заданий, работа со словарем, реферат, лексический разбор

Варианты лексико-фразеологической нормы, усвоение лексических норм

5. Морфемика  и словообразование

Изучение дополнительного материала, анализ текста, выполнение упражнений, реферат, морфемный и словообразовательный разборы

Способы словообразования, словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях

6. Морфология

Выполнение упражнений, тестовых заданий, анализ текста, реферат, морфологический разбор

Усвоение норм употребления форм слова, выявление грамматических ошибок в тексте

7. Синтаксис и пунктуация

Анализ текста, выполнение упражнений, конструирование текстов, реферат, синтаксический разбор, пунктуационный разборы

Редактирование собственных текстов и текстов других авторов с точки зрения использования синтаксических средств, использование синтаксических синонимов

       5. Перечень практических занятий

Наименование практических занятий

             Количество часов

1

Практическая. работа №1 «Анализ текста»

2 часа

2

Практическая работа №2 «Информационная переработка текста»

2 часа

3

Практическая работа №3 «Составление рецензии»

2 часа

4

Практическая работа №4 Выполнение упражнений на нахождение фразеологических оборот в текстах, тестирование

2 часа

5

Практическая работа №5 Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Морфема»

2 часа

6

Практическая работа №6 Выполнение тренировочных упражнений, по теме Словообразование»

2 часа

7

Практическая работа №7 Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Морфология»

2 часа

8

Практическая работа №11«Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

2 часа

9

Практическая работа № 12 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

2 часа

10

Практическая работа №13 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Орфография»

2 часа

11

Практическая работа № 14 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

2 часа

12

Практическая работа № 15«Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

2 часа

13

Практическая работа №«Выполнение тренировочных упражнений, тестов  по теме «Орфография»

2 часа

14

Практическая работа №17«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Словосочетание»

2 часа

15

Практическая работа № 18 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Простое предложение»

2 часа

16

Практическая работа № 20«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Сложное предложение»

2 часа

17

Практическая работа № 24 ««Выполнение тренировочных упражнений, тестов Пунктуация»

2 часа

     

 Итого:

34 часов

Ъ6.Литература и средства обучения

Основные источники

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

2.Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

3.Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

5.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы.  И   Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

6.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

7.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

8.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

9.Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

10.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

11.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Дополнительные источники

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.


Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОУ СПО Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. по общеобразовательным

дисциплинам

___________Л.Д.Кукшинова

«___»______________20___г

«___»______________20___г

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На семестр 1  2011/2012  учебного года     группа -12

На семестр  2 2011/2012  учебного года     группа-12

На семестр 1 2012/2013 учебного года группа- 22

Наименование дисциплины  Русский язык

Профессия  11401.02  Овощевод защищённого грунта

Преподаватель: Цыдендамбаева Т.Д.

Максимальное количество часов по учебному плану на дисциплину 172 чаcа самостоятельная работа 58 часа.

Всего часов 114 ч. в том числе:

теоретических занятий  80 часов,            лабораторных (практических) работ 34  часа,    

Форма итогового контроля:     письменный экзамен_____

Рабочий план преподавателя рассмотрен и обсужден на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин

     «____» _________20__г. Протокол № ____     Руководитель МО  _______________

                                                                                                                                                    подпись

Рабочий план преподавателя рассмотрен и обсужден на заседании методического объединения общеобразовательных  дисциплин

         «_____»_________20__г. Протокол № ____ Руководитель МО ________________  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Наименование разделов, тем, занятий

Количество часов

Календарные

сроки изучения

Тип, вид занятий

Средства обучения

Задания для самостоятельной работы

1

2

3

4

5

6

7

Тема1.1

Введение

1

лекция

конспектирование

Раздел I. Язык и речь. Функциональные стили речи- 10 часов

Тема1.1

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи.

2

семинар

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка рефератов по темам: «Язык и его функции. Русский язык в современном мире», «Язык и культура», «Культура речи. Нормы русского языка»

Тема1.2

Стили речи,  виды и признаки

2

Практич.работа

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка рефератов по темам: «Стилистика и синонимические средства языка»

Тема1.4

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста

Информационная переработка текста

4

Практич.работа

1Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка рефератов по темам: «Русское письмо и его эволюция»

Тема 1.5

Контр. раб №1

2

тестирование

Раздел 2. Лексика и фразеология-8 часов

Тема 2.1

Слово в лексической системе языка. Значение слов. Выразительные средства языка

2

лекция

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка реферата «Слово как единица языка», «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»

Тема 2.2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы,диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2

семинар

Словарь Ожегова

Работа со словарем Ожегова

Тема 2.3

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

семинар

Словарь русскогоязыка Ожегова

Работа со словарем Ожегова

Тема 2.4

 Фразеологизмы.

Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

Практическая работа

Фразеологический словарь, басни Крылова

Работа с фразеологическим словарем

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография-8 часов

Тема 3.1

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

.

2

лекция

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Фонетич.разбор слов

Тема 3.2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2

семинар

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка реферата «различия в звуковом составе слов»

Тема 3.3

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2

семинар

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка реферата «Способы стихосложения»

Тема 3.4

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок

2

практич. работа

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Выполнение упражнений на повторение

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография-4 часа

Тема 4.1

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

2

семинар

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Выполнение морфемного анализа слов.

Работа со словарем

Тема 4.2

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

4

практич.работа

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка сообщения «Морфологические способы словообразования»

Раздел 5. Морфология и орфография-10 часов

Тема 5.1

Имя существительное Имя прилагательное

2

лекция

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка реферата «Принципы русской орфографии»

Тема 5.2

Имя числительное

Местоимение

2

семинар

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Сочинение миниатюра «Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и легким»

Тема 5.3

Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола

2

семинар

Электронные ресурсы

Подготовка к тестированию

Тема 5.4

Наречие. Слова категории состояния

2

практич. работа

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл

Подготовка реферата «Вклад М.В.Ломоносова в изучение русского языка»

Тема 5.5

Контр.работа №2

2

конт.раб

Раздел 6. Служебные части речи-8 часов

Тема 6.1

Предлог и союз как части речи

2

семинар

Учебник Русский язык

Выполнение морфологического разбора частей речи

Тема 6.2

Употребление предлогов. Правописание союзов

2

практич.раб

Учебник Русский язык

Выполнение тренировочных упражнений

Тема 6.3

Частица как часть речи.

Междометие и звукоподражательные слова

2

семинар

Учебник Русский язык

Выполнение тренировочных упражнений

Тема 6.4

Правописание частиц и междометий и их употребление

2

практич.раб.

Учебник Русский язык

Выполнение тренировочных упражнений

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация-16 часов

Тема 7.1

Основные единицы синтаксиса.

2

лекция

Учебник Русский язык

Подготовка реферата по теме «Роль словосочетания в построении предложения»

Тема 7.2

Словосочетание

2

семинар

Учебник Русский язык

Подготовка реферата по теме «Синонимия простых предложений»

Тема 7.3

Простое предложение

2

практич.раб.

Учебник Русский язык

Подготовка реферата по теме«Вклад Ф.Ф.Фортунатова в изучение русского языка»

Тема 7.4

Синонимия односоставных предложений. Использование простых предложений в различных типах и стилях речи

2

практич.раб.

Учебник Русский язык

Подготовка реферата по теме«Вклад В.В.Виноградова в изучение русского языка»

Тема 7.5

Сложное предложение

2

лекция

Учебник Русский язык

Подготовка реферата по теме«Использование сложных предложений в речи»

Тема 7.6

Сложноподчин.предложение

2

практич.раб

Учебник Русский язык

Работа со словарем

Тема 7.7

Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2

семинар

Учебник Русский язык

Выполнение тренировочных упражнений

Тема 7.8

Контрольная работа №3

2

тестирование

Работа со словарем

всего

 65 часов

Тема 1

Лексика и фразеология

2

лекция

Работа с КИМ

Тема 2

Лексика и фразеология

4

семинар

Работа с КИМ

Тема 3

Лексика и фразеология

2

Парктич.раб

Работа с КИМ

Тема 4

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2

лекция

Работа с КИМ

Тема 5

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

4

семинар

Работа с КИМ

Тема 6

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2

Практич.раб

Работа с КИМ

Тема 7

Морфемика и словообразование

2

лекция

Работа с КИМ

Тема 8

Морфемика и словообразование

4

Семинар

Работа с КИМ

Тема 9

Морфемика и словообразование

2

Практич.раб

Работа с КИМ

Тема 10

Морфология

2

Лекция

Работа с КИМ

Тема 11

Морфология

2

Семинар

Работа с КИМ

Тема 12

Морфология

2

Семинар

Работа с КИМ

Тема 13

Морфология

2

Практич.раб

Работа с КИМ

Тема 14

Служебные части речи

4

Лекция

Работа с КИМ

Тема 15

Служебные части речи

4

семинар

Работа с КИМ

Тема 16

Синтаксис и пунктуация

2

лекция

Работа с КИМ

Тема 17

Синтаксис и пунктуация

4

Семинар

Работа с КИМ

Синтаксис и пунктуация

2

Практич.раб

Работа с КИМ

Резерв учебного времени

1

Конт.раб

всего

49

итого

114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...