Методическая разработка "Знатоки информатики"
учебно-методический материал на тему

Григорьев Александр Павлович

Данная методическая разработка может быть использована для закрепления изученного материала на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_zanimatelnaya_informatika-2.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Методическая разработка

 игры-викторины на тему: «Знатоки информатики»

        

Выполнил: преподаватель  информатики

Вурнарского сельскохозяйственного техникума

Минобразования Чувашии

Григорьев Александр Павлович

Вурнары  2017

Рассмотрено на заседании                                                       «Утверждаю»                      

цикловой комиссии                                                                   Зам. директора по УР

общеобразовательных дисциплин                                            _______ Иванова Н. Н..  

Протокол №  4 от 19.12.2016

Председатель: __________Федотова Л. П.

Аннотация. 

   Изучение дисциплины «Информатика» в техникумах является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче студентам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике. Этому способствует применение активных форм обучения, как проведение интеллектуальных игр, наподобие описанной «Знатоки информатики»

Автор:

Григорьев Александр Павлович, преподаватель   физики и информатики, высшая квалификационная категория

Рецензенты:

Григорьев Олег Михайлович, преподаватель социально-экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

Ильин Александр Сергеевич, заведующий сектором информатизации Администрации Вурнарского района.

                                                                                     

Содержание

                                                                                                                                                           стр.

1.Введение …………………………………………………………............................................... 4

2.Программа исследования системы …………………………………………………………… 5

3.Технология и ход внеклассного мероприятия ……………………………………………….. 6

4.Методика проведения игровых мероприятий ……………………………………………….  9

5.Список литературы……………………………………………….. …………………………...13

6.Приложения ……………………………………………………….                                            14

Введение

   Изучение дисциплины «Информатика» в техникумах является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче студентам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике.

   Происходящая реформа образования требует использования иных педагогических технологий. Успех  деятельности в условиях рынка определяется умением применять нестандартные решения, решительностью, энергичностью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учетов интересов и способностей студентов.

   При организации контроля результатов учебной деятельности учащихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей. Одними из необходимых видов контроля уровня знаний и умений учащихся по компьютеризации и уровня развития их умственных способностей являются активные методы обучения и воспитания, при этом коренным образом меняется роль студентов и преподавателя в учебно-воспитательном процессе. К таким формам я отношу любимые студентами телевизионные передачи, как шоу-викторина «Счастливый случай», КВН, капитал-шоу «Поле чудес», «Звездный час», игра-соревнование «Кто хочет стать миллионером»,«Поле Чудес», «Пойми меня», «Счастливый случай», «Угадай мелодию» и др.

   Решение данных задач вызывает необходимость поиска средств раскрытия индивидуальности личности. Опыт данной системы образования заставляет обратиться к практике  тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. От традиционной системы оценок и контроля знаний студентов, тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения. Тесты позволяют определить уровень усвоения знаний, степень развития  определенных психологических качеств, способностей, особенностей личностей. Эти мероприятия способствуют выработке у студентов навыков творческого мышления, организаторской работы и самостоятельности в принятии решений.

   Активные формы работы со студентами требуют прежде всего основных знаний по дисциплине, знание конкретной темы, то есть нужна всесторонняя подготовка студентов.

   Задача, стоящая перед нами, воспитать личность, способную думать и решать, мыслить критически, работать творчески. В  преподавании общеобразовательных дисциплин нужно отходить от привычных стандартов, смелее искать новые, более действенные формы, методы и приемы обучения, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, опираясь на индивидуальные качества личности.

   Как видим, направление на активные формы обучения, поиски новых решений необходимы прежде всего для того, чтобы учить использовать дополнительную литературу по изучаемой дисциплине, воспитывать у студентов потребность вырабатывать умения и находить ответы на необходимые вопросы.

Программа исследования системы

Тема открытого внеклассного мероприятия

Интеллектуальная викторина «Знатоки информатики»

Участники: 113, 11 группы

Дата: 13.03.2017

Место: кабинет «Информатика» № 5

Преподаватель: Григорьев Александр Павлович

Цель саморазвития:  осознать себя в системе «интеллектуальный конкурс»

Цель познавательная: обобщить, систематизировать, углубить полученные знания по дисциплине «Информатика», проверить уровень усвоения материала.

Структура исследования развивающего пространства:

-разделы и темы курса информатика

-алгоритмы, правила, законы, задачи

Норма исследования развивающего пространства:

-алгоритмы, правила, законы, задачи

-вопросы конкурса

- критерии оценки вопросов

Метод исследования развивающего пространства:

Алгоритмическая мыследеятельность студентов по структуре:

  1. Исследовательская:

Исследование литературы по информатике, сборников задач

  1. Проектировочная:

Спроектировать создание системы средств: сценария интеллектуального конкурса, вопросов, конкурсных заданий.

  1. Исполнительская:

Работа с материалами по информатике, документами, приборами, литературой. Создание системы средств: вопросов, практических заданий и конкурсов

Проведение викторины по сценарию:

  1. Приветствие команд
  2. Конкурс-разминка «Блиц-опрос»
  3. Конкурс красноречия
  4. Конкурс «Азбука информатики»
  5. Конкурс «Великие информатики»
  6. Конкурс «Исключи лишнего»
  7. Конкурс «Чёрный ящик»
  8. Конкурс «Немое кино»
  9. Конкурс «Техника безопасности»
  10. Конкурс капитанов «Брей ринг»
  11. Конкурс «Игра со зрителями
  1. Коммуникативные:

Развитие межличностных отношений с преподавателем, с соперниками, членами жюри, отношение к самому себе

Овладение навыками и приёмами вопроса-ответа, мыследеятельности и рефлексии студентов.

Умение быстро мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию в вопросах конкурсов.

Приобщение к правилам и нормам культуры поведения между соперниками  и зрителями.

  1. Рефлексивные:

Осознание студентами результатов проделанной работы в ходе подготовки и проведения викторины.

Результат исследования развивающего пространства:

Непрерывное развитие-саморазвитие мировоззренческих потребностей-способностей


Технология и ход внеклассного мероприятия –викторины «Знатоки информатики»

Структура мероприятия

Деятельность

Система способов

Система средств

Система норм

Система способностей

1.Организац-ия целевого пространства

1.Преподаватель сообщает тему, цели мероприятия. Сообщает индивидуальные цели студентов, корректирует индивидуальные цели и подводит их к целям мероприятия. Студенты записывают тему в тетрадях, выбирают и записывают цель на мероприятия.

Определение общих и индивидуальных целей. Мыследеятель-ность

Преподаватель-студент

Культура поведения на мероприятии

Определение общ-их и индивидуаль-ных целей.

2.Преподавательпредставляет участников игры, членов жюри, знакомит с правилами и заданиями игры. Участники воспринимают правила и условия конкурсов, болельщики – свою деятельность.

Объявление пра-вил и условий конкурсов игры

Правила и условия конкурсов игры

Правила и условия конкурсов игры

Определить прави-ла и условия игры. Осознать задания конкурсов. Опре-делить свою функцию.

2.Организа-ция поиско-вого прост-ранства.

1.Преподаватель определяет функции каждого в общей деятельности (кто что будет делать), представляет ведущего. Участники и болельщики определяют свою функцию и сосредотачиваются на деятельность.

Задания туров. Преподаватель-студент. Студент-студент

Критерии ответов.

Сосредоточен-ность, мыследея-тельность.

2.Капитаны команд представляют участников, эмблему команды.

1 конкурс «Представление команд»

Эмблемы команд

Актуальность выбранной эмблемы

Осознать себя участником  игры

3. Ведущий читает вопросы конкурса-разминки «Блиц-опрос». Команды по очереди отвечают на вопросы

2 конкурс-разминка «Блиц-опрос»

Вопросы конкурса

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Осознать себя в системе ответа на вопросы

4. Один из участников каждой команды читает домашнее мини-сочинение

3 конкурс красноречия

Сочинение

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Овладение навыками и приёмами речи.

5. Ведущий на слайде показывает условные обозначения узлов компьютера

4 конкурс «Азбука информатики»

Условные обозначения, слайды.

Мыследеятельность

Память, знания

6. Ведущий даёт подсказки участникам игры

5 конкурс «Отгадай учёного-информатика»

Подсказки по уменьшающей

Быстрота и правильность ответов.

Логическое мышление, быстрота

7. Команды из текстовых заданий вычеркивают из списка лишнее.

6 конкурс «Отгадай лишнего»

Тексты

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Логическое мышление

8. Ведущий предлагает отгадать командам, что находится в «Чёрном ящике»

7 конкурс «Чёрный ящик»

«Чёрный ящик»

предметы

Мыследеятельность

Умение формулировать вопросы

9.Ведущий с  командами проводит конкурс «Немое кино».

8 конкурс «Немое кино»

Предметы для 8 конкурса.

Соответствие предмет↔ответ последнего участника

Осознать себя в системе конкурса

                               

10. Команды показывают знания техники безопасности

9 конкурс «Техника безопасности»

Текстовые задания

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Знания

11. Ведущий объявляет конкурс капитанов

10 конкурс «Брейн-ринг»

Вопросы

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Память, умение быстро мыслить

3.Результат мероприятия

Жюри подводит итоги. Преподаватель оценивает результаты игры, поощряет в соответствии с правилами игры. Болельщики анализируют игру участников всю проделанную работу.

Подведение итогов конкурсов

Общие показате-ли конкурсов.

Преподаватель-студент, студент- студент

Критерии оценки конкурсов

Определение лучшей команды

4.Рефлексия.

Преподаватель осознает деятельность на игре  конкурсе, выслушивает, поощряет. Студенты и участники сообщают о степени реализации и индивидуальных целей, осознание деятельности на мероприятии.

Мыследеятель-ность. Беседа

Преподаватель-студент, рефлексия  студентов.

Соответствие осознания содер-жания конкурсов проектируемым нормам разви-ия-саморазвит-ия, потребнос-тей-способнос-тей сознания.

Осознание результатов собственной деятельности


Методика проведения игровых мероприятий

   Игровые ситуации можно широко использовать как на уроках, так и внеурочное время для активизации творческой самостоятельности работы студентов.

   Известно, что любое мероприятие, если его проводить без соблюдения определенных требований, может не только не принести пользу, но и дать обратный эффект.  Для достижения хорошего результата, отдачи нужна качественная работа по подготовке и проведению намеченного мероприятия. В процессе подготовки разрабатывается сценарий игры. Он включает вводное слово ведущего (обоснование проводимого мероприятия, указание на ее актуальность). В нем также определяются задачи, стоящие перед участниками и болельщиками.

   Важной методической задачей при проведении игровых мероприятий является выбор ведущего. Наиболее успешно она проходит тогда, когда ведущим является специалист по данной проблеме. Он глубоко ее знает, правильно оценивает четкость, достоверность ответов.

   Все это гарантирует научный подход  в решении спорных вопросов. Однако роль ведущего при проведении игровых мероприятий может быть поручена наиболее грамотному и эрудированному студенту старшекурснику. Выбор ведущего во многом зависит от дисциплины и вопросов, по которой проводят игру. Обязанности ведущего игры состоят в следующем.

   Он начинает игру с вводного слова, а затем представляет участников. Ведущий использует в ходе игры специальные приемы для возбуждения активности участников и болельщиков. Ведущий использует для поощрения участников игры такие выражения, как «интересно», «хорошо», «используйте подсказку». Он помогает участникам игры четко сформулировать свою мысль, подобрать нужные ответы.

   Игра проходит по сценарию. По истечении времени ведущий подводит итоги, определяет победителя и объявляет результаты.

   В содержание игры заложен огромный воспитательный потенциал. Игровая деятельность не утрачивает своего значения и на уроках, но меняется форма и содержание игры.

   Опыт показывает, что викторина «Знатоки информатики» хорошо и с пользой проходит во время месячника общеобразовательных дисциплин, т.е. в конце учебного года, когда основные разделы и темы дисциплины пройдены и проверяется уровень полученных умений, знаний и навыков.

Методические рекомендации

по проведению интеллектуальной викторины

«Знатоки информатики»

  1. В игре могут участвовать все желающие, но желательно, чтобы участвовали те студенты, которые прошли полный курс дисциплины или же проходят в период подготовки и проведении игры-соревнования.
  2. Группа выбирает (лучше по желанию) участников шоу-игры, знатоков и любителей дисциплины «Информатика». Участниками могут быть все желающие, но обязательно сильные студенты. Каждый участник выбирает друга и товарища (болельщика), который должен помогать участнику в подготовительный период и поддерживать морально в период игры.
  3. О подготовке к викторине «Знатоки информатики» студенты должны знать за 1-2 недели до начала месячника.
  4. Мероприятие проводится в актовом зале или читальном зале техникума, для чего готовится сцена и зал. Музыкальный редактор из студентов группы обеспечивает музыкальное оформление встречи в течении всей игры.
  5. Нужно подготовить номера художественной самодеятельности членов групп.
  6. Организовать выставку газет-кроссвордов, творческих работ студентов.

Подготовка участников к игре

  1. Студентам-участникам предлагается литература, имеющаяся в читальном зале библиотеки и в лаборатории, которые могут дать дополнительный материал по дисциплине.
  2. Участники получают дополнительную консультацию по дисциплине.
  3. Участники знакомятся с основными правилами игры.

Правила игры

Участники игры: 2 команды по 4(5) человек.

Домашнее задание командам: выбрать капитана, придумать название команды, эмблему.

Ход игры

1 конкурс «Приветствие команд».

Игра начинается с представления команд. Приветствие включает в себя:

- название команды

- представление капитана

- представление эмблемы

Жюри оценивает представление ( максимально – 5 баллов)

 2 конкурс разминка «Блиц- опрос».

Командам по очереди задаются вопросы на время (3 минуты). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Жюри оглашает результаты 1 и 2 конкурсов.

3 конкурс красноречия.

Один из участников каждой команды зачитывает домашнее мини-сочинение, начинающее со слов «Информатика – это …..». Жюри оценивает содержание сочинения, умение мыслить, высказывать, правильность речи  ( максимально – 5 баллов).

4 конкурс «Азбука информатики»

Команды в течении 3 минут должны дать правильные названия условным обозначениям узлов компьютера, изображённых на листе (слайде). За каждый правильный  ответ – 1 балл. Жюри оглашает результаты 3 и 4 конкурсов.

5 конкурс «Учёные – информатики».

Командам предлагается по подсказкам отгадать учёного-информатика. Побеждает та команда, которая первая даёт правильный ответ. За каждого угаданного учёного 5 баллов.

6 конкурс «Исключи лишнего».

Команды в течении 3 минут должны из текстового задания вычеркнуть из списка лишние названия. За каждый правильный ответ 1 балл. Жюри оглашает результаты 5 и 6 конкурсов.

7 конкурс «Чёрный ящик»

Ведущий выносит  «чёрный ящик», в котором находится предмет, связанный с дисциплиной информатика. Участники команд задают наводящие вопросы, ведущий отвечает. Выигрывает та команда, которая быстрее даст правильный ответ. ( 5 баллов)  

8 конкурс «Немое кино»

Участники команды выстраиваются в затылок друг другу. Ведущий «на ухо» сообщает нечто последнему участнику или показывает в  «чёрном ящике». Тот думает, как это изобразить без слов, и показывает предпоследнему участнику подготовленную пантомиму. Он, в свою очередь, про себя решает, что изобразил участник, и изображает следующему участнику предполагаемое и т. д.

Первый участник должен угадать, что загадал (показал) ведущий.

В данном туре оценивается правильность и качество выполнения задания, а также насколько близко первый участник подошёл к верному ответу. Максимально – 5 баллов. Жюри оглашают результаты 7 и 8 конкурсов.

9 конкурс «Техника безопасности»

Командам предлагается ситуация, связанная с опасностью для жизни. Участники должны записать последовательность действий, чтобы предотвратить несчастный случай. За каждое правильное действие 1 балл

10 конкурс капитанов «Брей – ринг»

Капитанам на время (3 минуты) задаются вопросы. Если игрок не знает ответа, он может сказать «дальше», в случае неверного ответа конкурс заканчивается и подсчитываются набранные очки. За каждый правильный ответ 1 балл.

11 конкурс «Игра со зрителями»

Зрителям предлагается ответить на задаваемые вопросы. Участник, ответивший правильно на большинство вопросов, получает отличную оценку по информатике.

Роль преподавателя в игре

  1. Преподаватель должен разработать сценарий для проведения викторины «Знатоки информатики»
  2. Он должен поставить задачу перед группой подготовиться к игре по дисциплине.
  3. Объяснить, как будет проходить игра, подобрать дополнительную литературу для более глубокого изучения материала.
  4. Познакомить с основными правилами викторины.
  5. В период подготовки к игре целесообразно провести консультацию и помочь при оформлении зала и выставки.
  6. В конце игры преподаватель должен отметить удачи и неудачи участников игры.

План проведения викторины

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Представление участников игры
  3. Основные конкурсы игры

Содержание и ход игры

   Здравствуйте!

   Добрый день, дорогие студенты, любители и знатоки дисциплины «Информатика».

   Добрый день, уважаемые преподаватели и приглашенные гости, которые тоже уважают и любят игры и дисциплину «Информатика».

   Я приветствую всех участников игры, зрителей и болельщиков. Мы начинаем интеллектуальную викторину «Знатоки информатики»

   Представляю участников игры.

   Список участников викторины прилагается:

   1.

   ….

   5  

    -1 конкурс

   Капитаны представляют участников, эмблему..

  - 2 конкурс

   Командам по очереди задаются вопросы. Список вопросов прилагается (см. приложение 1)

  - 3 конкурс

  По одному участнику каждой команды читают домашние мини-сочинения.

  - 4 конкурс

  Команды в течении 3 минут дают правильные названия условным обозначениям  элементов, из которых создавались компьютеры.  Слайды обозначений прилагаются (см. приложение 2)

 - 5 конкурс

  Команды по наводящим подсказкам отгадывают учёного-информатика. Текст подсказок прилагается (см. приложение 3)

 - 6 конкурс

 Команды в течении 3 минут из текстовых заданий должны вычеркнуть лишние названия. Текстовые задания прилагаются (см. приложение 4)

 - 7 конкурс

 Участники команд, задавая наводящие вопросы, должны первыми отгадать, что находится в «чёрном ящике»

 - 8 конкурс

 Участники команд, выстроившись в затылок друг другу, должны мимикой сообщить следующему участнику о предмете, который показал ведущий

 -9 конкурс

 Команды должны показать знания техники безопасности. Текстовые задания различных ситуаций прилагаются (см. приложение 5)

 - 10 конкурс

Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы «Брей-ринга». Список вопросов прилагается (см.приложение 6)

-11 конкурс

Зритель отвечает на вопросы конкурса (см. приложение 7)

        Ведущий подводит итоги викторины Знатоки информатики» и объявляет результаты.

   В заключении благодарит всех участников игры, болельщиков и зрителей, желает дальнейших успехов.  

Литература

Основные источники:

Цветкова М. С.  Информатика и ИКТ: ученик для нач. и сред. проф. образования – 5-е                  изд. стер. – М.: «Академия», 2013 г.

Астафьева Н. Е. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей -3-е изд.,стер. _ М.: «Академия», 2013 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II, IV

Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2011.

Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, практикум: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2011.

Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Феникс, 2012 г.

Дополнительные источники:

Киселев, Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007) [Текст] : учебное пособие / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова, В.И. Сафонов. – М.: Дашков и Ко, 2012.

Глушаков, С.В. Microsoft Office 2007. Лучший самоучитель / С.В. Глушаков, А.С. Сурядный [Текст] : изд. 3-е, доп. и переработ. – М.: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2011.

Еникеев, В.Г. Информационные технологии в агропромышленном комплексе [Текст] : учебное пособие. – СПб.: Лань, 2013.

                                                                               

 Приложения

Приложение 1

Вариант 1.

1.Универсальный прибор,  служащий для переработки информации:

а) телевизор         б) компьютер

б) калькулятор     г) клавиатура.

2.имя первого человека, попытавшегося построить компьютер:

а) Чарльз Беббидж         б) Веселов

в) Кулибин                     г) Менделеев

3.Какая клавиша используется для выхода из Norton Commander:

а) F 1    б) F 5  в) F 10   г) F 8

4.Тип устройства позиционирования, обеспечивающий удобную работу  в графических операционных системах.

а) мышь             б) монитор

в) модем            г) стриммер

5.Клавиша, служащая для перемещения курсора в неактивную панель:

а) ESK                б) F 1                  в) TAB              г) SHIFT

6.Как называется специальное  место на диске, в котором хранятся имена файлов, сведения о размере файлов, времени их последнего обновления:

а) сканер            б) процессор            в) каталог        г) плата

7.Как называется значок на экране, положение которого изменяется при использовании устройства позиционирования:

а) ярлык                    б) флажок

в) значок                   г) указатель мыши

8.Исключите лишнее:

     Приемы управления мышью:

а) наведение указателя                 б) двойной щелчок

в) протягивание                            г) перетаскивание.

9.Основной отличительной особенностью системы Windows – 98 является:

а) улучшенный интерфейс                    б) наличие средств самозалечивания

в) работа в графическом режиме          г) работа в сети Internet.

10.Что не относится к накопителям информации:

а) дискета                б) винчестер

в) клавиатура          г) стриммер

11.В состав офисного пакета не входит:

а) Word       б)  Excel        в)  Access          г)  Блокнот

12.Назовите неправильное название метода выравнивания абзацев

а) по левому краю     в) по ширине    

б) по середине           г) по правому краю

13.Определите неправильное обозначение столбцов в программе Excel

а) ZA    б) AZ   в) AA     г) AR

14.Назовите наиболее полный ответ.  Ячейки могут содержать информацию следующих типов:

1) текстовую       2) числовую        3) формулу

      а) только 1     б) 1, 2, 3.           в) 2, 3        г) только 3.

15.Какого  типа конфигурации локальных сетей не существует

а) Шина

б) Снежинка

в) Звезда

г) Трапеция.

Вариант 2.

1.Всемирная сеть, обеспечивающая связь между компьютерами

а) компьютерная сеть      б) интернет

в) интерфейс                     г) глобальная сеть

2.Имя человека, первым создавшим компьютер, обладающий памятью

а) Чузе                        б) Нейман

в) Жуковский             г) Курчатов

3.Какая клавиша служит для получения помощи

а) F 2           б) F 1            в) ESC                    г) F 10

4.Устройство, служащая для хранения архивной информации на магнитных лентах

а) монитор              б) стриммер              в) модем                  г) сканер

5.Какая комбинация клавиш служит для того, чтобы убрать обе панели  с экрана:

а) ALT /F 1              б) ALT/P                 в) CTRL/U          г) CTRL/O

6.Как называется упорядоченная последовательность  команд

а) программа               в) рабочий стол

б) порт                         г) винчестер

7.Что такое процессор:

а) организованная последовательность действий

б) важнейшее устройство ЭВМ

в) устройство, предназначенное для ввода программы

г) электронная плата

8.Перезагрузка ЭВМ осуществляется нажатием:

а) Ctrl/Del               б) Alt/Del                    в) Ctrl/Alt/Del              г) Backspace

9.Исключите лишнее:

   Окна  Windows – 98  бывают

а) диалоговые                б) справочные           в) папок          г) ярлыков

10.Какой не бывает панели:

а) информационной            б) стандартной              

в) позиционная                   г) форматированная

11.Что не относится к базам данных:

а) KARAT           б) ACCESS          в) FOXPRO         г)  ПРОВОДНИК

12.Каким цветом изображаются папки

а) синим             б) белым              в) желтым              г) черным

13.Определите неправильное обозначение строк в программе EXCEL

а) 1       б) 0     в) 65500        г) 255

14.По окончанию ввода информации EXCEL автоматически выравнивает текстовые данные в ячейке

а) по левому краю                   б) по центру

в) по правому краю                 г) произвольно

15.Найдите неверное название соединения компьютеров

а) прямое соединение

б) параллельное соединение

в) рабочие станции и файловый сервер

г) одноранговые сети.

Приложение 2

Условные графические и буквенные обозначения электрорадиоэлементов

33 –

35 –

41 –

43 –

45 –

54 -

33 — конденсатор оксидный неполяризованный,

34 — конденсатор проходной (дуга обозначает корпус, внешний элекрод),

35 — конденсатор переменной емкости (стрелка обозначает ротор);

36 — конденсатор подстроечный, общее обозначение

37 — варикап.

38 — конденсатор помехоподавляющий;

39 — светодиод,

40 — туннельный диод;

41 — лампа накаливания осветительная и сигнальная

42 — звонок электрический

43 — элемент гальванический или аккумуляторный;

44 — линия электрической связи с одним ответвлением;

45 — линия электрической связи с двумя ответвлениями;

46 — группа проводов, подключенных к одной точке электрическою соединения. Два провода;

47 — четыре провода, подключенных к одной точке электрическою соединения;

48 — батарея из гальванических элементов или батарея аккумуляторная;

49 — кабель коаксиальный. Экран соединен с корпусом;

50 — обмотка трансформатора, автотрансформатора, дросселя, магнитного усилителя;

51 — рабочая обмотка магнитного усилителя;

52 — управляющая обмотка магнитного усилителя;

53 — трансформатор без сердечника (магнитопровода) с постоянной связью (точками обозначены начала обмоток);

54 — трансформатор с магнитодиэлектрическим сердечником;

55 — катушка индуктивности, дроссель без магнитопровода;

56 — трансформатор однофазный с ферромагнитным магнитопроводом и экраном между обмотками;

57 — трансформатор однофазный трехобмоточный с ферромагнитным магнитопроводом с отводом во вторичной обмотке;

58 — автотрансформатор однофазный с регулированием напряжения;

59 — предохранитель;

60 — предохранитель выключатель;

б/ — предохранитель-разъединитель;

62 — соединение контактное разъемное;

63 — усилитель (направление передачи сигнала указывает вершина треугольника на горизонтальной линии связи);

64 — штырь разъемного контактного соединения;

Приложение 3

  1.  Родился в Сиэтле, штат Вашингтон 28 октября 1955 г.

  1.  В школе  не преуспевал в грамматике, граждановедении и других предметах, которые он считал тривиальными, но получал высшие отметки по математике.

  1.  Учился в самой привилегированной школе Сиэтла, где он смог развить свои навыки программирования на школьном миникомпьютере.

  1.  В течение ряда лет — самый богатый человек планеты.
  2. Основал корпорацию Microsoft, где сейчас занимает пост председателя совета директоров.

  1.   Родился в Новороссийске 4 октября 1965 г

  1.   В 1980 году выигрывает математическую олимпиаду и его  зачисляют в физико-математическую школу-интернат им. А. Н. Колмогорова при МГУ

  1. В 1987 году в научно-исследовательском институте при Министерстве обороны СССР изучает и анализирует компьютерные вирусы

  1. В 1991 году в Центре информационных технологий  КАМИ занимается разработкой «лекарств» от компьютерных вирусов

  1. В настоящее время генеральный директор компании «Лаборатория К…»

Приложение 4

  1. Excel, Word, Power Point, Access, Paint, Publisher

  1. Гейтс, Нейман, Касперский, Лобачевский, Беббидж

  1. Паскаль, Бейсик, Алгол, Си, Эксел, Фортран

  1. Файл, правка, вид, форматирование, вставка, справка

  1. Создать, печать, открыть, окно, печать, сохранить

Приложение 5

1 вариант

Гроза застала вас в поле, рядом одиноко стоящая сосна, в одной руке у вас зонт, в

другой  на железном  поводке ведёте маленькую собачку.

2 вариант

Вы идёте по дороге, видите неподвижно лежачего человека, на котором

электрический провод.

Приложение 6

Вариант 1

1.Устройство, облегчающее ввод информации в компьютер

а) мышь                  б) джойстик

в) майнфрейм        г) стриммер

2.Имя человека, внесшего огромный вклад в программное обеспечение компьютера

а) Бил Гейс                      б) Буш

в) Столетов                     г) Горбачев

3.Какая клавиша используется для копирования файлов

а) F 1     б) F 8       в) F 4       г) F 5

4.Устройство, служащее для связи с другим компьютером

а) сканер         б) мост               в) модем            г) джойстик

5.Какие клавиши нужно использовать, чтобы убрать неактивную панель

а) Alt/F 2      б) Ctrl/P        в) Ctrl/F 1           г) TAB

6.Как называется специальная компьютерная программа, способная размножаться и заражать другие программы:

а) значок       б) вирус         в) мышь              г) множитель

7.Мой компьютер – это:

а) значок, открывающий доступ ко всем элементам компьютера

б) специальная папка, предназначенная для удаления ненужных объектов

в) представление папки в открытом виде

г) специальный пароль

8.Что такое панель задач:

а) одна вертикальная строка в верхней части экрана

б) две квадратные строчки в верхней части экрана

в) одна горизонтальная строчка  в нижней части экрана

г) вертикальная линейка.

9.Что не относится к операционным оболочкам:

а) Norton Commander

б) FAR

в) Volkov Commander

г) Проводник

10.Что не относится к пунктам строки меню Word

а) файл      б) поиск            в) правка             г) вставка

11.Что не входит в панель задач

а) кнопка «Пуск»                         б) Панель индикации

в) кнопки открытых окон            г) справочная система

12.С помощью какого пункта меню Word можно убрать или вывести панели инструментов:

а) файл                    б) вид

в) правка                 г) вставка

13.Определите неправильное обозначение ячеек в программе EXCEL

a) AA                    б) AZ 15       в) ZZ 65536          г) X 33

14.По окончанию ввода информации в ячейку программе EXCEL автоматически  выравнивают числовые данные:

а) по правому краю                 б) по ширине

в) по левому краю                   г) по центру

15.Набор правил, по которым происходит запись информации

а) драйвер             б) Бейсик

в) язык                   г) программа.

Вариант 2

1.Устройство, служащее для отображения информации:

а) системный блок                 б) клавиатура

в) монитор                              г) калькулятор

2.Фирма, занимающаяся производством микропроцессоров

а) Sony        б) Intel        в) Panasonic         г) Рекорд

3.Какая клавиша служит для отмены действия команд и выхода из программ

а) Shift                   б) F 8           в) ESC                   г) Delete

4.Устройство, облегчающее работу с игровыми программами

а) сканер          б) джойстик               в) принтер         г) модем

5.Клавиши, позволяющие вывести содержание другого диска в правой панели

а) Ctrl/F 1             б) TAB        в) Ctrl/U           г) Alt/F 2

6.Какой тип принтера не существует

а) струйный           б) лазерный

в) матричный        г) линейный

7.Меню- это:

а) элемент управления, представляющий набор пунктов

б) устройство, осуществляющее отображение информации на экране

в) свойство операционной системы, заключающееся в возможности одновременного выполнения нескольких команд.

г) указатель мыши.

8.Исключить лишнее: к внутренним устройствам компьютера относятся:

а) модем       б) дисковод                в) джойстик           г) звуковая карта.

9.Какой из процессоров является более мощным:

а) 286       б) 8088            в) 386            г) 486

10.Сколько основных пунктов содержится в первом окне главного меню

а) 7                 б) 8                       в) 6                     г) 9

11.Что не входит в структуру окна папок:

а) заголовок                  в) строка состояния

б) строка меню             г) рабочая область

12.С помощью какого пункта меню Word можно просмотреть все открытые документы

а) файл               б) вид                      в) окно                   г) правка

13.В строке формул программы EXCEL отображается

а) последняя введенная формула

б) содержимое текущей ячейки

в) первая введенная формула

г) математические функции

14.Наименьший стандартный размер шрифта в программе Word

а) 6 пунктов            б) 10 пунктов              в) 8 пунктов        г) 9 пунктов

15.Кто является автором учебника «Практическая информация»

а) Гейн                            б) Фигурнов

в) Симонович                г) Нейман

Приложение 7

Вариант 1

1.Устройство, служащее для воспроизведения звуковых сигналов

а) монитор             б) колонки

в) блок питания     г) будильник

2.Страна, в которой появился первый персональный компьютер

а) Китай                         б) Россия

в) Италия                       г) США

3.Клавиша, служащая для фиксации режима прописных букв

а) Caps Lock               б) Backspace            в) Num Lock            г) Alt

4.Устройство, служащее для вывода информации на бумажный носитель

а) монитор            б) модем                  в) принтер                г) стриммер

5.Клавиши, позволяющие убрать правую панель с экрана

а)  Ctrl/F 1            г)  Ctrl/U      

б) Alt/F 1              в) Ctrl/Р

6.Какого цвета прямоугольные окна после загрузки Norton Commander

а) синего                 б) белого

в) черного               г) желтого

7.Специальная папка для удаления ненужных объектов называется:

а) окно                                  б) корзина

в) контейнер                        г) драйвер

8.Какое слово пропущено?

Двойной щелчок – это два щелчка………. в быстрой последовательности, являющейся одним из основных приемов работ в Windows

а) на клавишу Enter       б) мышью

в) на клавишу пуск        г) клавиши пробел

9.С помощью чего нельзя выполнить навигацию по файловой структуре:

а) программы «проводник»

б) значка Мой компьютер

в) справочной системы

г) Norton Commander

10.Сколько клавиш содержит стандартная клавиатура ЭВМ

а) 99/100         б) 101/102            в) 100/101         г) 102/103

11.Что не входит в структуру окна Microsoft Word

а) строка меню

б) значок «Мой компьютер»

в) панели инструментов

г)строка состояния

12.С помощью какого пункта меню Word  можно сохранить набранные докумнты

а) сервис                      б) файл                    в) окно                 г) формат

13.Для перехода на другой лист программы Excel необходимо

а) нажать на клавишу ТАВ

б) воспользоваться линейкой прокрутки

в) щелкнуть на закладке с его именем

г) использовать пункт меню «Файл»

14.Наибольший стандартный размер шрифта в программе Word

а) 70 пунктов         б) 72 пункта           в) 76 пунктов              г) 74 пункта

15.Кто является автором учебника «IBM PC для пользователя»

а) Симонович     б) Фигурнов           в) Гейн                 г) Ершов

Приложение 8

Результаты конкурсов интеллектуальной викторины

«Знатоки информатики»

       команды

конкурсы

Название команд

1. Приветствие (5б)

2. Блиц – опрос (1 вопрос – 1б)

3. Конкурс красноречия (5б)

4. Азбука физики (1элемеент – 1б)

5. Великие физики (5б)

6. Исключи лишнего (6б)

7. «Чёрный ящик (5б)

8. «Немое кино» (5б)

9. «Техника безопасности» (5б)

10. Конкурс капитанов»  (1 вопрос                 – 1б)  

                     Итог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по информатике "Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся структурой на языке Turbo Pascal"

Данная методическая  разработка создана с целью оказания преподавателю методической помощи составления программ на языке программирования Turbo Pascal....

Методическое пособие по информатике "Построение диаграмм в MS Excel"

Методическое  пособие  создано с целью оказания методической помощи студенту для эффективного формирования знаний,  умений и практических навыков по теме:  «Построение диаграмм в M...

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ»,ОЗО

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика  и ИКТ» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), III курс, заочной формы обучения....

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ», ОЗО

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика  и ИКТ» для специальности 110809 Механизация сельского хозяйства разработаны для студентов заочной формы об...

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"

Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практ...

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Методическая разработка урока информатики "Компьютерная графика"

Методическая разработка урока информатики, проведенного в группе 1 курса профессии НПО "Машинист электровоза"...