Главные вкладки

    авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
    рабочая программа на тему

    Мартынова Наталья Александровна

    Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab_progr._moya.docx38.97 КБ

    Предварительный просмотр:

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФГОУ СПО ФОКИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

    Рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

    Русский язык

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

    Наименование специальности

    080114

    "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

    150415

    "Сварочное производство"

    151031

    "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"

    240111

    "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"

    240843

    "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"

    Фокино 2011 г.

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программой дисциплины Русский язык, разработанной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г.

    Организация разработчик: ФГОУ СПО Фокинский индустриальный техникум

    Разработчики:

    Мартынова Н.А., преподаватель

    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

    Мартынов А.А., преподаватель

    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

    Рабочая программа рекомендована предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол  № 10  от «08» июня 2011 г. 

    Председатель комиссии                 _________________       /Мирошкина Н.И./

    Утверждена  «10» июня   2011г.

    Зам. директора по учебной работе           ________________      / Васина С.Г. /

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    4

    1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    6

    1. условия реализации  учебной дисциплины

    12

    1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

    14


    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык»

    1.1. Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Программа составлена на основе примерной учебной дисциплины Русский язык для специальностей среднего профессионального образования:

    Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

    Сварочное производство.

    Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

    Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.

    Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Учебная дисциплина Русский язык относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

    1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
    2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
    3. проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
    4. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
    5. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
    6. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;
    7. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

    В результате освоения дисциплины студент должен знать:

    1. связь языка и истории; культуры русского и других народов;
    2. смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
    3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    4. орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

    1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  78 часов;

    самостоятельной работы студента  39 часов.

    2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    117

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    78

              в том числе:

              контрольные работы

    4

    Самостоятельная работа студента (всего)

    39

              в том числе:

        внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам:

    - «Русский язык в Российской Федерации»

    - «Культура  речи. Нормы русского языка»

    - «Словари русского языка и сфера их использования»

    - «Видные ученые-лингвисты»

    - «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»

    - «Проблемы экологии языка»

    - «Русский язык в современном мире»

    - «Язык и общество»

    - «Язык и культура»

    - Язык и история народа»

    -« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»

    39

    Итоговая аттестация в форме экзамена во  II семестре

    2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

    самостоятельная работа студентов

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    Введение

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Раздел 1.

    Язык и речь. Функциональные стили речи.

    Содержание учебного материала

    10

    1

    Язык и речь. Основные требования к речи.

    2

    2

    2

    Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности.

    1

    2

    3

    Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности.

    2

    2

    4

    Публицистический стиль речи и художественный.

    2

    2

    5

    Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера использования.

    1

    2

    6

    Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

    2

    3

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - составление текста на свободную тему (рассуждение),

    - работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,

    - работа с текстами научного стиля.

    6

    Раздел 2.

    Лексика и фразеология. 

    Содержание учебного материала

    8

    1

    Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.

    2

    2

    2

    Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас.

    2

    2

    3

    Фразеология.

    2

    2

    4

    Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

    2

    3

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - работа со словарями.

    4

    Раздел 3.

    Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

    Содержание учебного материала

    8

    1

    Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка.

    2

    1

    2

    Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

    2

    2

    3

    Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

    2

    3

    4

    Написания, подчиняющиеся  традиционным принципам русской орфографии.

    2

    2

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - изучение лекционного материала,

    - фонетический разбор слов,

    Работа с орфографическим словарем.

    4

    Раздел  4.

    Морфемика, словообразование, орфография.

    Содержание учебного материала

    4

    1

    Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования.

    2

    2

    2

    Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов.

    2

    2

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - работа со словообразовательным и орфографическим словарем.

    3

    3

    Раздел 5.

    Морфология и орфография.

    Содержание учебного материала

    12

    1

    Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание.

    2

    2

    2

    Имя прилагательное; правописание и употребление.

    2

    2

    3

    Глагол и его формы, правописание и употреблений.

    4

    2

    4

    Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений.

    2

    2

    5

    Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния.

    2

    2

    Контрольная работа.

    2

    3

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - работа с лингвистическими словарями,

    - изучение лекционного материала,

    - написание рефератов,

    - подготовка к контрольной работе

    8

    Раздел 6.

    Служебные части речи.

    Содержание учебного материала

    8

    1

    Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

    2

    2

    2

    Правописание союзов.

    2

    2

    3

    Правописание частиц  НЕ и НИ с разными частями речи.

    2

    2

    4

    Употребление и правописание междометий.

    2

    2

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи,

    - работа над рефератами.

    4

    Раздел 7.

    Синтаксис и пунктуация.

    Содержание учебного материала

    20

    1

    Строение словосочетания.

    2

    2

    2

    Простое предложение.

    2

    2

    3

    Односоставные предложения.

    2

    2

    4

    Осложненное простое предложение.

    4

    2

    5

    Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

    2

    2

    6

    Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

    4

    2

    7

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

    2

    2

    8

    Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

    2

    2

    Контрольная работа.

    2

    3

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - подготовка к контрольной работе,

    - индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений.

    10

    Всего:

    117

       Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

    3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

    3. условия реализации программы дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

    Оборудование учебного кабинета:

    1. посадочные места по числу студентов,(30)
    2. рабочее место преподавателя,(1)
    3. рабочая доска,(1)
    4. комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)

    Технические средства обучения:

    1. мультимедийный проектор,
    2. ноутбук,
    3. экран,
    4. интерактивная доска,
    5. аудиосистема,
    6. комплект слайдов по темам курса дисциплины.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.
    2. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.
    3. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
    4. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
    5. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

    Дополнительные источники:

    1. А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
    2. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
    3. А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
    4. Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
    5. Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
    6. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,
    7. Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,
    8. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.

    Интернет – источники:

    1. Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 
    2. Российский образовательный портал www.edu.ru 
    3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 
    4.  Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 
    5. Сайт Департамента образования Тверской области  www.edu.tver.ru 
    6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru 
    7. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru 

    1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Знание:

    - языковых норм литературного языка,

    - культуры речи,

    - основных единиц и уровней языка.

    Оценка редакторской работы текста.

    Оценка тестирования.

    Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

    Умение:

    - определять требования к литературному языку,

    - правильного владения основами культуры речи,

    - различать основные единицы и уровни языка.

    Знание:

    орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

    Оценка диктантов.

    Оценка тестирования.

    Оценка сочинений.

    Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

    Умение:

     правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

    Знание:

    орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

    Оценка работы с карточками.

    Оценка тестирования.

    Оценка контрольных работ.

    Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

    Умение:

     соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

      Оценка  индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

    Процент результативности (правильных ответов)

    Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

    Балл (отметка)

    Вербальный аналог

    90 ÷ 100

    5

    Отлично

    80 ÷ 89

    4

    Хорошо

    70 ÷ 79

    3

    Удовлетворительно

    менее 70

    2

    Не удовлетворительно

       На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи"

    Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  54.02.01 ...

    Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

    Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи

    Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи разработана для преподавания учебной дисциплины на втором/третьем курсах по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуж...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

    Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

    Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...

    7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

    7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...