Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по общей и неорганической химии

    Валяева Мария Григорьевна

    материал содержит подробно разобранные примеры типичных заданий по органической, общей и неорганической химии. Присутствуют алгоритмы решения задач, составления названий изомеров, расчета степеней окисления, расстановки коэффициентов методом электронного баланса и другие алгоритмы. Материалы созданы с целью внедрения дистанционного обучения, так как помогают студенту провести практическую часть курса химии самостоятельно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx213.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

    Комплект внеаудиторных самостоятельных работ

    учебной дисциплины

    ОД.06 Химия

    основной образовательной программы

    по специальностям

    262023.01 Мастер столярного и мебельного производства

    15.01.30 Слесарь

    Профессии

     35.02.03 «Технология деревообработки»

    2017г

    Санкт-Петербург

    Распределение по часам для специальностей

    262023.01 Мастер столярного и мебельного производства

    15.01.30 Слесарь

    Название раздела

    Тема

    Название ВСР

    Раздел 1. Органическая химия

    Введение в органическую химию. Углеводороды

    1. Составление изомеров (изомерия)
    2. Дать названия веществ по систематической номенклатуре (алканы)
    3. Решение  расчетных задач на нахождение формулы по относительной плотности и массовым долям элемента
    4. Конспект. Применение алкенов на производстве
    5. Составление изомеров (алкены)
    6. Составление изомеров (алкины)
    7. Решение задач по уравнениям химических реакций
    8. Решение задач по уравнениям химической реакции
    9. Составление глссария по теме «Углеводроды»
    10. Составление сводной таблицы «Углеводороды»

    Кислородсодержащие органические вещества

    1. Составление изомеров (спирты)
    2. Составление уравнений химических реакций
    3. Составление сравнительной характеристики глицерина и этиленгликоля
    4. Решение задач на выход продукта реакции
    5. Составление изомеров (альдегиды)
    6. Сравнительная характеристика этаналя и метаналя  
    7. Решение задач по уравнению химической реакции на избыток-недостаток
    8. Карбоновые кислоты в природе.
    9. Составление глоссария по теме
    10. Составление сводной таблицы: «Углеводороды»

    Азотсодержащие органические вещества

    1. Составление изомеров (амины)
    2. Составление цепочек превращений
    3. Составление изомеров (аминокислоты)
    4. Доклады по темам: ферменты, гормоны, витамины, биологически активные вещества
    5. Оформление отчета по практической рабте
    6. Решение интеграционных задач
    7. Составление сводной таблицы: «ВМС»
    8. Составление глоссария по теме «азотсодержащие органические вещества»
    9. Генетическая связь органических веществ

    Раздел 2. Общая и неорганическая химия

    Химический элемент и вещество

    1. Решение задач (ЗС массы веществ)
    2. Составление электронно-графических формул
    3. Решение задач по теме строение атома
    4. Решение расчетных задач по теме химическая связь
    5. Решение расчетных задач по теме смеси
    6. Решение расчетных задач по теме растворы
    7. Решение ионных уравнений
    8. Составление глоссария по теме
    9. Тест по теме

    Химические реакции

    1. Тест
    2. Решение задач по ТХУ
    3. Составление отчета по лабораторной работе
    4. Решение задач на химическое равновесие
    5. Решение задач
    6. Расставление коэффициентов методом электронного баланса
    7. Составление уравнений электролиза в растворе и расплаве
    8. Оформление отчета по практической работе
    9. Составление глоссария по теме
    10. Составление цепочек превращений

    Классификация веществ в неорганической химии

    1. .Доклады по теме: применение металлов и сплавов
    2. Решение уравнений (Ме)
    3. Решение задач по теме металлы
    4. Составление цепочек превращений
    5. Решение уравнений (НеМе)
    6. Составление цепочек превращений
    7. Решение расчетных задач
    8. Решение уравнений по теме «генетическая связь»
    9. Составление уравнений гидролиза
    10. Решение уравнений
    11. Доклад «Химия в быту»
    12. Решение задач

    Раздел 1. Органическая химия

    Тема1. Введение в органическую химию. Углеводороды

    Алгоритм составления названия органического вещества по международной систематической номенклатуре IUPAC:

    Последовательность действий

    Пример

    1. Выбрать самую длинную углеродную цепь, чтобы радикал (ответвление) или функциональная группа были ближе к началу цепи, и пронумеровать её.

                                             C2H5

                                           1          2     | 3            4       5

    СH3 – СH – СH – СH – СH3

                                        |                |

       CH3               CH3

    1. Назвать радикалы (СН3 – метил, С2Н5 - этил). Перед  названием радикала поставить цифру, соответствующую атому углерода, у которого этот радикал находится. Записать число одинаковых радикалов греческими числительными (2 – ди, 3 – три, 4 – тетра).

    2-метил,3 – этил, 4-метил или 2,4 – диметил, 3-этил

    1. Записать корень названия по числу атомов углерода в главной цепи.

    Если 5 атомов углерода в главной цепи, то название корня соответствует названию алкана с пятью атомами углерода - пентан

    2,4 – диметил, 3-этилпентан

    1. Указать суффиксом или окончанием вид углеводорода (алкан – «ан», алкен – «ен», алкин – «ин») или функциональной группы («ол» – спирт, «аль» – альдегид, «-овая» кислота – карбоновая кислота ).

    В данном примере – алкан

    1. Цифрой после названия указать положение функциональной группы (если она есть) или положение кратной связи.

    ----

    1. ВСР №1. Составление изомеров (изомерия)

    Изомерия – явление существования молекул с одинаковым количественным составом, но разным строением и свойствами.

    1. Изомерия углеродного скелета
    2. Изомерия положения кратной связи
    3. Изомерия положения функциональной группы
    4. Изомерия межклассовая

    Задание. Составить изомеры углеродного скелета, дать названия веществам по систематической номенклатуре IUPAC

    СН3 – СН – СН – СН2

                СН3 СН3

    Алгоритм выполнения

    1. Назвать вещество, найти количественный состав (посчитать атомы углерода и водорода)

    С6Н14

    СН3 – СН – СН – СН3

               СН3   СН3

    1. Составить цепочку из данного количества атома углерода и расставить водороды, опираясь на правило: валентность углерода в органических веществах – 4. Назвать по правилам номенклатуры.

    СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3

    гексан

    1. Составить первый изомер, сократив исходную цепочку на один атом углерода (это радикал - ответвление). Радикал поставить к любому другому атому углерода, но не на край цепочки.

    Чтоб не ошибиться, целесообразно первоначально работать с цепочкой, содержащей только атомы углерода, а после составления изомера, расставить атомы водорода

    Дать название

    СН3 – СН – СН2 – СН2 – СН3

                     СН3

    2-метил пентан

    1. Далее возможен перенос радикала к другому атому углерода (в центр) или сокращение цепочки на еще один атом (соответственно, появление еще одного радикала)

    Дать название

    СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3

                                      СН3

    3-метил пентан

    Обязательно проверить, чтоб количественный состав всех изомеров соответствовал первой формуле (С6Н14)

    Дополнительные задания:

    а. СН3 – СН – СН – СН3

                СН3     С2Н5

    б. СН3 – СН – СН – СН2

                  С2Н5    С2Н5

    в.

    СН3 – СН – СН – СН2 – СН3

               СН3   СН3

    г.        СН3

    СН3 – С   – СН – СН3

               С2Н5 

    д. СН3 – СН – С = СН2

                   СН3   СН3

    е. СН3 – СН – С = СН2

                    СН3 С2Н5

    1. ВСР №2. Дать названия веществ по систематической номенклатуре (алканы)

    Алгоритм см. стр. 5

    1. Дать названия веществам по систематической номенклатуре IUPAC:

    а)                              СН3   СН3

    СН3 – СН2 – СН2 –   С  –  СН – СН3

                                      СН3 

    б)                           С2Н5

    СН3 – СН = СН – С  –  СН2 – СН3

                                  СН3

    в)        СН3

    СН3 – С – СН2 – СН2– ОН

               СН3

    г)                                     С2Н5

    СН3 – СН = СН – СН  –  СН – СН3

                                  СН3

    1. ВСР №3.  Решение  расчетных задач на нахождение формулы по относительной плотности и массовым долям элемента

    Алгоритм решения: 

    1. Записать дано (массовая доля обозначается W, единицы измерения - %).  

    2. Вычислить молярную массу по формуле: M=D*M(газа). Молярную массу газа рассчитать по таблице Менделеева (для воздуха – это 29 г\моль). D – относительная плотность по газу.

    3. По формуле определить количество атомов углерода и водорода соответсвенно:

                           M(CxHy)*W(C)                                M(CxHy)*W(H)                          

    X (для С) =    Ar(C)*100%             y (для Н)=       Ar(H)*100%        

        4.Запишите ответ в виде формулы СxНy

    Задачи для самостоятельного решения

    1. Ароматический углеводород нафталин содержит 93,75 % углерода, 6,25 % водорода. Выведите формулу нафталина, если плотность паров вещества по воздуху равна 4, 41.
    2. Выведите молекулярную формулу хлорпроизводного предельного углеводорода с массовой долей хлора – 89,9% и углерода – 10,1%. Относительная молекулярная масса этого соединения – 237. 1. Плотность алкена по азоту равна 1. Содержание в этом алкене углерода – 85,71%, водорода – 14,29%. Определите формулу вещества.
    3. Дихлорпроизводное углеводорода с плотностью по водороду 56,5 имеет следующий состав: углерод – 31,86%, водород – 5,31%, оставшаяся массовая доля приходится на хлор. Определите формулу алкена, который был прохлорирован.
    4. 1 моль алкена имеет массу 112 г и содержит 85,71% углерода и 14,29% водорода. Определите формулу алкена.
    5. Молекулярная масса дибромпроизводного алкана, полученного бромированием алкена, равна 300. Массовая доля углерода в нем составляет 40%, водорода – 6,67%, брома – 53,33%. Определите формулу исходного алкена.
    6. Некоторый алкен имеет плотность по водороду 28. При сжигании 20 г этого алкена образуется 62,86 г СО2 и 25,71 г H2O. Найдите формулу этого вещества.

    1. ВСР №4. Конспект. Применение этилена

    Составить реакции и заполнить таблицу

    Химические свойства этилена

    Применение продуктов реакции

    1. Гидратация
    2. Полимеризация
    3. Галогенирование
    4. Гидрогалогенирование

    1. ВСР № 5. Составление изомеров (алкены)

    Алгоритм см. стр. 5,6 (обратные задания выполняются в обратной последовательности)

    *Задачи для самостоятельного решения*

    1. Напишите структурные формулы следующих соединений: а) этилен; б) 2-метилпропен; в) 2-пентен; г) 2,3-диметил-1-хлор-2-пентен; д) 3-гексен; е) 4-октен; ж) 3,4-диметил-3-гексен; з) 2-метил-3,4-диэтил-3-гексен; и) 2 метил - 2-бутен; к) 3,4-диэтил-2-гексен; л) 3-метил-2-пентен.
    2. Изобразите все возможные изомеры алкена, имеющего  формулу С5Н10.
    1. ВСР № 6. Составление изомеров (алкины)

    Алгоритм см. стр. 5,6

    Дать названия веществам по систематической номенклатуре IUPAC:

    а)                          СН3   СН3

    СН3 – СН = С –   С  –  СН – СН3

                                 СН3 

    б)                           С2Н5

    СН3 – СН = СН – С  –  СН2 – СН3

                                  СН3

    1. ВСР № 7. Решение задач по уравнениям химических реакций

    Алгоритм решения:

    1. Записать дано (V – объем, единицы измерения – литры, см 3)

    2.Составить уравнение реакции горения вещества. Уравнять (расставить коэффициенты).

    3.  Подчеркнуть вещества, которые будут участвовать в расчетах.

    4. Над формулой соответствующего вещества проставить численное значение объема. Над формулой вещества, объем которого необходимо вычислить поставить – X или ?.

    5.  По коэффициентам, стоящими перед этими веществами, определить количество вещества по уравнению реакции (ɣ - количество вещества, единицы измерения - моль)

    6. под формулами соответствующих веществ, проставить данные константы – молярного объема (Vm = 22,4 л\моль)

    7. Перемножить молярный объем на ɣ. Полученное число, поставить под соответствующими формулами веществ ниже.

    8. Составить пропорцию и решить уравнение относительно одного неизвестного.

     

    *Задачи для самостоятельного решения*

    1.При тримеризации ацетилена (С2Н2) объемом 67,2 л получен бензол. Рассчитать массу полученного бензола, если выход продукта реакции составил 75% от теоретически возможного.

    1. Какой объем этилового спирта, массовая доля воды в котором составляет 4% (плотность = 0,8 г\мл) потребуется для получения 97,2 г бутадиена-1,3 по методу Лебедева, если массовая доля выхода продукта реакции составляет 90%?

    1. ВСР № 8. Решение задач по уравнениям химической реакции

    Алгоритм см. стр. 8

    1. Для полного бромирования газообразного алкина массой 3,25 г потребовалось 40 г брома. Определите формулу алкина и назовите его, если масса 1 л этого газа равна 1,16 г (н. у.).
    2. Плотность по хлору алкина составляет 0,563. Массовая доля углерода в нем – 90%, водорода – 10%. Определите формулу вещества и назовите его


    1.9. ВСР № 9. Составление глоссария по теме:

    углеводороды, производные углеводородов, функциональная группа, изомерия, гомологический ряд, реакция галогенирования, гидрирования, гидратации, гидрогалогенирования, изомеризации, полимеризации, дегидрирования, дегидратации.

    1. . ВСР № 10. Составление сводной таблицы «Углеводороды»

    Алканы

    Алкены

    Алкины

    Алкадиены

    Общая формула

    Гомологический ряд

    Строение молекулы

    Химические свойства

    Реакции присоединения

    Реакции замещения

    Реакции разложения

    Реакции горения

    Качественная реакция

    Получение

    Применение

    Тема2. Кислородсодержащие органические вещества

    (спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы)

    2.1. ВСР № 11. Составление изомеров (спирты)

    Алгоритм см. стр. 5,6

    Молекулярная масса некоторого моносахарида равна 180, содержание углерода – 40%, водорода – 7%, кислорода – 53%. Установите молекулярную формулу вещества, назовите его, составьте изомеры.

    2.2. ВСР № 12. Составление уравнений химических реакций

    Метан – ацетилен – уксусный альдегид

    Ацетилен – этилен – этанол – этилен – 1,2-дибромэтан

    Ацетилен – бензол - хлорбензол

    2.3. ВСР № 13. Составление сравнительной характеристики глицерина и этиленгликоля

    Заполнить таблицу

    Глицерин

    Этиленгликоль

    Формула

    Физические свойства

    Химические свойства

    Качественная реакция на многоатомные спирты

    Получение

    Применение

    2.4. ВСР № 14. Решение задач на выход продукта реакции

    Алгоритм решения задач на  выход продукта реакции

    Порядок действий

    Пример: Определите выход продукта реакции синтеза    аммиака, если при взаимодействии 6,72 л азота с избытком водорода получено 6,72 л аммиака.

    I. Запишите краткое условие задачи и уравнение    химической реакции, подчеркните вещества, о которых идет речь в задаче.

    Переведите массу (объем) известного исходного вещества (реагента) в количество (моли): n = m : M (n = V : Vm)

    Д а н о :                                     Решение:

    V(N2) = 6.72 л            N2 + 3 H2 =  2 NH3

    Vпракт.(NH3)=6.72 л     1 моль           2 моль                                                                 

    φ (NH3) = ?

                n (N2) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

    II.Определите количество продукта по уравнению реакции.    Т.е. теоретически возможное (если бы выход реакции

         составлял бы 100%) .

     По уравнению: 1 моль  (N2)   →    2 моль (NH3) Следовательно:  0,3 моль  (N2)    →   0,6моль(NH3)  

    nтеорет.  (NH3)  = 0.6 моль  (или 13,44 л)                                

    III. Определите, какую часть от теоретически возможного составляет практически полученная по условию масса (объем, количество) продукта.

    Воспользуйтесь формулой:

        η = mпракт. / m теор.  или  φ = Vпракт./ Vтеор.

      Запишите ответ.

    Обратите внимание:  

    Vпракт./ Vтеор = nпракт. / nтеорет. = φ

     nпракт. (NH3) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

    φ (NH3) = 0,3моль (6,72 л) : 0,6моль (13,44л) = 0,5 (50%)

      Ответ: φ (NH3) = 50%.

    Задачи для самостоятельного решения

    1. При взаимодействии уксусной кислоты массой 120 г с хлором получили 170 г хлоруксусной кислоты. Определите выход по массе продукта реакции (в %).
    2. При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом меди (II) массой 34 г получили альдегид. Вычислите массу продукта.

    1. ВСР № 15. Составление изомеров (альдегиды)

    Алгоритм см. стр. 5,6

    Составить структурную формулу для 2,3-диметилпропаналя. Составить 2 изомера, дать название по систематической номенклатуре

    1. ВСР № 16. Сравнительная характеристика этаналя и метаналя

    Метаналь  

    Этаналь

    Формула

    Физические свойства

    Химические свойства

    Качественная реакция на многоатомные спирты

    П
    лучение

    Применение

    1. ВСР № 17. Решение задач по уравнению химической реакции на избыток-недостаток

    Алгоритм  решения:

    1. Записать дано (V – объем, в литрах, m- масса, в граммах)

    2.Составить уравнение реакции. Уравнять (расставить коэффициенты).

    3.  Подчеркнуть вещества, которые будут участвовать в расчетах.

    4. Над формулой соответствующих веществ проставить численное значение массы (из дано). Над формулой вещества, массу которого необходимо вычислить поставить – X или ?.

    5.  По коэффициентам, стоящими перед этими веществами, определить количество вещества по уравнению реакции (ɣ - количество вещества, единицы измерения - моль) – составляем первую строку чисел.

    6. Под формулами соответствующих веществ, проставить данные константы – молярной массы (считать по таблице Менделеева) или молярного объема (22,4 л\моль) – составляем вторую строку чисел. 

    7. Перемножить молярную массу (объем) на ɣ. Полученное число, поставить под соответствующими формулами веществ ниже – составляем третью строку чисел.

    8. посчитать избыток-недостаток, для этого по формуле вычислить количество вещества:

    ɣ = m\M

    Посчитать для двух веществ количество вещества, расчеты вести по веществу, взятому в недостатке.

    9. Составить пропорцию и решить уравнение относительно одного неизвестного.

    *Задачи для самостоятельного решения*

    1. Сколько литров хлорэтана образуется при взаимодействии 70 г этилена со 100 г хлористого водорода?

    1. Сколько граммов этана можно получить при взаимодействии 52 г ацетилена с 67,2 г водорода, если известно, что выход этана составляет 90% от теоретически возможного.

    1. ВСР № 18. Карбоновые кислоты в природе

    Карбоновая кислота, формула

    Нахождение в природе

    Применение

    Муравьиная

    Уксусная

    Лимонная

    Щавелевая

    Яблочная

    Янтарная

    Молочная

    1. ВСР № 19. Составление сводной таблицы: «Углеводороды»

    Формула

    Нахождение

    В природе

    Физические свойства

    Химические свойства

    Значение

    Глюкоза

    Фруктоза

    Сахароза

    Лактоза

    Целлюлоза

    Крахмал

    1. ВСР № 20. Составление глоссария по теме

    Спирты, карбоновые кислоты, фенол, альдегиды, кетоны, углеводы, жиры, реакция этерификации, гидролиз.

    Тема 3. Азотсодержащие органические вещества

    3.1. ВСР № 21. Составление изомеров (амины)

    Алгоритм см. стр. 5,6

    Составить изомеры для амина с формулой: С5Н11NH2 .Дать название по систематической номенклатуре

    3.2. ВСР№22. Составление цепочек превращений

    Алгоритм см. стр. 8

    1.Сколько анилина (в мл) (http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589271/f_clip_image006_0000.gif= 1,02 г/мл) нужно взять, чтобы провести реакцию с соляной кислотой и получить 1,3 г хлорид фениламмония?

    2.Осуществить цепочку превращений 

    CaC2 -> C2H2 -> C2H4 -> C2H5Br -> C2H5NH2

     

    3.3. ВСР № 23. Составление изомеров (аминокислоты)

    Алгоритм см. стр. 5,6

    Составьте изомеры для 5-аминопентановой кислоты, Дать название по систематической номенклатуре

    3.4. ВСР №24. Доклады по темам: ферменты, гормоны, витамины, биологически активные вещества

    Темы:

    1. Гормоны
    1. Адреналин, норадреналин
    2.  Инсулин
    3. Стероидные гормоны (тестостерон)
    1. Ферменты
    1. Пищеварительные слюны
    2. Пищеварительные желудка

    1. Витамины
    1. Группа В
    2. Витамин А
    3. Витамин С
    4. Витамин Д

    План ответа

    Витамин \фермент\гормон

    Формула, классификация

    Характеристика

    Недостаток в организме

    Избыток в организме

    1. ВСР № 25. Оформление отчета по лабораторной работе

    Ответить на вопросы, решить дополнительные задания, составить уравнения реакций

    1. ВСР № 26. Решение расчетных задач по органической химии (интегрированные задания)

    1. Запах свежего сена обусловлен, главным образом, веществом, которое называют кумарином. В этом веществе содержится 73,97% углерода, 4,11% водорода и 21,92% кислорода. Выведите простейшую формулу вещества.(см. алгоритм стр.8)
    2. При производстве фенолформальдегидных пластмасс произошел аварийный сброс фенола в ближайший водоем. Рассчитайте молярную концентрацию фенола в водоеме, если масса воды в нем – 10000т, а масса  сброшенного фенола составляет 0,5 кг.
    3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Оно взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метил гексанол-3.
    4. Этот сложный эфир обладает запахом слив. При гидролизе образуется муравьиная кислота и изоамиловый спирт.
    5. Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот спирт, привлекающий других рабочих пчел. При бромировании этот  спирт образует 2,3,6,7- тетрабром-3,7-диметилоктанол-1.

    1. ВСР № 27. Составление сводной таблицы: «ВМС»

    ВМС (название)

    Мономер

    Физические свойства

    Применение

    Природные

    Крахмал

    Целлюлоза

    Синтетические

    Полиэтилен

    Полипропилен

    Поливинилхлорид

    Фенолформальдегидная пластмасса

    Стирол

    Изопреновый каучук

    Бутадиеновый каучук

    Хлоропреновый каучук

    1. ВСР № 28. Составление глоссария по теме

    Реакция поликонденсации, полимеризации, сополимеризации, крекинг, нуклеиновые кислоты, углеводы, белки, ферменты, катализатор, ВМС, влокна, пластмассы, амины, амфотерность, аминокислты, полипептид, пептидная цепь

    1. ВСР № 29. Генетическая связь органических веществ

    Осуществить цепочки превращений

    1. Метан – ацетилен – уксусный альдегид
    2. Ацетилен – этилен – этанол – этилен – 1,2-дибромэтан
    3. Ацетилен – бензол – хлорбензол
    4. Этанол – этаналь – уксусная кислота – этиловый эфир уксусной кислоты – ацетат натрия – метан – ацетилен - винилацетилен

    Раздел 2. Общая и неорганическая химия.

    Тема4. Химический элемент и вещество

    1. ВСР № 30. Решение задач

    Алгоритм см. стр. 8

    1.Какая масса водорода прореагировала с кислородом массой 16г, если образовалось 18г воды? 2.Магний соединяется с серой в соотношении 3:4. Сколько потребуется исходных веществ для получения 70г сульфида магния?

    1. ВСР № 31. Составление электронно-графических формул

    Порядок заполнения уровней и подуровней электронами

     

    I. Электронные формулы атомов химических элементов составляют в следующем порядке:

    ·                   Сначала по номеру элемента в таблице Д. И. Менделеева определяют общее число электронов в атоме;

    ·                   Затем по номеру периода, в котором расположен элемент, определяют число энергетических уровней;

    ·                   Уровни разбивают на подуровни и орбитали, и заполняют их электронами в соответствии Принципом наименьшей энергии

    ·                   Для удобства электроны можно распределить по энергетическим уровням, воспользовавшись формулой N=2n2 и с учётом того, что:

    1. у элементов главных подгрупп (s-;p-элементы) число электронов на внешнем уровне равно номеру группы.

    2. у элементов побочных подгрупп на внешнем уровне обычно два электрона (исключение составляют атомы Cu, Ag, Au, Cr, Nb, Mo, Ru,Rh, у которых на внешнем уровне один электрон, у Pd на внешнем уровне ноль электронов);

    3. число электронов на предпоследнем уровне равно общему числу электронов в атоме минус число электронов на всех остальных уровнях.

    *Задачи для самостоятельного решения*

    1. Назовите элементы и укажите число неспаренных электронов в атомах, имеющих следующие электронные конфигурации:

    а) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p2; б) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4;

    в) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d6 .

    2. Электронная конфигурация элемента 1s2 2s2 2p6 3s1. Назовите атомный (порядковый) номер и группу, в которую входит этот элемент.

    3. Приведены электронные формулы внешних электронных оболочек элементов: а) 2s2 2p5, б) 3s2 3p4, в) 3d1 4s2. Составьте полные электронные формулы и определите порядковые номера элементов. Какие это элементы?

    4.3. ВСР № 32. Решение задач по теме строение атома

    1. Сокращенная электронная формула элемента изображена в виде: ...5p3. Какой это элемент? Напишите полную электронную формулу и набор квантовых чисел для “последнего” электрона на внешнем электронном уровне 1).

    2.  Сокращенная электронная формула элемента изображена в виде: ...3d8. Какой это элемент? Напишите полную электронную формулу и набор квантовых чисел для 8-го электрона на d-подуровне 1).

    3.  Напишите полную электронную формулу элемента церия 58Ce.

    4. Напишите полную электронную формулу и нарисуйте орбитальную диаграмму для элемента 19K. Запишите набор квантовых чисел для последнего (наиболее далекого от ядра) электрона этого элемента 1).

    4.4. ВСР № 33. Решение расчетных задач по теме химическая связь

    1. ВСР № 34. Решение расчетных задач по теме смеси

    1.При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.

    2.При действии на смесь серебра и алюминия массой 30 г избытком соляной кислоты выделилось 11,2 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.

    4.6. ВСР № 35. Решение расчетных задач по теме растворы

    Решение задачи на массовые доли растворенного вещества

    1. Оформить дано
    2. Записать формулу расчета массовой доли растворенного вещества: w=mрастворенного вещества \ m раствора *100%
    3. m раствора= mводы + mрастворенного вещества
    4. Подставить значения в формулу

    *Задачи для самостоятельного решения*

    Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления:

    1. 50 г 0,5 %-ного раствора (ответ: 0,25 г, H2O - 49,75 мл);
    2. 60 г 1 %-ного раствора (ответ: 0,6 г, H2O - 59,4 мл);

    1. ВСР № 36. Решение ионных уравнений

    Алгоритм составления ионных уравнений

    Последовательность действий

    Пример

    1. Составить до конца уравнение реакции. Для этого проставить заряды ионов, пользуясь таблицей растворимости. Новые вещества записать обменяв ионы (+с-, на первое место ставится «+»-ион)

    Ca2+(OH)2- + H+Cl- = Ca2+Cl2- + (Н+ОН-)H2O

    2. Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты.

    Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O

    3. Подчеркнуть формулы электролитов, над этими формулами поставить растворимость (Р, М, Н).

    Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O

                  м                                         м

    4. Записать формулы растворимых электролитов в диссоциированном виде, учитывая коэффициенты в уравнении реакции.

    Ca(OH)2 + 2H++2Cl- = Ca++2Cl- + 2H2O

    5. Подчеркнуть одинаковые частицы справа и слева от знака равенства.

    Ca(OH)2 + 2H++2Cl- = Ca++2Cl- + 2H2O

    6. Записать уравнение без подчёркнутых частиц.
    ЗАПОМНИТЬ!!! В ионных уравнениях формулы электролитов

    1) растворимых в воде всегда записываются в диссоциированном виде;

    2) нерастворимых в воде и слабых кислот, растворимых в воде, всегда записываются в молекулярном виде;

    3) малорастворимых в воде слева записываются в диссоциированном виде, а справа – в молекулярном.

    Ca(OH)2 + 2H+= Ca++ 2H2O

    Укажите состав конечных продуктов, назовите их и расставьте коэффициенты в следующих уравнениях:

    H2S + Pb(NO3)2 =

    Cu(ОН)2 + HNO3 =

    CuSO+ Zn(ОН)2 =

    Na2CO3 + HCl =

    1. ВСР № 37. Составление глоссария по теме «Химический элемент и вещество»

    Атом, электрон, протон, нейтрон, химическая связь, ионная, металлическая, ковалентная, водородная, степень окисления, валентность, валентные электроны, смесь, сплав, раствор, массовая доля растворенного вещества.

    1. ВСР №38. Тест по теме «Химический элемент и вещество»

    1.Чему равен заряд ядра атома натрия?

    1) 0; 2) +11; 3) +1; 4) +23

    2. Сколько электронов в атоме азота?

    1) 0; 2) 1; 3) 7; 4) 14

    3. Сколько нейтронов в атоме углерода C?

    1) 0; 2) 12; 3) 6; 4) 7

    4. Укажите атом, в котором больше всего электронов:

    1) H; 2) Al; 3) Ar; 4) K

    5. Сколько электронов содержится в молекуле CO2?

    1) 6; 2) 12; 3) 8; 4) 22

    6. На внешнем энергоуровне элементов главных подгрупп число электронов:

    1) равно 2; 2) равно номеру периода; 3) равно номеру группы; 4) равно 1.

    7. Элементу 2-го периода до завершения внешнего уровня не хватает 3 электронов. Это элемент-…

    1) бор; 2) углерод; 3) азот; 4) фосфор.

    8. Элемент проявляет в соединениях максимальную степень окисления +7. Какую конфигурацию валентных электронов может иметь этот элемент в основном состоянии?

    1) 3d7; 2) 2s22p5; 3) 3s23p5; 4) 3s24d5.

    9. Формула высшего оксида некоторого элемента – ЭО3. Какую конфигурацию валентных электронов может иметь этот элемент в основном состоянии?

    1) 4d6; 2) 2s22p4; 3) 3s23p4; 4) 3s13d5.

    10. Строение внешнего и предвнешнего электронных слоёв атома меди

    1) 3s23p63d94s2;   2) 3s23p63d104s0;  3) 3s23p64s13d10;  4) 3s23p63d11.

    11. Относительная атомная масса хлора

    1) 36; 2) 35; 3) 35,5; 4) 35,4

    12. Менее яркие чем у кальция металлические свойства выражены у

    1) калия; 2) радия; 3) франция; 4) алюминия

    13. В ряду Al - Si - Cl увеличиваются

    1) Металлические свойства,  2) Неметаллические свойства,  3) Радиус атома,  4) Способность отдавать электроны

    2 курс

    Тема5. Химические реакции

    1. Классификация по числу исходных веществ и продуктов реакции

    Соединения

    А+В=С

    Замещения

    А+ВС=АС+В

    Разложения

    А=В+С

    Обмена

    АВ+СД=АД+СВ

    1. Классификация по тепловому эффекту

    С выделением теплоты-экзотермическая реакция (+Q)

    С поглощением теплоты – эндотермическая реакция (-Q)

    1. Классификация по изменению степени окисления

    С изменением степени окисления (ОВР)

    Без изменения степени окисления

    1. Классификация по агрегатному состоянию реагирующих веществ

    Гомогенные реакции (одинаковое агрегатное состояние реагирующих веществ)

    Гетерогенные реакции

    (разное агрегатное состояние реагирующих веществ)

    1. Классификация по обратимости реакции

    Обратимые реакции

    (протекают в прямом и обратном направлении)

    Необратимые реакции

    (протекают только в одном направоении)

    1. ВСР№ 39. Задания по теме «Химическая реакция»

    К какому типу можно отнести каждую из приведенных реакций (по все видам классификаций)?

    CaCO3 = CaO + CO2

    HCl + NH3 = NH4Cl

    CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

    HCl + NaOH = NaCl + H2O

    1. ВСР№ 40. Решение задач по уравнению химических реакций

    Алгоритм см. стр. 11

    1. Рассчитайте массу осадка, которая образуется при сливании растворов, один из которых содержит 260 г нитрата бария, а второй 220 г сульфата калия.

    2. К раствору, в котором находится 42,6 г нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 16 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшегося осадка.

    3. Какой объем газа (н.у.) выделится, если к раствору, содержащему 53 г карбоната натрия, прилить 400 г раствора азотной кислоты с массовой долей кислоты 20%?

    4. Рассчитайте, какая масса нитрата магния получится при взаимодействии 20 г оксида магния с раствором, содержащим 94,5 г азотной кислоты.

    5. К раствору, содержащему 40 г сульфата меди (II), прибавили 12 г железных опилок. Рассчитайте, останется ли в растворе сульфат меди (II) после того, как закончится реакция.

    1. ВСР № 41. Составление отчета по лабораторной работе

    Ответить на вопросы, решить дополнительные задания, составить уравнения реакций

    1. ВСР № 42. Решение задач на химическое равновесие

    Алгоритм рассуждения при решении задач на химическое равновесие

    Пример. Укажите, как повлияет:

    а) повышение давления;

    б) повышение температуры;

    в) увеличение концентрации кислорода на равновесие системы:

    2CO (г) + O2 (г) ↔ 2CO2 (г) + Q

    Решение:

    а) Изменение давления  смещает равновесие реакций с участием газообразных веществ (г). Определим объёмы газообразных веществ до и после реакции по стехиометрическим коэффициентам:

    (2 моль – СО и 1 моль О2 = 3 моль  и 2 моль – СО2, следовательно 2 объема – образуется из 3-х объемов исходных веществ)

    По принципу Ле Шателье, при увеличении давленияравновесие смещается в сторону образования веществ, занимающих меньший объём, следовательно равновесие сместится вправо, т.е. в сторону образования СО2, в сторону прямой реакции (→).

    б) По принципу Ле Шателье, при повышении температуры, равновесие смещается в сторону эндотермической реакции (-Q), т.е. в сторону обратной реакции – реакции разложения СО2 (←), т.к. по  закону сохранения энергии:

    Q - 2CO (г) + O2 (г) ↔ 2CO2 (г) + Q

    в) При увеличении концентрации кислорода равновесие системы смещается в сторону получения СО2 (→) т.к.  увеличение концентрации реагентов (жидких или газообразных) смещает в сторону продуктов, т.е. в сторону прямой реакции.

    1. В каких реакциях изменение давления окажет влияние на смещение равновесия? В какой из реакций предыдущей задачи повышение давления приводит к сдвигу равновесия влево?

    http://www.hemi.nsu.ru/im217_07.gif

    2.В какой из четырех реакций равновесие больше всего сместится вправо при одновременном повышении температуры и понижении давления?

    http://www.hemi.nsu.ru/im217_08.gif

    5.5.ВСР №43. ОВР

    Алгоритм расстановки степеней окисления

    1. Степень окисления – условный заряд химического элемента, при условии, что все связи ионные. Сумма всех степеней окисления в веществе = 0.
    2. У кислорода степень окисления = -2
    3. У водорода = +1
    4. Степень окисления бинарных соединений – по правилу «крест - накрест»

    Fe2

    О3

    +3

    +2

    1. Для веществ с составом 3 и более химических элементов, составляем уравнение тноосительно одного неизвестного (х – степень окисления среднего элемента)

    Н2

    S

    O4

    +2

    x

    -8

    Где +2 – суммарная степень окисления 2-х водородов (в Н2SO4 – 2 атома водорода)

    Где -8 – суммарная степень окисления 4-х кислородов

    Уравнение: 2+х+(-8)=0 , х=+6

    Степень окисления S=-6

    Задания для самостоятельного решения: расставить коэффициенты методом электронного баланса

    1) NH3 + O2 = NO + H2O

    2) PH3 + Cl2 = PCl3 + HCl

    3) CH4 + Cl2 = CCl4 + HCl

    4) CuO + NH3 = Cu + N2 + H2O

    5) P + N2O = N2 + P2O5

    6) NO2 + H2O = HNO3 + NO

    7) NH4NO3 = N2O + H2O

    5.6.ВСР № 44. Расставление коэффициентов методом электронного баланса

    Алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса

    1. Составляют схему реакции, указав вещества, вступившие в реакцию, и вещества, получившиеся в результате реакции, например:

    https://studfiles.net/html/2706/260/html_WXXGeK9sqO.vCt4/img-qinlzo.png

    2. Определяют степень окисления атомов и пишут ее знак и величину над символами элементов, отмечая элементы, степень окисления которых изменилась:

    https://studfiles.net/html/2706/260/html_WXXGeK9sqO.vCt4/img-WifsT6.png

    3. Записывают электронные уравнения реакций окисления и восстановления, определяют число электронов, отданных восстановителем и принятых окислителем, и затем уравнивают их, умножая на соответствующие коэффициенты:

    числоhttps://studfiles.net/html/2706/260/html_WXXGeK9sqO.vCt4/img-MK1lNV.png

    Коэф-ты

    процесс

    https://studfiles.net/html/2706/260/html_WXXGeK9sqO.vCt4/img-37F8iM.png

    2

    3

    окисление

    https://studfiles.net/html/2706/260/html_WXXGeK9sqO.vCt4/img-OrzdUF.png

    6

    3

    2

    восстановление

    4. Полученные коэффициенты, отвечающие электронному балансу, переносят в основное уравнение:

    https://studfiles.net/html/2706/260/html_WXXGeK9sqO.vCt4/img-_qgtqH.png

    5.Уравнивают число атомов и ионов, не меняющих степени окисления (в последовательности: металлы, неметаллы, водород):

    https://studfiles.net/html/2706/260/html_WXXGeK9sqO.vCt4/img-TyU0Qf.png

    6.Проверяют правильность подбора коэффициентов по числу атомов кислорода в левой и правой части уравнения реакции – они должны быть равны (в этом уравнении 24 = 18 + 2 + 4, 24 = 24).

    Задания для самостоятельного решения

    1. Подберите пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях химических реакций:

    ? Mg + O2 = 2MgO

    ? Fe + 3Cl2 = ? FeCl3

    ? Al + ? S = Al2S3

    ? Cu + ?O2 = ? CuO

    5.7. ВСР № 45. Решение задач по ТХУ

    Алгоритм решения расчетных задач по термо-химическим уравнениям

    Задание: Сколько теплоты выделится при растворении 200 г оксида меди (II) (СuO) в соляной кислоте (водный растворHCl), если термохимическое уравнение реакции: CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O + 63,6 кДж

    № п/п

    Последовательность действий

    Выполнение действий

    1.

    Данные из условия задачи написать над уравнением реакции

    200 г

    CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O + 63,6 кДж

    2.

    Под формулой оксида меди написать его количество (согласно коэффициенту); произведение молярной массы на количество вещества. Над количеством теплоты в уравнении реакции поставить х.

    200 г                                         х

    CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O + 63,6 кДж

    1 моль

    1*80 г

    3.

    Составить пропорцию.

    200/80=х/63,6

    4.

    Вычислить х.

    х=159 кДж

    5.

    Записать ответ.

    Ответ: при растворении 200 г CuO в соляной кислоте выделится 159 кДж теплоты.

    Какие из нижеприведенных реакций являются эндотермическими?

    а) 1/2 N2 + O2 = NO2; ΔНо298 = 33,5 кДж/моль.

    б) 1/2 N2 + 3/2 H2 = NH3; ΔНо298 = -46 кДж/моль.

    в) 1/2 N2 + 1/2 O2 = NO; ΔНо298 = 90 кДж/моль.

    г) H2 + 1/2 O2 = H2O; ΔНо298 = -286 кДж/моль.

    5.8. ВСР № 46. Составление отчета по лабораторной работе

    5.9. ВСР№ 47 Составление глоссария по теме

    Химическая реакция, химическая связь, степень окисления, ион, электролит, электролитическая диссоциация, реакция соединения, замещения, обмена, разложения, экзо-эндотермическая реакция, реакция обратимая, необратимая.

    5.10. ВСР №48. Осуществить цепочки превращений

    1. Сu – Cu(NO3)2 – CuO – CuCl2 – Cu(NO3)2 – Cu
    2. Cu2S – CuSO4 – CuCl2 – Cu(NO3)2 – CuS – CuO – N2

    Fe – FeSO4 – Fe(OH)2 – FeO – Fe(NO3)3 – Fe2O3 – Fe 

    Тема 6. Классификация веществ в химии

    6.1. ВСР № 49. Доклады по теме: применение металлов и сплавов

    6.2. ВСР № 50. Решение уравнений

    1. К какому классу (или классам) относятся перечисленные соединения: Na2O, CO2, CuO, SO3, Fe2O3? С какими из них будет реагировать концентрированная серная кислота? Напишите уравнения реакций.
    2. Если хранить щелочи (NaOH, KOH) в неплотно закрытых банках, то с веществами постепенно происходят изменения, связанные с контактом этих веществ с углекислым газом CO2. Напишите уравнения происходящих реакций.
    3. Напишите уравнения получения оксидов нагреванием следующих веществ: а) Ca(OH)2, б) H3PO4, в) Ca3(PO4)2.
    4. Через раствор, содержащий 3,2 г гидроксида натрия, пропустили 1,568 л СО2. Какие соли и в каком количестве образовались?

    6.3. ВСР № 51. Решение задач по теме металлы

    1. Найдите массу железа в кг, полученного алюминотермическим способом из 400 кг алюминия и 800 кг оксида железа (III).
    2. Какой объём газа выделится при взаимодействии 15,9г карбоната натрия с избытком раствора соляной

    кислоты? 

    6.4. ВСР№ 52. Решение уравнений по теме «Металлы»

    Ca → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → CaSO4 → CaCl2 → Ca ?

         

    6.5. ВСР № 53. Решение уравнений по теме химические свойства металлов и неметаллов

    1. Сколько литров кислорода можно получить при нагревании 24,5 г бертолетовой соли KClO3?

    6.6. ВСР№ 54. Решение уравнений по теме «Неметаллы»

    Фосфор → хлорид фосфора (V) → хлороводород → хлорид цинка → хлорид серебра?

    6.7. ВСР№ 55. Решение задач по уравнению химических реакций

    Алгоритм см. стр. 11

    1. На раствор, содержащий 53 г карбоната натрия, подействовали раствором, содержащим 49 г серной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли (71г).

    2. На 40 г оксида алюминия подействовали 200 г 10%-го раствора серной кислоты. Найдите массу образовавшейся воды (3,67г).

    3. На 40 г оксида меди(II) подействовали раствором серной кислоты, содержащим 49 г безводного вещества. Найдите массу образовавшейся соли (80г).

    4. Определите, сколько граммов аммиака можно получить, нагревая смесь 20 г хлорида аммония с 20 г гидроксида кальция.

    6.8. ВСР № 56. Решение цепочек превращений

    Осуществите превращения согласно схеме:

    ZnCl2 – Cl2 – HCl – CaCl2 – AgCl

                                             

        FeCl3                H2

    6.9. ВСР № 57. Решение уравнений гидролиза

    Пример: Написать уравнения гидролиза CuSO4 в ионной и молекулярной форме и определить значение рН в растворе соли.

    1. Написать уравнение диссоциации соли:

    http://chimical-docs.ru/images/chim/algoritm-sostavlenija-uravnenij-gidroliza_1.gif→←http://chimical-docs.ru/images/chim/algoritm-sostavlenija-uravnenij-gidroliza_2.gif

    1.  Определить силу основания и кислоты, образующих соль.

    Ион слабого электролита подчеркнуть.

    Слабые основания: нерастворимые, а также NH4OH

    Слабые кислоты: все, кроме HCl, HBr, HJ, H2SO4, HNO3, HClO4, HMnO4, H2CrO4

    Следовательно, слабое – основание – Сu(OH)2

    Гидролиз идет по катиону (Cu2+)

    1. Составим уравнение сокращенного уравнения гидролиза – катион меди + вода

    Сu2++H+OH-=(CuOH)++H+

    Присутствие H+ дает кислую реакцию среды (ОН- - щелочную!)

    1. Составить полное уравнение гидролиза: 2Сu(SO4)+2HOH=(CuOH)2(SO4)+H2SO4

    Задания для самостоятельного решения

    Составить уравнения гидролиза(если возможно): CaCl2, Na2CO3, NaNO3, Ni(NO3)2, Mg(COOH)2 

    ВСР № 60. Решение задач по зимии

    1. На 24 г металлического магния подействовали 100 г 30%-го раствора соляной кислоты. Найдите массу образовавшегося хлорида магния (39г).  Mg + 2HCl = MgCl22
    2. На 40 г оксида меди(II) подействовали раствором серной кислоты, содержащим 49 г безводного вещества. Найдите массу образовавшейся соли (80г).

    СuO + H2SO4 = CuSO4 + Н2О

    1. Определите, сколько граммов аммиака можно получить, нагревая смесь 20 г хлорида аммония с 20 г гидроксида кальция. Реакция идет по уравнению:

    2NH4Cl+Са(ОН)2СаCl2+2NH3+2Н2О.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Информатика" 1 курс (Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП  ОУД.13 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...

    Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ.

    Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В данной работе приводится тематическое планирование ВСР...

    Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дтсциплине "Экономика".

    Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработке содержатся тематическое...

    Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дтсциплине "Право".

    Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработке содержатся тематическое...

    Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

    Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

    Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

    Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...