Разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Русский язык"
план-конспект урока

Сизинцева Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края                                          Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский лицей профессионального образования»

Методическая разработка внеклассного занятия по дисциплине ОДБ.01 «Русский язык»

Тема занятия: «Волшебный русский язык»

Автор: Сизинцева Марина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы.

с. Смоленское 2023

Цель воспитания в соответствии с концептуальными основами воспитания: формирование осознанного интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Цели:

  • овладение умениями и навыками в производстве правильной
  • литературной речи в устной форме. Формирование навыков общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся в процессе игровой командной деятельности;
  •  воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности
  • по отношению к слову; воспитание любви к родному языку.

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  1. ориентироваться в своих знаниях;
  1. находить ответы на поставленные вопросы;
  2. делать обобщения и выводы;
  1. планировать свою деятельность в соответствии с целью мероприятия;                                                                
  1. слушать и понимать речь других;
  1. оформлять свои мысли в устной форме;
  1. договариваться о правилах работы в группе;
  1. устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  2. определять правила работы в парах и группах.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                          
  1. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  2. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: презентация, экран, жетоны

Технологии: ИКТ, игровые технологии, технологии сотрудничества.

Ведущий метод: метод мозгового штурма.

Логические операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, умозаключение.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: развивать наблюдательность, внимание, формировать культуру общения.

Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; производить поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами и условиями общения.

Предметные: актуализировать и систематизировать знания по курсу русского языка; знать учебный материал по темам: «Фонетика и графика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис и пунктуация».

Предварительная подготовка: повторение материала по темам: «Фонетика и графика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис и пунктуация».

Ход игры:

  1. Организационный момент

Учитель:                                                                                                Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на внеклассном занятии «Волшебный русский язык». Один умный человек сказал: “Дорогу осилит идущий”. Пусть эти слова будут девизом нашего мероприятия.

Представляю вам членов жюри.

Каждая игра имеет свои правила. Послушайте, пожалуйста, как мы будем играть сегодня (объяснения условий игры):

Правила игры:

  1. Играющие делятся на команды. Участники  по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
  2. Среди секторов игрового квадрата есть:
  • - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

 - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS -  команда может воспользоваться помощью болельщиков;

 - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

  1. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
  2. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
  • 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
  • 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
  • 5 синих секторов – «Морфология»
  • 5 желтых секторов – «Орфография»
  • 5 красных секторов – «Лексика»
  • 5 белых секторов – «Фразеология»
  • 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
  • 1 черный сектор
  1. Основная часть

Вопросы.

«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)

  1. SOS Подберите 10 слов с редкой приставкой  ВОЗ-

(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать, возвращаться)

    8.  Приставка такая же, как в слове полет,

         Корень такой же, как в слове дарить,

         Суффикс такой же, как в слове дружок,

         Окончание такое же, как в слове лес.

         (Ответ: подарок)

    24. Блиц. Как называются жители:

  • Архангельска,
  • Брянска,
  • Пенза.

(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)

    27. Какая приставка омонимична личному местоимению?

         (Ответ: ВЫ)

     35. Почему корень слова называют корнем?

         (Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении  новых морфем.)

«Голубой сектор» (Фонетика и графика)

       2.  Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша,

Шли четыре малыша.

- Поигаем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!..

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!

(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])

        15.                С глухим согласным траву она срезает

                              Со звонким – листья объедает.

(Ответ: Коса – коза.)

        18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?

(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)

        26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Ответ: азбука)

        36. Где нужно поставить ударение в выделенных  словах, чтобы был понятен смысл?

                              На путях я вижу сорок

                              Резво скачущих сорок.

                              Этот вид мне очень дорог

                              Средь неведомых дорог.

                                                            И. Соколов-Микитов

(Ответ:                  На путях я вижу со´рок

                              Резво скачущих соро´к.

                              Этот вид мне очень до´рог

                              Средь неведомых доро´г.)

«Синий сектор» (Морфология)

         9. Корень тот же, что и в слове сказка.

             Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

             Приставка та же, что и в слове расход.

(Ответ: рассказчик)

         13. Корень из слова приветствие,

               Приставка из слова отличник,

               Суффиксы взяты из слов мужество,

               Откровенный, смелость.

(Ответ: ответственность)

         16. Мой корень – родственник сраженья,

               Приставка -  в слове заявленье,

               В наборщике есть суффикс мой,

               А весь – тружусь я под землей.

(Ответ: забойщик)

         28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

        32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?

(Ответ: я – мы)

«Желтый сектор» (Орфография)

         7. Замените следующие словосочетания одним словом:

  • больничный лист,
  • вид городского транспорта,
  • популярная игра на льду.

(Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей)

        11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.

(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

        20. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(Ответ: и´рис – ири´с)

               29. Делать с И спокойно нужно,

              Если слушаешь урок,

              Будешь с Е еще не скоро:

              Не пришел еще твой срок.

(Ответ: сИдеть – сЕдеть)

                31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.

(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)

                

«Красный сектор» (Лексика)

  1. Блиц. Найдите омонимы:
  • Во все колокола звонят!

(Ответ: можно произнести: в овсе.)

  • Он же ребёнок!

(Ответ: Он жеребёнок!)

  • Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

(Ответ: хлеб с ухой.)

  1. Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио»

22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:

  • У девочки были коричневые глаза.
  • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

(Ответ:  У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

    33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:

метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

«Белый сектор» (Фразеология)

  1. Есть ли ноги у газеты, книги?

(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

  1. В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?

(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)

    10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

    12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»

(Ответ: В чужие сани не садись.)

    25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

  • О том, кто часто меняет свои решения.

(Отве: У него семь пятниц на неделе.)

  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

(Ответ: Фома неверующий.)

  • О болтливом человеке.

(Ответ: У него язык без костей.)

Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

     14.  Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.

(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)

    17. Найдите ошибки в схемах:

[O и О].      [                 ] и [                  ].

[O a O].       [O, O].

(Ответ: [O и О].      [                   ] ,и [                  ].

[O, a O].       [O, O].

    21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

(Ответ издателя: «!»)

    30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.

(Ответ. Делу время, а потехе час.)

    34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело-  жизнь строишь правильно.  Сделай же ее интересной и полезной!)

  1. Рефлексия  

1. Что больше всего понравилось в игре?

2. Что вам помогало выполнять задания, что мешало?

3. Есть что-то, что вас удивило в процессе игры?

4. Чем вы руководствовались при принятии решений?

5. Насколько учитывалось при принятии решения мнение группы? Как

группа влияла на вас в процессе игры? (В случае групповой игры.)

6. Как вы оценили свои действия? Действия группы?

7. Если бы вы играли в эту игру еще раз, что бы вы изменили в своей

модели поведения? В модели поведения группы? В самом процессе игры?

Объявление команды-победителя и награждение команд.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края                                          Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский лицей профессионального образования»

Методическая разработка урока по дисциплине ОДБ.02 «Литература»

Тема урока: «Мотивы дружбы Безухова и Болконского. Война 1812 года в жизни героев»

Автор: Сизинцева Марина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы.

с. Смоленское 2023

Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

  Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», презентация.                                                                            

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; характеризуют героев, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие их духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к героям; сопоставляют героев; дают собственную оценку их поступкам и поведению, дискутируют.

Форма проведения: урок-исследование.

Эпиграф к уроку:

«Чтобы жить честно,

 надо рваться, пугаться, биться,

 ошибаться, начинать и бросать,

и опять начинать, и опять бросать,

и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие — душевная подлость»

                                                                                                     Л. Н. Толстой

Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

Š Считаете ли вы необходимым изучение романа Л. Н. Толстого в наши дни? Какую пользу может извлечь из романа современная молодёжь?

Š Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л. Н. Толстого?

III. Постановка цели и задач урока.                                                                            Мотивация учебной деятельности                                                                                                  У ч и т е л ь. Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь строгому сердцу составителей литературных анкет,— «величайший роман в мире»,— я выбрал бы “Войну и мир”». В романе «Война и мир» сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые значительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие «опоры» русского национального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёхтомная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры «золотого века»… «Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…»,— Л. Н. Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и отразил в судьбах своих героев. Любимые и близкие герои Толстого — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, ищущие свой путь в жизни. У каждого из них свой трудный путь духовных исканий. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования. Роман «Война и мир» о поворотном событии в судьбе России. Именно тяжелые ситуации в жизни государства и народа раскрывают главные качества героев романа и оказывают влияние на их судьбы.                                                                                  

ІV. Работа над темой урока

Слово учителя

— Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречивы характеры главных героев в изображении писателя, но он ценит и любит в них истинных защитников отечества, благородных и честных людей; нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность; связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм); естественность; движение души. С этих позиций он и изображает своих героев, относясь к ним неоднозначно.  

  1. Словарная работа                                                                                                             Задание. Распределите основные черты, присущие двум героям романа, Пьеру Безухову и Князю Андрею Болконскому.

Честолюбие, отвага, храбрость, честность, любовь, милосердие,  ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, бесхарактерность, склонность к разгульной жизни.

2. Аналитическая беседа (с опорой на текст романа)

- Какие качества объединяют этих героев?

Š Чего желает больше всего Андрей Болконский, собираясь на войну? (Эпизод «Эпизод «Разговор Андрея Болконского и Пьера Безухова»: т. 1Š Сравните, как меняется мировоззрение Андрея? Что на это повлияло? (Эпизод князь Андрей на Параценской горе»)

Š Как меняется судьба героя по возвращении домой? (смерть жены, затворничество.) Кто помогает Андрею в моменты душевного кризиса? (эпизод разговоры Андрея с Пьером Безуховым)

Š Как раскрываются благородство и, милосердие и храбрость Пьера в эпизоде «Дуэль с Долоховым»?

Š Что искал Пьер Безухов в обществе масонов? (встреча с масоном Баздеевым)

Š Зачем Толстой отправляет Пьера на Бородинское поле? (эпизод «Пьер на Бородинском поле»)

Š Какие душевные качества проявляет Пьер во время битвы?

Š Как Пьер хотел освободить Россию от Наполеона? (убить его) Что из этого вышло? (спасает человеческую жизнь)  

- Как ведет себя Андрей Болконский перед Бородинским сражением?

- Как погибает князь Андрей? Эпизод в палатке с Курагиным.

- Какие личностные качества раскрываются у героев на Бородинском поле? Можно ли назвать их истинными патриотами России?

- Как изменились герои? Каким был князь Андрей в начале романа? (честолюбивый, эгоистичный) Какие перемены в его характере мы увидели? Истинный патриотизм (погибает, защищая отечество), милосердие к врагу и обидчикам (простил Курагина), прощает Наташу.

3. Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея, Пьера Безухова (в группах)

Задания для групп

«Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.

4. Презентация результатов творческих работ представителями групп

5. Выводы как результаты работы групп (Формулируются коллективно с помощью учителя.)

6. Общие выводы (Формулируются коллективно при помощи учителя.)

Духовная красота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идёт к добру и правде своим путём. Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни — отражение внутренней борьбы в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие — душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие представители высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни — в единении с народом, в любви к народу. Трудно найти более непохожих людей, чем Андрей Болконский и Пьер безухо, когда они впервые появляются на страницах романа. Пьер Безухов - один из самых привлекательных персонажей романа «Война и мир».

Это сложный, противоречивый человек, в котором сочетаются несочетаемые, казалось бы, черты - готовность посвятить свою жизнь благу других людей, стремление к полезной деятельности и слабость воли, безынициативность; поиски «успокоения, согласия с самим собой» и наследственная склонность к разгульному барству Как это бывает с благородными, подлинно нравственными людьми, Пьер способен «возвыситься» над ситуацией, быть справедливым и беспристрастным в оценках других и, в конечном счете, обвинить в своих бедах, прежде всего самого себя. Путь нравственного совершенствования, который предлагают масоны, представляется герою единственным шансом на обновление и возрождение к жизни. Однако вскоре Пьер убедился в том, что многие видели в масонстве средство для расширения своих светских связей, что масонов точно так же, как завсегдатаев модных столичных салонов, интересовали не проблемы любви, истины и блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». Путь нравственного совершенствования, который предлагают масоны, представляется герою единственным шансом на обновление и возрождение к жизни. Однако вскоре Пьер убедился в том, что многие видели в масонстве средство для расширения своих светских связей, что масонов точно так же, как завсегдатаев модных столичных салонов, интересовали не проблемы любви, истины и блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». Путь нравственного совершенствования, который предлагают масоны, представляется герою единственным шансом на обновление и возрождение к жизни. Однако вскоре Пьер убедился в том, что многие видели в масонстве средство для расширения своих светских связей, что масонов точно так же, как завсегдатаев модных столичных салонов, интересовали не проблемы любви, истины и блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».  С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: "Ты всем хорош, Andre, но в тебе есть какая-то гордость мысли". Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, "он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим..." Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразований даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством. Главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Лишь после всего пережитого придут к нему мир и любовь. Война 1812 года застает князя Андрея в момент наивысшего душевного кризиса. Но именно всенародная беда, обрушившаяся на Россию, выводит его из этого состояния. Участие в Отечественной войне 1812года и явилось для него истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шел. Война эта открывает для князя Андрея возможность войти в стихию общенародной жизни. Он впервые осознает влияние солдатской массы на военные действия, исход которых решает ее дух, ее поведение и настроение. И он становится ближе к солдатам, то есть к народу. Навсегда отказавшись от карьеры придворного, не пожелав быть штабным офицером, он уходит в полк, где, по нынешним понятиям, только и можно приносить пользу своей отчизне. Отныне всем своим поведением он доказывает, что, хотя желание славы и побуждает к подвигу, но истинным примером мужества в бою чаще бывает поведение воинов, которое внешне отнюдь не выглядит героическим. Настоящий подвиг суть тот, что совершается без мысли о собственной славе, о себе, а во имя «других», просто, скромно, жертвенно, подобно подвигу капитана Тушина. И не случайно Толстой ставит своего героя на Бородинском поле в условия, в которых у него нет возможности отличиться. Десять часов стоит князь Андрей со своим полком в резерве под непрестанным артиллерийским огнем. Главная заслуга в этих условиях- и полкового командира и каждого солдата- выстоять, несмотря на угрожающую ежеминутно смерть. Они ничего не предпринимают, они только ждут, но тем самым помогают успеху общей операции, а, следовательно, совершают подвиг. И князь Андрей уже не мечтает о личной славе, всеми силами души он желает одного: победы русских над французами, и потому он понимает всю важность и такого участия в войне. Но и в этот момент он остается не только самим собой, но и сыном своего отца- человеком с обостренным чувством чести. Он и смертельную рану получает в большей мере потому, что все время помнит: на него смотрят, а значит, поведение его должно быть безукоризненным.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

Š Как вы думаете, что понимает Л. Н. Толстой под «истинным героизмом»? (Вспомните, как ведут себя Пьер и Андрей на Бородинском поле.)

Š Как объяснить, что рассказ о судьбах героев в эпилоге завершается словами Николеньки Болконского: «А дядя Пьер! О, какой чудный человек! А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»?

Š Что ценит Л. Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

Š Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Л. Толстого, вы можете назвать?

2. Заключительное слово учителя

— Справедливо мнение Л Н Толстого о том, что «Чтобы жить честно, надо рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать, бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие — душевная подлость»

Обращение к эпиграфу урока.) На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть в себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, являющие собой лучших людей, рождённых в благородных русских дворянских семьях, чётко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества.

VI. Домашнее задание

  1. Перечитать главы, посвящённые Шенграбенскому сражению (т. 1, ч. 2, гл. 16, 17, 20, 21).                                                                                                                           2. Кратко пересказать главы, посвящённые Аустерлицкому сражению, переправе через Энс, Бородинскому сражению.
  2. Ответить на вопросы:

Š Какова, по мнению Л. Н. Толстого, роль личности в истории?

Š Автор использовал приём антитезы при изображении и Кутузова, и Наполеона. Объективен ли автор, сопоставляя две эти исторические личности?

                                                                                                                     3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку, посвященного Дню Святого Валентина

Внеклассное мероприятие  по английскому языку для студентов 1-2 курса. В разработке содержатся задания, правильные ответы, Прилагается презентация и использованное музыкальное сопровождение...

Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» По дисциплинам: Иностранный язык, русский язык и литература

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» предназначена для внеклассного мероприятия по русской и английской литературе....

разработка внеклассного мероприятия по иностранному языку :"Посещение Лондонграда"

возрастающая потребность обучающихся в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, предопределя...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку

Проблема мотивации изучения иностранных языков очень остро стоит не только в нашем учебном заведении. Интерес к иностранному языку снижается, все сложнее приходится преподавателю находить  методы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "Ветаринария как наука"

Методическая разработка викторины по иностранному языку (английский) предназначена для преподавателей иностранного языка (английский). В ней изложена методика проведения данного внеклассного мероприят...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «Брейн-ринг».

Цели:закрепление изученного материала в игровой форме расширение кругозора по страноведениюподдержание интереса к изучению иностранного языкаОборудование:карточки с заданиями, игральный кубик....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку “Welcome to Australia”

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия построена в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Викторина по теме "Добро пожаловать в Австралию" помогает актуализировать и закрепит...