Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"
методическая разработка по теме

Краева Анжела Владимировна

Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практические задания ребята выполняют с увлечением (при условии, что инструкционно-технологические карты разработаны с учетом специфики специальности и особенностей контингента), то объяснить принцип работы программы, рассказать как формируется электронный документ, какие действия нужно выполнить, чтобы получить желаемый результат, к сожалению не могут.

Перед преподавателем стоит вопрос: в какой форме и как подать новый материал, чтобы сформировать у студентов устойчивый интерес к изучаемому предмету; из массы педагогических методов выбрать те, которые будут способствовать решению этой проблемы.

В данной методической разработке автор изложил способ подачи нового материала, используя элементы методики вовлеченного обучения сочетая их с объяснительно-иллюстративным методом, при изучении темы «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС».

При изучении раздела «Основы вычислительной техники» теме программное обеспечение отводится совсем немного времени (12 часов: 6 – аудиторных и 6 – на самостоятельное изучение). Хотелось бы за эти три занятия дать студентам более полное представление о том, что такое программное обеспечение, его классификация. Сформировать представление об операционной системе. Уяснить, что компьютер это аппаратно-программный комплекс.

Нетрадиционная форма проведения занятия в виде ток-шоу способствует повышению интереса к изучаемому предмету, активизирует всех студентов группы, создает дружелюбную, непринужденную рабочую атмосферу.

Данная разработка может быть рассмотрена как практическое пособие для преподавателей информатики при изучении темы «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_programmnoe_obespechenie.doc47.5 КБ
Office presentation icon chast_1.ppt2.19 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Брюховецкий аграрный колледж»

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Адрес: 352750,

Краснодарский край,

Брюховецкий район, ст. Брюховецкая, ул. Красная, дом 200, тел. 8(86156)22049

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

ПО ТЕМЕ: «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС»

Преподаватель: Краева Анжела Владимировна

Адрес: 352762,

Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Переясловская, ул. Кривая, дом 16, тел. 8(86156)62087

ст. Брюховецкая, 2013


Рассмотрена на заседании цикловой комиссии математических и естественно-научных общеобразовательных дисциплин

Протокол № ______ от  ___________________

Председатель цикловой комиссии

_____________ Е.В. Литовка

АВТОР: Краева А.В.

Целью данной работы является показать вариант изучения темы «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС» в курсе дисциплины «Информатика».

Изучение этой темы важно тем, что знания характеристик классов программного обеспечения позволяют определить назначение программы.

На изучение этой темы в календарно-тематическом плане отводится 2 часа. Перед преподавателем стоит задача: доступно, четко и ясно изложить студентам классификацию ПО.

Материал «сухой» и объемный, на слух воспринимается тяжело, поэтому предлагается «оживить» урок с помощью нетрадиционной формы проведения по типу ток-шоу, демонстрацией презентаций, подготовленных преподавателем.

Такая форма подачи нового материала активизирует познавательную деятельность студентов, повышает эффективность процесса обучения, вызывает интерес к изучаемому предмету.


Подготовительный этап

При подготовке к уроку преподавателю нужно провести большую работу:

  1. Приготовить учебную аудиторию:
  1.  Расставить мебель в аудитории по типу студии-амфитеатра
  2. Для преподавателя-ведущего взять миниатюрный микрофон (который крепится на лацкан), наушник (можно от сотового телефона).
  3. Распечатка Рабочего стола.
  4. Распечатать карточки-тесты.
  1. Создать презентацию в соответствии с планом урока.
  2. Найти в Internet и других источниках интересный материал, рассказывающий об истории программного обеспечения.

Если в группе есть ребята, умеющие четко и ясно излагать прочитанное, то преподаватель может дать студентам задание подготовить доклад и сделать сообщение (т.е. 3-ий пункт дать как опережающее задание).


ПЛАН УРОКА

Предмет: информатика.

Тема занятия: “Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции операционной системы”.

Тип занятия: урок комбинированного типа.

Цели урока:

1.Учебная: Сформировать представление о программном обеспечении компьютера, изучить классификацию ПО, характеристики каждого класса; назначение ОС.

2. Воспитательная: Стремиться к глубокому усвоению знаний.

3. Развивающая: развивать настойчивость, умение преодолевать трудности в стремлении достижения цели (на жизненном примере Б.Гейтса).

4. Деятельностная: Студент должен усвоить понятие ПО; знать классификацию ПО и характеристики классов. Что такое операционная система, а так же объекты Рабочего стола и элементы управления ОС.

Мотивация:

В наше время повсеместной компьютеризации необходимо знать классификацию программного обеспечения и назначение компьютерных программ, иметь представление об операционной системе и ее основных функциях.

Методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, элементы методики вовлечённого обучения, проблемный метод.

Наглядные пособия: презентации на ПК “ОКНА”, “УТИНЫЕ ИСТОРИИ”.

Раздаточный материал: карточки-тесты, экран Рабочего стола.

Технические средства обучения: IBM PC, мультимедийное оборудование (проектор и экран), программное обеспечение (MS PowerPoint).

Учебные места: аудитория мультимедийных технологий.

Литература:

1. Ю. Шафрин Информационные технологии: В 2 ч. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.

2. Угринович “Информатика и информационные технологии” – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.


Структура урока:

1. Организационный момент.

1.1.  Взаимное приветствие.

1.3.  Мотивация.

1.4.  План проведения урока.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1.  Карточки-тесты.

2.2   Блиц (вопрос – ответ).

3. Сообщение и усвоение новых знаний.

3.1  Сообщение нового материала в объяснительно-иллюстративной форме.

3.2. Демонстрация презентаций.

4. Закрепление изученного на уроке материала.

4.1.  Рассмотреть Рабочий стол. Назвать объекты на Рабочем столе. Что относится к элементам управления ОС? И где они находятся?

  1.  Дополнительное задание.
  1.  Шахматная задачка.
  2.  Смехотрончик.

6. Выдача домашнего задания.

6.1.  Используя конспект, раздаточный материал и соответствующие главы учебника по изученной теме Ю. Шафрина подготовиться к следующему занятию.

7. Подведение итогов урока и оценка деятельности студентов на уроке.

7.1.  Заключительная часть (обобщение, подведение итогов, объявление оценок).


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Весь урок построен по типу ток-шоу.

Здравствуйте, уважаемые гости и постоянные участники нашей программы! С вами программа «ОКНА» и я, ее ведущая Краева Анжела (открываю первый слайд). Тема нашей сегодняшней программы: «Назначение и классификация ПО. Основные функции ОС» (переключаюсь на второй слайд).

И прежде, чем мы приступим к рассмотрению нашего вопроса, хотелось бы узнать насколько компетентны в области информационных технологий те, кто собрался сегодня здесь (возвращаюсь к первому слайду).

Для этого я подготовила несколько карточек с заданием (раздаю карточки), и пока ребята будут их выполнять, мы побеседуем с остальными о том, что такое информация и компьютер и как они связаны между собой (за правильный ответ студент получает жетон).

ВОПРОСЫ –ОТВЕТЫ (10 мин.)

(собираю карточки)

С чувством глубокого удовлетворения хочу отметить, что собравшаяся публика знает, что такое компьютер и для чего он нужен, но…

Достаточно ли только купить навороченный системный блок, ЖК монитор и крутую клавиатуру для работы компьютера? Смотрим видеосюжет, внимание на экран (слайд-мультфильм «УТИНЫЕ ИСТОРИИ», переходим к слайду 3).

Из видео сюжета мы видим, что одних только устройств для работы мало, но если вы не так эмоциональны как Дональд Дак, то как говорили в Древнем Риме «Per aspera, ad astra», что означает «Через тернии к звездам», мы отправляемся по тернистому пути к звездам, а к нам в студию должен прийти гость, но он что-то запаздывает (переходим на слайд 4).

Сообщение новых знаний – программное обеспечение (слайды 4-6).

Понятие операционной системы, ее назначение, отмечаем что самое широкое распространение получила ОС «Windows», разработчиком которой является корпорация Microsoft, президентом которой является Б.Гейтс.

Наш гость опаздывает, а из аппаратной мне передают сообщение: «Нам электронное письмо» (слайд 7).

Рассказ о Б.Гейтсе, об ОС «Windows».

Домашнее задание.

Смехотрончик.

Дополнительные задания.

В следующей нашей передаче мы откроем окно в мир прикладного программного обеспечения, следите за расписанием. С вами была программа «ОКНА» и я, ее постоянная ведущая, Краева Анжела.


Опыт показал, что такая форма проведения занятия позволяет достичь поставленных целей.

Форма опроса в виде ток-шоу активизирует работу студентов и позволяет привлечь к опросу всю группу.

Раздаточный материал «Экран Рабочего стола» способствует узнаванию и запоминанию студентами месторасположения объектов и элементов управления операционной системы.

Занимательный элемент урока позволяет снять усталость, дает эмоциональную разрядку.

И если до звонка у вас осталось 3-5 минут, предложите решить ребятам Шахматную задачку.


Список используемой литературы

  1.  Анисимова Н.С. Мультимедиа - технологии в образовании: понятия, средства методы. Санкт - Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002
  2.  Башмаков А.И., Башмаков И.А. "Разработка компьютерных учебников и обучающих систем" - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2003. - 616 с.
  3.  Пак Н.И. Использование технологии компьютерного моделирования в образовании. - М: Педагогическая информатика, 1994.
  4. Ю. Шафрин Информационные технологии: В 2 ч. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  5. Угринович “Информатика и информационные технологии” – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОКНА

Слайд 2

«Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции операционной системы» ТЕМА : Актуализация Мотивация Новый материал Закрепление

Слайд 3

Почему же он не работает?

Слайд 4

Компьютер – это аппаратно-программный комплекс. Для работы компьютера необходимо программное обеспечение . Все, существующие в мире, компьютерные программы составляют программное обеспечение ПК.

Слайд 5

Состав программного обеспечения Программное обеспечение Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО Уникальное ПО Операционные системы Операционные оболочки Тестирование, диагностика Утилиты Драйверы Языки программирования (более 2000) и правила написания программ на них Текстовые, табличные, графические редакторы обучающие игровые Специальные – проф. прогр Базы данных Программы, написанные с учетом особенностей конкретных объектов; массово не тиражируются

Слайд 6

Состав программного обеспечения Программное обеспечение Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО Уникальное ПО Базовое ПО Пользовательское ПО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОП. 05 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: Рассмотрение и разрешение дел в суде Специальность: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Данный урок предполагает изучение  и систематизацию знаний по теме «Рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде» для студентов 3 курса специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по...

Методическая разработка урока на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...

Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИТПД"

Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИТПД" специальность 40.02.02. "Правоохранительная деятельность"...

Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса

Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.12 Кадровое делопроизводство для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Презентация урока по дисциплине ОП.12 Кадровое делопроизводство для конкурса: "Моя профессия - мое будующее"...