А. Блок - поэма "Двенадцать"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Идейно – художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»
Цель: углубить представление учащихся об отношении А.А.Блока к революции, обозначить своеобразие жанра, композиции и стиля поэмы.
Оборудование: текст поэмы.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
«Всё отчётливее сквозят в нашем времени черты не промежуточной эпохи, а новой эры…»(А.А.Блок).
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию» (А.А.Блок).
«…В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитый (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи …» (А.А Блок).
2.Аналитическая беседа.
—Как вы определили бы жанр произведения А.А.Блока?(Это эпическая поэма, где как в калейдоскопе сменяют друг друга 12 картинок-главок. По охвату реальности поэма не уступает эпическим произведениям, так как отражает масштабную панораму революционного времени.)
— Как выстраивается композиция поэмы? Составьте её схему.
— Назовите основные темы поэмы(1.Крушение старого мира .2.Представление народной стихии.3.Молитвы революции.4.Святость революции)
— Каким предстаёт в поэме революционное время?
Как показан «старый мир» в поэме? Проиллюстрируйте цитатным материалом.
— Какими художественными средствами рисует поэт народную вольницу в поэме?
— Представьте галерею портретов ,которые выведены автором в поэме. Как удаётся поэту персонифицировать даже тех героев, кто лишь единожды на мгновение появляется в повествовании?
—В Многоголосии героев звучит ли голос автора?
—Какие контрастные цвета открывают поэму ?В чём вы видите ёмкость этих символических цветов?
—«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении…»—писал В.Иванов .А какие символы вы встретили в поэме и как их поняли? Какова их роль?
3. Сообщение о христианских молитвах , нашедших своё отражение в поэме «Двенадцать».
4. Комментированное чтение 12-й главки поэмы.
Стиль поэмы , жанровое многообразие и языковые средства подчинены всё той же идее изображение стихии революции. Покажите на подобранных вами примерах это своеобразие . ( Примеры частушечных мотивов , популярных песен , маршевых ритмов , присутствие просторечно-грубой лексики; полифония , рубленые фразы , использование
звукоподражания и т.п.)
5.Заключительное слово учителя .
Мечтам А.Блока о духовной гармонии и совершенном мироустройстве не суждено было сбыться , и очень скоро после написания «Двенадцати» поэт это понимает. 4 мая 1919г. он запишет в своём дневнике: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства».
Домашнее задание
Написать сочинение на одну из тем:
1.Образ Прекрасной Дамы в поэзии А.А.Блока.
2.Прошлое, настоящее и будущее в лирике А.А.Блока
3.Тема России в поэзии А.А.Блока.
4.Образ революционной эпохи в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
5.Роль символов в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
6.Вечные вопросы и их разрешение в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Петербург А.Блока" 2 урока
Тема Петербурга в творчестве Блока – одна из самоважнейших. Она неотделима от его главных, генеральных тем. Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевски...
"Образ Петербурга в творчестве А. Блока" 2 урока
Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевский, Гоголь, Пушкин, поэты серебряного века. Александр Блок вслед за великими классиками проникся ощущением Петербур...
Макет на основе трансформации текстовых блоков студентки 3 курса Лишаевой Татьяны
Макет на основе трансформации текстовых блоков студентки 3 курса Лишаевой Татьяны в рамках темы "Работа с текстом в Adobe Photoshop"...
Методическая разработка урока: Символизм. Анализ поэмы А.А. Блока "Двенадцать"
Предоставлена методическая разработка урока, которая предполагает изучение символизма на примере анализа поэмы А.А. Блока "Двенадцать"....
Технологическая карта урока (2 Блок)
2 Блок (ПРоцессуальный)...
Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"
Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...
Самостоятельная расчетная работа. Тема: Источники питания для блоков питания автоматизированных систем. Схемы блоков питания автоматического управления.
Классная самостоятельная работа, выполняется под руководством преподавателя в аудитории. После освоения материала преподаватель проводит контрольный опрос и выставляет оценку за работу студента. В про...