Методическая разработка урока в 5 классе по дисциплине «Русский язык».
методическая разработка

Делидон Ольга Ивановна

Тема: «Три склонения имён существительных».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.​ Пояснительная записка……………………………………………………2

2.​ План - конспект урока………………………………….………………….3

3.​ Структура «Мастерская сказки»…………………………...……………..5

4.​ Список используемой литературы………………………………………..9

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 5 классе по дисциплине «Русский язык». Тема: «Три склонения имён существительных».

СОДЕРЖАНИЕ

1.​ Пояснительная записка……………………………………………………2

2.​ План - конспект урока………………………………….………………….3

3.​ Структура «Мастерская сказки»…………………………...……………..5

4.​ Список используемой литературы………………………………………..9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая цель урока: применить технологию: «Педагогическая мастерская», в рамках изучения и закрепления материала по теме: «Три склонения имён существительных».

«Педагогическая мастерская» - это технология на основе личностно – ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором на первое место выходит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. При данном подходе к обучению, методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

«Педагогическая мастерская» позволяет:

  1. Организовать совместную работу педагога и учеников по поиску знаний.
  2. Активизировать эмоциональную сферу учащегося.
  3. Активизировать творческую, исследовательскую индивидуальную деятельность учащегося.
  4. Создать на уроке открытую, доброжелательную атмосферу.
  5. Применить индивидуальное оценивание вклада в работу каждого ученика.

В ходе данного урока учащиеся будут разделены на три группы. Каждая группа будет заниматься написанием своей сказки (1-е, 2- е, 3 – е склонение). Каждому ученику будет отведена индивидуальная роль в группе, в зависимости от его интересов и возможностей. Цель учителя – пригласить к сотрудничеству, творчеству каждого ученика.

Обучающиеся должны знать: три склонения имен существительных, уметь находить начальную форму, определять тип склонения, склонять существительные.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Методы: применение проблемно-поискового и практического метода обучения.

Тип урока: комбинированный.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Три склонения имён существительных».

Цели:

Образовательные:

  1. Закрепить знания учащихся о склонениях имен существительных.
  2. Сформировать умение находить начальную форму.
  3. Научить определять тип склонения и склонять имена существительные.

Развивающие:

  1. Развитие умений анализировать информацию.
  2. Развитие умений классификации информации.
  3. Формирование умения работать в группе.
  4. Развитие эмоционального интеллекта и творческих способностей.

Воспитательные:

  1. Привить любовь к родному языку и культуре речи.
  2. Создать условия для воспитания чувства коллективизма.
  3. Создать условия для формирования самодисциплины.

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: презентация, ватманы, карандаши, карточки – подсказки, доска + магниты, словарь.

Структура урока:

№ п/п

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Время

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Ввод в тему урока.

Постановка целей и задач

Приветствие учителя, подготовка всего необходимого  к уроку.

Настрой на работу.

3 мин

2.

Повторение изученного материала

Использование презентации + стихотворение

Женский род отвечу я

И скажу: "Она, моя!"

И отвечу: "Род мужской",

И скажу: "Он, мой!"

Средний род: "Оно, мое!"

Это правило твое!

Учащиеся выполняют упражнения

5 мин.

3.

Закрепление изученного материала (мастерская сказки).

Учитель делит класс на 3 группы и дает каждой группе задание (каждая группа не знает, какое задание получила другая). В группе педагог, прислушиваясь к мнению и желанию учащихся, распределяет обязанности.

Ученики коллективно вместе с учителем решают, кто какую роль выполняет в группе и за что отвечает (руководитель, художник, помощник, сочинитель, рассказчик, слововед).

15мин.

4.

Презентация сказки и проверка знаний учащихся

Учитель помогает каждой группе расположить наглядный материал на доске, выступает в роли помощника рассказчика, помогает задавать наводящие вопросы классу, с целью помочь отгадать загадки группы.  

Представитель каждой группы рассказывают созданную группой сказку, используя наглядный материал. Остальные группы отгадывают загадки.

15 мин.

5.

Итоги урока. Само рефлексия

Учитель подводит итоги урока, совместно с детьми выясняет, чем был данный урок полезен.

Учитель отмечает вклад каждого учащегося.

Ученики говорят, что теперь знают и умеют. Отмечают работы друг друга

1 мин.

6.

Домашнее задание.

Объявляется домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание и задают вопросы.

1 мин.

СТРУКТУРА «МАСТЕРСКАЯ СКАЗКИ»

В данной работе учитель выступает в качестве помощника, наставника. Задача учащихся, вместе с учителем правильно распределить роли внутри группы. Учитель может посоветовать, ненавязчиво направить деятельность учеников в определенном направлении. Если на определённом этапе у учеников возникают трудности – учитель помогает дополнительными наводящими вопросами.

Этап, номер

Деятельность учеников

Помощь учителя

Формируемые УУД

1.Вводный

Команда получает ватман, карандаши, карточки – подсказки.

Помогает занять ученикам комфортное место.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

-настраивать себя на продуктивную работу

2.Организация

Ученики распределяют между собой роли: руководитель, художник, помощник, сочинитель, рассказчик, слововед. В команде может быть несколько художников, помощников и т.д., если общим мнение ученики пришли к данному выводу.

Учитель поясняет задачу каждого участника. После распределения ролей учитель инструктирует «рассказчика»

Познавательные УУД:

-извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

Коммуникативные УУД:

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.Производство

Ученики сочиняют сказку. Разрабатывают свой мини словарь с участниками сказки/жителями дома, показывают, как меняются окончания, когда герой сказки попадает в гости к другому дому.

Дома для героев:

Им.п

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п.

*Герои сказки (слова) определяются учителем в зависимости от общей успеваемости класса. Это также могут быть существительные, в написании которых встречаются ошибки у учеников класса.

Учитель помогает при возникновении трудностей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-устанавливать закономерности:

-структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-строить понятные для собеседника высказывания;

-высказывать свое мнение.

4.Презентация

Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают сказку, задавая вопросы другим командам. Учащиеся отвечают на вопросы

(склоняют существительные)

Учитель помогает задавать вопросы другим командам, следит за дисциплиной и вовлеченностью каждого ученика в презентацию.

Познавательные УУД:

-использовать информацию для решения учебной задачи;

-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое.

Коммуникативные УУД:

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента.

Регулятивные УУД:

-организовать выполнение заданий учителя;

-делать выводы по результатам работы;

-действовать по алгоритму, правилу

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, В. А. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для вузов. – Казань, 2006. – С. 293–294.
  2. Бондаренко М.А. Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки. М.: Посвящение,  2016. - 239 с.
  3. Мухина И.А. Педагогическая мастерская, как инновационная технология.//Педагогические мастерские. Спб. - 1997, с 3-8.
  4. Педагогические  мастерские:  интеграция  отечественного  и  зарубежного  опыта  [Текст]  /  авт.-сост.  И.А.  Мухина  //  СПб.  гос.  ун-т  пед.  мастерства.  –  СПб.  -  2003.  –  Вып.3.  –  136  с.
  5. Хуторской А. В.. Дидактика. Учебник для вузов [Текст] / Хуторской А.В. – СПб.: «Питер», 2017. – 803 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Три склонения имён существительных». МБОУ: Потаповская СОШ Автор: Делидон О.И. ( учитель русского языка и литературы)

Слайд 2

Повторение Женский род отвечу я И скажу: "Она, моя!" И отвечу: "Род мужской", И скажу: "Он, мой!" Средний род: "Оно, мое!" Это правило твое!

Слайд 3

1 – е склонение имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме. папа дедушка прадедушка старшина мужчина юнга юноша судья дядя владыка воевода слуга Савва Илья

Слайд 4

2 – е склонение слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного «путь», с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е: замок , крот , мороз , балкон , подъезд , пароль ; шило, крыльцо, горе, именье, ружьё.

Слайд 5

3 – е склонение существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме гавань , фасоль , запись , болезнь , площадь , пригарь ; гуашь , пустошь , горечь , помощь , упряжь , молодежь .

Слайд 6

Прочитай слова, как эти существительные будут в родительном, дательном и предложном падежах? Корона Володя берёза библиотека тетрадка

Слайд 7

Просклоняйте имена существительные Жена, семья, книга, сирота, депо, брюки, портье, время, дедушка, пальто, кофе, гусь , ножницы, мужчина, тетрадка, крот, ветвь.

Слайд 8

Найди в каждой строке лишнее слово Мышь, мелочь, туч, дочь, молодёжь. Кирпич, сторож, луч, мяч, куч, чиж. Лебедь, мебель, печаль, медь, плеть. Луж, стуж, задач, могуч, дач. Рука, строка, старча , удача, передача. Солнце, перец, яйцо, лицо, кольцо, колесо.

Слайд 9

Вставь пропущенные окончания. В магазин привезли тридцать килограмм…. апельсин…..., мандарин …., персик …, банан…., яблок….., слив…. На урок…. математик….. ученики изучали таблиц…. умножения. Городской праздник проходил на центральной площад …… У Маш…. и Витал….в субботу состояться соревнован …. по плаван ….. Нужно начертить квадрат при помощ …. линейк ……

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-игры по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

Урок-игра по УД Основы латинского языка проводится с целью закрепления знаний  и умений обучающихся, формирования представления о роли латинского языка в будущей профессиональной деятельности мед...

Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»

Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык»на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия-викторины по дисциплине «Английский язык» на тему: «The quiz – English-speaking countries»

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения занятий  для систематизации и закрепления изученного материала с использован...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»

Интегрированное внеклассное мероприятие по физике, русскому языку и литературе «Тайны света» помогает формированию у обучающихся умений и навыков внимательного, вдумчивого чтения, умения а...

Методическая разработка урока профессиональной направленности по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка урока профессиональной направленностипо дисциплине  «Иностранный язык в профессиональной деятельности»для специальности  08.02.03 Про...

Методическая разработка урока "Системы счисления" учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Данная методическая разработка урока предназначена для проведения урока по учебной дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности" общепрофессионального цикла для специальносте...