Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»
методическая разработка

Попова Нина Ивановна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образование Республики Мордовия

Жуковский филиал

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Республики Мордовия

«Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности»

Методическая разработка

интегрированного внеклассного мероприятия

по физике, русскому языку и литературе

 «Тайны света»

Разработали и провели: преподаватель русского языка и литературы

   Попова Н.И, преподаватель физики  Ратникова Т.Г.

Жуково 2019г.

Содержание

Пояснительная записка________________________________________________________  3

Структура внеклассного мероприятия___________________________________________   4

Список литературы___________________________________________________________  8 Приложения _________________________________________________________________ 9

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»

Пояснительная записка

  Интегрированное внеклассное мероприятие по физике, русскому языку и литературе «Тайны света» помогает  формированию у обучающихся умений и навыков внимательного, вдумчивого чтения, умения анализировать полученную информацию, применять ранее полученные знания по разным предметам в нетрадиционной обстановке.

   Мероприятие способствует развитию познавательного интереса к литературе, русскому языку и  физике, развивает коммуникативные навыки, учение работать в группе.

 На протяжении интегрированного внеклассного мероприятия «Тайны света» демонстрируются слайды презентации, которые вносят элемент наглядности в ход соревнования.

 Цель:

  • способствовать формированию у обучающихся умений и навыков применять ранее полученные знания по разным предметам в нетрадиционной обстановке.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков внимательного, вдумчивого чтения, умений  работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию и выделять главное;
  • способствовать совершенствованию культуры речи, развивать эстетический вкус;
  • развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе;

способствовать повышению познавательного интереса к литературе, физике, русского языка

Подготовительная работа: составление презентации  мероприятия  «Тайны света»,  подготовить обучающимся сообщения, касающиеся света, световых явлений, обучающимся повторить материал по теме «Оптика».

Форма проведения:

соревнование.

Межпредметные связи:

физика, русский язык, русская литература.

Оформление и оборудование: столы для команд и жюри, компьютер, презентация «Тайны света», тесты по физике, стихотворения, басни.

Методическая разработка включает:

1. Сценарий  внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»

 2. Презентация «Тайны света»

Участники  мероприятия: преподаватель русского языка и литературы, преподаватель физики, обучающиеся филиала, приглашённые преподаватели.

     

СТРУКТУРА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

3. Основная часть:

  • конкурс 1: разминка;
  • конкурс 2: выразительное чтение;
  • конкурс 3: думай быстро;
  • конкурс 4: театральный;
  • конкурс 5: поиск.

4. Заключительная часть.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Как утверждал Рене Декарт: «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». Вот поэтому сегодня перед вами преподаватель литературы и русского языка и преподаватель физики. И мы отправимся с вами путешествовать в страну любознательных под названием «Тайны света».

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нём источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звёзд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и сознанья

Мы лишь в свете познаём.

- Какое же толкование имеет слово «свет»? Их очень много.

Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым. (Путешествие вокруг света, хорошо жить на свете, родиться на свет, увидеть свет).

Свет – это освещение, исходящее от какого-либо источника.

Говоря про белый свет – это Земля, Вселенная, а также люди, населяющие Землю, общественная среда, общество. (Выезжать в свет, вращаться в высшем свете, светская жизнь).

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Сегодня мы дополним свои знания о свете с точки зрения литературы и физики в форме соревнования.

У нас 2 команды «Фатон» и «Квант» .

Вас ждут 5 интересных конкурсных заданий, которые позволят определить знатоков литературы и физики.

Оценивать ваши знания будет компетентное жюри.

Жюри оценивает во всех конкурсах:

  • правильное объяснение физических явлений;
  • достаточность подборки материала по физической теме;
  • творческий подход к выполнению заданий;
  • выразительное чтение;
  • активное участие всех участников команд.

III. Основная часть.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Конкурс 1. Разминка.

Мы начинаем с разминки, в ней 3 задания.

Задание 1.

Источники света - тела способные излучать свет. Они бывают естественные и искусственные. За 1 минуту письменно на листочках перечислить как можно больше источников света. 1 балл за каждый.

После выполнения задания: кто перечислит большее количество источников света, зачитают вслух.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Задание 2.

Подберите прилагательные к слову «свет». На выполнение задания 1 минута.

(Выполняют письменно на листочках, за каждое прилагательное 1 балл.)

После выполнения задания: кто напишет большее количество прилагательных, потом зачитают их вслух.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Задание 3. Блиц-опрос. (Приложение №1)

Я буду читать начало утверждения, а любому из команды надо закончить фразу. За каждый правильный ответ 1 балл в виде жетона. Вопросы командам задаются поочерёдно по 2 вопроса (один по физике, второй по русскому языку и литературе).

---- Слово жюри.

Конкурс 2. Выразительное чтение.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения «наслаждения красотой»! Этот чудный дар природы всегда воспевался поэтами.

Мы предлагаем стихотворения ,которые вы должны прочитать выразительно. Время на подготовку 3 минуты. За этот конкурс максимально вы можете набрать 5 баллов. Стихотворения пронумерованы, это и есть очерёдность отвечающих команд.

---- Выступление команд. (Приложение №2)

Вы прослушали фрагменты стихотворений поэтов. Как видите, поэты в стихах часто обращаются к солнцу, к свету, цвету.

---- Слово жюри.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Конкурс 3. Думай быстро. (Приложение №3)

Выполнить индивидуальный тест по физике из 10 вопросов.

За каждый правильный ответ 1 балл. Задание индивидуальное, набранные баллы каждым из вас будут суммироваться. Время работы ограничено – 5 минут.

---- Слово жюри.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Конкурс 4. Театральный. (Приложение №4)

Я буду читать отрывок из литературного произведения, а участники команд синхронно тексту должны показать пантомиму. Только жесты, мимика, движение, максимум артистизма – и всё! В этом конкурсе вы можете добавить в свою копилку максимально 5 баллов. Мы даём 1 минуту на подготовку.

---- Выступление команд.

---- Слово жюри.

Конкурс 5. Поиск.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Команды заранее получили задание — найти интересные факты, касающиеся света, световых явлений, и подготовить сообщения.

За этот конкурс максимально вы можете набрать 5 баллов. Слово предоставляется командам.

---- Выступление команд.

---- Слово жюри.

---- Поздравление победителей.

Победителям – сладкий приз. Все остальных ждет награда в виде оценок.

IV. Заключительная часть.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Наше небольшое путешествие завершилось. Мы поздравляем победителей. Но побеждённых нет. Каждый из вас, мы надеемся, пополнил свой багаж знаний. И время, здесь проведённое, не было для вас бесполезным.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература учит культуре, развивает чувство прекрасного.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Мир огромен и ещё не раз эти науки готовы вам открыть немало таинственного и интересного.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Но каждый должен знать: лишь познание, упорство, труд к победам в жизни приведут. Всем спасибо за ваш труд и желаем новых побед!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Билимович Б. Ф., Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. — М.: “Просвещение”, 2016г.
  2. Ланин И.Я., Внеклассная работа по физике. — М., “Просвещение”, 2015г.
  3. Граник Г.Р. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 2016г.
  4. И. А. Крылов. Басни.
  5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М.: Дидакт, 2015г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Вопросы блиц-опроса.

1. Явление огибания светом препятствий называется … дифракцией.

2. Титан, похитивший огонь с Олимпа - это… Прометей.

3. Наука о свете - …. оптика.

4. Ежегодно по утрам он в окошко входит к нам. Если он уже вошел, значит, … день пришел.

5. Электромагнитная волна со свойствами частиц – это….. свет.

6. «Как аукнется, …. так и откликнется».

7. Скорость света в вакууме равна … 300 000 км/с (3∙108 м/с).

8. Антоним к слову позитив ….. негатив.

9. Зависимость показателя преломления света от его цвета называется …. дисперсией света.

10. Ученье свет, а …. не ученье - тьма.

11.Радуга – это ….. преломление в каплях дождя.

12. Какой светильник разума угас, какое …. сердце биться перестало.

13. Увеличенное изображение получается с помощью … собирающей линзы.

14. Антоним к слову светлый ….. темный.

15. Линза в глазу у человека называется…. хрусталик.

16. Восприятие предмета либо явления искаженным образом …. иллюзия.

17. Сложение двух и более когерентных световых волн называется … интерференцией.

18. Синоним к слову яркий … блестящий, ослепительный.

19. Под каким углом свет падает, … под таким и отражается.

20. Мир освещается солнцем, а человек — …. знанием.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

1.

В жилище наше свет проник.

Как он родился и возник?

В его природе есть секрет,

И вёлся спор немало лет.

Представим свет

волной бегущей

И в нашей жизни вездесущей.

Препятствия он огибает,

Френель нам это подтверждает.

Интерференцию мы с детства наблюдаем

И мыльным пузырём любуемся, играем.

Сие явление хоть и сложно,

Но изучить его возможно.

2.

Свет на призму попадает,

Призма в спектр разлагает,

И видны без всяких слов,

Основные семь цветов!

Луч упал и преломился,

Даже цветом изменился,

В радугу он превратился,

То дисперсии закон,

А открыл его Ньютон!

3.

Как неожиданно и ярко,

на влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла.

4.

А вам встречались

"солнечные" люди?

Мне с ними кофе кажется вкусней,

Душевная, промозглая простуда,

Проходит сразу от таких людей.

Они нам греют зябкие ладони,

Рисуют солнце

среди мрачных туч,

Какая редкость –

"солнечные люди"!

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Тест  на тему оптика

1. Что такое свет?
1)  это излучение, распространяющееся от любых нагретых тел;                                          2)  это излучение, воспринимаемое глазом, т.е. видимое излучение.
2. Геометрической оптикой называется раздел оптики, в котором…
1)  изучаются законы распространения в прозрачных средах световой
энергии на основе представления о световом луче;
2)  глубоко рассматриваются свойства света и его взаимодействие с веществом.
3.  Двойственность свойств (корпускулярно-волновой дуализм) присуща…
1) только свету;
2) только микроскопическим телам;
3) любой форме материи.
4. Кто впервые определил скорость света?
1) Майкельсон;
2) Галилей;
3) Ремер;
4) Физо.
5. Что называется световым лучом?
1) геометрическое место точек, имеющих одинаковые фазы в момент времени;
2) линия, указывающая направление распространения световой энергии;
3) воображаемая линия, параллельная фронту распространения световой волны.
6. Если луч переходит из оптически менее плотной среды в оптически более плотную, то…
1) угол падения больше угла преломления;
2) угол падения меньше угла преломления;
3) угол падения равен углу преломления.
7. Почему луч света при переходе из одной среды в другую преломляется?
1) изменяется скорость света в среде;
2) изменяется направление светового пучка.
8.  Определяя глубину водоема “на глаз”…
 1) мы точно определяем глубину;
2) дно кажется нам глубже;
3) дно кажется всегда ближе к нам, т.е. мельче.
9. С какой физической характеристикой связано различие в цвете?
1) с длиной волны;
2) с интенсивностью света;
3) с показателем преломления среды;
4) с частотой.
10.  Предмет кажется нам белым, если он…
1) частично отражает все лучи;
2)частично поглощает все лучи;
3)одинаково отражает все лучи;
4) одинаково поглощает все лучи.

Ответы:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

2

1

1

3

2

1

1

3

4

3

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

«…Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь».

2. Басня Крылова «Мартышка и очки».

Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак».

3. Басня Крылова «Лисица и виноград».

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око, да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».

4. Басня Крылова «Зеркало и обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, 
Тихохонько Медведя толк ногой: 
"Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! 
Что это там за рожа? 
Какие у нее ужимки и прыжки! 
Я удавилась бы с тоски, 
Когда бы на нее хоть чуть была похожа. 
А ведь, признайся, есть 
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: 
Я даже их могу по пальцам перечесть". — 
"Чем кумушек считать трудиться, 
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" — 
Ей Мишка отвечал. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Память о войне»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов чувства патриотизма, воспитания ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего наро...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по английскому языку на тему «Who is the cleverest?»

Данная методическая разработка интеллектуальной игры "Who is the clever&" предназначена для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений интересующиеся игровым...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по иностранномму языку

Целью данной разработки является желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть нравственно красив...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

 Министерство образования и науки Республики БурятияГАПОУ Республики Бурятия«Техникум строительства и городского хозяйства»МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕН...

Разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Русский язык"

Внеклассное мероприятие для обучающихся "Волшебный русский язык"...