Экологическая викторина "Земля - наш общий дом"
план-конспект урока на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_-_nash_obshchiy_dom.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

План-конспект  внеклассного мероприятия

Экологическая викторина -  «Земля – наш общий дом»

                                 

Преподаватель биологии и химии, руководитель волонтерского центра «Вектор жизни» БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

 Асхабова Светлана Сайпуллаевна

                                       

                                         Покачи 2017

            Экологическая викторина   « Земля - наш общий дом »

                                                                                                        Девиз:

                                       «Я вырос здесь – и край мне этот дорог»

Цели и задачи:

- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

- развитие индивидуальных способностей обучающихся;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.

Планируемые достижения обучающихся:

Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

Учиться защищать природные ресурсы.

Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.                       

Оформление: мультимедийная презентация по теме « Земля – наш общий дом», плакаты, таблицы с изображением животных, картины природы, телефон, карточки для болельщиков с номерами ответов.

Ход мероприятия.     

Ведущий:   Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

      К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

     Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Слайд 2

Ведущий:   

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

          Нет, вы поверьте,

Земли голубей

От синевы рек, озёр и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Всё это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят...

И от края до края

Вы не найдёте чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!! Слайд 3

Ведущий:   Человек безмерно богат.  Он владеет целой планетой, которая как бы дана в дар людям. Планетой, идеально приспобленной для жизни, с климатом умеренных колебаний, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр. Слайд 4

Ведущий: Многовековое взаимодействие человека и планеты изменилось от восхищенного созерцания до боли за её судьбу, ярости в отношении тех, кто губит красоту и расхищает родную землю. Слайд 5

Ведущий: 

          Я – Земля! Кружась в плену своей орбиты

 Много миллионов долгих лет

 Так устала…. Плоть моя покрыта

  Ранами, живого места нет. 

Ведущий: 

Чадят болота смрадные. Чернеет косогор,

Картины безотрадные наш замутнеют взор,

И как-то трудно дышится среди угрюмых лиц,

И песня уж не слышится когда-то звонких птиц. Слайд 6

Ведущий:

 Моя планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан

Где вся природа поймана в капкан, где места нет ни аисту, ни льву

Где стонут травы: больше не могу. Слайд 7

Ведущий:  Сегодня 30-40 % населения Земли живет в зонах экологического бедствия. Ежегодно на долю каждого из нас приходится 350- 500 кг вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Слайд 8

Ведущий: Испытания атомных бомб приводят к повышению радиоактивности почв, вод, воздуха.

Ведущий: Глобальные экологические проблемы планеты это:

  • потепление в результате парникового эффекта;
  • водная, ветровая эрозия почв;
  • утрата их плодородия;
  • нарушение экосистем, исчезновение сотен тысяч видов;
  • изменения в наследственности под действием радиации. Слайд 9

Ведущий: 

О, как беззащитна планета Земля,

Пред теми, кто власть в мире нашем деля,

Взорвать и разрушить планету готов –

Наш общий, любимый, единственный кров. Слайд 10

Ведущий: 

Небо плачет кислыми дождями,

Разрушают сели города,

Наводнения, вулканов взрывы

Так природа мстит нам за себя! Слайд 11

Ведущий:   Представьте себе землю, лишенную травы, лес из черных стволов без листьев, без единой птицы, без единого звука. Это была бы картина умирания не только природы, но и человека

Ведущий: Когда в твоем доме пожар, медлить нельзя! На планету надвигается опасность, но мы не в силах её преодолеть. Пока в силах. 

Слайд 12

Ведущий:   

Земля - наш ковчег, наша родина, дом,

В котором мы с вами все вместе живем.

Давайте Добро созидать и творить

И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Берегите Землю! Берегите! Слайд 13

Ведущий: Сегодня мы предлагаем вам принять участие в экологической игре – викторине.

     Условия игры соответствует правилам телевизионного шоу «Кто хочет стать    

     миллионером?»:

  • подсказка зала – зрители поднимают по команде карточку с номером ответа.
  • 50 * 50 – убираются два неверных ответа.
  • звонок другу – по игрушечному телефону набирается произвольный номер, из зала приглашается тот, кому «звонили». Слайд 15

Приглашаются желающие.

ВОПРОСЫ викторины.

1 гейм.

        1.  50 очков.

Как назывался ХМАО- Югра в 1930 году, то есть в год образования округа:

А) Ханты-Мансийский автономный округ; В) Ямало-Ненецкий

 автономный округ; С) Остя́ко-Вогу́льский национа́льный о́круг;

   Правильный ответ:  С) Остя́ко-Вогу́льский национа́льный о́круг; Слайд 17-18

                  2.300 очков.

Какое животное – символ Всемирного Фонда охраны природы:

А) коала;           В) панда;              Г) белый медведь;         Д) синий кит.

       Правильный ответ: панда – бамбуковый медведь. Слайд 19-20

            3.150 очков.

Какие вы знаете памятники природы ХМАО – Югры.

  Правильный ответ:  Ханты – Мансийские холмы. Кедровая роща.Остров Овечий. Остров Смольный. Большое клюково. Барсова Гора. Чеускинские кедровники. Шапшинские кедровники. Кондинские озера. Сибирские увалы. Озеро Вамдтор. Озеро Ранге-Тур . Слайд 21-22

             4.500 очков.

В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС, приведшая к выбросу радиации?

А) 1997;           В) 1957;              Г) 1986;         Д) 2000.

         Правильный ответ: Авария произошла в 1985. Радиоактивные частицы распространились на территорию стран Европы и СССР. Слайд 23-24

             5.1000 очков

   Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде-Гляс на Монблане статую высотой 6м и весом в 1 т. Из чего была сделана статуя?        

Правильный ответ: Из мусора   Слайд 25-26                           

                          Награждение победителей.

                                           2 гейм.

        1. 50 очков

Раньше в красной книге было 4 категории животных: исчезающие, редкие, сокращающиеся и мало изученные. Затем появилась пятая. Какая?

Правильный ответ: Восстановленные Слайд 28-29

        2. 150 очков.

Сколько заповедников и заказников на территории ХМАО-Югры?

 А) 6;   В)2;   С) 10;   D)9. 

Правильный ответ: 2 заповедника и 9 заказников Слайд30-31

         3. 300 очков.

Какие последствия для атмосферы может иметь  увеличение производства фреонов (используются в холодильных установках)?

 А)снижение % кислорода;   В) снижение % озона;  С) повышение влажности;         D) повышение температуры.

       Правильный ответ: Фреоны, попадая в атмосферу, разрушают озон, который защищает живые организмы от космической радиации. Слайд 32-33

         4. 500 очков.

  Какие организмы наиболее интенсивно насыщают атмосферу кислородом?

А) растения тропиков;  В) растения хвойных лесов; С) цианобактерии;

D) океанические водоросли.

        Правильный ответ: В 8 раз интенсивнее, чем у всех наземных растений фотосинтез идет у водорослей морей и океанов. Слайд34-35

5.1000 очков.

  Один лесник решил очистить лес от старых дуплистых деревьев. Что случилось потом?

         Правильный ответ: Лес был уничтожен вредителями Слайд36-75

                  Награждение победителей.

                                              3 гейм

        1.  50 очков.

Какие животные занесены в Красную книгу ХМАО-Югры?

 А) беркут, лебедь-кликун; В) орлан-белохвост, беркут, скопа, чёрный аист, краснозобая казарка, сокол-сапсан; С) серая цапля и фламинго;  D)   архар, корсак.

        Правильный ответ:  Орлан-белохвост, беркут, скопа, чёрный аист, краснозобая казарка, сокол-сапсан. Слайд39-40

        2.  150 очков.

В чем причина потепления климата ( «парниковый эффект»)?

А) испарение воды;  В) накопление углекислого газа; С) приближение Земли к Солнцу; D) вулканическая деятельность.

          Правильный ответ: В результате хозяйственной деятельности человека в атмосфере накапливается углекислый газ, который играет роль  «парниковой пленки». Слайд41-42

  1. 300 очков.

Действием какого экологического фактора является загрязнение водоемов нефтепродуктами?

А) биотического;   В) абиотического;   С) антропогенного; D) ограничивающего.

           Правильный ответ: Загрязнение водоемов – результат хозяйственной деятельности человека, которая является фактором антропогенным. Слайд43-44

  1. 500 очков.

В каком заказнике ХМАО-Югры произрастает уникальный вид растения, который больше нигде не встречается?

  • А) Малая Сосьва;  Б) Аганский; С) Верхне – Кондинский; Д) Верхне - Саянский

     Правильный ответ: С) Верхне – Кондинский (Венерин башмачок) Слайд45-46

  1. 1000 очков

Какая страна по данным Йельского университета признана самой экологически безопасной.

 А) Россия;   В) Австралия;   С) Япония;   D) Финляндия.

 Правильный ответ: Учитывая степень подверженности жителей страны экологической угрозе, состояние окружающей среды, а также способность правительства противостоять экологическим катастрофам, самой чистой страной признана Финляндия. Слайд47-48

                       Награждение победителей.

Ведущий:  Наша Земля – это шар голубой,

       Где посчастливилось жить нам с тобой.

     Реки и горы, леса и моря-

Все подарила нам наша Земля.

Помните, взрослые, помните дети,

Мы родились на прекрасной планете.

Чтоб красоту на века сохранять,

Надо природу беречь и любить

                             (стихотворение Н. Мигуновой) Слайд50

Список использованной  литературы

  1. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа : Животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. — Екатеринбург : Пакрус, 2003. — 376 с
  2. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И. Элерт Н.Н., География ХМАО, М: 1996, 224 с.
  3. Ю.А. Израэль., Ф.Я. Ровинский.  Берегите биосферу. Издательство «Педагогика».  1985г.
  4. С.Ю. Модестов . Сборник творческих задач и упражнений по общей биологии, экологии и ОБЖ.  Издательство «Акцидент».Санкт – Петербург  1998г.
  5. И.П. Сосновский. Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги СССР. Москва. Энергоатомиздат. 1987г.
  6. Н.М. Чернова, А.И. Никишов, Н.А. Топоркина. Общая биология. «Высшая школа». Москва. 1985г.

     7.Стихотворение. «Чтоб красоту на века сохранять,

      Надо природу беречь и любить ».  Автор Н. Мигунова

Анализ внеклассного мероприятия

1. Общие сведения.

Название мероприятия: Экологическая викторина - «Земля - наш общий дом»

Дата проведения:01.03.2017 года

Участники: I курс – группы ПАМ- 16. ПКМ -16, ПКС 16

Подготовила и провела Асхабова Светлана Сайпуллаевна – преподаватель биологии и химии , руководитель волонтерского центра «Вектор жизни»

Форма работы: экологическая викторина.

Цель: содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии.

Задачи:

1. Познакомиться с глобальными проблемами человечества и способами их решения ;

2. Сформировать сознательное отношение к глобальным проблемами человечества и личному участию в их решении;

3. Воспитание бережного отношения к природе;

Продуманность временных рамок различных этапов мероприятия позволила преподавателю провести его за 60 минут.

Мероприятие входит в систему экологических занятий в колледже, осуществляемых на протяжении всего учебного года. Одной из целей мероприятия явилось сплочение коллектива колледжа  через игровую деятельность в команде.

Данное мероприятие соответствует общим воспитательным задачам , уровню развития коллектива колледжа и возрастным особенностям обучающихся.

2.Анализ подготовки мероприятия:

Экологическое образование и воспитание  ставит своей целью формирование бережного отношения человека к окружающей его среде, воспитание у обучающихся экологической культуры в процессе практической, созидательной деятельности.

В январе я провела экологическую викторину: « Земля – наш общий дом». В котором принимали участие  студенты   I курса –группы ПАМ- 16, ПКМ -16, ПКС - 16. Совместно с  библиотекарем колледжа   организовали выставку книг “ Береги эту природу», «Земля – наш общий дом» .

Инициатором данного мероприятия была я, преподаватель биологии и  химии, руководитель волонтерского центра «Вектор жизни» Асхабова Светлана Сайпуллаевна. При подготовке к экологической викторине активное участие проявили сами студенты (поиск заданий к конкурсам, подготовка актового зала). Интерес к мероприятию возник уже на подготовительном этапе, так как обучающиеся сами искали интересные вопросы о природе ХМАО – Югры.

3.Ход мероприятия:

Вначале мероприятия мною были раскрыты перед обучающимися актуальность цели предстоящей деятельности. Этому способствовало оформление кабинета (фотографии природы, девиз к мероприятию, музыка). Экологическая викторина проходила в высоком темпе, с постоянной сменой деятельности, что поддерживало интерес к происходящему у обучающихся. Ребята показали хорошие знания в области биологии и экологии. В заключение мероприятия обучающиеся очень эмоционально и экологически грамотно высказывались о необходимости экологического воспитания как среди детей, так и среди взрослого населения. Кроме экологического воспитания, данное мероприятие сыграло положительную роль в сплочении коллектива колледжа. В ходе игры ребята поддерживали членов своей команды. Обучающиеся с охотой и интересом работали индивидуально и вместе.  Капитаны самостоятельно следили за дисциплиной и корректностью поведения и высказываний .

 4.Общая оценка мероприятия.

Все присутствующие, то есть 35 человек на данном мероприятии принимали активное участие. Предельное внимание и живой интерес, проявленные аудиторией в ходе мероприятия, позволяют сделать вывод о том, что содержание викторины опирается на интересы ребят.

Таким образом, цели и задачи, поставленные преподавателем  при проведении данного внеклассного мероприятия, были достигнуты.

Педагогическая ценность проведенного внеклассного мероприятия состоит в его воздействии на чувственные механизмы коллектива и каждого обучающегося в отдельности, что является действенным фактором развития и совершенствования отношений между студентами колледжа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения, развития экологического законодательства и формирования экологического права

Исторические этапы формирования природоохранного законодательства в России....

сценарий экологической игры " Путешествие по экологической тропе"

Сценарий экологической игры по станциям " Путешетвие по экологической тропе"...

Типовая программа профессионального модуля ПМ.04. Обеспечение экологической информацией различных областей экономики. МДК.04.03. Экологическая экспертиза и экологический аудит

Типовая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 20.02.01 Рациональное использование природохозя...

Экологические кризисы и экологические катастрофы

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины "Экология"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тезисы к выступлению на  I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...

Лекция 1 Общие сведения о экологическом мониторинге

Экологический мониторинг – это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во  времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и пр...

Экологические требования при проектировании зданий и сооружений. Экологическая оценка земельных ресурсов для строительной отрасли. Экологические требования к проектам строительства.

Экологические требования при проектировании зданий и сооружений. Экологическая оценка земельных ресурсов для строительной отрасли. Экологические требования к проектам строительства....